Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Таких еще не было
Специальный репортаж
22 августа 2013 года, 15:24
Текст: Елена ПОПОВА
На руднике “Октябрьский” идет монтаж нового козлового крана весом 200 тонн, который сможет работать при температуре до минус 45 градусов. Подобный гигант в скором времени появится и на “Комсомольском”. Кранов с такими характеристиками в нашем городе еще не было, рассказывает начальник цеха по ремонту грузоподъемной техники (ЦРГП) производственного объединения “Норильсктрансремонт” ООО “Норильскникельремонт” Игорь ПОВАЛЕННЫЙ.
Мы едем с Игорем Поваленным на Норильскую обогатительную фабрику, где уже приступили к работе два башенных крана новой модификации КБ-515.18. В утренней дымке хорошо просматриваются очертания машин. Пока наш автомобиль петляет по Старому городу, беседуем с начальником ЦРГП.
– Новые краны отечественного или импортного производства?
– Отечественного, – отвечает Игорь Поваленный. – По сравнению с зарубежной техникой наши краны при схожих характеристиках дешевле в несколько раз.
– А если говорить о надежности?
– Краны хорошие, новые. Как минимум несколько лет эта техника проработает без замечаний. У нас есть один такой кран, правда, немного другой модификации – КБ-515, так вот он уже четыре года эксплуатируется на копрах в Талнахе. За это время всего несколько незначительных отказов было. Импортные краны, без сомнения, тоже надежные, а по комфортности даже превосходят отечественные. Но любая техника, как вы понимаете, ломается, тем более при эксплуатации в северных условиях. А в случае с импортным оборудованием часто страдает оперативность поставки узлов и запасных частей. Поэтому сегодня почти весь парк грузоподъемной техники, которую мы обслуживаем, отечественного производства.
Новое взамен старого
Парк башенных и самоходных кранов на предприятиях Заполярного филиала начали активно обновлять в прошлом году. За это время в Норильск доставлено семь башенных кранов новой модификации КБ-515.18 (три уже введены в эксплуатацию), десять самоходных кранов большой грузоподъемности – ДЭК-631А (четыре введены в эксплуатацию). И на подходе еще несколько единиц грузоподъемной техники. Нужда в ней огромная.
– Парк башенных и самоходных кранов давно устарел, – объясняет Игорь Поваленный. – Любая техника с годами изнашивается, а большинству кранов, которые у нас в Норильске эксплуатируются, по двадцать и более лет. При том что требования к их конструкции постоянно меняются. К примеру, в марте этого года вышло новое положение Ростехнадзора, согласно которому любой кран грузоподъемностью свыше пяти тонн должен быть оснащен электронным регистратором параметров. Что это дает? В случае какого-то инцидента с помощью специального прибора представители надзорных органов благодаря регистратору могут легко считать информацию о причине случившегося. Новые краны сразу укомплектованы этим оборудованием, а на технике старой модификации нужно его устанавливать. Расставить датчики, которые будут передавать информацию в компьютер, поверьте, очень непросто. Старая техника – это вчерашний день. И от нее надо уходить. В том числе из соображений безопасности.
Надежность превыше всего
…Выражение “колосс на глиняных ногах” неожиданно обретает буквальный смысл. Хотя нет, “ноги” у кранов, которые стоят на Норильской обогатительной фабрике, обычные, металлические. А вот основание, на котором они установлены, – железобетонное. Таковы новые требования безопасности.
– Старые башенные краны можно устанавливать и на рельсовых путях, уложенных на щебень, а под эти краны согласно действующим требованиям льются вот такие монолитные железобетонные звенья, – показывает начальник цеха по ремонту грузоподъемной техники.
Мы разглядываем красавцев, вытянувших стрелы на 60 метров. Чтобы они не пересекались, ремонтники поставили краны на разных уровнях. Высота одного – 55 метров, другого – 45. Оба задействованы на ремонте кровли НОФ.  
Порывами сильного ветра на земле взметает клубы пыли и мелкого строительного мусора. Можно только догадываться, что делается там, на большой высоте…
– Крановщицы должны быть очень опытные! – закидывая голову вверх, соглашается Игорь Поваленный. – Представляете, что такое стрела длиной 60 метров? Это сильнейшая качка. Здесь очень многое зависит от мастерства крановщиц. Кстати, все они работают в ООО “Норильскпромтранспорт” (на башенных кранах стопроцентно женский коллектив).
К нам подходит бригадир ремонтников Андрей Желтов, экипированный современным страховочным снаряжением. Рассказывает: процесс сборки кранов длился два месяца, выполняло его звено из пяти человек. К отдельным видам работ привлекались узкие специалисты – электронщики, электрики, монтажники. Однако и после ввода в эксплуатацию технику не оставляют без внимания.
– В процессе работы у крана вытягивается кареточный канат. Поэтому в течение трех месяцев мы следим, чтобы не было провисания, – объясняет бригадир.
Попрощавшись с рабочими, едем дальше, на рудник “Октябрьский”, где идет сборка “эксклюзивного” крана.
Просто монстр
– Почему эксклюзивного? – неожиданно удивляется Игорь Поваленный. – На материке такие краны уже вовсю используются! Другое дело, что в Норильске их еще не было. Производит технику завод в Набережных Челнах. Начинка у крана импортная – немецкая электроника. Заполярный филиал закупил два таких агрегата.
Огромный железный “зверь” о четырех “ногах” в районе ШПУ-1 в Талнахе задумчиво наблюдает за царящей внизу суетой. Старому козловому крану и невдомек, что скоро на его месте взметнется ввысь ярко-оранжевый исполин, который далеко превзойдет его по размерам. Игорь Поваленный объясняет: у старого крана вес не более 50 тонн и длина моста – 50 метров, а у нового мост будет длиной 80 метров. “Настоящий монстр весом 200 тонн”, – показывает на огромную “ногу”, до поры до времени лежащую на земле, начальник цеха.
Мы наблюдаем, как рабочие под руководством старшего мастера Казбека Джикаева занимаются укрупнением узлов. Выпускник Владикавказского горно-металлургического института (факультет электромеханики), уже три года как работающий в Норильске, признается: с такими огромными механизмами сталкиваться еще не доводилось.
– Соберем на земле мост крана, “ноги” поставим на рельсы, а потом будем мост к “ногам” крепить, – объясняет Казбек Джикаев.  
– Принцип простой, – подключается к разговору Игорь Поваленный. – Технология предусматривает подготовку и сборку большинства конструкций на земле, чтобы максимально сократить объем работ на высоте. Самая сложная операция – установка собранного моста на опоры. Ее мы будем выполнять с использованием двух автокранов Liebherr грузоподъемностью 160 тонн. С ними можно черта на Луну забросить…
В холод и в жару
На обратном пути разговор о работе ремонтников продолжается.
– Один из участков  цеха занимается ремонтом и обслуживанием карьерных экскаваторов АТО “ЦАТК”, а также монтажом-демонтажем, ремонтом и обслуживанием кранов всех типов. По каждому направлению работает в среднем около 25 человек, – рассказывает начальник цеха.
– Самый напряженный график у вас, наверное, летом?
– Да, но зимой тоже не расслабляемся. Чтобы к началу лета строители могли приступить к ремонту зданий и сооружений ЗФ, часть кранов заранее расставляем на планируемых объектах. Зимой у нас свои трудности: морозная и ветреная погода, обледенение металлоконструкций. Кроме того, приходится расчищать площадки от снега.
– В этом году успеете все новые краны ввести в эксплуатацию?
– Всего в 2013-м приступят к работе 12 новых кранов: три башенных, пять  самоходных, один козловой и три мостовых. Сборка остальных четырех башенных и пяти самоходных кранов запланирована уже на следующий год.
– Жаркое лето внесло коррективы в вашу работу?
При этом вопросе начальник цеха оживляется. На производстве он с 1982 года. После окончания Норильского индустриального института начинал в тресте “Строймеханизация”, прошедшем за долгие годы многочисленные реорганизации. Бывало всякое, но такого лета Игорь Поваленный не помнит.
– Впору было объявлять “актировку”, когда на улице жара за 30 градусов. Тяжело, что там говорить. Попробуйте представить, каково это – “махать кувалдой”, в то время когда на улице такое пекло. При этом ведь нужно соблюдать все требования безопасности! Ремонтник должен работать в определенной спецовке, обуви, каске, он должен быть экипирован монтажной привязью.
– Наверное, как и во всех отраслях сегодня, сказывается нехватка кадров?
– Проблемы есть, – кивает Игорь Поваленный. – Высококвалифицированные специалисты сегодня в дефиците. К примеру, по всему НПР днем с огнем не сыщешь электронщиков. Да и по другим специальностям кадры нужны. Скажем, устраивается к нам пять человек, в итоге один остается. Удивительно еще, что удается сохранять стабильный коллектив! Многие старожилы цеха уехали на материк. Из тех, с кем я начинал, остались двое – Орест Коцовский и Александр Никитин. Сложно. Работы ведутся на улице. В любую погоду – в мороз и в жару. Кто-то высоты боится… Люди уходят. И это нормально, – добавляет Поваленный. – Вот льгот, к сожалению, при выходе на пенсию у нас никаких нет. Сколько мы ни бились, к высотникам нас не приравняли.
– А людей сколько нужно учить?
– Чтобы о человеке можно было сказать, что он мастер своего дела, монтажнику нужно отработать не менее пяти лет, наладчику – семь. Здесь, конечно, огромную роль играет опыт, который можно приобрести только с годами. Если человек выдерживает столько времени – из него получается хороший специалист. Именно на таких наш коллектив и держится.
Игорь Поваленный: “От старой техники надо уходить”
0

Читайте также в этом номере:

Идем в гору (Виктор ЦАРЕВ)
Метод экономии (Денис КОЖЕВНИКОВ Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Маленькая революция? (Евгения СТОРОЖКО)
Пешеходам и водителям (Евгения СТОРОЖКО)
Мастерски сделано (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Кубок остается (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Как большие (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Право на хижину (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Застряли (Елена ПОПОВА)
Штучный мастер (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Что на этикетке? (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Если хочешь – будь здоров! (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Тепло принять готовы (Лариса ФЕДИШИНА)
Вот будет праздник у ребят (Лариса МИХАЙЛОВА)
Нам по пути (Лариса ФЕДИШИНА)
Дети вернулись (Андрей СОЛДАКОВ)
В ожидании премьер (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Сошел с рельсов (Елена ПОПОВА)
Быть в форме (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск