Таких еще не было
Специальный репортаж
22 августа 2013 года, 15:24 Текст: Елена ПОПОВА
|
На руднике “Октябрьский” идет монтаж нового козлового крана весом 200 тонн, который сможет работать при температуре до минус 45 градусов. Подобный гигант в скором времени появится и на “Комсомольском”. Кранов с такими характеристиками в нашем городе еще не было, рассказывает начальник цеха по ремонту грузоподъемной техники (ЦРГП) производственного объединения “Норильсктрансремонт” ООО “Норильскникельремонт” Игорь ПОВАЛЕННЫЙ.
Мы едем с Игорем Поваленным на Норильскую обогатительную фабрику, где уже приступили к работе два башенных крана новой модификации КБ-515.18. В утренней дымке хорошо просматриваются очертания машин. Пока наш автомобиль петляет по Старому городу, беседуем с начальником ЦРГП. – Новые краны отечественного или импортного производства? – Отечественного, – отвечает Игорь Поваленный. – По сравнению с зарубежной техникой наши краны при схожих характеристиках дешевле в несколько раз. – А если говорить о надежности? – Краны хорошие, новые. Как минимум несколько лет эта техника проработает без замечаний. У нас есть один такой кран, правда, немного другой модификации – КБ-515, так вот он уже четыре года эксплуатируется на копрах в Талнахе. За это время всего несколько незначительных отказов было. Импортные краны, без сомнения, тоже надежные, а по комфортности даже превосходят отечественные. Но любая техника, как вы понимаете, ломается, тем более при эксплуатации в северных условиях. А в случае с импортным оборудованием часто страдает оперативность поставки узлов и запасных частей. Поэтому сегодня почти весь парк грузоподъемной техники, которую мы обслуживаем, отечественного производства. Новое взамен старого Парк башенных и самоходных кранов на предприятиях Заполярного филиала начали активно обновлять в прошлом году. За это время в Норильск доставлено семь башенных кранов новой модификации КБ-515.18 (три уже введены в эксплуатацию), десять самоходных кранов большой грузоподъемности – ДЭК-631А (четыре введены в эксплуатацию). И на подходе еще несколько единиц грузоподъемной техники. Нужда в ней огромная. – Парк башенных и самоходных кранов давно устарел, – объясняет Игорь Поваленный. – Любая техника с годами изнашивается, а большинству кранов, которые у нас в Норильске эксплуатируются, по двадцать и более лет. При том что требования к их конструкции постоянно меняются. К примеру, в марте этого года вышло новое положение Ростехнадзора, согласно которому любой кран грузоподъемностью свыше пяти тонн должен быть оснащен электронным регистратором параметров. Что это дает? В случае какого-то инцидента с помощью специального прибора представители надзорных органов благодаря регистратору могут легко считать информацию о причине случившегося. Новые краны сразу укомплектованы этим оборудованием, а на технике старой модификации нужно его устанавливать. Расставить датчики, которые будут передавать информацию в компьютер, поверьте, очень непросто. Старая техника – это вчерашний день. И от нее надо уходить. В том числе из соображений безопасности. Надежность превыше всего …Выражение “колосс на глиняных ногах” неожиданно обретает буквальный смысл. Хотя нет, “ноги” у кранов, которые стоят на Норильской обогатительной фабрике, обычные, металлические. А вот основание, на котором они установлены, – железобетонное. Таковы новые требования безопасности. – Старые башенные краны можно устанавливать и на рельсовых путях, уложенных на щебень, а под эти краны согласно действующим требованиям льются вот такие монолитные железобетонные звенья, – показывает начальник цеха по ремонту грузоподъемной техники. Мы разглядываем красавцев, вытянувших стрелы на 60 метров. Чтобы они не пересекались, ремонтники поставили краны на разных уровнях. Высота одного – 55 метров, другого – 45. Оба задействованы на ремонте кровли НОФ. Порывами сильного ветра на земле взметает клубы пыли и мелкого строительного мусора. Можно только догадываться, что делается там, на большой высоте… – Крановщицы должны быть очень опытные! – закидывая голову вверх, соглашается Игорь Поваленный. – Представляете, что такое стрела длиной 60 метров? Это сильнейшая качка. Здесь очень многое зависит от мастерства крановщиц. Кстати, все они работают в ООО “Норильскпромтранспорт” (на башенных кранах стопроцентно женский коллектив). К нам подходит бригадир ремонтников Андрей Желтов, экипированный современным страховочным снаряжением. Рассказывает: процесс сборки кранов длился два месяца, выполняло его звено из пяти человек. К отдельным видам работ привлекались узкие специалисты – электронщики, электрики, монтажники. Однако и после ввода в эксплуатацию технику не оставляют без внимания. – В процессе работы у крана вытягивается кареточный канат. Поэтому в течение трех месяцев мы следим, чтобы не было провисания, – объясняет бригадир. Попрощавшись с рабочими, едем дальше, на рудник “Октябрьский”, где идет сборка “эксклюзивного” крана. Просто монстр – Почему эксклюзивного? – неожиданно удивляется Игорь Поваленный. – На материке такие краны уже вовсю используются! Другое дело, что в Норильске их еще не было. Производит технику завод в Набережных Челнах. Начинка у крана импортная – немецкая электроника. Заполярный филиал закупил два таких агрегата. Огромный железный “зверь” о четырех “ногах” в районе ШПУ-1 в Талнахе задумчиво наблюдает за царящей внизу суетой. Старому козловому крану и невдомек, что скоро на его месте взметнется ввысь ярко-оранжевый исполин, который далеко превзойдет его по размерам. Игорь Поваленный объясняет: у старого крана вес не более 50 тонн и длина моста – 50 метров, а у нового мост будет длиной 80 метров. “Настоящий монстр весом 200 тонн”, – показывает на огромную “ногу”, до поры до времени лежащую на земле, начальник цеха. Мы наблюдаем, как рабочие под руководством старшего мастера Казбека Джикаева занимаются укрупнением узлов. Выпускник Владикавказского горно-металлургического института (факультет электромеханики), уже три года как работающий в Норильске, признается: с такими огромными механизмами сталкиваться еще не доводилось. – Соберем на земле мост крана, “ноги” поставим на рельсы, а потом будем мост к “ногам” крепить, – объясняет Казбек Джикаев. – Принцип простой, – подключается к разговору Игорь Поваленный. – Технология предусматривает подготовку и сборку большинства конструкций на земле, чтобы максимально сократить объем работ на высоте. Самая сложная операция – установка собранного моста на опоры. Ее мы будем выполнять с использованием двух автокранов Liebherr грузоподъемностью 160 тонн. С ними можно черта на Луну забросить… В холод и в жару На обратном пути разговор о работе ремонтников продолжается. – Один из участков цеха занимается ремонтом и обслуживанием карьерных экскаваторов АТО “ЦАТК”, а также монтажом-демонтажем, ремонтом и обслуживанием кранов всех типов. По каждому направлению работает в среднем около 25 человек, – рассказывает начальник цеха. – Самый напряженный график у вас, наверное, летом? – Да, но зимой тоже не расслабляемся. Чтобы к началу лета строители могли приступить к ремонту зданий и сооружений ЗФ, часть кранов заранее расставляем на планируемых объектах. Зимой у нас свои трудности: морозная и ветреная погода, обледенение металлоконструкций. Кроме того, приходится расчищать площадки от снега. – В этом году успеете все новые краны ввести в эксплуатацию? – Всего в 2013-м приступят к работе 12 новых кранов: три башенных, пять самоходных, один козловой и три мостовых. Сборка остальных четырех башенных и пяти самоходных кранов запланирована уже на следующий год. – Жаркое лето внесло коррективы в вашу работу? При этом вопросе начальник цеха оживляется. На производстве он с 1982 года. После окончания Норильского индустриального института начинал в тресте “Строймеханизация”, прошедшем за долгие годы многочисленные реорганизации. Бывало всякое, но такого лета Игорь Поваленный не помнит. – Впору было объявлять “актировку”, когда на улице жара за 30 градусов. Тяжело, что там говорить. Попробуйте представить, каково это – “махать кувалдой”, в то время когда на улице такое пекло. При этом ведь нужно соблюдать все требования безопасности! Ремонтник должен работать в определенной спецовке, обуви, каске, он должен быть экипирован монтажной привязью. – Наверное, как и во всех отраслях сегодня, сказывается нехватка кадров? – Проблемы есть, – кивает Игорь Поваленный. – Высококвалифицированные специалисты сегодня в дефиците. К примеру, по всему НПР днем с огнем не сыщешь электронщиков. Да и по другим специальностям кадры нужны. Скажем, устраивается к нам пять человек, в итоге один остается. Удивительно еще, что удается сохранять стабильный коллектив! Многие старожилы цеха уехали на материк. Из тех, с кем я начинал, остались двое – Орест Коцовский и Александр Никитин. Сложно. Работы ведутся на улице. В любую погоду – в мороз и в жару. Кто-то высоты боится… Люди уходят. И это нормально, – добавляет Поваленный. – Вот льгот, к сожалению, при выходе на пенсию у нас никаких нет. Сколько мы ни бились, к высотникам нас не приравняли. – А людей сколько нужно учить? – Чтобы о человеке можно было сказать, что он мастер своего дела, монтажнику нужно отработать не менее пяти лет, наладчику – семь. Здесь, конечно, огромную роль играет опыт, который можно приобрести только с годами. Если человек выдерживает столько времени – из него получается хороший специалист. Именно на таких наш коллектив и держится. |
0 | Твитнуть |