Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Проштрафились
СПРАШИВАЛИ – ОТВЕЧАЕМ
13 марта 2014 года, 13:05
Текст: Ольга ЛИТВИНЕНКО
В редакцию “Вестника” позвонила читательница и спросила, почему ее управляющая компания начисляет пени на задолженность по квартплате, хотя задолженность невелика. “Насколько мне известно, не все управляющие организации прибегают к пеням. Чем руководствуются те, кто использует штрафные меры?”
Мы связались с несколькими управляющими компаниями и выяснили, что некоторые из них действительно ввели в платежки за жилищно-коммунальные услуги строку “Пени”. Перед этим в Норильске долгое время никаких неустоек с жильцов не собирали. После многолетнего перерыва одним из первых начислять пени стал “Энерготех” – летом 2012 года. За ним подтянулись “Нордсервис” и “Жилищный трест”.
– Мы действуем по закону: право начислять пени нам дает 14-й пункт 155-й статьи Жилищного кодекса, – поясняют в бухгалтерии “Нордсервиса”. – Формула тоже регламентирована законом: при долге по оплате счета за содержание жилого помещения и коммунальные услуги начисляются пени за каждый день просрочки с учетом одной трехсотой доли от ставки рефинансирования Банка России (см. таблицу рядом. – Авт.).
Пени начисляют в течение месяца, следующего за отчетным. То есть если у вас долг по квартплате с 1 февраля, то неустойка начнет набегать с 1 апреля.
При этом у нанимателей квартир такие же обязанности, как у собственников, – они должны оплачивать жилищно-коммунальные услуги вовремя или платить пени за каждый день просрочки. И  совершенно неважно, много вы задолжали или мало, – долг есть долг. А компьютерная программа не спрашивает, болела ли у вас голова или была другая причина для того, чтобы внести квартплату не 10-го числа, а 11-го.
Спорная мера
Не все считают пени действенным инструментом воздействия на неплательщиков. Кто-то полагает, что, когда должник чувствует над собой постоянный контроль, у него появляется чувство ответственности. Кто-то с такой точкой зрения не согласен и уверен, что пени хоть и законная, но спорная мера с сомнительной эффективностью.
В Норильске большинство управляющих компаний к системе пеней пока не вернулись. Они не начисляют штрафы прежде всего потому, что не хотят с этим возиться: суммы невелики, а коммунальщикам собрать бы те долги, которые накопились и без пеней. Как сообщили “Вестнику” в городском управлении  жилищно-коммунального хозяйства, сейчас общий долг горожан за “коммуналку” составляет около 1,7 миллиарда рублей.
– Задолженностями у нас занимается коллекторское бюро, с которым мы заключили договор, – рассказала главный бухгалтер “Объединения коммунальников №1” Ирина Шлейхер. – Что касается пени, то мы их не начисляем, это только усложнило бы нам работу. Проще к каждому собственнику или нанимателю подходить все-таки индивидуально. Мы реструктурируем долги, подписываем соглашения о поэтапном погашении… Это лучше, чем ничего. Хотя не исключаю, что тоже вернемся к системе пеней, но пока – нет.
Обязаны платить
Горожане давно обратили внимание на то, что счета-извещения на оплату “коммуналки” в почтовые ящики больше не приходят. От электронной системы “Город” управляющие компании отказались и сейчас переходят на другие программные продукты, но переход несколько затянулся. И пока жильцы получают счета непосредственно в бухгалтерии ЖЭКа.  
Особо дотошные пытаются доказать, что если нет платежки, то нет и задолженности, и отказываются платить. Дескать, мы не обязаны ходить за платежным документом в ЖЭК.
В этом случае  специалисты советуют прочитать договор, заключенный между вами и управляющей компанией. Если УК выбрана общедомовым собранием жильцов, то типовой договор должны были утвердить на собрании. В этом документе должен быть пункт, касающийся рассылки платежек.
Кроме того, в статье 155 Жилищного кодекса (“Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги”) написано: “Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива”.
Добавим, что если управляющая компания нарушает свои обязательства по рассылке платежек, то вы вправе пожаловаться в жилищную инспекцию. Ее отделение в Норильске находится по адресу: пр. Ленинский, 1, кабинет 402, телефон 48-05-33.
Но само по себе отсутствие рассылки не освобождает от уплаты обязательных платежей.
 
Как рассчитывают пени
Формула расчета пеней предусмотрена  все тем же пунктом 14 статьи 155 Жилищного кодекса. Она учитывает одну трехсотую ставки рефинансирования Центробанка России:
➨ пени = сумма просроченной задолженности х количество дней х 1/300 х ставка рефинансирования ЦБ, которая действовала в период возникновения и погашения долга.
Фактически можно умножить все переменные и поделить результат на 300.
Сейчас ставка рефинансирования ЦБ составляет 8,25%.
Имейте в виду, что если в период задолженности ставка рефинансирования менялась, то пени начисляют отдельно по каждому периоду. К примеру, если ставка менялась трижды, то и расчетов будет тоже три.
В соответствии со статьей 155 Жилищного кодекса плату за жилое помещение и коммунальные услуги надо вносить ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим.
 
В тему
Дорого и плохо
Больше половины россиян недовольны качеством услуг ЖКХ и ценами на них. Это выявил опрос фонда “Общественное мнение” (ФОМ).
Между тем депутаты Госдумы решают судьбу управляющих компаний. Возможно, их обяжут получать лицензии.
По данным опроса ФОМ, проведенного осенью прошлого года, 52% россиян считают плохим качество услуг в жилищно-коммунальном хозяйстве. Положительно его оценивает только 31%. Меньше всего положение дел в этой сфере устраивает жителей городов с населением от 250 тысяч до одного миллиона человек – 25% позитивных откликов против 62% негативных. В городах-миллионниках довольных 37%, в селах – 30%. В Москве качеством жилищно-коммунальных услуг удовлетворена половина респондентов.
Среди проблем ЖКХ опрошенные называют то, что дом требует ремонта (14%), а также плохую уборку, грязь (6%), низкое качество воды (4%). Многие считают цены на коммунальные услуги слишком высокими: “Газ – дорого, свет – дорого”. Неоправданно высокой стоимость услуг считают 63% респондентов, и только треть (32%) называет цену терпимой.
А на прошлой неделе депутаты Госдумы на парламентских слушаниях обсуждали будущее компаний, управляющих многоквартирными домами. Законопроект, внесенный недавно в парламент, предполагает, что все управляющие организации должны получить лицензию до 1 мая 2015 года. Иначе их закроют.
Мнения депутатов разделились. Одни считают, что лицензирование поможет навести порядок в сфере управления жилищным фондом и коммунальным хозяйством и повысить качество услуг. Другие убеждены, что это разрушит конкуренцию на рынке ЖКХ, поскольку и сейчас есть случаи, когда муниципалитеты устанавливают коррупционные правила игры для управляющих компаний, а тех, кто не соглашается, выдавливают. Может получиться, что неудобные властям компании останутся без лицензий, а получат их муниципальные, государственные или аффилированные с ними предприятия.
Добавим, что обсуждаемый законопроект предусматривает ответственность губернатора, руководителя жилнадзора и руководителей управляющих компаний, но не предполагает ответственности муниципальных органов власти. Эту недоработку депутаты предложили исправить ко второму чтению.
Начислять штрафы или нет, решают сами управляющие организации
0

Читайте также в этом номере:

Чужие гены (Екатерина БАРКОВА)
Старый экзамен по-новому (Лариса ФЕДИШИНА)
Заслужили награды (Александра КАМЫШЕВА)
Срок отложен (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Будет как новая (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
Сквозная линия (Валентина ВАЧАЕВА)
Подросток поймет (Юлия ГУБЕЛАДЗЕ)
Обновление “Скалистой” (Екатерина БАРКОВА)
Традиция знать традиции (Юлия ГУБЕЛАДЗЕ)
Старт для умников (Валентина ВАЧАЕВА)
Сотовая эпопея (Марина БУШУЕВА)
Документ на память (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Обо всем объективно (Выбор зрителя с Еленой КОВАЛЕНКО)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск