Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
С мечом в руках Далее
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Богиня Макошь каждому из нас
ВОЗРОЖДЕНИЕ
13 марта 2014 года, 14:27
Фото: Николай Щипко
Текст: Татьяна РЫЧКОВА
В гимназии №1 после многолетнего перерыва заработает музей славянской культуры. За его воссоздание взялись два кандидата педагогических наук. Новый руководитель музея Фаина Кушнир имеет большой опыт в области музейной педагогики, директор гимназии Светлана Астраханцева – в сфере декоративно-прикладного искусства.
Здесь пахнет стариной. Сундук, кровать и детская люлька из потемневшего дерева, чугунный утюг, который заправляется углем, ухваты, коими вынимали чугунки из русской печи, части текстильного стана, на котором ткали льняное полотно, а еще хомут и сбруя для лошади, колесо от телеги – все эти музейные предметы несколько лет назад были привезены из фольклорных экспедиций. Туда ребята из гимназии №1 (ранее лицей искусств) ездили вместе со своим педагогом, основателем музея Людмилой Васильченко.
Ее коллеги, заглянувшие в музей, оживляются, вспоминая, что несколько лет назад в этой комнате и вокруг Людмилы Павловны все “журчало, двигалось и шуршало”. Извлекают из старинного сундука обереги, оставшиеся со времен Васильченко. Их делали ребята с фольклорного отделения и дарили педагогам и гостям гимназии, которых встречали с припевками, в народных костюмах. Экспедиции, выигранные гранты, победы фольклорного ансамбля “Ладо” на конкурсе “Надежды Европы” – вот чем была в истории гимназии эпоха Васильченко. На основе материалов своих экспедиций Людмила Павловна издала несколько книг. Уехала, оставив яркий след.
– Она была основополагающим звеном при разработке программы “Русская здрава”, которая хотя и в ином формате, но реализуется в гимназии до сих пор, – рассказывает заместитель директора по воспитательной работе Елена Скрябина. – Эта программа направлена на формирование здорового образа жизни в школе первой ступени с помощью русских традиций через игру и движение.
– Программу “Русская здрава” в этом году мы активно демонстрировали в рамках Всероссийского конкурса “Олимпиада начинается в школе” и победили в региональном туре. Это был наш козырь, наша фишка, – говорит замдиректора по научно-методической работе Наталья Лаврентьева, – а по России итоги еще не подведены.
– Больше бы таких увлеченных личностей – жизнь была бы другая, – приходят к единому мнению коллеги Людмилы Павловны и заявляют, что очень рады вливанию свежей крови в педагогический коллектив гимназии.
Новый руководитель музея Фаина Кушнир к воссозданию музея готова и в первую очередь озабочена комплектованием фондов. Кровать, люлька, хомут, утюг – хорошо, но мало. Большую часть музейной коллекции составляли предметы из личного собрания Людмилы Васильченко. Она увезла их, когда уезжала из города. Сейчас музею нужны новые экспонаты.
Загляните в бабушкин сундук
– Что в первую очередь потребуется для пополнения коллекции?
– Нужен текстиль: вышитые рубахи, рушники, скатерти, наволочки. Салфеток нет, дорожек. Люльку надо перебрать, кровать, – отвечает на вопрос Фаина Кушнир.
– Помню по вашей работе в центре музейной педагогики: при сборе материалов для выставок вы обращались к горожанам, которые приносили потрясающие раритеты.
– Так же мы намерены поступить и сейчас. Норильчане постоянно ездят в отпуск к родным. Огромное количество музейных предметов можно найти и на старых чердаках, и в бабушкиных сундуках. На отпущенные авиакомпаниями 20 килограммов груза мы выбираем только то, что у нас вызвало особенные личные переживания. Случайных предметов никто не везет. Как правило, это вещи уникальные, с интересной легендой, имеющие отношение не только к истории одной семьи, но и к истории России.
– Не каждый согласится навсегда расстаться с семейной реликвией.
– В таком случае мы готовы просить предмет на время, чтобы показать и рассказать о нем людям. Пользуясь возможностью, обращаемся к горожанам со страниц “Заполярного вестника” с просьбой помочь пополнить музейное собрание. Телефон 23-84-73. Из этих вещей мы будем создавать экспозиционные этюды, маленькие выставки, коллажи, зарисовки. Наверное, результат – не сама коллекция, где будет много предметов, не количество мероприятий, а сформированная особая образовательная среда, в которой дети и взрослые будут чувствовать себя очень органично.
Вокруг аутентичности
– Как музей впишется в концепцию образовательной деятельности вашего учреждения?
– У нас гуманитарная гимназия с углубленным изучением русского и иностранных языков. А язык – это часть культуры, – отвечает на вопрос директор гимназии №1 Светлана Астраханцева. – Невозможно изучать русский без знания традиций, истории, быта своего народа. Мы планируем возродить то направление, родоначальницей которого была Людмила Васильченко, внеся в старую концепцию некоторые изменения и дополнения. Нас интересует не только научное описание каждого из аутентичных предметов. Будем изучать его и с точки зрения истории, и с точки зрения этнографии, языка, фольклора.
– Но ведь у гимназии теперь другой профиль. Как при Васильченко, здесь уже не поют.
– Любое образовательное учреждение сегодня не может работать без социального партнерства. Мы хотели бы пригласить к сотрудничеству внешкольные учреждения, например замечательное фольклорное отделение Норильского колледжа искусств, музеи, которые есть на территории: истории освоения и развития НПР, Таймырский краеведческий. Хочется, чтобы у нас и экспедиции были, и декоративно-прикладное творчество развивалось: роспись, вышивка, народная игрушка.
– Светлана Владимировна, у вас солидный послужной список: директор центра внешкольной работы, заведующая кафедрой народного художественного творчества в вузе, создатель Международного художественного фольклорно-этнографического центра “Славянский град” в Болгарии. Может, и театр славянской моды в гимназии появится?
– Здесь все не так просто. Потому что русский костюм – это же не только платье, нужен и головной убор, и обувь, и украшения, и особый способ преподнесения костюма. Для решения целого комплекса задач потребуются разные специалисты, которые должны работать над образом. Есть идеи по поводу стилизованного русского костюма, занимаемся подбором специалистов, которые будут работать с детьми в этом направлении.
Свои пожелания высказывает Фаина Кушнир:
– Хорошо, если бы у нас появились костюмы – точные копии музейных подлинников. Потому что хочется реконструкции, воссоздания образа славянки.
– Возможно, учащиеся гимназии однажды придут в школу в русских сарафанах и кафтанах в качестве формы?
– Мы не претендуем на роль дизайнеров школьной формы, – отвечает Фаина Кушнир. – Хотя бы группу детей, которая будет встречать гостей, одеть в народные костюмы. Первое мероприятие уже скоро.
Всем – счастливой доли
– Фаина Геннадьевна, знаю, что вы только-только приступаете к своим обязанностям. Уже придумали тему первого занятия с музейным активом?
– Хотелось бы рассказать о традициях предков. Перечитала книгу Людмилы Васильченко “Природа славян”. Из всего многообразия славянских богов пока выбрала богиню Макошь, которая покровительствовала прядению и ткачеству, – рассказывает Фаина Кушнир. – У нее были две дочери, одну звали Доля, другую – Недоля. Они сидели на небесном своде и пряли людям нитки судьбы. Доля пряла нитку ровную – судьбу ясную, а у Недоли была нитка рваная – для невезучих. Хочется всем пожелать счастливой доли и ровных ниток.
– Чем на первых порах займутся ваши научные сотрудники – школьники?
– Составлением инвентарных паспортов и карт на имеющиеся в музее предметы быта. К сожалению, не сохранилось никакой атрибуции, будем считать этот момент положительным. Ребятам самим предстоит вычислить, что есть что. Такая информация понадобится уже скоро. Есть идея принять в апреле участие в городском проекте “Библионочь” и сделать в гимназии театрализованное музейно-поэтическое представление: прочтение со сцены “Сказки о попе и работнике его Балде”, которое будет сопровождаться показом в виде антуража наших музейных предметов. Показ сказочный, а про музейную достоверность расскажут подготовленные ребятами буклеты.
Очень хотелось бы, чтобы уже под этот проект количество наших экспонатов – постоянных или временных – увеличилось с помощью горожан. Проектов много, но сначала надо наладить музейное движение, а потом уже думать об использовании предметов в образовательной деятельности.
 
Старинные прялка и люлька станут для гимназистов предметами научного исследования
Электрический самовар сегодня тоже музейный экспонат
0

Читайте также в этом номере:

Чужие гены (Екатерина БАРКОВА)
Старый экзамен по-новому (Лариса ФЕДИШИНА)
Заслужили награды (Александра КАМЫШЕВА)
Проштрафились (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Срок отложен (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Будет как новая (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
Сквозная линия (Валентина ВАЧАЕВА)
Подросток поймет (Юлия ГУБЕЛАДЗЕ)
Обновление “Скалистой” (Екатерина БАРКОВА)
Традиция знать традиции (Юлия ГУБЕЛАДЗЕ)
Старт для умников (Валентина ВАЧАЕВА)
Сотовая эпопея (Марина БУШУЕВА)
Документ на память (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Обо всем объективно (Выбор зрителя с Еленой КОВАЛЕНКО)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск