Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Ни у кого не занятое искусство
ЮБИЛЕИ
22 сентября 2016 года, 14:54
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
Завтра в Красноярском крае начинается Неделя Андрея Поздеева, посвященная 90-летию со дня рождения художника, чьи работы хранятся не только в собраниях краевых музеев, но и в Третьяковской галерее, Русском музее, престижных частных коллекциях.
В 1982-м, через год после персональной выставки Андрея Поздеева в краевой столице, надо полагать, приуроченной к 55-летию со дня рождения художника, ее увидели норильчане. Живопись (26 холстов и картонов) и графику (31 лист) разместили в новом, открывшемся осенью 1979 года здании Норильской картинной галереи на Талнахской, 78. Открывала майский вернисаж начальник отдела культуры исполкома горсовета Галина Вахменина, благодаря которой выставка не только добралась в Норильск, но и осталась здесь, в фондах галереи.
Тогда имя художника стало открытием для большинства посетителей выставки. И для тех, кто ее принял, и для менее просвещенной публики, посчитавшей живопись и графику Поздеева “мазней”. В майском номере “Заполярной правды” появились восторженные статьи, в которых журналист Гунар Кродерс и поэт Марк Хасдан объяснили читателям газеты, почему в случае Поздеева они имеют дело с подлинным искусством.
Легенда легенде рознь
Сайт Фонда Поздеева,  зарегистрированный через десять лет после смерти художника, предваряют очень точные и честные строки Анатолия Кантора, одного из почитателей творчества и личности мастера:
– Андрей Геннадьевич стал легендой. Такова типичная судьба крупного таланта в России. Почти всю жизнь его шпыняют самым безжалостным образом; когда в конце жизни он уже перестает быть конкурентом кому бы то ни было, его называют “старейшиной”, “классиком” и демонстрируют всяческое уважение. А после смерти его величают “легендой”. Легенда легенде рознь. Поздеев не восходил по мраморным лестницам получать золотые призы, не приглашался в золоченые кремлевские залы на парадные приемы, не увенчивался лаврами. Его легенда была другой: он голодал и холодал, был заключенным и солдатом, кочегаром и тружеником искусства. В своей жизни он насмотрелся многого, и даже в стране, где каждый подвергся многим испытаниям, Андрей Геннадьевич может почитаться человеком, перенесшим все немыслимые тяготы жизни. Живопись Поздеева представляется весьма далекой от крестного пути художника. Если она и касается жизненных невзгод, то представляет их в сложной иносказательной форме символов, придуманных самим художником, а следовательно, нуждается в расшифровке и напряженной работе воображения…
На фоне Пушкина
Родился Андрей Поздеев 27 сентября 1926 года в селе Нижний Ингаш, что находится восточнее Красноярска. Известно, что рисовать начал рано, а первый успех узнал после участия в конкурсе рисунков, посвященном 100-летию Пушкина. За портрет поэта одиннадцатилетний художник даже получил денежную премию. А вот получить специальное, да и среднее образование по большому счету ему помешала война, на которую мобилизовали отца. В 1941-м Андрей устроился на комбайновый завод в Красноярске и вскоре получил шесть месяцев тюрьмы за то, что отлучился домой, к маме с бабушкой... После освобождения его направили на учебу в ремесленное училище на станции Енисей, а в 1943-м –  на фронт. Воевал доброволец на Дальнем Востоке. О войне, по свидетельству близких, вспоминать не любил, а если рассказывал, то обязательно подчеркивал, что сам не убил ни одного человека… И работ на военную тему оставил немного…
Военная служба для Андрея Поздеева закончилась в 20 лет на Курилах, где он заболел и, как следствие, был демобилизован. Работая художником в Минусинске в знаменитом краеведческом музее имени Мартьянова, Андрей Поздеев начал писать пейзажи и портреты и принял участие в выставке минусинских художников 1948 года. Через два года начинающий живописец уже жил в Красноярске, где подружился с Тойво Ряннелем, Борисом Ряузовым, Владимиром Мешковым и главным своим учителем – Андреем Лекаренко. Здесь же одновременно с вечерней школой бывший фронтовик окончил художественную. (Известны попытки поступить учиться в художественные училища Свердловска и Ленинграда, но из-за обострения туберкулеза ему всякий раз приходилось возвращаться домой.)
Работал до конца
Участие в выставке произведений сибирских художников 1956 года в Иркутске совпало для Поздеева с главным событием в его личной жизни. В этот год он сделал предложение своей бывшей учительнице литературы в вечерней школе Валентине Крючковой. Вместе они прожили 42 года – вполне счастливых, по словам  Валентины Михайловны. Только вот бриллиантовую свадьбу она отмечает одна...
Совместную жизнь Поздеевы начинали в бараке, где с отцом-журналистом жила молодая учительница. Вместе получили первую мастерскую и первую квартиру… Вместе в 1964 году открыли первую персональную выставку, которая, по воспоминаниям Валентины Михайловны, прошла спокойно: “Выступления на обсуждениях и в прессе были вполне доброжелательные”.
Всего с 1964-го по 1997 год у Андрея Поздеева состоялось 11 персональных выставок. После Красноярска и Новосибирска был Норильск, Таллин, Москва, Санкт-Петербург. Считается, что официальное признание к авангардисту из Красноярска пришло в 1993 году после первой московской выставки. По ее итогам Андрея Поздеева выдвинули на соискание Государственной премии, но наградили только в год смерти (1998) серебряной медалью Российской Академии художеств.
Не стало художника 12 июля. По воспоминаниям жены, работал он почти до самого конца. Последний натюрморт “Красная сирень” написал в июне, но подписать холст уже не смог. Утром в день смерти  попросил положить с ним чистый лист белой бумаги и кисточку.
Ничего не исчезает
Уже после первой выставки художник сформулировал для себя, что сущность его работы – в поисках своего стиля. Доведя до совершенства мастерство реалистического отображения действительности, Андрей Поздеев продолжил прерванную линию русского авангарда. По мнению специалистов, делал он это без надрыва и пафоса, глядя на мир с доброй улыбкой.
Уникальный талант и после смерти художника продолжает вербовать под его знамена все новых и новых почитателей. Один из прижизненных друзей Андрея Геннадьевича писатель Эдуард Русаков (это он написал предисловие к каталогу выставки в Норильске) среди тех, кого объединила любовь к творчеству мастера, называет литераторов Романа Солнцева, Евгения Попова, Валентина Курбатова, режиссера Каму Гинкаса и еще много вызывающих уважение имен. И цитирует Виктора Петровича Астафьева, оставившего запись в книге отзывов на юбилейной выставке художника 30 лет назад: “Ничего напрасно не появляется и ничего никуда не исчезает... Поздеев – это факт существования ЕГО искусства, ни у кого не занятого, яркого. “Это искусство ребенка, ничем не запятнавшего душу”, – сказала при мне умная женщина, и я с ней совершенно согласен. Быть может, этот “ребенок” намного вперед ушел от нас и ближе к будущей мысли и восприятию сложного современного мира находится, чем мы...”
27 сентября 2016 года, в день рождения художника, в Красноярском художественном музее имени Василия Сурикова откроется выставка ранних работ Андрея Поздеева. Поздние холсты и акварели можно будет увидеть в Красноярском культурно-историческом комплексе. Печатную графику – в правобережном культурном пространстве “Каменка”. Всего с 23 по 30 сентября в краевой столице начнут работу несколько уникальных экспозиций, составленных из фондов разных музеев и частных коллекций. Норильчане увидят поздеевские работы, впервые экспонировавшиеся в городе в 1982 году, в тех же залах на Талнахской, 78, в Международный день художника, 8 декабря.
0

Читайте также в этом номере:

Небо и земля (Лариса ФЕДИШИНА)
Все по уму (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Ремонт по графику (Марина БУШУЕВА)
Новый и прочный (Анна ФИНН)
Отмечены за мастерство (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Почти как дети (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Изобретать может каждый (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Химия на кухне и в школе (Марина БУШУЕВА)
Поднять папу с дивана (Валентина ВАЧАЕВА)
Северный потенциал (Лариса ФЕДИШИНА)
Голос в тундре (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Летать и легко, и приятно (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Деньги есть, нужны идеи (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Поколение достойных (Екатерина БАРКОВА)
Территория игры (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Есть памятник в Кайеркане! (Лариса ФЕДИШИНА)
Заметки извозчика (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск