Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
Экстрим по душе Далее
В четвертом поколении Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Туда, где рождалась руда
СОТРУДНИЧЕСТВО
14 августа 2014 года, 16:06
Фото: Аексей АРЛЮКОВ, Николай ЩИПКО
Текст: Татьяна РЫЧКОВА
В нескольких километрах от Талнаха течет ручей Мокулай. По одной из гипотез, лавовые потоки, пролившиеся здесь после извержения вулкана 260 миллионов лет назад, стали причиной образования Талнахского и Октябрьского месторождений. Участники международного платинового симпозиума мечтали посетить Норильск и побывать в этом легендарном для любого геолога месте. Их мечты исполнились. “Заполярный вестник” тому свидетель.
С 11 по 17 августа в Екатеринбурге проходит XII Международный платиновый симпозиум – событие в научных геологических кругах не менее значимое, чем Олимпийские игры для спортсменов, и также проводимое один раз в четыре года. В России данное мероприятие последний раз имело место 20 лет назад. И тогда, и сейчас участники симпозиума из разных стран мечтали посетить Норильск – легендарное для любого геолога уникальнейшее платино-медно-никелевое месторождение, слава которого гремит на весь мир. Мечты исполнились: приехали, спускались в рудники, исследовали керн, увезли с собой образцы норильских руд. “Заполярный вестник” побывал вместе с важными гостями города на ручье Мокулай в нескольких километрах от Талнаха. Именно здесь, по одной из гипотез, 260 миллионов лет назад после извержения вулкана пролились лавовые потоки и образовались Талнахское и Октябрьское месторождения.
Буквально рвавшиеся в Норильск участники симпозиума посетили “Норильскгеологию”, где познакомились с историей уникальных платино-медно-никелевых месторождений НПР в кабинетных условиях. Затем на двух “Уралах” они отправились на ручей Мокулай поработать в поле.
Главный геолог геологической партии Виктор Радько, мужчина с дочерна загоревшим лицом и шеей, очень проворно передвигающийся по горам с геологическим молотком в руках, образно рассказывает о гипотезе вулканогенного происхождения талнахских платино-медно-никелевых кладовых.
– Если считать месторождение чем-то полезным, к примеру яблоком, то базальтовое плато на ручье Мокулай и есть та яблоня, на которой выросло это яблоко. По отдельно взятому яблоку невозможно понять, откуда оно взялось, нужно видеть всю систему целиком. Магматизм – не только интрузия, но и все базальты, которые образовались одновременно с интрузией. Магматизм и есть это дерево.
По мнению Виктора Радько, “дерево” заслуживает не меньшего внимания, чем собственно руда, потому что “яблочек” может оказаться больше, чем открытых уже месторождений – Талнахского и Октябрьского. Потому-то именитым ученым-геологам из Канады, Дании, Южной Африки, Австралии, Франции, Финляндии, Китая, Японии, России и предложили поездку на Мокулай, где рудой даже не пахнет. Зато здесь хорошо обнажаются базальты, которые, по мнению Радько, и образовали талнахские месторождения.
Кстати, главный геолог геологической партии является автором другой интересной гипотезы образования норильских руд. Материал, посвященный этой теме, был опубликован в “Заполярном вестнике” года три-четыре назад. Сейчас, во время бурения скважин, гипотеза подтверждается.
По ручейку, по камушкам
“Уралы” останавливаются у лагеря, который был разбит у Мокулая еще вчера вечером. Гостям “Норильскгеологии” предлагают теплую одежду и геологические молотки. Экскурсия, точнее работа в поле, начинается.
Окрестности ручья Мокулай необыкновенно живописны. По левой стороне тянутся невысокие кирпичного цвета ступенчатые выветрившиеся горы, изредка поросшие чабрецом, нежными сиреневыми колокольчиками и розовыми гвоздиками. Горы, застывшая вулканическая магма, пролившаяся много десятков миллионов лет назад, – главный объект изучения на протяжении семи часов.
Чтобы подобраться к очередному участку практических занятий, приходится либо лезть по горе, что не всегда безопасно, либо перебираться через ручей Мокулай, что тоже требует определенной ловкости. Сапоги у участников симпозиума отсутствуют, и они прыгают с камушка на камушек в кроссовках. Все время накрапывает дождик, камни становятся скользкими, и вот уже один невозмутимого вида мужчина с трубкой в зубах, по виду типичный француз, получает боевое крещение в неглубоких водах Мокулая – соскользнул и на секунду оказался в воде по колени. К счастью, туристическая фирменная одежда, в которую одеты гости, обладает водоотталкивающими свойствами. И вот француз уже на берегу, трубка по-прежнему в зубах, и вид все такой же невозмутимый. Одна из экскурсанток, опирающаяся на тросточку, благополучно преодолевает все водные преграды с помощью коллег-мужчин. Виктор Радько, обутый в высокие резиновые сапоги, быстро сооружает переправы через ручей из больших валунов. По тому, как дружно и ловко геологи разных стран прыгают по камушкам Мокулая, вдруг оказываясь рядом с тем, кому нужно помочь, становится очевидно: геологи – это особое братство, притом очень мобильное.
Почему горы кирпичного цвета
Геологический язык чрезвычайно специфический, поэтому переводчики у группы тоже геологи – Женя и Лиза, точнее, Евгений Асахов, выпускник МГУ, и Елизавета Краснова, аспирант Московского института геохимии и аналитической химии. Они связные между Виктором Радько и его слушателями.
Гости НПР откалывают геологическими молотками кусочки базальтов от глыбы коренного отложения и рассматривают их в мини-микроскопы, между делом фотографируются на память на фоне нерастаявших пластов снега. Виктор Радько объясняет, почему Надеждинские базальты более мощные и какие переходы свидетельствуют о длительном перерыве в магмаизлиянии, а также рассказывает о разломах, трещинах, туфогенных горизонтах и многих других вещах, которые неподготовленному человеку непонятны.
Есть и понятное. Вот, например, эти крапинки на камне не что иное, как капли древнего дождя. Когда Надеждинская свита (свита – набор пластов горных пород) сменяется Моронговской, Виктор Радько объясняет, почему у гор кирпично-красный цвет:
– Это свидетельство того, что образовались глинистые минералы. И когда излился следующий поток магмы, произошел их обжиг, из глинистых минералов выделился гематит, который придал камням эту окраску. То же мы наблюдаем при производстве кирпичей.
Главный геолог геологической партии объясняет: вот эти обломки на берегу разбросало после взрывов, произошедших от соприкосновения горячей магмы с водой. Показывает: именно у этих столбов Хараелахской свиты был найден скелет листрозавра, обитавшего здесь 200–300 миллионов лет назад.
В конце маршрута ученые-геологи подкрепляются осетинскими лепешками, фотографируются на память на фоне живописного каньона и по высокому берегу правой равнинной стороны возвращаются в лагерь. Дорога в обратную сторону приятно быстрая – не больше часа, в отличие от семи по камешкам и горкам.
Удача улыбнулась
Лагерь. Стол под тентом, капли дождя барабанят уже по брезенту. Приложение к горячей гречневой каше – несколько глотков горячего чая из прокопченных чайников. Это обязательное средство профилактики простуды после долгого пребывания под дождем. Над Мокулаем звучит английская речь. Удивленный таким количеством народа над своим гнездом на противоположном берегу встревоженно парит орлан.
– За всю многомиллионную историю эти места не видели собрания такого интеллектуального цвета человечества, – произносит речь у костра главный геолог “Норильскгеологии” Сергей Ерыкалов.
Геологи не спешат переместиться в теплые “Уралы”. Ведь попасть, к примеру, в Египет доступно каждому, но придется ли еще когда-нибудь вернуться к этим горам кирпичного цвета и, стоя на берегу Мокулая, обменяться гипотезами происхождения уникальных платино-медно-никелевых месторождений Талнаха?
В составе нынешнего геологического десанта в Норильск две Надежды, два доктора геолого-минералогических наук – Надежда Криволуцкая, геохимик из Москвы, и Надежда Толстых, минералог из Новосибирска.
– Базальты изучают сто лет, – рассказывает Надежда Криволуцкая, – но при традиционно используемом спектральном анализе велика вероятность ошибок, сейчас появились новые методы определения компонентов в породе, они многое могут рассказать о происхождении месторождений.
Надежда Толстых объясняет, чем хороши международные геологические симпозиумы:
– Мы встречаемся с коллегами со всего мира и узнаем все новости о самых последних разработках и исследованиях в области геологии, обогащаем друг друга. Я была на разных месторождениях, в Норильск приехать не удавалось, потому что к вам сложно попасть. Наконец удача мне улыбнулась.
– Много геологов и ученых приезжают в Норильск, и каждый имеет свое мнение об образовании норильских месторождений. К единому прийти невозможно, но нужно стремиться к тому, чтобы оно было. Что у каждого свое мнение, это нормально, – говорит профессор Рид Киз из Государственного университета Австралии, находящегося в Мельбурне.
В роли переводчицы выступает Лиза Краснова.
– На самом деле я из Канады, – рассказывает Рид Киз, – но очень долго живу в Австралии. В Норильске второй раз, в 2006 году уже был здесь. Мне очень понравилось наше путешествие по Мокулаю, здесь очень красиво. Что меня больше всего удивляет, так это то, что на вечной мерзлоте растут деревья.
В прошлый приезд профессор уже спускался в талнахские рудники. Говорит, что его там удивило:
– Когда я был под землей в Австралии, то видел различные типы пород, они были небольшого размера и среднего, все очень красивые, но, когда попал в Норильск, увидел, что они могут быть огромными, до 50 метров высотой.
Всю жизнь хотел побывать здесь
Геологи легко перемещаются по странам и континентам. Профессор Раис Латыпов из России еще совсем недавно работал в профильном университете в Финляндии, а сейчас он уже сотрудник Южноафриканского университета в Йоханнесбурге. Его габаритами талнахских рудных тел и глубиной наших рудников не удивишь. Потому что самые глубокие в мире рудники – в Южной Африке, до пяти километров. В них добывают золото. Температура там очень высокая, и только с помощью вентиляции удается поддерживать ее на уровне 35–40 градусов, рассказывает профессор. Пласт уходит глубоко, приходится опускаться все глубже. Это нерентабельно, тяжело, и в Южной Африке подумывают, как заменить человеческий труд машинным. Но Норильск Раису Латыпову тоже интересен, потому что связан с тематикой его работы.
– Все, что я сейчас вижу, – это то, о чем я только читал и слышал, сейчас приехал посмотреть лично, чтобы получить общее впечатление, – рассказывает он. – Здесь руда – главный источник палладия, а в Южной Африке Бушвельдский комплекс является поставщиком 90% мировой платины. Бушвельдский комплекс – 9 километров, а здесь руда добывается из тел 50–100 метров. В талнахских рудниках я никогда не был, хочется посмотреть.
Сергей Служеникин, кандидат геолого-минералогических наук из Института геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии РАН (ИГЕМ), – один из членов оргкомитета не только нынешнего платинового симпозиума, но и того, что проходил в России 20 лет назад.
– Это второй платиновый симпозиум, который проводится в России, – рассказывает Сергей Федорович. – Первый был в Москве в 1994 году. Его участники тоже приезжали в Норильск, смотрели примерно те же объекты. Когда их спускали под землю на “Октябрьском” и говорили: “40 метров мощности массивные руды, богатые медью…” – все, конечно, начинали ахать и охать. Больше таких нет нигде. Вообще талнахские месторождения уникальны. Одни мировые месторождения – медно-никелевые, другие – платиновые, а у нас здесь совмещены 13 элементов, и даже в одном интрузиве может быть два разных месторождения, в нижней части руды медно-никелевые, а вверху платина.
У Дэвида Вильяма Броутена, доктора наук из Канады, добрые и детские глаза. У многих геологов такие. Можно предположить, что причиной тому – общение с природой и любопытство как профессиональная черта. Геологи открыты и просты в общении, даже если они обременены высокими званиями и должностями. Таков и доктор Броутен.
– Я впервые в России, – рассказывает он (переводит Женя Асахов). – Всю жизнь хотел побывать в Норильске. Это легендарное место для любого геолога рудника, каждый, по идее, должен бы его посетить. Очень рад, что наконец-то попал сюда. Пока все классно, я даже не ожидал, что все будет так круто. Мы еще спустимся под землю, пойдем на карьер. Впереди еще очень много интересного.
 
Открытие Норильска
В Заполярном филиале “Норильского никеля” подвели итоги пребывания в НПР участников XII Международного платинового симпозиума.
В программе симпозиума, теоретическая часть которого с 11 по 17 августа проводится в Екатеринбурге, значится и практика – выезды геологов непосредственно на крупные российские месторождения руд, имеющих в своем составе платину. Такое путешествие в Норильск  известные ученые из многих стран мира совершили в период с 30 июля по 6 августа. Гости встретились с руководством Заполярного филиала, познакомились с городом – побывали в музее и на “Норильской Голгофе”. Вместе с геологами поработали в поле – на ручье Мокулай и горе Гудчихе, по керну скважин занимались изучением Талнахской и Хараелахской интрузий, а также интрузий Норильск-1 и Норильск-2. С горняками спустились в рудники “Таймырский” и “Октябрьский”, побывали на карьере “Медвежий ручей”. После всех этих мероприятий, которые приезжие иначе, чем большой удачей, не называли, гостей города тепло проводили на материк в управлении Заполярного филиала.
– Научная экскурсия в рамках XII Международного платинового симпозиума подошла к концу, – обратился к гостям Виктор Иванов, заместитель директора – главный инженер Заполярного филиала. –  Для нас было большой честью принять такую представительную делегацию ученых, специалистов, геологов практически со всего мира. Вы познакомились с нашими производственными площадками, увидели своими глазами легендарное Норильское месторождение медно-никелевых руд, содержащих платиноиды.
Участникам XII Международного платинового симпозиума вручили сувениры на память о поездке в Норильск.
– Мы получили огромное удовольствие от посещения таких выдающихся месторождений, – выступили от лица гостей член  оргкомитета симпозиума Надежда Криволуцкая и представитель Канады Рид Киз ( выступление озвучивалось параллельно на русском и английском языках), –   хотя нас трудно удивить после наших поездок на многие месторождения Китая, Канады, Австралии, Южной Африки и других стран. Мы под большим впечатлением от приветливости и доброжелательности “Норильского никеля”. Огромное спасибо за ваше русское гостеприимство.
Гости сообщили, что получили огромное количество новой информации, которая не всегда соответствует тому, что опубликовано о Норильске и норильской руде в западной литературе. На Западе о геологии НПР знают очень немного. Выступавшие отметили, что самое большое  впечатление на участников симпозиума произвело посещение рудников, изучение и осмотр скважин и особенно то, что им разрешили взять с собой образцы норильских руд.
– “Норильский никель” –  открытая компания, – ответил на это Виктор Иванов. – Она всегда готова к взаимовыгодному сотрудничеству.
 
P. S. Все надежды и мечты участников симпозиума исполнились – они побывали на месторождении Норильск-2, рудниках “Октябрьский” и “Таймырский”, на карьере “Медвежий ручей”, изучали керн легендарных месторождений и особо были рады тому, что им разрешили взять с собой образцы наших руд.
Доктор наук геохимик Надежда Криволуцкая с коллегами из Китая
Долгий и увлекательный путь по Мокулаю начинается
Рид Киз благодарит Виктора Иванова за гостеприимство “Норильского никеля”
Мечта Дэвида Броутена (справа) побывать в Норильске сбылась
0

Читайте также в этом номере:

По принципам хартии (Вера КАЛАБЕКОВА)
Есть предложения (Валентина ВАЧАЕВА)
Игра по правилам (Татьяна РЫЧКОВА)
Каждой вещи свое время (Лариса ФЕДИШИНА)
Без замечаний (Евгения СТОРОЖКО)
“Бирюса” трубит общий сбор (Виктория РАЗВОДОВСКАЯ)
Из молодежи будет толк (Полина ИВАНОВА)
По пути обогащения (Юлия ГУБЕЛАДЗЕ)
Знающий поймет правильно (Аркадий ВИНИЦКИЙ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск