Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Спасать или не спасать?
ТЕАТР КРУПНЫМ ПЛАНОМ
19 апреля 2018 года, 14:35
Фото: Александр ХАРИТОНОВ
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
Норильская драма ставит спектакль про будущее.
Пьеса Евгения Шварца “Дракон”, написанная в 1943 году, в советские времена считалась диссидентской. Опасный смысл сказки о том, что прежде всего надо убить дракона в каждом из нас, перевесил лежащие на поверхности ассоциации с фашизмом, и “Дракон” был запрещен на долгие годы. На сцену он вернулся только в начале 1960-х. В 1988 году сказку экранизировал Марк Захаров. Фильм “Убить дракона” с Олегом Янковским, Александром Абдуловым и другими прекрасными актерами отличался от пьесы некоторыми деталями, но главным образом более мрачным и безнадежным настроением. В новейшее время постановку “Дракона” в Московском художественном театре осуществил Константин Богомолов. Этот спектакль, а также режиссер и исполнитель роли Дракона Игорь Верник были номинированы на “Золотую маску – 2018”. Режиссер в одном интервью сказал, что главной зацепкой  в этой настоящей, прекрасной литературе для него стало отчаяние, которым проникнута пьеса, и, конечно, жажда спасителя в безнадежной ситуации… Богомолова, как и Шварца, в большей степени интересовало, что случается с людьми после того, как дракон убит. Спектакль МХТ заканчивается днем сегодняшним, а режиссер Норильской драмы Анна Бабанова замахнулась на будущее.
– Сегодня, как в советское время, к нам вновь возвращается страх ядерной войны, а тема конца света стала чуть ли не трендом в искусстве и даже игровой индустрии. Считаю, что шварцевский “Дракон” очень располагает к разговору об апокалипсисе, – объясняет выбор пьесы режиссер. – Тревоги добавила субботняя бомбардировка Сирии силами США, Великобритании и Франции. К счастью, она не привела к человеческим жертвам и серьезным разрушениям, но что будет завтра?
Воскресение Брата
У Шварца сказка начинается с того, что странствующий рыцарь Ланцелот узнает о традиции города, куда он заглянул, раз в год отдавать самую красивую девушку правящему здесь 400 лет Дракону. Увидев очередную избранницу, дочь архивариуса Эльзу, Ланцелот вызывает Дракона на бой. Тот принимает вызов, но дает Эльзе отравленный нож, чтобы девушка убила странника. Эльза берет его, решив, что убьет не Ланцелота, а себя.
С помощью ковра-самолета и шапки-невидимки герой побеждает трехголового змея и, смертельно раненный, исчезает из города. Бургомистр же объявляет себя победителем Дракона и женихом Эльзы. Однако свадьбу расстраивает все тот же Ланцелот, вылеченный друзьями. Целый месяц он бродил в шапке-невидимке по городу и видел, что жизнь без Дракона в нем не изменилась. Отправив в тюрьму Бургомистра с сыном, Ланцелот готовится к “мелкой работе”, которая “хуже вышивания”: в каждом жителе города ему предстоит убить дракона. Правда, в финале пьесы этой тяжелой работе все-таки предшествует свадьба с Эльзой.
По замыслу Анны Бабановой, постапокалиптический Ланцелот в норильской постановке – это супергерой с чертами Данилы Багрова из “Брата” и “Брата-2” Алексея Балабанова.
– На эту мысль меня натолкнул социологический опрос, проведенный в интернете, – рассказывает Анна Бабанова. – Данила Багров обошел таких вымышленных героев, как Илья Муромец, Глеб Жеглов и даже Штирлиц. В нашей постановке он противостоит суперзлодею – Дракону эпохи потребления, к которому, как и у Шварца, полуразрушенный город уже привык. После ядерного взрыва этот Готэм населяют мутанты, люди-собаки, люди-коты, люди-ослы. Ланцелот приходит в город в момент паузы, перед тем как его в очередной раз распнут или убьют каким-то другим способом… Он рад всем, кто встречается на пути, пусть это бомжи, пытавшиеся его ограбить, или люди-собаки. После встречи с нашим Ланцелотом к ним возвращаются добрые чувства, люди-собаки становятся его учениками. В третьем акте, когда власть в освобожденном от Дракона городе захватывает Бургомистр, Ланцелот уже не похож на Данилу Багрова. Он, как Христос, говорит, что любит всех. Но стоим ли мы его любви, если все время предаем и убиваем? Может, нас и спасать-то не надо? Для меня это пока вопрос открытый.
Машенька – он, а Ваня – она
Роль Ланцелота режиссер доверила молодому артисту Александру Жуйкову, и выбором довольна:
– Ему ничего не нужно объяснять. Саша хорошо чувствует роль. Единственное, о чем я прошу, – чтобы в его игре было меньше пафоса, больше простоты и естественности.
Все получится и у исполнительницы роли Эльзы Инессы Талашкевич.
Пока мы ищем, пробуем. Актеры молодцы. Очень смешно играет Лебедя Нина Борисовна Валенская. Вообще животных в спектакле будет больше, чем в пьесе Шварца. Не только Кот Машенька, Осел и Дракон. Дракона у нас замечательно репетируют Женя Нестеров, Иван Розинкин и Лариса Ребрий. В роли Бургомистра – Сергей Николаевич Ребрий.
Из беседы с Анной Бабановой выяснилось, что на роль Кота пробуется пятиклассник Иван Хатников, у которого уже накопился солидный актерский багаж. Сам артист, оказавшийся в кабинете во время беседы корреспондента с его мамой, сообщил, что Кот Машенька ему нравится:
– Я помогаю Ланцелоту на протяжении всего спектакля, а еще злюсь на горожан за то, что они его бросили…
После 9 мая в театре ждут всех членов постановочной команды “Дракона”.
Из Москвы прилетят художники Илья Кутянский и Ваня Боуден. Сценограф Илья Кутянский впервые работает с Норильской драмой. Анне Бабановой нравится придуманный им постапокалиптический мегаполис. По ее словам, она давно мечтала о совместной постановке с художником, которого высоко ценят в театральном мире. Над костюмами работает Ваня Боуден. Как ее старший коллега, кстати, они оба, но в разное время, оканчивали постановочный факультет школы-студии МХАТ, молодая художница неоднократно номинировалась на “Золотую маску”.
Музыку к “Дракону” пишет питерский композитор Николай Морозов, известный своими работами в кино и театре.
Норильским театралам можно не представлять балетмейстера Николая Реутова, художника по свету Тараса Михалевского и видеоинженера Михаила Заиканова. В последний раз они все вместе работали над спектаклем Анны Бабановой “Жди меня…”, с которым после премьеры “Дракона” 21 мая театр отправится на Межрегиональный фестиваль-конкурс “Ново-Сибирский транзит”.
 
0

Читайте также в этом номере:

Самое настоящее будущее (Татьяна РЫЧКОВА)
Как избежать беды (Мария СОКОЛОВА)
Правильный старт (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Ученые возьмутся за Норильск (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Всё готово к третьему этапу (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
По плану и по существу (Лариса ФЕДИШИНА)
Кота меня ты позовешь (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Поздравляли все (Валентина ВАЧАЕВА)
Ровно 30 лет спустя (Анна САРАФАНОВА)
От Сталинграда до Берлина (Анна САРАФАНОВА)
Он сказал: “Поехали!” (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Где живут лучшие лыжники? (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск