Четверг,
18 октября 2018 года
№41 (4659)
Заполярный Вестник
С электричеством не шутят Далее
Производство может быть зеленым Далее
Всё поставлено на карту Далее
Наука размахнулась Далее
Лента новостей
15:05 На рудник «Скалистый» привезли 50-тонный статор подъемной скиповой машины
14:05 Дорожные службы Норильска готовы к зиме
13:05 В Норильской художественной галерее будут говорить об Александре Родченко
12:05 Стартует «Литературный Аргиш»
11:05 На медном заводе завершился ремонт одной из четырех анодных печей
Все новости
Школа для изобретателей
МИР НОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
1 февраля 2018 года, 14:03
Текст: Марина БУШУЕВА
С 15 по 21 января в Екатеринбурге состоялась четвертая зимняя научно-техническая школа “АрктикPRO – 2018”. Это третий, заключительный этап научно-технического марафона для подростков, который проводит “Норникель” в рамках благотворительной программы “Мир новых возможностей”. Вернувшись, норильские ребята поделились своими впечатлениями.
Что объединяет варежки без пальцев, меховые наушники, калькулятор, пластилин, эскимо и флаг Аляски? Оказывается, все эти предметы изобрели дети.
17 января отмечается Всемирный день изобретателя. Девять норильских подростков отметили этот праздник, погрузившись в науку.
– Чтобы попасть в Екатеринбург, подросткам пришлось доказать свое право на участие в серьезной борьбе, – отметила Марьяна Якупова, ведущий специалист управления благотворительных программ ЗФ “Норникеля”. – Первый этап марафона предусматривает прохождение школьниками онлайн-викторины. На втором они участвуют в квестах, где по различным критериям их оценивает группа экспертов. По итогам выбраны 25 ребят из более чем 1300 представителей Норильска и Таймырского Долгано-Ненецкого района, Мончегорска и Печенгского района Мурманской области. Получается 52 человека на место! Впервые в марафоне в этом году приняли участие школьники из Читы.
Екатеринбург стал четвертым крупным промышленным городом, который посетили участники марафона за время его существования. В предыдущие годы интересующиеся наукой и техникой школьники побывали в Санкт-Петербурге, Красноярске и Казани.
Программа мероприятия была построена так, чтобы активизировать исследовательский и изобретательский потенциал подростков. В первой части проекта участники учились самостоятельно проводить опыты по химии и физике, чтобы, приехав в свои регионы, показать другим, как интересны могут быть эти школьные предметы. Каждый из ребят получил специальный “опытный” набор для проведения собственных открытых уроков в родных городах.
– В этой поездке я понял, что химия – это не только сидеть, формулы изучать и марганцовку в колбе разводить. Это суперинтересно, – делится позитивными впечатлениями Алесь Домаев. – Впрочем, я не хочу посвятить свою жизнь науке. Зато я мог бы организовывать такие же крутые мероприятия, как зимняя школа.
Своих идей немало
Второй блок был посвящен изобретательству и презентации своих идей. Марафонцы посетили лекцию Дмитрия Мамонтова, научного редактора Политехнического музея, который рассказал о самых необычных и при этом простых изобретениях в мире, а также проконсультировал ребят по их собственным проектам.
Кроме того, специально для участников зимней школы провела мастер-класс по публичным выступлениям Светлана Фоминых, главный эксперт по TED в России. Ребята учились эффектно представлять свои идеи в лучших традициях этой всемирно известной конференции. Результат общения – 24 необычные презентации собственных изобретений. Хотя победителей как таковых не было, Дмитрий Мамонтов выбрал для себя проекты-фавориты: колпак на раковину, зонт на пятку, защищающий колготки от грязи, и инновационный икроножный протез, который придумал норильчанин Данил Кватер.
– Я волонтер при комплексном центре социального обслуживания населения в Талнахе. Там проходят реабилитацию люди, оставшиеся без рук, ног. Протезы очень дорогие, у многих просто нет возможности их купить. И я часто думал, что с этим можно сделать, – Данил рассказывает предысторию появления научной идеи. – Вначале мне пришла мысль сделать протез с поршневой амортизацией. Но я решил проверить, не изобрели ли это ранее, и не зря. И тогда решил дополнить процесс генератором, который вырабатывает электричество при ходьбе.
На вопрос, куда девать выработанную энергию, юный изобретатель ответил, что можно было бы заряжать телефон. Девятиклассник планирует довести идею до ума и, возможно, в скором будущем он пополнит ряды норильских Кулибиных.
– Хотел поступать в Военную медицинскую академию, а после “АрктикPRO” зашел к ним на сайт и увидел, что там нет специализации “Протезирование”. А вот в одном из вузов Екатеринбурга я такую специализацию нашел, скорее всего, буду поступать туда.
Как все устроено
Конечно, ребята не только работали над проектами, но и поглощали науку в реальной жизни. Иногда в буквальном смысле этого слова – в виде молекулярной кухни, которая продвинутым подросткам очень понравилась. Они побывали в самом северном небоскребе мира – комплексе “Высоцкий”, на трубном заводе и в его инновационном обучающем центре, в цехе электролиза меди на предприятии “Уралэлектромедь”.
– “Высоцкий” – это популярное туристическое место в городе, – рассказывает сопровождавшая норильских школьников педагог Наталья Камалова, которая сама родом с Урала. – Но когда ты посещаешь его как турист, то видишь лишь оболочку. А когда ты понимаешь, насколько сложно с инженерной и технической точки зрения было построить это здание, то смотришь на него уже совершенно другими глазами. И восхищаешься не только масштабами и видами Екатеринбурга.
Цеха Первоуральского новотрубного завода, где рабочие ходят в белых халатах, все модернизировано по последним тенденциям в мире техники, а компьютеры выполняют большую часть работы, удивили и ребят, и взрослых. Работая с черной металлургией, трубники применяют философию металлургии белой. Но главное впечатление школьников – существующий при заводе колледж. Еще более современный и инновационный, чем сам завод. Заходя туда, ты попадаешь в мир стекла, металла, ярких красок, цветов и книг.
– После этой экскурсии мне захотелось там учиться, хотя до этого вообще не собиралась поступать в колледж, – говорит Екатерина Трощий. – Он ультрасовременный. Практика составляет 60 процентов времени всего образовательного процесса, и только 40 процентов – теория, куда относится и изучение техники безопасности. С третьего курса студенты уже работают на заводе и получают зарплату. А после окончания колледжа можно без отрыва от производства поступить в институт на очно-заочное обучение. Это колледж мечты!
В поисках ответов
Были в программе наших ребят и совершенно не экскурсионные места. Например, Белоярская атомная электростанция. И хотя там не было такой увлекательной экскурсии, как на трубном заводе, но сам факт присутствия в таком месте детей впечатлил.
– Это единственная АЭС в России, где действуют разные типы реакторов. Территория электростанции строго охраняется, нас заставили пройти четыре спецконтроля, оставить все электронные приборы, – делится впечатлениями Никита Черкашин. – Внутри очень шумно и жарко, так как процесс идет при высоких температурах. Мы попали во время смены блоков для реакторов, которые меняют раз в два года. Сам же реактор может работать до пятидесяти лет.
В заключение зимней школы для участников был заготовлен квест наподобие популярных игр “Ночной дозор”. Только, конечно, про науку.
– Каждой группе предоставлялся водитель с автомобилем, и мы, разгадывая загадки, ездили по городу в поисках ответов. Это мог быть музей или научный центр или что-то еще, – рассказывает Виктор Сергеев. – Участвуя в этом квесте, мы поняли, что екатеринбуржцы не знают собственного города. Чаще всего, когда мы их спрашивали, где находится тот или иной объект, они отвечали, что не знают, хотя искренне хотели нам помочь.
Ну и одним из важнейших событий этой поездки ребята считают то, что они познакомились и сдружились с вожатыми и сверстниками из других регионов присутствия “Норникеля”.
Мы писали друг другу письма, которые надо было распечатать, когда мы окажемся далеко друг от друга, – рассказывает Екатерина Трощий. – И при мне один парень распечатал это письмо, и было видно, что, если бы мальчикам можно было плакать, он бы заплакал. Потому что это очень трогательно.
 
СПРАВКА
Марафон «АрктикPRO» состоит из трех этапов: онлайн-викторины, Заполярного технодрома и зимней научно-технической школы. В первом туре на сайте arktik.pro участники проходили викторину с ТРИЗ-вопросами (изобретательскими задачами), во втором – приняли участие в сессии деловых игр, где по различным критериям их оценивала группа экспертов. Завершающий этап – зимняя научно-техническая школа, которая призвана закрепить интерес подростков к науке и инициировать их на собственные исследования и изобретения.
Экскурсии по местам туристическим и закрытым для посетителей. Чтобы увидеть науку в действии
0
Последние отзывы на форуме «ЗВ» (отсутствуют)
Добавить комментарий
Ваше имя:
Соберите пазл:

Введите в поле код из 6 символов, отображенных в виде изображения.
Собирать идеально - не обязательно, просто приблизительно соберите картинку (должен быть включен JavaScript).
Совет: для того чтобы не вводить каждый раз код, указанный на картинке — зарегистрируйтесь на форуме и авторизуйтесь, при этом все новые сообщения, написанные вами, будут автоматически публиковаться от указанного при регистрации имени.

Читайте также в этом номере:

Север – один на всех (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Легка на подъем (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Все средства хороши (Татьяна РЫЧКОВА)
Выдох на входе (Татьяна РЫЧКОВА)
Дело свое знают (Лариса ФЕДИШИНА)
Профессии в красках (Мария СОКОЛОВА)
Для поддержки рождаемости (Татьяна РЫЧКОВА)
Поход в прошлое (Лариса ФЕДИШИНА)
Герой нашего времени (Лариса ФЕДИШИНА)
Почти готовые спектакли (Валентина ВАЧАЕВА)
Есть потенциал (Мария СОКОЛОВА)
Всё только начинается (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Правьте бал, а не балом (Роман БУКВОЕДОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск