Легка на подъем
СОВСЕМ ДРУГОЕ ДЕЛО
![]() |
1 февраля 2018 года, 13:44 Фото: Николай ЩИПКО, Владислав ШУКШИН Текст: Ольга ЛИТВИНЕНКО
|
“Заполярный вестник” продолжает свой масштабный проект “Совсем другое дело”, в котором рассказывает о профессиях “Норникеля”, и в этом нам помогают известные люди. Они пробуют себя в новой роли и делятся своими впечатлениями об особенностях различных специальностей.
Сегодняшняя героиня рубрики – куратор корпоративного проекта “Академия наставников”, ведущий специалист управления корпоративных проектов Заполярного филиала Алена ШУКШИНА. Вместе с ней мы узнаем, как устроено современное складское предприятие, самое крупное в Норильском промрайоне, и что из себя представляет работа оператора электропогрузчика.
Сегодняшняя героиня рубрики – куратор корпоративного проекта “Академия наставников”, ведущий специалист управления корпоративных проектов Заполярного филиала Алена ШУКШИНА. Вместе с ней мы узнаем, как устроено современное складское предприятие, самое крупное в Норильском промрайоне, и что из себя представляет работа оператора электропогрузчика.
Предприятие “Единое складское хозяйство” (ПЕСХ) снабжает такую гигантскую структуру, как Заполярный филиал “Норникеля”, абсолютно всем – от шариковых ручек до трансформаторов и горной техники. Ежегодно через его склады проходит около 1 миллиона 200 тысяч тонн всевозможных грузов. Чтобы хранить все это, у ПЕСХ есть несколько товароперевалочных цехов для грузов, которые требуют закрытого хранения, – это могут быть компьютеры, принтеры, телефоны, различные мелкие запчасти или, например, новые матрасы для гостиницы. Есть и открытые площадки, на которых складируют контейнеры с крупной техникой, металл и насыпные грузы. Знакомиться с работой предприятия мы едем на складской комплекс, находящийся в Норильске, за озером Долгим. Площадку, на которой он расположен, можно различить со стороны Набережной Урванцева, на другом берегу, по виднеющимся там портальным кранам. Территория просто огромная – 405 тысяч квадратных метров. Для сравнения: площадь ледового поля нашего катка “Льдинка” составляет 1800 квадратных метров. То есть здесь уместилось бы 225 таких катков. Или примерно 100 футбольных полей. Груз и ответственность После обязательного инструктажа по технике безопасности переодеваемся в спецодежду и отправляемся к гигантскому трехэтажному зданию. “Трехэтажному” не по меркам жилого дома, а по меркам скорее аэровокзала. Работа внутри там тоже чем-то напоминает аэропорт: много грузов, непрерывное движение, ездят погрузочные машины, сотрудники общаются по рации. Здесь есть даже техника для мытья пола и палетоупаковщики – специальные устройства, которые обматывают пленкой грузы, как багаж. На каждом из этажей расположены залы для хранения. Заходим в один из них. Его площадь впечатляет не меньше, чем общая территория складского хозяйства, – 2800 “квадратов”. Если продолжить сравнение со спортивными площадками, то это пять профессиональных теннисных кортов. И всюду от пола до потолка – стеллажи, стеллажи, стеллажи. С ящиками, коробками, пакетами. Тот, кто хоть раз плутал по рядам столичного гипермаркета, примерно может представить себе картину. Нас встречает кладовщик Любовь Абукина. Слово “кладовщик” не должно вас обманывать: в современном понимании это не человек с гроссбухом, а квалифицированный профессионал, который должен не только уметь обращаться с компьютерными программами, но и обладать смежными специальностями. Любовь Абукина, например, еще и водитель электропогрузчика Hyster 1.6, работу на котором предстоит освоить нашей героине Алене Шукшиной. Любовь показывает, как работает электропогрузчик. Hyster 1.6 – симпатичная, компактная и очень маневренная машинка, одна из самых надежных из предлагаемых на рынке. – С его помощью мы перевозим и складируем грузы, – рассказывает наставница. – Раньше я работала на дизельном погрузчике. Конечно, небо и земля. Hyster – очень удобная и послушная машина, с плавным ускорением и хорошей рабочей скоростью, грузоподъемностью полторы тонны. Ось с нулевым радиусом поворота обеспечивает ей исключительную маневренность даже в узких проходах и на площадках с высокой плотностью хранения грузов. Тяговое усилие и подъемную силу создают электродвигатели переменного тока. Никаких особых физических усилий для ее управления прикладывать не нужно. Женщина справляется легко. Но я бы не сказала, что у меня женская профессия – она универсальная. Заряжается Hyster как мобильный телефон – от розетки, но только очень большой. – Я ставлю его заряжаться на ночь, через два часа зарядка автоматически отключается. Этого хватает на два дня работы, – поясняет Любовь Абукина. Под руководством наставницы Алена Шукшина садится в водительское кресло. Любовь объясняет систему управления погрузчиком: – Вставляем ключ – загорается табло. Здесь педали газ и тормоз. Рычаг назад – погрузчик поднимается… Со стороны кажется, это не очень сложно. Однако даже при наличии водительских прав нужно пройти двухмесячные курсы, чтобы получить корочку оператора погрузчика. Умение аккуратно и уверенно снять груз или поставить его на палетный стеллаж – это минимальный навык, которым надо обладать в этой работе. – Содержимое каждой такой коробки имеет большую ценность для предприятия, которому предназначено. Уронив ее, можно нарушить рабочий процесс. Поэтому надо не только координировать свои действия, управлять машиной, но и чувствовать вес и габариты груза, – отмечает Алена Шукшина. Но когда рядом профессионалы, опасаться нечего. С их помощью все прошло хорошо. Отдельных слов заслуживает информационная система управления материальными потоками на складе. На складе – только вдумайтесь – хранится около 500 тысяч наименований всевозможного оборудования и товаров. Где и как их искать на таких огромных площадях? В этом теперь кладовщикам помогают Wi-Fi и ТСД – терминалы сбора данных, которые считывают штрихкоды на грузах. Внешне они похожи на аппараты, которыми пользуются кондукторы в автобусах. Но в отличие от обычного сканера ТСД “умнее”. Это маленький портативный компьютер, задача которого – идентификация, сортировка и учет товаров. – Смотрите, мы сканируем штрих-код, – Любовь Абукина направляет считывающее устройство на одну из полок. – На экране видим адрес. Какой нам нужен ярус? Нажимаем “2”. А вот мы видим на экране, что здесь есть: наименование, количество – две тысячи штук, производитель. Собственная флеш-память для хранения информации позволяет терминалу сортировать грузы по категориям. Если вдруг вы не можете найти груз, надо набрать специальный код – и устройство покажет, куда вам идти, к какому ряду и стеллажу. Надо домой такую штуку, чтобы она показывала, где что лежит, – шутит Алена Шукшина. О своих впечатлениях – В работе кладовщика и оператора погрузочной машины не все так просто, как может показаться со стороны, – поделилась с нами после урока вождения Алена Шукшина. – Я лишний раз убедилась, что любая рабочая специальность сейчас требует многопрофильности. Рабочий в нынешнем представлении – уже не человек в грязной спецовке с кувалдой и двумя классами образования, как было 20 лет назад. Сейчас к квалифицированному рабочему предъявляют требований не меньше, чем раньше предъявляли к ИТР. Возьмите, например, оператора ЧПУ-станка (ЧПУ – числовое программное управление. – Авт.). Эти станки больше похожи на космические корабли. Не случайно “Норникель” уже четвертый год участвует в национальном чемпионате сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности WorldSkills Hi-Tech – самом масштабном в России соревновании профессионального мастерства среди крупнейших отечественных компаний. К рабочим сейчас предъявляют уже международные требования, а не только те, что приняты в единой квалификационной сетке. В международной практике есть свой стандарт требований к той или иной профессии. Если ты им соответствуешь, если у тебя есть подтвержденный международный сертификат, ты можешь работать тем же токарем или сварщиком и в России, и в Канаде, и в ЮАР. Склад, на котором мы побывали, очень высокотехнологичный. Я помню эти помещения, когда они еще были старыми, холодными, плохо оборудованными. Сейчас это один из современнейших складов, и компания может по праву гордиться таким предприятием. Современные складские технологии требуют квалифицированных сотрудников. Представляете, сколько здесь находится грузов, какая огромная номенклатура у этого склада? Надо четко знать, где что стоит, и уметь быстро это найти. Знать маркировку, понимать латиницу, уметь пользоваться вспомогательной техникой. И еще очень важно понимать свою роль в общем производственном процессе. Нельзя недооценивать свое значение в компании. От ответственности и профессионализма каждого зависит наш общий успех. Цифры и факты Предприятие “Единое складское хозяйство” (ПЕСХ) образовано в 2001 году. Оно реорганизовано из ПО “Норильскснаб”, которое работало в структуре комбината с 1 января 1945 года. В этом месяце коллектив ПЕСХ отметил свое 73-летие. С 2013-го по 2016 год на складах ПЕСХ провели масштабную модернизацию, потратив на нее 1,5 миллиарда рублей. В трехэтажном складском комплексе заменили освещение, отопление, залили новые полы с беспылевым покрытием, установили 16 грузовых лифтов. Сейчас предприятие “Единое складское хозяйство” снабжает больше ста производственных подразделений Заполярного филиала, его дочерних компаний и сторонних организаций, работающих в Норильске и на Таймыре. На складах ПЕСХ хранится около 500 тысяч наименований оборудования и различных товаров, купленных для нужд комбината и города, – от шариковых ручек до горной техники. Ежегодный грузооборот предприятия составляет около 1 миллиона 200 тысяч тонн грузов. Для сравнения: Международная космическая станция весит 417 тонн. Где научат? Профессия кладовщика сейчас – одна из востребованных на рынке труда, ведь склады есть у любого предприятия, от маленького магазина до крупной корпорации. Диапазон зарплат в этой профессии в России, в зависимости от региона и отрасли, составляет от 15 до 70 тысяч рублей. Сама работа требует собранности, аккуратности, честности, хорошей оперативной и долговременной памяти. Надо также в совершенстве знать организацию складского хозяйства и специализированное программное обеспечение, уметь пользоваться современной вспомогательной техникой. Чтобы получить работу по специальности кладовщика, нужно иметь среднее специальное образование, желательно в сфере административно-хозяйственной деятельности, окончить колледж или техникум по специальности “складское хозяйство и логистика”. Чтобы стать руководителем крупного склада, потребуется высшее образование. В современных технологичных условиях для работы кладовщиком часто приходится осваивать смежные специальности, например, водителя погрузчика. Для этого в Норильске оканчивают специальные курсы в корпоративном университете “Норильский никель”. |
0 | Твитнуть |