Полоса препятствий
КНИГА НЕДЕЛИ от Публичной библиотеки города Норильска
18 июня 2015 года, 17:02 Текст: Юлия КОХ
|
Готова поспорить: на ваших книжных полках не так уж много книг о сумасшедших. Нет, не о благородных безумцах или злобных маньяках, а о вполне официально больных людях, которые принимают лекарства и периодически вынуждены жить в психиатрической лечебнице. Между тем, как показывает опыт Кена Кизи и Антона Чехова, тема эта дает множество поводов для философских размышлений. По следам классиков отправился бывший санитар психиатрической больницы Натан Файлер, опубликовавший роман “Шок от падения” о внутренних переживаниях больного шизофренией.
Книга вышла в серии “Мировой бестселлер” издательства Эксмо, однако особой рекламной шумихи вокруг этого произведения никогда не поднимали. В свое время литературный дебют Натана Файлера был тепло воспринят критиками и даже удостоился престижной британской премии “Коста”. И неудивительно: у книги множество достоинств, начиная от интересной проблематики и заканчивая любопытными стилистическими приемами. Главный герой Мэтью на наших глазах превращается из славного, немного хулиганистого мальчишки во взрослого шизофреника, подверженного иррациональным маниям и тревогам. Его старший брат Саймон – искренний и любящий ребенок, родившийся с синдромом Дауна. По нелепой случайности Саймон погибает, не дожив до тринадцати. Обстоятельства трагедии автор будет держать в секрете чуть ли не до последних страниц. Не буду разрушать столь тщательно поддерживаемую интригу и скажу только, что главный герой будет десять долгих лет считать, что гибель брата – его вина. Вскоре после этого мать мальчиков не сможет жить без антидепрессантов, а сам Мэтт начнет совершать странные, ему одному понятные поступки. Болезнь героя будет развиваться. К девятнадцати годам парень будет слышать голос брата в шипении открытой банки газированной воды и видеть его лицо в клубах сигаретного дыма. Он будет одержим атомами – этими маленькими кусочками мозаики, из которой когда-то состоял Саймон. А еще Мэтт на собственной шкуре прочувствует побочные эффекты успокоительных и научится безошибочно читать снисхождение во взгляде медсестер и врачей. Он будет продолжать разговаривать с мертвым братом и сохранит достаточно здравомыслия, чтобы составить план побега. Повествование ведется от первого лица – мы словно получаем в свое распоряжение сбивчивые записки парня, решившего во что бы то ни стало перенести на бумагу свою невеселую историю. И надо сказать, стиль повествования вполне соответствует диагнозу Мэтью. Сюжет то несется вскачь, то вдруг зацикливается, переполняясь повторами. Мысли рассказчика разбегаются, занося его в различные эпизоды насыщенного событиями прошлого. А в периоды обострений герой и вовсе не может отличить реальные события от воображаемых, поэтому читатель получает сразу несколько вариантов одной и той же сцены – кто же теперь вспомнит, как все было на самом деле. Все эти стилистические ухищрения помогают автору передать ощущение расщепленного сознания рассказчика и воспроизвести гнетущую атмосферу психиатрической лечебницы. А еще они позволяют сохранять в тайне ключевые эпизоды истории. И надо сказать, в теории подобный стиль повествования кажется отличным решением. Но на деле читать “Шок от падения” практически невозможно. Перенасыщенный сюжетными отступлениями и флешбэками текст становится настоящей полосой препятствий, и невозможно предугадать, какое испытание предложит тебе автор на следующей странице. Читателю предлагаются бесконечно нудные отрывки, незаконченные отрывки, на первый взгляд, ничего не значащие отрывки и непонятные отрывки, вырванные из контекста. Соединить все это в удобоваримую историю позволит только безграничное терпение и пристальное внимание к деталям. При этом в “Шоке от падения” полно харизматичных персонажей, ярких образов и интересных мыслей, а в пересказе фабула романа выглядит и вовсе великолепно. По всей видимости, здесь мы имеем интересный пример хорошей, но практически нечитаемой книги. Стоит ли тратить на нее силы и время? Почему бы и нет, но не рассчитывайте одолеть крохотный томик одной кавалерийской атакой – на этот раз за читательские впечатления придется побороться. |
0 | Твитнуть |