Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
06:20 Норильчане пройдут тест на знание истории региона
13:05 Мозаичные панно советских времен в Норильске оформили подсветкой
10:30 Городское освещение готово к наступлению полярной ночи
10:00 «Спорную» автобусную остановку в Талнахе вернут на прежнее место
08:05 Норильчане могут обратиться за консультацией к председателю Заксобрания Дмитрию Свиридову
Все новости
Строим новый “Норильский никель”
ПОДРОБНОСТИ
18 июня 2015 года, 15:14
Фото: Фото Александра АНТОНОВА, Дениса СИМОНОВА
Текст: Вера КАЛАБЕКОВА, Екатерина БАРКОВА
Как исключительно полезный и своевременный разговор оценил президент публичного акционерного общества “Норильский никель” Владимир Потанин корпоративный форум компании. Главной его темой стала стратегия развития, а именно: ключевые изменения ближайших лет и ожидаемые результаты. Насколько успешными они будут, зависит от того, в полной ли мере понимают сотрудники “Норникеля” цели стратегии, а главное – разделяют ли их и насколько готовы к изменениям.
Прогрессивный формат
О необходимости прийти к общему пониманию целей стратегии Владимир Потанин говорил на открытии форума. Эту идею подтвердил, подводя итоги: каждый должен очень хорошо понимать, что ему предстоит сделать в ближайшие годы. Возможно, именно в этом ключ к эффективной реализации сложных и напряженных стратегических задач, отмечает Потанин и подчеркивает важность культивирования единого командного духа. Новое время предъявляет новые вызовы, в том числе в области нематериальной. Чтобы достойно им ответить, и подходы должны совершенствоваться.
– В сегодняшних условиях не меняться невозможно. Причем в большой степени это касается нашего собственного отношения к жизни и к работе, – заявляет Владимир Потанин. – Сила в переосмыслении. “Норильский никель” – стабильно работающая компания, но сегодня очень важно, чтобы каждый ее работник понимал, какие процессы происходят внутри ее, какие ожидания предъявляются и на какие внешние вызовы компании предстоит ответить.
В логике “без изменений нет развития” прошел и сам форум “Управляй будущим”. Его новый, прогрессивный формат предложил участникам, а среди них был весь топ-менеджмент компании, различные дискуссионные площадки по актуальным вопросам стратегии. Объединяла их одна важная мысль: как “Норильскому никелю” отвечать на ключевые вызовы.
К концу работы форума сложилась формула: фундаментальность и мощность + гибкость и упругость + командный дух и единое понимание стратегических задач. При соблюдении всех этих условий компания гарантированно сохранит успешность и устойчивость на мировых рынках даже при самых неблагоприятных внешних обстоятельствах.
– Скорость перемен в мире резко возрастает. И важно понимать, что тема изменений, вызовов и подготовки к ним будет лейтмотивом нашей деятельности на многие годы, – пообещал Владимир Потанин.
 
“Металл должен стать ковким и упругим. Это свойство, которое позволяет оставаться самыми успешными и устойчивыми”.
 
“Для компании и для людей, которые в ней работают, очень важно иметь внутренний комфорт, внутреннее понимание того, что мы друг от друга хотим”
.
 

Пять ключей  Пенни
Много полезного о том, как отвечать на вызовы и по какому алгоритму меняться, рассказал участникам форума член совета директоров “Норильского никеля” Гарет Пенни. Основываясь на своем богатом опыте, он выделил пять ключевых направлений, которые определяют успех трансформации. Их использование позволяет занять проактивную роль – не просто отвечать на вызовы, но управлять ими.  
Первый ключ: единство команды. Гарет Пенни рекомендует самым тщательным образом подходить к вопросу. Необходимое условие успешной работы – преданность делу и общим ценностям, на этом факторе особый акцент. Важны доверие и согласованность действий. Кроме всего прочего, хорошая команда правильно организована и периодически обновляется – во всех смыслах, включая овладение работниками новыми знаниями и навыками.
– Бизнес развивается, когда каждый в компании придерживается общей системы  ценностей, – уверен Гарет Пенни и заявляет об эффективном управлении персоналом как об основном приоритете успешного бизнеса.
 
Второй ключ: четкое видение ситуации и способность быстро меняться. Эти качества, считает Пенни, способствуют победе в конкурентной борьбе, равно как и фокусирование на своих преимуществах. “Норильский никель”, по убеждению независимого директора, необходимыми качествами обладает. Доказательство тому – результаты деятельности компании (плюс 41% совокупной акционерной прибыли в 2014–2015 годах, все крупнейшие конкуренты по итогам этого периода ушли в минус). Как отмечает Пенни, позиции “Норникеля” значительно усиливает согласованность интересов акционеров, совета директоров, правления и работников.
 
Третьим ключом к успешной трансформации является профессионализм сотрудников. Причем касается это всех: и топ-менеджеров, и простых рабочих. Понятно, что каждый решает задачи своего уровня. Но критерии едины: досконально знать производство и операции, за которые отвечаешь. Руководителям Пенни советует вмешиваться в процесс избирательно – когда этого требует ситуация (и этот момент важно не пропустить). В целом сотрудникам надо доверять, а для этого тщательно создавать команду – вспомним первый ключ. Так реализуется “модель партнерства”, которая в любом случае результативнее, чем так называемая конфликтная модель.
 
Четвертый и очень важный ключ, по мнению Гарета Пенни, – активное социальное взаимодействие. Сегодня бизнесу для успешной работы необходима поддержка общественности. Поэтому так важно усиливать  взаимодействие с населением, властями, другими компаниями. Оставаясь при этом честными и открытыми, можно эффективно наращивать потенциал и правильно отвечать на многие вызовы. Действуя на упреждение, менеджмент компании не дает проблемам перерасти в острую фазу.
 
Пятый ключ успешной трансформации заключается в качестве управления. Начиная любое дело, важно представлять конечный результат – принцип полезный и для отдельного человека, и для большой компании. На аналогичных подходах сформированы, к примеру, критерии “Норникеля” для оценки эффективности проектов (окупаемость, рентабельность, целесообразность). Рынок положительно реагирует на выверенные, вовремя произведенные действия. Все это позволяет работать с опрежением среднесрочного показателя. Проще говоря, по максимуму использовать возможности.
 
“Четкое видение, согласованное со стратегией, – залог успеха в бизнесе. Претворение новой стратегии в жизнь обеспечило “Норильский никель” явным долгосрочным конкурентным превосходством в реализации возможностей создания ценностей”.
 

Критические условия
Впервые формат корпоративного форума позволил в режиме реального времени производить тонкие настройки дальнейших действий. Участники ток-шоу “Управляй будущим” – ключевые фигуры компании, они излагают программные принципы, определяющие стратегию развития “Норникеля” на ближайшее будущее. И снова речь о необходимости изменений. Без них бизнес становится рискованным.
– Стратегия нового времени – создание платформы устойчивого развития, – говорит первый вице-президент компаннии Павел Федоров. – Ее краеугольные камни – экология и безопасность труда. Без соблюдения этих двух критических условий невозможно говорить о сохранении устойчивости.
Федоров называет другие важные принципы стратегии: развитие первоклассных активов, устойчивое увеличение капитала и создание культуры ответственности за капитал. А культура предполагает высокое качество принимаемых решений. Когда оно присутствует, создаются возможности для улучшения и развития. Таким образом, вызовы трансформируются в возможности, которые при умелом обращении дадут хороший результат.
Сейчас “Норникель” находится в самом начале полной реализации потенциала своих активов. Работать предстоит напряженно, задачи решать сложные. Среди них – рост добычи, модернизация металлургического передела, которая, в свою очередь, ставит целый набор других задач. Двигаться вперед нужно с мерилом экономической эффективности. Но важен баланс между производственной, материальной составляющей процесса и нематериальной, включащей в себя такое понятие, как мотивированность на результат.
Эту нематериальную, но исключительно важную составляющую вице-президент компании – руководитель блока социальной политики и связей с общественностью Лариса Зелькова оценивает как серьезный вызов. От того, как на него ответить, в конечном итоге зависит успешность реализации стратегии. Претворять ее в жизнь будут люди – те, кто составляет человеческий капитал компании. Чтобы этот капитал развивался, нужно вовремя получать сигналы и реагировать на них, уверена Зелькова.  
– А иначе сотрудники, коллективы начинают чувствовать дефицит признания своих заслуг, дефицит уважения и внимания. Это при всем том колоссальном богатстве различных социальных программ и практик, которые мы традиционно реализуем, – отмечает руководитель соцблока.
Вероятно, причина в нехватке готовности и умения выстраивать обратную связь по достижению общих целей, считает Лариса Зелькова. Когда такого взаимодействия не хватает, работники не чувствуют своей вовлеченности в решение общих задач и зачастую не понимают, как будет реализовываться стратегия конкретно на их предприятии. Эффективно действовать способна единая команда, у которой есть четкий план действий и активное взаимодействие всех участников процесса.
Чтобы ответить на вызов, нужно выстраивать качественные коммуникации. С этим согласен и первый вице-президент “Норникеля” Сергей Дяченко. Он, в свою очередь, делает акцент на производственных процессах.
– Действующая обратная связь позволит разложить задачу до самого последнего винтика. А когда разложил, то вправе говорить о четкой ее постановке и ответственности за выполнение.
По словам Дяченко, у стратегии должны быть свои алгоритмы решений. Направления обозначены. Прежде всего –  экология и промбезопасность: “Жизнь человека для “Норильского никеля” в приоритете, но при этом каждый должен чувствовать ответственность за себя и за тех, кто рядом”.  
Далее – развитие минерально-сырьевой базы и реконфигурация производственных мощностей. Источники роста – реализация потенциала имеющейся ресурсной базы, включая ее доразведку, и новые проекты. В том числе освоение Масловского месторождения, лицензия на которое получена в первом квартаре этого года. Ввод мощностей планируется в конце 2017-го.
 
Ключ к успешному решению задач – в синхронизации всех направлений деятельности компании. Стратегия – это время созидания и устойчивого роста.
 
60% работников “Норильского никеля” понимают, что нужно менять отношение к работе, а 70% считают, что изменения могут быть позитивными.

 

Больше возможностей
Специалисты в области целеполагания рекомендуют действовать по следующему принципу: переформатируй проблему в задачу, и тогда поиск решения станет более конструктивным. Интерактивный формат как раз предлагал вызовы (проблемы) оценить не только с точки зрения вероятных рисков, а выявить возможности, которые при этом создаются. Мозговой штурм оказалася продуктивным. Конечно, результаты предстоит еще проанализировать, систематизировать, но многие предложения достойны того, чтобы их интегрировали в общую систему изменений.
Ключевые вопросы деятельности “Норникеля” участники прорабатывали в 12 группах. В каждой – представители разных сфер. Тем интереснее и полезнее были оценочные суждения, тем не банальнее предложения и подходы. Острейший вызов для компании сегодня – промышленная безопасность и достижение нулевого травматизма. Участники профильной группы предлагают ряд решений, но в основе все же персональная и коллективная ответственность за последствия опасных действий. Это та самая культура производства, которая начинается в голове каждого. И лишь при ее наличии можно добиться хороших результатов различными техническими новшествами – группа предложила, например, совершенствовать мобильность контроля (радиофикация, позиционирование, обеспеченность транспортом).
Группа, обсуждавшая изменения в производственной конфигурации, подтвердила приоритет экологического аспекта. Перед компанией стоит вызов – уменьшение выбросов диоксида серы в атмосферу. После закрытия никелевого завода в 2016 году, что существенно облегчает проблему, ее фокус перемещается на снижение выборосов на НМЗ и медном заводе. Группа предложила, во-первых, продолжить реализацию проекта серного производства на НМЗ. А во-вторых, провести технико-экономическое сравнение нескольких вариантов. Например, что целесообразнее: строить серное производство на медном или перенести плавильные мощности на НМЗ.
Не менее важные вызовы стоят сегодня в сфере взаимоотношений города и компании. “Норникель” меняет принципы работы и переходит от патернализма к партнерству. Это означает, что вместо “компания должна” все больше реализуется модель “компания может – быть партнером и вовлекать в общественно-значимые процессы”.
 

Управляй видением
Впервые на дискуссионную площадку корпоративного форума вышли все топ-менджеры “Норникеля”. Каждый по своему направлению, они обозначили ключевые изменения ближайших лет. Сформировали основные принципы, спрогнозировали результаты. В итоге сложилось трехмерное видение того, куда и как будет двигаться “Норникель”. В этой картине все встало на свои места.
Главные принципы в области корпоративной безопасности – выявление, пресечение, предупреждение. Как и другие сферы, она активно развивается. Вице-президент – руководитель блока безопасности Владислав Гасумянов рассказал о новой концепции обеспечения безопасности и задачах скорого будущего. Это, в частности, всесторонняя защита проектов в области информационных технологий, противодействие недобросовестной конкуренции на Севморпути, использование которого с активизацией освоения Арктики значительно возрастает.
 
Коренные изменения планируются в топливно-энергетическом комплексе. Вице-президент – руководитель блока непромышленных активов и энергетики Оник Азнаурян отметил в первую очередь глобальную модернизацию газотранспортной системы, генерирующего оборудования и сетей. Сложность задачи высока: реконструкция в замкнутой системе со сложной логистикой и в условиях кадрового голода. Однако с ее решением удастся обеспечить энергетическую безопасность Норильского промрайона на 30 лет вперед.
 
В области снабжения и сбыта компании также предстоит осуществить качественные изменения. Одним из ключевых вице-президент – руководитель блока сбыта, коммерции и логистики Сергей Батехин назвал переход к полностью автоматизированной системе закупок на основе глобальных мировых электронных систем прямого взаимодействия продавцов и покупателей. Он спрогнозировал расширение сырьевой базы за счет новых первоклассных активов. Общую картину дополняет развитие транспотрной инфраструктуры Северного морского пути. Батехин не исключает, что в будущем может быть построена и железнодорожная магистраль до Норильска. Очевидно, что при таких сценариях развития инфраструктура “Норникеля” может стать центральным транспортным хабом всего российского Севера.
 
В правовом регулировании деятельности компании также обозначились серьезные вызовы. Ответом на внутренние должны стать, в частности, дебюрократизация и разумное соотношение функционального и проектного взаимодействия. К внешним вице-президент – руководитель блока корпоративных, имущественных и правовых вопросов Елена Безденежных отнесла нарастающую конкуренцию (“Но это и стимул стать лучше”) и ужесточение госрегулирования. Ответить на вызовы помогут такие принципы, как открытость и инициативность, что в перспективе трансформируется в способность влиять на нормотворчество. Важно быстро реагировать на изменения, учитывая при этом все риски, и действовать по принципу “превентивное регулирование, постфактумное воздействие”, отмечает Безденежных.
Вице-президент – руководитель блока взаимодействия с органами власти и инвестиционным сообществом Андрей Бугров пошел, что называется, от противного – перечислил то, чего точно не стоит делать. “Не буду инвестировать в другую географию, успешен в России. Не буду диверсифицироваться в другие продукты. Не буду финансировать проекты с низкой отдачей на капитал. Не хочу оставаться источником загрязнения. Меня волнует устойчивость эффективного производства”, – сказал Бугров. По сути, это и есть главные вызовы для компании: развивать российские активы, расширять рудные запасы, повышать производительность и обеспечивать самые низкие издрежки производства. Главная задача бизнеса – выжить в любых условиях. А для этого необходимо внедрить в компании платформу постоянных улучшений.
 
Перспективы информационных технологий на следующие два десятка лет трудно даже прогнозировать, настолько стремительно развивается отрасль. Тем не менее вице-президент – руководитель блока экономики и финансов Сергей Малышев это сделал, акцентировав внимание на горно-добывающей промышленности. Он отметил влияние роботизации на производственные процессы – здесь возможны поистине революционные преобразования. Это откроет принципильно новые возможности в добыче и переработке. Не за горами создание единого информационного пространства – оно позволит осуществлять в режиме реального времени сквозное управление эффективностью всей цепочки компании. На подходе эволюция технологий охраны труда, и создание умной экипировки со всевозможными датчиками – это только начало. Роль и важность инвестиций в IT-технологии трудно переоценить, отметил Малышев, но воспринимать их надо не как цель, а как средство. Основной актив компании – люди, роль человека в этом прогрессе только растет.
 
“Тот, кто не меняется, тот рискует. Но, меняясь сама, компания меняет рынок”.
 
Для достижения успеха очень важно правильно воспринимать стратегию, отметил Владимир Потанин, поводя итоги копроративного форума. Это не догма и не дорожная карта, подчеркнул глава “Норильского никеля”. Это компас с встроенным механизмом корректировки траектории движения. Сегодня происходит смена парадигмы: кто не меняется, тот рискует. Но осуществлять изменения тоже нужно с умом. Достаточно оперативно, но в то же время осмотрительно, имея очень хорошее представление о том, чего хотят акционеры от компании и ее работников, какие ожидания предъявляет к компании государство. Какое влияние оказывает внешняя среда, мировые рынки, общая экономическая ситуация. Нужно обойти все подводные камни, сохранив основательность и устойчивость. Как подчеркнул Владимир Потатин: “Тем более тонкой настройки требуют задачи, чем дальше мы продвигаемся в реализации стратегии”.
 

Мнения участников
На одной волне
Виктор ТОЗИК, директор медного завода:

– Прежние корпоративные форумы в основном были посвящены производственным итогам работы нашей компании, цифрам. Здесь все по-другому. Каждый из участников играл в этом полезном мероприятии совершенно определенную роль. Всем нам предстоит решать стратегические задачи, и важно, чтобы было единое понимание принципов стратегии. Руководители компании изложили цели и свое видение. Мы ближе друг с другом познакомились в неформальной, непроизводственной обстановке. Думаю, раз в год такое мероприятие нужно обязательно проводить. Оно формирует команду и сближает сотрудников. Здесь много интересных людей, и ты больше узнаешь о себе и о компании, общаясь с ними.
 
Александр Юрьев, директор центра инженерного сопровождения производства ЗФ:
– Подходы к работе форума выбраны совершенно новые, и это, на мой взгяд, особо было бы полезно молодым сотрудникам компании. Таких участников должно быть больше. Для работы в группах в следующий раз я бы предложил анонсировать темы, чтобы учстники ехали подготовленными каждый по своему направлению, располагали цифрами и другими данными. Отдельно хочу отметить выступления руководителей компании о том, куда мы будем двигаться дальше. Это интересно.
 
Богдан КУЖЕЛЬ, директор производственного департамента ГМК:
– Такое общение команды “Норильского никеля” очень полезно: здесь иной ритм взаимодействия. Видение, взгляд людей, которые работают совершенно в другом направлении, на проблемы, которые им не присущи в повседневной работе, тоже интересны. Есть рациональное зерно в том, чтобы посмотреть на свою область деятельности, производственные проблемы с другой стороны, особенно в формате дисскусий и даже деловых игр. Это помогает обозначить направления, для того чтобы потом найти решения и двигаться дальше.
 
Вера ТРЕТЬЯК, главный бухгалтер предприятия “Норильскпромтранспорт”:
– Такой формат дает понять, что мы не одни. Допустим, есть проблема, общая для всех. Хорошо, что в группе есть эксперт. Мы можем именно от эксперта услышать мнение по интересующему нас вопросу. В результате обсуждения оказывается, что проблема общая и другие тоже работают над ее решением. Есть возможность высказать свое мнение и быть услышанным. Предполагаю, это будет иметь определенный эффект. Что еще важно, такие встречи позволяют налаживать межличностные отношения, лучше друг друга узнать, общаясь на близкие темы. А это всегда очень полезно.
 
Дмитрий МИНЯЕВ, заместитель генерального директора ООО “Норильскникельремонт” по персоналу и социальной политике:
– В первую очередь отмечу новый формат живого диалога. В частности, ток-шоу с руководством компании. Меня поразило, что это было достаточно открыто – как со стороны руководства, так и со стороны сотрудников, когда можно было напрямую задать конкретные вопросы и получить всеобъемлющие ответы от первых лиц нашей компании. Ритм форума позволял достаточно динамично поучаствовать во всех его мероприятиях, лишенных однотипности и формальности. Это было полезно и, главное, понятно, мы получили более детальное понимание о стратегии, новых задачах, которые перед нами ставятся, взгляд руководства на будущее компании и Норильска.
 
Андрей ГРИШИН, заместитель директора ЗФ по персоналу и социальной политике:
– Корпоративный форум впервые прошел в таком формате. Замечательное сравнение с оркестром и ведением бизнеса: зачем нужен дирижер, что делают первая, вторая скрипки. Впечатлило само присутствие здесь оркестра именно с точки зрения ухода от шаблонов и воможности взглянуть на все с другой стороны. Наибольшую удовлетворенность вызвало то, что мы все стали ближе в понимании наших целей и дальнейших шагов. Мы понимали реализацию стратегии немного все по-разному. Сейчас настроились на одну волну. Великолепно, что на форуме собрались норильчане, кольские коллеги, москвичи. Понимание коллег, их взгляда на те же самые процессы, которые происходят в компании, дорогого стоит.
Гарет Пенни: “Верьте в себя. Стремитесь к профессионализму. И всегда сохраняйте чувство юмора”
Павел Федоров: “Нет ничего данного, все подлежит осмыслению и анализу”
Изменения коснулись всего: даже корпоративный форум поменял свой формат
Лариса Зелькова: “Любые изменения требуют умения работать в команде и хорошего плана действий”
В компании как в настоящем оркестре: каждый должен понимать свою роль и чувствовать тех, кто рядом
Руководители компании детально изложили свое видение, как будет развиваться “Норникель” в ближайшие годы
Александр Рюмин: “Новая стратегия реализуется на деле”
Андрей Кирпичников: “Компания не может брать на себя функции органов власти. Она может помогать”
Работая в группах, участники смогли взглянуть на проблемы с другой стороны. Это было полезным
Матч по мини-футболу – это тоже способ стать ближе и настроиться на одну волну
Андрей Бугров: “Главная задача бизнеса – выжить в любых условиях”
0

Читайте также в этом номере:

Как добыть миллион (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Управлять потенциалом (Екатерина БАРКОВА)
Время действовать (Виктор ЦАРЕВ)
На все сорок (Виктор ЦАРЕВ)
Поддать кислорода (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Плазма заменит гильотину (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Мужчинам сделали красиво (Мария ГРИГОРЬЕВА)
Большой ремонт “Славянки” (Мария ГРИГОРЬЕВА)
С гербом дороже (Лариса ФЕДИШИНА)
Сезон синих блуз (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Чтобы все лучше жили (Валентина ВАЧАЕВА)
Сидите и слушайте! (Валентина ВАЧАЕВА)
Медали за силу (Екатерина БАРКОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск