Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
С мечом в руках Далее
В четвертом поколении Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Подросткового кризиса не существует
ЛИТЕРАТУРНЫЙ АРГИШ
24 ноября 2016 года, 15:13
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Марина БУШУЕВА
Гостем “Литературного Аргиша” стала удивительный психолог из Петербурга Екатерина Мурашова, победившая множество стереотипов в области детской, точнее, семейной психологии.
– Мне вообще не нравится писать, – начала свою лекцию Екатерина Мурашова. – Антон Павлович Чехов говорил: “Если можешь не писать – не пиши”. Я удерживаю себя до последнего. Писать я не люблю. Я люблю свою работу. Мне нравится быть семейным психологом в районной детской поликлинике в Санкт-Петербурге, где я уже больше 20 лет.
Широкой общественности Мурашова больше известна как автор блога в “Снобе”, который, как утверждает сама писательница, едва ли не популярнее ее книг. Хотя тиражи книг Мурашовой огромны. Все истории, описанные писателем-психологом, имеют реальные прототипы. Например, “Класс коррекции” родился из наблюдения за учащимися класса “Е” школы Фрунзенского района Санкт-Петербурга, где даже интерьер был переписан с натуры.
– Однажды я была в Москве на обсуждении “Класса коррекции”. Я себя странно чувствовала: учителя очень быстро забыли, что речь идет о книге, они страстно кричали, что работают в условиях, приближенных к боевым, а те, кто не верит, – это те, кто не был в школе за пределами Садового кольца, – рассказывает писательница.
Психология школьников интересовала и норильчан, пришедших на встречу. Мурашова охотно делилась своим опытом в общении с подростками и отдельно остановилась на теме подросткового кризиса, который нередко портит жизнь самим школьникам и их родителям.  
– Подростковый возраст существует. Подростковая перестройка организма существует. Подросткового кризиса в природе нет, – утверждает Мурашова, – его создают искусственно. И это делают любящие родители.
Рождается ребенок, который связан с матерью пуповиной. Физически ее отрезают, но психологически она присутствует. И когда молодая мать говорит: “Мы покакали!” – ее никто не берется судить. Но когда на прием приходит мама с ребенком, который выше ее ростом и у него 45 размер ботинок, и говорит: “Мы хамим учителям и у нас две двойки в четверти”, – это уже не смешно. Значит, в семье есть проблема.
Дело в том, что психологическая пуповина растягивается. Но ничего нельзя тянуть до бесконечности. Эта связь со временем начинает причинять боль обеим сторонам. Подросток пытается ее разорвать и, говоря юридическим языком, запрашивает пересмотр договора “ребенок – родитель”.  
Так как встреча проходила в рамках этнического фестиваля, Мурашова напомнила слушателям, каким образом происходит взросление ребенка в традиционных культурах:
– Посредством инициации. Принес убитого зверя, проспал четыре дня в сугробе, перепрыгнул через костер и вставил серьгу в нос – с этого момента ты взрослый. Ты получил новые права и новые обязанности. В современной православной культуре не сохранилось даже следов инициации. И ребенок не понимает, когда ему пришла пора становиться взрослым. У девушек еще более или менее, это связано с физиологическим процессом. А у мальчиков? После института, армии? Это уже поздно.
Современный ребенок говорит о том, что ему пора становиться взрослым, словами “я сам все знаю, понимаю, могу, хочу” и так далее. Но может ли он реально начать самостоятельную жизнь в 12–13 лет? Конечно нет. Родители так и заявляют: “Ты за собой кровать заправить не можешь, и вообще, мы тебя кормим и одеваем. Сиди и помалкивай!”
И получается, что запрос о пересмотре договора в лучшем случае остается без ответа, а в худшем – ситуация  усугубляется. Что же делать?
Родитель должен сказать: “Зайчик мой, наконец ты вырос и сказал мне об этом. Я мечтала об этом долгими зимними вечерами. Теперь все пойдет иначе. Ты стал взрослым. Но пока не можешь зарабатывать деньги. Поэтому их пока буду зарабатывать я. Но домашнее хозяйство будет в основном на тебе. Ты можешь проколоть себе нос, пупок и уши, ведь ты уже взрослый! Уход за парализованной бабушкой делим пополам. Зайчик, как я счастлива!” – театрально цитирует идеального родителя Екатерина Мурашова. – Как вы думаете, что скажет на это “зайчик”? Скорее всего, захочет еще немного побыть послушным маленьким ребенком. Но многие ли родители так делают? Обычно все происходит с точностью до наоборот. И – здравствуй, подростковый кризис!
Зал взрывается от смеха. Через забавные,  анекдотические истории один из самых известных психологов России дает серьезные советы, которые помогли детям найти себя, а взрослым – сохранить отношения с детьми.
– Это была очень интересная и полезная для меня встреча, – делится впечатлением мама подростка Светлана Жукова. – Мой сын сейчас как раз находится в таком возрасте – 13 лет, когда кажется, что ты уже совершенно самостоятельный. Попробую применить метод, рекомендуемый Екатериной Мурашовой. Я давно читаю ее блог, и каждый раз восхищаюсь, какие она находит решения для самых сложных и нетипичных задач, с которыми сталкиваются семьи.  
0

Читайте также в этом номере:

Места надо знать (Лариса ФЕДИШИНА)
Микрокосмос спрятан в чумах (Екатерина БАРКОВА)
Умчи меня, олень (Марина БУШУЕВА)
Kvas и stroganina (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Милостью жив человек (Татьяна РЫЧКОВА)
Чтецы поедут в “Артек” (Екатерина БАРКОВА)
ТЭЦ дает тепло (Татьяна РЫЧКОВА)
Дышать стало легче (Лариса ФЕДИШИНА)
Где сидит Айболит (Валентина ВАЧАЕВА)
На узел (Лариса ФЕДИШИНА)
Такая работа (Владислав ШУКШИН)
Извиняюсь или извините? (Роман БУКВОЕДОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск