Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
09:05 Кинокомплекс «Родина» открывает новый сезон проекта «Мировое искусство на большом экране»
09:05 Андрей Вульф научит норильчан практикам ведения социальных сетей
13:55 Таймырцы выступят на IV Фестивале Русского географического общества
13:20 Норильский Заполярный театр драмы представляет в Москве свои спектакли
12:05 Энергетики Норильска отлаживают системы отопления в городских домах
Все новости
На одной волне
СОБЫТИЕ
29 сентября 2016 года, 14:32
Минувшее воскресенье все любопытные жители Норильска и Дудинки провели на площадках  фестиваля научных открытий Arctic Wave. Он прошел уже во второй раз, и  мы примерно знали, чего ожидать: популярной науки в форматах интересных лекций, зрелищных экспериментов, робототехники, точек приложения творческих сил и фантазии. Ожидания оправдались: мероприятия фестиваля посетило множество детей и взрослых, и никому не было скучно.
Основная программа Arctic Wave заняла все воскресенье – с утра до вечера. Но еще раньше, на неделе, в рамках фестиваля состоялось несколько мероприятий обучающего характера. Так, на станции юных техников прошел мастер-класс по 3D-играм для преподавателей.
– Kodu Game Lab – это визуальный конструктор, позволяющий создавать трехмерные игры без знания языка программирования, – рассказал педагогам города Анатолий Костыренко, преподаватель отделения информационных технологий регионального школьного технопарка из Астрахани. – Это простая и доступная площадка. Вы можете нарисовать персонажей и загрузить их в программу, а можете использовать неплохой набор готовых шаблонов…
Следуя указаниям Анатолия, педагоги станции, учителя начальной школы и информатики попробовали воссоздать на экране компьютера свой собственный мир.
– Визуальный конструктор развивает логику ребенка. С другой стороны, это и психологический момент: от того, какую реальность школьник создаст, можно понять, что у него внутри… – высказывает свое мнение заместитель директора СЮТ по учебно-воспитательной работе Татьяна Брюханова. – Это отличная возможность разнообразить и сделать более интересным учебный процесс.
Инкубатор для инженеров
Пока Анатолий Костыренко обучал взрослых тонкостям создания трехмерных миров, “Вестник” пообщался с еще одним гостем из Астрахани – заместителем руководителя по научно-техническому творчеству регионального школьного технопарка Ильей Воеводиным.
– Я собираюсь провести для педагогов мастер-класс по привлечению детей в проектную деятельность, опираясь на опыт нашего технопарка, – рассказал кандидат технических наук.
Технопарк в Астрахани, где сегодня обучается более 1200 детей, оснащен самым современным оборудованием. Здесь юные инженеры создают нейропилотируемых роботов, приложения для смартфонов, которые позволяют слепым пользоваться гаджетами, системы датчиков, повышающие безопасность жилища, гибкие платы для электронных устройств и многое другое.
– Что это дает самим ребятам? В определенном смысле технопарк – это профориентация, – считает Илья. – Школьник пробует себя в самых разных лабораториях и в итоге приходит к пониманию, чем ему хотелось бы заниматься во взрослой жизни. С другой стороны, даже если ребенок просто чем-то увлекся, загорелся, это уже много значит.
Химия на кухне и в школе
Император желает остановиться в вашей деревушке в красном шелковом шатре, но у вас нет шелка, потому что все тутовые шелкопряды вымерли от засухи. Что делать?
– Эта задача имеет множество правильных ответов. Главное – доказать состоятельность вашего решения и ответить на вопросы оппонентов, – говорит на мастер-классе для учителей Вячеслав Карпов, приглашенный преподаватель образовательного проекта EasyChem из Екатеринбурга.
Вячеслав Карпов и его напарница Анна Ординарцева уже третий год подряд становятся грантополучателями Фонда Потанина. Благодаря этой поддержке они учат ребят Свердловской области по-другому воспринимать химию, а педагогов – интерактивным методикам в системе образования. Мастер-класс “Внедрение интерактивных форматов в процесс обучения” был включен в программу Arctic Wave, чтобы как можно больше школьников могли получить результаты от проведения  фестиваля.
– Мы понимаем, сколько бы мы ни ездили по учебным заведениям, сколько бы детей ни охватили – этого всегда будет недостаточно. Поэтому воздействовать нужно локально – через учителей, – рассказывает Вячеслав.
Более 20 преподавателей Норильска: учителя математики, информатики и физики, пришедшие на мастер-класс, активно обсуждали, где взять шелк, чтобы угодить императору. А также придумывали собственные задачи, оценивали новые методики в образовании, размышляли, как внедрять новейшие технологии в отведенные для урока 40 минут. Ведь при всех плюсах минус интерактивных форм в том, что нет никаких шаблонов, общепринятых форматов их применения в образовании.
Пять секунд до земли
В воскресенье в городском музее фестиваль научных открытий Arctic Wave начался с Интеллектуальной игры. Она прошла в одном из центральных экспозиционных залов, в месте конференций и научных встреч, среди краеведческих экспозиций. Самыми активными участниками проекта стали школьники.
Вопросы и задачи требовали определенных знаний школьной программы по физике. Ну и немного собственного кругозора и заинтересованности. Участникам викторины пришлось с первых минут мыслить по-научному – примерно так, как когда-то начинали прародители многих современных наук. Даже команды в этом сегменте Arctic Wave были названы специальными терминами – “Альфа”, “Бета”, “Гамма”, “Омега”. И хотя среди школьников были попытки стушеваться перед таким серьезным началом, задания оказались не так уж сложны.
Например, собрать из полученных на входе билетов конструкцию, способную в роли некой подставки удержать смартфон. При выполнении задания допускалось использование подручных средств из простой бумаги, но только чтобы придуманное приспособление могло выдержать вес мобильного телефона. В качестве проверочного эталона выступал смартфон ведущего викторины. Задачка, по словам организаторов, не только на сообразительность, но и на знание элементарных законов. На все про все у юных изобретателей было не больше полутора минут.
Следующей, более сложной задачей для ребят стало техническое задание – соорудить из той же бумаги конструкцию, которая сможет приземлиться на землю с высоты вытянутой руки взрослого человека не ранее чем через пять секунд.
Пять секунд до приземления бумажный “летательный аппарат” должен провести в воздухе, вращаясь или двигаясь по сложной траектории. Первые опыты укладывались не более чем в полторы секунды. Так что конструкторам приспособлений требовалось придать своим бумажным аппаратам некие сложные формы, чтобы они витали в воздухе дольше.
Вкус корабельного ветра…
Тем временем на соседней площадке музея любой желающий мог выступить в роли конструктора и соорудить из подручных материалов плавательное средство. Требовалось определить центр тяжести судна, соблюсти равномерность распределения механизмов и приспособлений по корпусу, полярность присоединения электропитания и даже изгиб пропеллера на моторе, чтобы он гнал воздух и само судно в нужном направлении, а не хватал воду.
Для выполнения задачи были предоставлены компоненты из пенопласта, дерева и пластмассы, а также электропроводка, скотч и компактные источники энергии в виде элементов питания и место для испытаний – вода в небольшом надувном бассейне. В числе вспомогательных предметов конструкторам предлагались даже украшательские  материалы для флагов, вант и швартовочных концов, однако на практике оказалось, что не все готовы поставить корабль на воду так, чтобы он не просто не утонул, но и мог двигаться. Тут уж не до украшений.
…и патентованных добавок
Неподалеку от кораблестроителей помочь поддержать силы и внутреннюю энергию предлагали научные сотрудники Института сельского хозяйства и экологии Арктики. Заведующие лабораториями и кандидаты сельскохозяйственных наук предлагали отведать добавки, приправы, намазать на хлеб повидло и попробовать прочие блюда, сделанные на основе их исследований арктической флоры и фауны. По словам заведующей лабораторией биотехнологии кандидата технических наук Галины Тюпкиной, все, что гости и участники фестиваля пробуют у институтского стола, продукты не только исключительно чистые экологически, но и полезные. А главное – официально запатентованные.
Элементарно, Голдберг!
Конкурс машин Руба Голдберга на фестивале научных открытий Arctic Wave заслуживает особого внимания. Это устройство, которое выполняет очень простое действие чрезвычайно сложным образом, как правило, посредством длинной последовательности взаимодействий.
Во всем мире машины Руба Голдберга стали в некотором роде олицетворением бессмысленности затраченных усилий в достижении элементарного результата. Но для популяризаторов отдельных направлений прикладных наук, педагогов и просто людей с техническим складом ума эти машины являют собой бесценный полигон для практического применения собственных идей, испытания гибкости ума и поиска технических решений. В рамках фестиваля в норильском музее такая машина была использована как раз для таких целей.
Это выглядело так: около десятка столов, составленных друг за другом. Один стол – один элемент, одна площадка для технического решения участниками задачи передачи шарика от старта к финишу, где он по задумке должен разорвать воздушный шар.
Юным норильским изобретателям был предоставлен самый разнообразный реквизит – столы ломились от шариков, палочек, тряпочек, веревочек, игрушек, канцелярских принадлежностей и многого другого. Все это могли использовать в своем конструировании создатели норильской машины Голдберга под руководством опытных  инструкторов, которые скромно представлялись “создателями несерьезных машин”. Под вполне шутливым назначением своей машины – даже с использованием мышеловок, флажков, труб сифонов и воронок для жидкостей – они подразумевали вполне реальную цель: демонстрацию действия кинетической энергии.
Поднять папу с дивана
Научный журналист Ася Казанцева, открывшая лекторий фестиваля Arctic Wave во Дворце культуры рассказом о космической биологии и медицине, сказала, что Норильск –  очень подходящее место для темы космоса. По ее мнению, освоение Вселенной, куда люди во имя всеобщего блага стремятся с чудовищным упрямством, похоже на то, что она увидела в городе за Полярным кругом: “Неприспособленный для нормальной жизни, он также был “освоен” для всеобщего блага”.
– Я много езжу по разным городам. Обычно между размером города и степенью заинтересованности аудитории есть статистическая взаимосвязь. В Норильске она нарушилась. Город маленький, а аудитория ничуть не хуже и по количеству, и по качеству вопросов, и по уровню эрудиции, чем в любом миллионнике.
Приехали лучшие
Пожалуй, самым сложным для большинства из тех, кто пришел на фестиваль во Дворец культуры и музей, было успеть поучаствовать во всем. Многим пришлось выбирать. Даже тем, кто твердо решил для себя побывать, предположим, на всех лекциях, не удалось избежать опозданий, так как по окончании каждой начиналось не менее интересное: вопросы и ответы на них.
Асю Казанцеву, в частности, спросили, можно ли преобразовать вредные привычки в полезные. И это только один из множества вопросов, ответы на которые всякий раз (к восторгу всего зала) превращались в отдельную историю. На вопрос Ася ответила рассказом про то, как ловля покемонов заставила ее без малейшего напряжения делать по 20 тысяч шагов в день. Вот такая трансформация вредной привычки.
“Сценарий с зомби возможен”
Отвечая на вопросы о себе, гостья рассказала о своих книгах, принесших ей известность и возможность быть приглашенной в… Норильск. А когда ее попросили перечислить имена лучших популяризаторов науки на сегодняшний день, она назвала имена специальных гостей фестиваля и пригласила всех на лекции Андрея Шестакова, Виталия Егорова, Александра Ершова, Александра Ботенкова и других. Добавив, что все лучшие приехали в Норильск.
Обаятельнейший “почетный лектор” и сама во время лекции задавала вопросы и дарила свои книги за правильные ответы. Книга “Как мозг заставить делать глупости” лауреата престижнейшей премии “Просветитель” досталась Илье Демину (школа №23) и Владу Гуревичу (гимназия №7), точно знавшим, кому в космосе из живущих на Земле будет хуже всего. Дарственная надпись “Почетным людям-жирафам всего Норильска” окончательно покорила и без того восхищенных школьников, в первых рядах отправившихся на следующую лекцию о полезных микробах в соседнее фойе. Выяснилось, что “Физика игры престолов”, сменившая в концертном зале “Космическую биологию и медицину”, ребят интересует меньше.  
Толкать науку вперед
На пресс-конференции после торжественного открытия фестиваля микробиолог Андрей Шестаков (лаборатория физиологии и биохимии  микробов МГУ) сказал, что занимается популяризацией своей науки, во-первых, потому, что то, чем они занимаются, в целом поднимает уровень общества:
– Пусть люди больше интересуются наукой, чем криминальными новостями. Во-вторых, что касается детей, то это наши сотрудники завтра. Даже если они выберут не нашу лабораторию, но путь научного сотрудника. Я сделал это в свое время, мне безумно интересно, и я счастлив. Пусть молодые идут в науку и толкают ее вперед.
В своей лекции Андрей Шестаков рассказал не только о полезных микробах, но и о том, чем вообще занимается его лаборатория, в частности, о разработке нового кисломолочного продукта для космонавтов.
Перед полетом на Марс
Один из самых популярных блогеров России Виталий Егоров после лекции “Легко ли быть марсианином?” сообщил “ЗВ”, что в первом посте о Норильске посоветует тем, кто хотел бы полететь на Марс, пожить хотя бы год в Норильске…
– Чтобы понять, как это непросто… На Земле ваш город в моем представлении похож на будущий город на Марсе.
Что это – комплимент или наоборот? Хочется думать, что первое. Гость Норильска, отыскавший на поверхности Красной планеты  советскую автоматическую станцию “Марс-3”, руководитель популярных проектов “Открытый космос” и “Марсоход Curiosity”, считает, что на Марсе нужно строить научные базы, так как наука и техника сегодня готовы и к полету, и к высадке, и к возвращению на Землю. И надеется, что с их помощью когда-нибудь будут найдены доказательства того, что жизнь на Марсе уже была.
На трех китах
Иногородние гости, приглашенные “Норникелем”, признавались, что не ожидали такого количества любознательных горожан. Об этом же “ЗВ” говорил и один из организаторов Arctic Wave – начальник управления благотворительных программ “Норникеля” Игорь Сухотин:
–  В очередной раз я испытываю гордость за то, что на фестивале много народу и среди них есть папы с детьми. Поднять папу с дивана, чтобы он с ребенком минимум полдня провел во Дворце культуры или в музее, по-моему, дорогого стоит.
По словам Игоря Сухотина, фестиваль держится на трех китах:
– Есть моя  команда в Москве. Команда в Норильске во главе со Светланой Рубашкиной. Команда в МГУ –  дирекция фестиваля науки в России во главе с Леонидом Гусевым. Мы вместе формируем программу. Местная команда лучше знает ожидания норильчан. У нас лучше с сегодняшними трендами. У ребят из МГУ есть ученые с именем и мировой опыт. Этот симбиоз и рождает то, что все увидели на первом и втором фестивалях.
Уже после первого мы совершенно точно были уверены в том, что продолжение будет. Тема науки интересна и важна компании, а фестивальный формат удачен еще и потому, что связан с тем, что называют профориентацией. И это важно. Постараемся каждый год удивлять и привозить что-то новое. Главное, чтобы российская наука не оскудела талантами.
Космос зовет!
В Дудинке фестиваль научных открытий Arctic Wave прошел сразу на двух площадках: в Таймырском краеведческом музее и Таймырском колледже. В нем приняли участие около 500 человек.
В музее было организовано четыре интерактивные площадки: сферический кинотеатр, выставка “Путешествие вокруг света”, экспозиция “Сопкаргинский мамонт”, а также демонстрация научного фильма “Тайны Вселенной”.
Площадки работали параллельно. Взрослые, преподаватели могли принять участие в мастер-классах “Внедрение интерактивных форматов в процесс обучения” и “Новые форматы работы со школьниками старших классов, проведение исследовательской работы, создание проектных команд”. Ребятам же интереснее самим поучаствовать в экспериментах, чтобы можно было потрогать руками, покрутить, поуправлять. Такая возможность у них была. Например, на “Инженерной станции”, расположившейся в спортивном зале колледжа, можно было поиграть с роботами: хочешь – с тем, который ездит по полу, хочешь – с летающим. Бери пульт в руки – и вперед! Для тех, кому интересно заглянуть внутрь и разобраться, что и как работает, была возможность самим собрать небольшого робота и в специальной компьютерной программе прописать алгоритм его действий. Конечно, ребятам помогали специалисты, потому даже новичку не составило труда заставить робота двигаться вперед, останавливаться перед препятствием, разворачиваться, распознавать край стола.
В музее школьникам провели экскурсию по выставке “Путешествие вокруг света” из фондов Музея Мирового океана. Здесь можно было не только полюбоваться удивительными экспонатами, но и  примерить неподъемные сапоги водолаза, увидеть африканские маски, попробовать на вкус морскую соль.
На третьем этаже музея для школьников провели киносеанс о жизни космонавтов в космосе. Некоторые из них проводят на орбите по году. Сами же космонавты и рассказывали о том, как им приходится жить в невесомости все это время, вести быт, питаться.
А в Таймырском колледже прошли две интересные лекции для участников фестиваля научных открытий Arctic Wave: “История Вселенной: от Большого взрыва до наших дней” и “Полезные микробы”. Лекторами выступили знатоки своего дела Андрей Шестаков (лаборатория физиологии и биохимии микробов МГУ им. М.В. Ломоносова) и Александр Прохоров (научно-исследовательский институт ядерной физики МГУ им. М.В. Ломоносова), специально приглашенные “Норникелем”.
Преподавателям колледжа также было о чем рассказать и чему научить ребят. Второй год здесь действует фаблаб – центр студенческого инновационного и технического творчества. Используя современное оборудование, студенты создают макеты и прототипы, приспособления для жизнедеятельности в экстремальных условиях и городской среде, умные игрушки, предметы дизайна и интерьера, сувенирную продукцию.
В общем, участникам фестиваля в таймырской столице не пришлось скучать: выходной они провели с пользой, открыв для себя новое в мире науки. Возможно, кто-то даже определился с будущей профессией. Ведь в космической отрасли столько много разных и интересных направлений. Если раньше наши родители мечтали быть космонавтами, то сейчас мы понимаем, что вокруг космонавтов задействованы сотни других специалистов: ученые, биологи, инженеры, физики, программисты, технологи, медики, роботостроители, и их работа не менее интересна и не менее важна. Нет сомнений в том, что человечество и дальше будет изучать и осваивать космос, возможно, это станет самым важным направлением деятельности людей. Мы понимаем это уже сейчас, особенно в год 55-летия со Дня первого полета в космос Юрия Гагарина. Именно поэтому темой фестиваля в 2016 году стал космос.
 
ФАКТ
Второй фестиваль научных открытий Arctic Wave, организованный ”Норникелем”, в Дудинке и Норильске посетили 5300 человек.
 
Текст: Валентина  Вачаева,  Елена Попова,  Денис Кожевников,  Марина Бушуева, Татьяна Ищук
Фото: Денис Кожевников, Владислав Шукшин, Александр Супрунюк
0

Читайте также в этом номере:

Мера ответственности (Лариса ФЕДИШИНА)
Активность общества растет (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Мобильный ангар (Владислав ШУКШИН)
Газовики готовы (Марина БУШУЕВА)
Билет за миллион (Владислав ШУКШИН)
Нам есть чем гордиться (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Самая большая награда (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Токари в дефиците (Екатерина БАРКОВА)
Слушайте внимательно! (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Новый сезон, новые лица (Лариса ФЕДИШИНА)
Решаем сами (Марина БУШУЕВА)
Хватит пищать! (Елена ПОПОВА)
Объемы растут (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Просто мастер (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
Есть можно, кушать нельзя? (Роман БУКВОЕДОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск