Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
«Легендарный» матч Далее
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Закон, которого нет
Общественный интерес
1 августа 2013 года, 17:23
Текст: Лариса СТЕЦЕВИЧ
Съезд Союза городов Заполярья и Крайнего Севера завершил свою работу, а осадок, как говорится, остался. Только ленивый не обсуждает сейчас важность развития Арктики для будущего нашей страны, а закона как не было, так и нет.
Одним из главных вопросов съезда было обсуждение предложений в проект закона об Арктической зоне РФ.
О том, что России нужен “арктический” закон, речь шла еще в конце 90-х. Но судьба его оказалась драматичной: разработка документа совпала с ликвидацией Госкомсевера. В системе государственной власти не стало органа, который бы лоббировал вопросы, связанные с принятием закона. С тех пор прошло почти  15 лет. И вот вновь предпринята попытка выделить и урегулировать правовое положение Арктики. Впрочем, нынешний проект, представленный Министерством регионального развития, по мнению специалистов, не многим лучше своего предшественника от 1998 года. В нем также не учитывается северная специфика.  
Не секрет, что в последние годы Закон о Северах и приравненных к ним территориях практически не работает. А ведь российский Север, и наш регион в том числе, способен стать лидером экономического роста государства. Это подчеркивали все участники съезда, акцентируя внимание на том, что к каждой северной территории нужно подходить исходя из тщательного анализа сложившейся там ситуации.
Федеральный закон об Арктической зоне России сделает северные территории самостоятельным объектом государственной политики, говорится в проекте концепции закона. Это, конечно, вполне возможно, если в нем будут четко определены статус и границы Арктической зоны, что станет основой правового регулирования. Кроме того, на съезде отмечалось, что, если в законе для населенных пунктов, входящих в зону, будет предусмотрено установление пограничного режима, который действовал в Норильске в советскую эпоху, это позволило бы регулировать миграционные потоки на территории и тем самым решать важные вопросы кадрового обеспечения северных районов. Более того, установление пограничного режима способствовало бы снижению статистики правонарушений и тем самым более эффективному обеспечению безопасности граждан и предприятий. А в совокупности выполнение этих условий способствовало бы росту инвестиционной привлекательности не только нашего региона, но и всего Крайнего Севера и Заполярья.
Но проект вновь завернули: спор начался из-за границ Арктической зоны. Согласно ранее предложенной концепции, сюда входили бы полностью Мурманская область, Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Чукотский автономные округа, а также некоторые части Карелии, Республики Коми, Якутии, Архангельской области и Красноярского края. Также к территории Арктической зоны могли быть отнесены прибрежные низменности Северного Ледовитого океана, бассейны рек, несущих воды в арктические моря, неделимые административно-территориальные единицы и крупные ресурсно-производственные комплексы, которые обслуживает Северный морской путь. Вместе с тем, как говорится в проекте документа, критерии отнесения территорий к Арктической зоне и ее состав будут уточняться в процессе разработки ФЗ. Что, собственно, и произошло на деле. Как сообщила на съезде депутат Государственной Думы РФ Раиса Кармазина, работа над законом приостановлена, а в том проекте, что остался после всяческих уточнений, ни Норильска, ни Мурманска, ни Туруханска с Игаркой, ни Воркуты нет. Опять же, это проект, но, по мнению участников съезда, ждать, когда такой закон об Арктической зоне окончательно вступит в силу, нельзя. Уже сегодня необходимо лоббировать свои предложения, вносить поправки и прежде всего предложения об определении границ правового регулирования Российской Арктики.
В феврале 2013 года президент Владимир Путин утвердил Стратегию развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности до 2020 года. И сегодня на правительственном уровне вроде бы существует понимание того, что из общих так называемых северных территорий и приравненных к ним местностей должна быть выделена территория Арктической зоны, или полярной зоны, которая находится севернее Северного полярного круга, с особым статусом, но... Понимание есть, а дела нет.
И пока Россия “запрягает”, перспективным регионом активно интересуются другие, далеко не северные страны. Которых очень привлекает арктическая кладовая природных ископаемых: 27 миллионов квадратных километров континентального шельфа, на которых может быть сосредоточено 70–75 процентов минеральных и биологических ресурсов Мирового океана.
Общие проблемы объединяют
0

Читайте также в этом номере:

Семья решает (Евгения СТОРОЖКО)
Дворец в лесах (Анна ВИКТОРОВА)
Карта возможностей (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Перестройка (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Один на всех (Андрей СОЛДАКОВ)
Он один такой (Екатерина БАРКОВА)
Работы – вагон (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Витамины для бетона (Екатерина БАРКОВА)
Простые правила (Варвара СОСНОВСКАЯ)
Это было с городом и с нами (Лариса ФЕДИШИНА)
Человек на своем месте (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Климат создают личности (Беседовала Валентина ВАЧАЕВА)
Реально ли реалити? (Выбор зрителя с Еленой КОВАЛЕНКО)
В кольце огня (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Нескучное лето (Юлия ГУБЕЛАДЗЕ)
Салют, Норильск! (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Сухой источник (Николай ЩИПКО)
Социальная стратегия (Беседовала Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Как вы нам дороги (Лариса ЛИПСКАЯ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск