Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
В четвертом поколении Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Социальная стратегия
АКТУАЛЬНО
2 августа 2013 года, 17:27
Текст: Беседовала Татьяна ЕРМОЛАЕВА
К концу года компания “Норильский никель” планирует представить обновленную стратегию развития, акцент в которой будет сделан на повышение эффективности и прозрачности проектов ГМК. Это коснется не только производства, но и социальной сферы. Каких нововведений стоит ждать, рассказывает директор департамента социальной политики “Норильского никеля” Светлана ИВЧЕНКО.
– Уже сообщалось, что компания будет проводить аудит своих проектов в социальной сфере. Какова его цель и какие выводы будут сделаны по окончании аудита?
– В настоящий момент “Норильский никель” ведет работу по обновлению стратегии компании, которая в том числе определит необходимые направления развития деятельности в социальной сфере. Основная цель аудита – получить объективные данные о реализуемых социальных и благотворительных проектах, мероприятиях, их результативности, эффективности, соответствию современным условиям и ожиданиям заинтересованных сторон. Данные аудита лягут в основу рекомендаций по оптимизации и совершенствованию существующих программ в социальной сфере, разработке новых. И речь здесь идет не только о приоритетных направлениях деятельности, но и о повышении эффективности управления социальными и благотворительными проектами и программами, внедрении системного подхода, ключевых показателях эффективности, механизма мониторинга и оценки.
Особое значение мы придаем обратной связи, диалогу и вовлечению в разработку, реализацию и оценку нашей социальной активности представителей местного сообщества, сотрудников. Это позволяет более чутко и своевременно реагировать на запросы и предложения, адаптировать, модернизировать существующие проекты и программы, вводить новые, чтобы они были действительно полезны, необходимы и востребованны.
Мы планируем развивать проактивный подход в социальной и благотворительной деятельности, опираясь на потенциал как сотрудников, так и активистов местных сообществ.
Конкурентные преимущества
– Светлана Владимировна, есть ли уже понимание, от чего компания точно не будет отказываться, а что может претерпеть изменения?
– На 2013–2014 годы планируется сохранить существующую структуру и объем социальных расходов, социальный пакет, превосходящий во многих отношениях гарантии и льготы для работников в других компаниях, что является несомненным конкурентным преимуществом “Норильского никеля” в привлечении новых сотрудников. Как пример можно привести уровень заработной платы в компании, который является самым высоким в стране среди металлургических предприятий.
“Норильский никель” обеспечивает работникам солидный социальный пакет. Средний его размер в расчете на одного работника российских предприятий группы в 2012 году составил более 76 тысяч рублей в год, рост – на 25 процентов по сравнению с 2011 годом. И впредь социальные расходы “Норникеля” по обязательствам, в частности по Коллективному договору и соглашениям с органами власти, будут выполняться в полном объеме. Одновременно планируется провести модернизацию сложившихся социальных программ и привести их в соответствие с целями и задачами, определенными сегодня в компании.
– Какие вопросы социального характера для компании наиболее болезненны? Какие требуют немедленного решения?

– Наиболее остро стоит вопрос повышения ответственности работников при соблюдении техники безопасности на предприятиях. Конечно, мы проводим очень много мероприятий, чтобы достучаться до каждого работника, чтобы он осознал, что ответствен не только за свое благополучие и здоровье, но и за своих коллег. Мы понимаем, что это очень сложный путь, он в каждодневной работе, повышении культуры безопасного труда, и сейчас мы думаем над тем, как кратно повысить эффективность работы по этому направлению, какие методы профилактики, пропаганды, воздействия на сознание еще не задействованы и могут быть применимы. Но еще раз хочу сказать, каждый должен понимать, что он несет ответственность за себя и своих коллег, не быть равнодушным, если кто-то игнорирует предписания ТБ, невзирая на то, кто перед ним – его младший товарищ или начальник.
– Расскажите о перспективах сотрудничества компании и Негосударственного пенсионного фонда (НПФ) “Норильский никель”, в котором аккумулируются пенсионные накопления большинства работников ГМК. Учитывая крайне низкую доходность фонда, что планируется сделать для ее повышения в будущем?
– Активное развитие корпоративной пенсионной системы происходило в 2006–2007 годах в связи с развитием рынка пенсионных услуг. В этот период компания совместно с НПФ “Норильский никель” разработала и ввела в действие программы, предусматривающие солидарное участие ГМК и работников в формировании негосударственной пенсии. Негосударственная пенсия включена в базовый социальный пакет работника.
Самая массовая программа – “Накопительная долевая пенсия” (в ней участвуют около 25 тысяч человек) имеет долгосрочный характер и направлена на повышение мотивации и закрепление на предприятиях лучших высококвалифицированных работников. Суть ее в том, что компания на паритетных условиях перечисляет пенсионные взносы в пользу работников.
Что касается фонда – наша позиция в том, что управлять пенсионными накоплениями должны профессионалы, которые имеют такой опыт. Насколько мы знаем, совет НПФ “Норильский никель” сейчас рассматривает варианты такого партнерства с профессиональными участниками этого рынка.
При этом работники ГМК должны знать, что для них ничего не изменится в любом случае.
– Среди сотрудников компании очень популярны жилищные программы, планируется ли их развивать и расширять? В частности, неоднократно озвучивалось желание многих работников включить Санкт-Петербург и Ленинградскую область в список регионов, где будут распределяться квартиры в рамках проектов “Наш дом” и “Мой дом”.
– География программ расширяется. Определена новая точка – Большое Завидово в Тверской области, где будут строиться квартиры для работников “Норникеля”. Эта территория в экономическом плане и по природно-климатическим условиям идеально подходит для реализации корпоративных жилищных программ компании. Конечно, для новых жильцов будет доступна вся необходимая социальная инфраструктура. Что касается приобретения жилья в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, то в связи с началом нового целевого проекта этот вопрос остается открытым.
(Сегодня телекомпания “Северный город” покажет специальный репортаж о проекте “Завидово”. С пятницы смотреть его можно будет на сайте “ЗВ”. – Ред.)
– Недавно “Норильский никель” сообщил о намерении использовать новые подходы в благотворительной деятельности. Пожалуйста, расскажите об этом подробнее.
– Компания всегда уделяла большое внимание развитию территорий присутствия, помогала многим общественным организациям и муниципальным учреждениям в области образования, спорта, культуры, социальной защиты, поддержки коренных народов Севера, экологии. Само время диктует условия и новые запросы в развитии нашей работы. Поэтому мы будем двигаться от традиционного шефства и реагирующей на запросы благотворительности к внедрению проектного подхода, решающего социальную проблему или работающего на развитие, достигающего видимых результатов, социального эффекта. Также сделаем акцент на активизацию и вовлечение местного сообщества, развитие волонтерства.
Наряду с реализацией долгосрочных благотворительных программ и акций будем проводить конкурсы и ярмарки общественно значимых проектов, благотворительные сезоны, обучать социальному проектированию и инновациям в этой сфере, фандрайзингу и оценке, готовить экспертов, содействовать социальному партнерству и расширению круга благотворителей на территориях присутствия.
Мы также повышаем квалификацию наших сотрудников, ответственных за реализацию политики корпоративной социальной ответственности, работаем над улучшением внешних и внутренних коммуникаций, развиваем практику диалогов с заинтересованными сторонами.
– Два года назад руководство компании приняло решение о ежегодной, а не раз в два года, как раньше, оплате дороги к месту отдыха и обратно работников предприятий, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к нему территориях. Ближайшая перспектива этой программы?
– Мы планируем, что география полетов будет расширяться и в скором времени появятся новые удобные маршруты. Организация регулярных рейсов корпоративными авиаперевозчиками направлена на предоставление работникам и членам их семей специальных условий и льгот при приобретении корпоративных авиабилетов. В настоящее время создается рабочая группа для разработки стратегии развития авиационного комплекса компании. Документ будет направлен на рассмотрение инвестиционного комитета для принятия соответствующих решений.
Инвестиции в здоровье
– Как вы оцениваете эффективность и востребованность детских корпоративных проектов “Норильского никеля”? Они будут продолжены? Какие изменения их ждут?
– В настоящее время в компании существует несколько детских корпоративных проектов. Среди них – творческий конкурс “Дорога в завтра”, детская новогодняя подарочная кампания, театрализованные утренники. Данные проекты пользуются большой популярностью, способствуют развитию корпоративной культуры.
Отдельно стоит сказать о летней оздоровительной кампании детей. Их принимают лагерь “Вита” в Анапе, лагерь в Греции для юных спортсменов, а также для подростков 13–16 лет. Ежегодные опросы на предприятиях “Норникеля” показывают, что детский оздоровительный отдых очень востребован. Учитывая важную социальную составляющую данного направления, мы планируем его совершенствовать, а именно: улучшать инфраструктуру лагерей, детское питание, досугово-развлекательные и познавательные программы. В дальнейшем намерены уделять больше внимания внедрению самых современных методов работы с детьми, в том числе в области профориентации, социального проектирования.
– Компания планировала построить на берегу Черного моря собственный детский оздоровительный лагерь. Этот проект сегодня актуален?
– Строительство собственного детского оздоровительного лагеря в Геленджике, Архипо-Осиповке в настоящее время приостановлено, так как мы хотим убедиться в эффективности и целесообразности этого проекта. Возможно, намного выгоднее будет покупать путевки для детей в результате конкурса между различными лагерями отдыха.
– Планирует ли компания сохранить санаторий “Заполярье” для своих работников? Какие направления санаторно-оздоровительного отдыха будут сохранены? Вероятно, добавится что-то новое? Не планируется ли заключение договоров на оздоровление работников и членов их семей с другими санаториями?
– Мы стремимся делать все, чтобы уровень санаторно-курортных услуг в “Заполярье” был максимально высоким. И лечение, и отдых в Сочи очень нравятся работникам компании и членам их семей. Отдыхающие могут видеть, что в “Заполярье” совершенствуется лечебная база, инфраструктура, ведется реконструкция номеров, расширяется спектр медицинских услуг. “Заполярье” – базовый санаторий для нашей компании. Но по мере развития этого рынка услуг в России мы будем принимать решение о дальнейшей политике компании в этой сфере.
С апреля 2012 года, в том числе в связи с реконструкцией санатория “Заполярье”, часть работников выезжает на отдых в Болгарию, в санаторий “Аллегра”, медицинская база которого по нашему запросу приведена в полное соответствие с современными требованиями для предоставления необходимого санаторно-курортного лечения нашим сотрудникам. Большинство работников остались довольны отпуском, проведенным в этом санатории, именно потому, что здесь можно совмещать отдых и лечение. Причем стоимость пребывания в “Аллегре” сопоставима с отдыхом в “Заполярье”.
Кадровый вопрос
– По вашим оценкам, насколько остро ощущается в компании дефицит кадров?
– Общее состояние российского рынка труда сегодня характеризуется нарастающим дефицитом квалифицированного персонала, причиной которого являются рост конкуренции за человеческие ресурсы между компаниями, а также демографические проблемы в стране. И это особенно ощутимо на примере инженерных специальностей и рабочих разных квалификаций. На территориях основных производственных площадок “Норильского никеля” данная ситуация усугубляется еще и сложными условиями работы на Крайнем Севере.
В первую очередь мы испытываем потребность в рабочих кадрах. На сегодня более 80 процентов от принимаемого в компанию персонала составляют рабочие. Нам нужны не только металлурги и горняки, но и геологи, обогатители, энергетики, строители, транспортники, ремонтники, железнодорожники.
Чтобы решить проблему дефицита кадров, приходится прибегать к широкому спектру возможностей поиска персонала. Основным инструментом во взаимодействии с потенциальными кандидатами в онлайн-среде является корпоративный портал “Работа и карьера” www.hr.nornik.ru, где есть информация об открытых вакансиях и можно оставить резюме. В дополнение к работе корпоративного сайта в компании функционирует бесплатная телефонная горячая линия по вопросам трудоустройства (8-800-700-19-43), которая позволяет в полуавтоматическом режиме соединять соискателя с подразделением, по профилю которого он хотел бы трудоустроиться. В процессе подбора персонала компания также использует сторонние рекрутинговые интернет-порталы (superjob.ru, hh.ru), взаимодействует с региональными центрами занятости, кадровыми агентствами, доводит информацию о своих вакансиях потенциальным кандидатам через СМИ, контекстную и баннерную рекламу, участвует в ярмарках вакансий и других кадровых мероприятиях.
– В связи с этим хотелось бы уточнить, продолжит ли компания заниматься профориентационной деятельностью, насколько это затратно и оправдывает себя?
– Я считаю, что профориентационную работу нужно продолжать. Занимаясь профориентацией, компания работает и на выполнение одной из основных задач, которая стоит перед всей страной, – популяризацией рабочих  профессий  и инженерно-технических специальностей.
Работа компании в сфере профориентации имеет давние традиции, но новый импульс к развитию в виде профориентационных проектов такая форма взаимодействия с молодежью приобрела недавно. Насколько действительно рентабельно заниматься таким видом деятельности, покажет время, но мы рассчитываем, что новые подходы помогут более эффективно использовать наш потенциал.
Несколько лет в компании действовал проект “Норникельклассы”, в рамках которого на базе девяти общеобразовательных учреждений в Красноярском крае, в том числе в Норильске, в 2012–2013 годах обучались 380 учащихся. Около 70 процентов выпускников норникельклассов в этом году подали заявления в Сибирский федеральный университет для поступления на профильные специальности.
Неизвестно, сколько из них через пять лет придут работать в компанию, в отрасль. Непонятно пока, насколько эта программа оправдывает себя. С привлечением экспертов мы хотим оценить ее эффективность, и если будем отказываться от программы, то, безусловно, доучим тех, кого набрали, и заменим другой.
Сейчас мы хотим сфокусироваться на программах, которые способствовали бы реальному притоку специалистов, а именно – на работе со студентами. Кроме того, рассматриваем опыт других компаний по проведению олимпиад, по итогам которых ученикам даются рекомендации для поступления в вузы.
Мы хотим больше сконцентрироваться на профориентационной деятельности среди студентов профильных вузов, которые уже определились с будущей профессией и заинтересованы в надежном работодателе. Мы считаем, что работа со студентами будет более результативной, так как школьники зачастую выбирают специальность в самый последний момент перед поступлением в вуз.

    Средний размер социального пакета в расчете на одного работника российских предприятий “Норникеля” в 2012 году составил более 76 тысяч рублей в год, рост – на 25 процентов по сравнению с 2011 годом.

    Более 80 процентов принимаемого в компанию персонала составляют рабочие. “Норникелю” нужны не только металлурги и горняки, но и геологи, обогатители, энергетики, строители, транспортники, ремонтники, железнодорожники.

    С 2012 года компания ежегодно компенсирует работникам и членам их семей, проживающим в районах Крайнего Севера, расходы на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту проведения отпуска и обратно.

 

0

Читайте также в этом номере:

Семья решает (Евгения СТОРОЖКО)
Дворец в лесах (Анна ВИКТОРОВА)
Карта возможностей (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Перестройка (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Один на всех (Андрей СОЛДАКОВ)
Он один такой (Екатерина БАРКОВА)
Работы – вагон (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Витамины для бетона (Екатерина БАРКОВА)
Простые правила (Варвара СОСНОВСКАЯ)
Это было с городом и с нами (Лариса ФЕДИШИНА)
Человек на своем месте (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Климат создают личности (Беседовала Валентина ВАЧАЕВА)
Реально ли реалити? (Выбор зрителя с Еленой КОВАЛЕНКО)
В кольце огня (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Закон, которого нет (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Нескучное лето (Юлия ГУБЕЛАДЗЕ)
Салют, Норильск! (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Сухой источник (Николай ЩИПКО)
Как вы нам дороги (Лариса ЛИПСКАЯ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск