Правила жизни правнучки классика
ОБОГАТИТЕЛЬНАЯ ФАБРИКА
13 декабря 2018 года, 14:42 Текст: Валентина ВАЧАЕВА
|
Когда редактор образовательного проекта “Aрзамас” Ася Терехова после лекции на “Обогатительной фабрике” стала отвечать на вопросы норильчан, выяснилось, что ее семья имеет прямое отношение к северному городу.
– Чтобы принять приглашение в Норильск, мне было достаточно того, что это интересное место, куда я сама бы не добралась. Тот факт, что место имеет прямое отношение к моей семье, я осознала уже здесь. В городском музее, где экспонируются фотография и два письма заключенного Норильлага журналиста Абрама Аграновского, по словам Аси Тереховой, ничего нового о своем прадеде она не узнала, но видеть его все равно было удивительно, как будто вдруг она оказалась в родном и важном месте. – О прадеде я читала в книгах деда – журналиста, писателя Валерия Абрамовича Аграновского. К сожалению, прадедушка умер до моего рождения, дедушка – когда мне было лет семь… Сейчас, думаю, у нас было бы о чем с ним поговорить. Нашлось о чем поговорить с редактором “Арзамаса” и корреспонденту “ЗВ”. Другими средствами – Все, написанное династией Аграновских, Абрамом Давидовичем и его сыновьями Анатолией и Валерием, считается классикой российской журналистики. Вас можно назвать продолжательницей династии? Что из ваших трудов вы могли бы показать, например, деду? – В “Арзамасе” я занимаюсь редакторской работой и, к сожалению, редко пишу сама. Из опубликованного мне нравилось интервью с провокационным театральным режиссером Константином Богомоловым в журнале “Номер”. Причем не сам текст, а процесс… Я какое-то время выбирала между журналистикой и режиссурой и даже работала пресс-атташе в Студии театрального искусства у Сергея Васильевича Женовача. Еще один материал – “Правила жизни Андрея Платонова” – я делала для журнала “Эсквайр”. Поскольку Платонов умер в 1951 году, я работала с его архивом. Из воспоминаний, писем, записных книжек получился стройный набор цитат: “Чтобы стать гением будущего, надо быть академиком прошлого. Чтобы чуять бурю, надо иметь в себе знание тишины”, “Все люди живут в личной жизни с разбитыми сердцами. Но дело в том, чтобы жить с цельными сердцами”. И так далее. – А как вы пришли в “Арзамас”? – Предложила главному редактору “Детскую комнату”, спецпроект с полезными развлечениями для детей и родителей: мультфильмами, играми, советами, что почитать. Теперь я его веду. Недавно у нас появилось еще и детское радио. Лет с тринадцати вслед за папой (лауреат “Большой книги” и “Национального бестселлера” писатель Александр Терехов. – Авт.) я читала мужской журнал “Эсквайр”. Когда училась в Медиашколе Игоря Попова, к нам часто приезжали гости, и я мечтала, что однажды тоже стану гостем у будущих студентов Игоря. Даже речь тогда написала, начиналась она так: “Здравствуйте, дорогие друзья, меня зовут Ася, я главный редактор “Эсквайра”… Я была очень амбициозная. “Эсквайр” уже не тот, но примечательно, что те люди, которые десять лет назад делали журнал, теперь работают в “Арзамасе”. Получилось, что я обрела тех, к кому стремилась. – Медиашколу Игоря Попова, которую с недавних пор хорошо знают и в Норильске, вы окончили до университета. Вы учились в МГУ на журфаке? – В МГУ я изучала филологию, а медиа – в магистратуре в Высшей школе экономики. До “Арзамаса” успела поработать, как я уже говорила, в театре, писала сценарии для телевизионной программы “Галилео”, сотрудничала с журналами “Номер”, Interview Russia, газетой “Известия”. С Игорем Поповым не расставалась – мы и работали вместе, и крепко сдружились. Игорь никогда не бросает своих студентов и относится к ним как к “зайцам”, родным и требующим отеческого внимания. На занятиях медиашколы в Дудинке и Норильске я рассказывала о мультимедийной журналистике. – Повторю вопрос руководителя медиашколы о традиционной и мультимедийной журналистике. Не пора ли первую сдать в архив? Считаю, что главная мысль в мультимедийной журналистике та, что ты можешь рассказать историю не только с помощью текста. Можно использовать анимацию, видосы, инфографику, мемы. Печатную и мультимедийную журналистику объединяет то, что текст должен быть интересным, честным, автор обязан погружаться в тему, находить лучших экспертов, подтверждать все фактами… Нужен интересный заголовок, цепляющий лид, важна драматургия текста. Мы бы ничего этого не смогли сделать, если бы в свое время не учились классической журналистике. Те же правила, но только с другими средствами выражения. Сыграть в Дудя – Кого из журналистов, кроме Аграновских, разумеется, вы считаете выдающимися? – Мне очень нравится Юрий Сапрыкин, который делал “Афишу”. Сейчас он главный редактор сайта о русской литературе “Полка”, ведет собственный блог на “Фейсбуке” и в “Телеграме”, участвует в лекциях проекта InLiberty. Был и остается современным философом. Из кинокритики нравится журнал “Сеанс”, самый сильный толстый журнал, который возглавляет Любовь Аркус. Там мне интересно читать Василия Степанова. Раньше в журнале про авангардное кино талантливо писал Алексей Артамонов. Сейчас он делает собственный проект “Сигма”, где любой пользователь может выложить текст о современной культуре и философии. Из музыкальных журналистов выделяю Льва Ганкина, с которым мы делали путеводители по музыке для “Арзамаса”, Артема Макарского и Олега Соболева. Сейчас модно рассуждать про Дудя… Да, “вДудь” удивительный проект, полноценная замена телевизору, хотя в кадре целый час лишь два человека. Его формат все повторяют, даже появилось выражение – “сыграть в Дудя”… – Игорь Попов рассказывал, что вы уже в девятом классе были очень начитанной. Назовите несколько имен вашего писательского первого ряда. – Я очень люблю тех, кто препарирует язык и слово: “Школу дураков” Саши Соколова, “Дар” Набокова, “Котлован” Платонова. – В театр к Женовачу вы попали случайно или потому, что вам нравится его творчество? – Мне нравилось и нравится все, что делает он и делал его учитель Петр Фоменко. А из современных мне интересно следить за хореографом Олегом Глушковым, который ставит в Центре Мейерхольда, в театре “Практика”. В его случае – тело становится главным выразительным средством. – Вы не только журналистка, пусть и мультимедийного формата, в четвертом поколении, но еще и коренная москвичка. Скажите, в каком городе вы хотели бы жить? – Я страшный патриот Москвы. Мне кажется, что это один из лучших европейских городов. Еще нравятся Лондон и Копенгаген. В первый раз в Лондоне я была с мамой, которую пригласила в поездку, скопив несколько зарплат за сценарии в “Галилео”, чем очень гордилась. В Копенгагене побывала лишь однажды. Это город с обложки журналов, невероятно красивый, светлый, полный велосипедов. Там я впервые видела велосипедную пробку. Вернувшись домой, Ася выложила на свой страничке на “ФБ” норильско-дудинские фотографии и написала, что видела (в первый же день!) северное сияние и купила варган, на котором они с братом учатся играть. ЦИТАТА Каждое издание должно иметь… Валерий АГРАНОВСКИЙ …Папа в момент ареста в тридцать седьмом работал спецкором газеты “Правда”, еженедельно публикуя острые, как жало пчел, “маленькие фельетоны”, и после реабилитации вернулся из норильских лагерей в Москву и до самой смерти (в 1951-м) был спецкором уже “Огонька”. (Теперь вам понятен мой “особый интерес” к Норильску: был еще жив Сталин, и папа ничего не говорил сыновьям – мама тоже сидела под Карагандой и все знала о лагерной жизни, – боясь за наши развязанные не по тем временам языки; вот я и стал после папиной смерти искать его солагерников, чтобы по крохам восстановить печальную судьбу родителей и всего несчастного поколения.) Старший брат Анатолий потом стал спецкором “Известий”, а я – спецкором “Комсомольской правды”. Помню, кто-то пустил крылатую фразу: “Каждое солидное издание должно иметь хоть одного Аграновского!” Династии, конечно, польстило: но все мы к славе были хладнокровны. Однажды Толю спросили на читательской конференции, как он оценивает журналистскую квалификацию младшего брата (то есть меня), и старший ответил парафразом известной байки: “Валерий, безусловно, второй журналист страны!” Тут же последовал вопрос: “Кто же первый?” Толя ответил намеренно небрежным тоном: “Первых много”. Потом мы все поняли: Анатолий и был “тем самым”, первым, потому и позволял великодушие в мой адрес, публично заявив: “Валера – мое исправленное и улучшенное издание”. Оба сына безоговорочно полагали папу воистину классиком. Как сейчас помню творческую обстановку дома: папа читает семье очерки для “Огонька”, написанные после командировки, а мы обсуждаем. Я, как обычно, ловлю “блошки”: “У тебя, папа, рифмуется последнее слово второго абзаца с первым словом третьего, что недопустимо в очерке, папа, это же не “Кола Брюньон”. Толя закрывался с папой в другой комнате, где вели серьезный профессиональный разговор о концепции материала, о тональности. Мама была, как мы говорили, в “своем репертуаре”, то есть нашим семейным лоцманом: “Знаешь, Абраша, ты опять слабо отразил роль партии!” – под общий хохот. Толина работа в газете была счастливой: он был кумиром и читателя, и коллег. Его боялись и уважали власти, что было лучшим подтверждением его публицистического таланта. Писал он трудно, мучительно, не похоже на современных скороспелок: сразу в газетную полосу он не хотел, да и не умел. Толя тщательно обдумывал темы, не жалея времени и себя. Однажды, встречаясь со студентами журфака, я позволил себе сравнить метод старшего брата с работой дояра. Толя действительно выдаивал своих близких и просто умных людей, подробно рассказывая им свою тему: размышляя вслух, он проверял на собеседниках ход мыслей и возможный поворот темы. Ночами и у меня дома иногда звонил телефон: Толя читал первые абзацы, выверяя тональность очерка. С присущим мне максимализмом я мог сказать: “Никуда не годится” или “Замечательно!” На что Толя отвечал: “Ничего ты не понимаешь, босяк” или “Молодец, точно!” Потом делал по-своему, и получалось прекрасно… “Огонек”, 1998 год ИЗ ПЕРВЫХ УСТ В большом-большом порядке Руководитель медиашколы Игорь ПОПОВ: – Ася Терехова пришла в московское отделение медиашколы в 2009 году. Тогда мы набирали одну общую группу, объединившую и школьников, и взрослых. Старшему, совершенно замечательному потомственному метростроевцу Константину Наумовичу, было 65. Ася с подружкой Александрой стали самыми младшими. Они честно сказали, что выбирают между Школой юного журналиста при МГУ и нашей. Мы предложили походить и в ШЮЖ, и к нам. В итоге они выбрали нас. Девочки были тихие, робкие, однако, когда обсуждались разные вопросы, между старшим поколением и девчонками все время вспыхивали какие-то дискуссии. Очень уважительные, но были… Я из-за неравных весовых категорий старался поддержать девчат… Тогда уже было видно, что Ася в большом-большом порядке, что для ее возраста очень много читает, что она думает прекрасно. Когда ребята начали писать какие-то тексты, выяснилось, что она и пишет хорошо. Конечно, она одна из моих любимиц… Мы все время с ней общались. Я несколько раз зазывал Асю на проекты. Когда мы выпускали глянцевый журнал “Номер” в 2014 году, она делала интервью с интеллектуальными звездами. С режиссером Константином Богомоловым, писателем Павлом Санаевым. Ася всегда очень тщательно, как надо, как положено, готовилась. Лопатила огромное количество текстов, смотрела интернет, биографии… И хотя она тогда была еще студенткой, я у нее ничего не поправлял. Я всегда помнил, что прадед Аси – отец классиков российской журналистики. |
0 | Твитнуть |