Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
С мечом в руках Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Правила жизни правнучки классика
ОБОГАТИТЕЛЬНАЯ ФАБРИКА
13 декабря 2018 года, 14:42
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
Когда редактор образовательного проекта “Aрзамас” Ася Терехова после лекции на “Обогатительной фабрике” стала отвечать на вопросы норильчан, выяснилось, что ее семья имеет прямое отношение к северному городу.
–  Чтобы принять приглашение в Норильск, мне было достаточно того, что это интересное место, куда я сама бы не добралась. Тот факт, что место имеет прямое отношение к моей семье, я осознала уже здесь.
В городском музее, где экспонируются фотография и два письма заключенного Норильлага журналиста  Абрама Аграновского, по словам Аси Тереховой, ничего нового о своем прадеде она не узнала, но видеть его все равно было удивительно, как будто вдруг она оказалась в родном и важном месте.
– О прадеде я читала в книгах деда – журналиста, писателя Валерия Абрамовича Аграновского. К сожалению, прадедушка умер до моего рождения, дедушка – когда мне было лет семь… Сейчас, думаю, у нас было бы о чем с ним поговорить.
Нашлось о чем поговорить с редактором  “Арзамаса” и корреспонденту “ЗВ”.
 
Другими средствами
– Все, написанное династией Аграновских, Абрамом Давидовичем и его сыновьями Анатолией и Валерием, считается классикой российской журналистики. Вас можно назвать продолжательницей династии? Что из ваших трудов вы могли бы показать, например, деду?
– В “Арзамасе” я занимаюсь редакторской работой и, к сожалению, редко пишу сама. Из опубликованного мне нравилось интервью с провокационным театральным режиссером Константином Богомоловым в журнале “Номер”. Причем не сам текст, а процесс… Я какое-то время выбирала между журналистикой и режиссурой и даже работала пресс-атташе в Студии театрального искусства у Сергея Васильевича Женовача.
Еще один материал – “Правила жизни Андрея Платонова” –  я делала для журнала “Эсквайр”. Поскольку Платонов умер в 1951 году, я работала с его архивом. Из воспоминаний, писем, записных книжек получился стройный набор цитат: “Чтобы стать гением будущего, надо быть академиком прошлого. Чтобы чуять бурю, надо иметь в себе знание тишины”, “Все люди живут в личной жизни с разбитыми сердцами. Но дело в том, чтобы жить с цельными сердцами”. И так далее.
– А как вы пришли в “Арзамас”?
–  Предложила  главному редактору “Детскую комнату”, спецпроект с полезными развлечениями для детей и родителей: мультфильмами, играми, советами, что почитать. Теперь я его веду. Недавно у нас появилось еще и детское радио.
Лет с тринадцати вслед за папой (лауреат “Большой книги” и “Национального бестселлера” писатель Александр Терехов. – Авт.) я читала мужской журнал “Эсквайр”. Когда училась в Медиашколе Игоря Попова, к нам часто приезжали гости, и я мечтала, что однажды тоже стану гостем у будущих студентов Игоря. Даже речь тогда написала, начиналась она так: “Здравствуйте, дорогие друзья, меня зовут Ася, я главный редактор “Эсквайра”… Я была очень амбициозная. “Эсквайр” уже не тот, но примечательно, что те люди, которые десять лет назад делали журнал, теперь работают в “Арзамасе”. Получилось, что я обрела тех, к кому стремилась.
– Медиашколу Игоря Попова, которую с недавних пор хорошо знают и в Норильске, вы окончили до университета. Вы учились в МГУ на журфаке?
– В МГУ я изучала филологию, а медиа – в магистратуре в Высшей школе экономики. До “Арзамаса” успела поработать, как я уже говорила, в театре, писала сценарии для телевизионной программы “Галилео”, сотрудничала с журналами “Номер”, Interview Russia, газетой “Известия”. С Игорем Поповым не расставалась – мы и работали вместе, и крепко сдружились. Игорь никогда не бросает своих студентов и относится к ним как к “зайцам”, родным и требующим отеческого внимания. На занятиях медиашколы в Дудинке и Норильске я рассказывала о мультимедийной журналистике.
– Повторю вопрос руководителя медиашколы о традиционной и мультимедийной журналистике. Не пора ли первую сдать в архив?
Считаю, что главная мысль в мультимедийной журналистике та, что ты можешь рассказать историю не только с помощью текста. Можно использовать анимацию, видосы, инфографику, мемы. Печатную и мультимедийную журналистику объединяет то, что текст должен быть интересным, честным, автор обязан погружаться в тему, находить лучших экспертов, подтверждать все фактами… Нужен интересный заголовок, цепляющий лид, важна драматургия текста. Мы бы ничего этого не смогли сделать, если бы в свое время не учились классической журналистике. Те же правила, но только с другими средствами выражения.
 
Сыграть в Дудя
– Кого из журналистов, кроме  Аграновских, разумеется, вы считаете выдающимися?
–  Мне очень нравится Юрий Сапрыкин, который делал “Афишу”. Сейчас он главный редактор сайта о русской литературе “Полка”, ведет собственный блог на “Фейсбуке” и в “Телеграме”, участвует в лекциях проекта InLiberty. Был и остается современным философом.
Из кинокритики нравится журнал “Сеанс”, самый сильный толстый журнал, который возглавляет Любовь Аркус. Там мне интересно читать  Василия Степанова. Раньше в журнале про авангардное кино талантливо писал Алексей Артамонов. Сейчас он делает собственный проект “Сигма”, где любой пользователь может выложить текст о современной культуре и философии.
Из музыкальных журналистов выделяю Льва Ганкина, с которым мы делали путеводители по музыке для “Арзамаса”, Артема Макарского и Олега Соболева.
Сейчас модно рассуждать про Дудя… Да, “вДудь” удивительный проект, полноценная замена телевизору, хотя в кадре целый час лишь два человека. Его формат все повторяют, даже появилось выражение – “сыграть в Дудя”…
– Игорь Попов рассказывал, что вы уже в девятом классе были очень начитанной. Назовите несколько имен вашего писательского первого ряда.
–  Я очень люблю тех, кто препарирует язык и слово: “Школу дураков” Саши Соколова, “Дар” Набокова, “Котлован” Платонова.
– В театр к Женовачу вы попали случайно или потому, что вам нравится его творчество?
– Мне нравилось и нравится все, что делает он и делал его учитель Петр Фоменко. А из современных мне интересно следить за хореографом Олегом Глушковым, который ставит в Центре Мейерхольда,  в  театре “Практика”.  В его случае – тело становится главным выразительным средством.
– Вы не только журналистка, пусть и мультимедийного формата, в четвертом поколении, но еще и коренная москвичка. Скажите, в каком городе вы хотели бы жить?  
–  Я страшный патриот Москвы. Мне кажется, что это один из лучших европейских городов. Еще нравятся Лондон и Копенгаген.
В первый раз в Лондоне я была с мамой, которую пригласила в поездку, скопив несколько зарплат за сценарии в “Галилео”, чем очень гордилась. В Копенгагене побывала лишь однажды. Это город с обложки журналов, невероятно красивый, светлый, полный велосипедов. Там я впервые видела велосипедную пробку.
Вернувшись домой, Ася выложила на свой страничке на “ФБ” норильско-дудинские фотографии и написала, что видела (в первый же день!) северное сияние и купила варган, на котором они с братом учатся играть.
 
ЦИТАТА
Каждое издание должно иметь…

Валерий АГРАНОВСКИЙ
…Папа в момент ареста в тридцать седьмом работал спецкором газеты “Правда”, еженедельно публикуя острые, как жало пчел, “маленькие фельетоны”, и после реабилитации вернулся из норильских лагерей в Москву и до самой смерти (в 1951-м) был спецкором уже “Огонька”. (Теперь вам понятен мой “особый интерес” к Норильску: был еще жив Сталин, и папа ничего не говорил сыновьям – мама тоже сидела под Карагандой и все знала о лагерной жизни, – боясь за наши развязанные не по тем временам языки; вот я и стал после папиной смерти искать его солагерников, чтобы по крохам восстановить печальную судьбу родителей и всего несчастного поколения.)
Старший брат Анатолий потом стал спецкором “Известий”, а я – спецкором “Комсомольской правды”. Помню, кто-то пустил крылатую фразу: “Каждое солидное издание должно иметь хоть одного Аграновского!” Династии, конечно, польстило: но все мы к славе были хладнокровны. Однажды Толю спросили на читательской конференции, как он оценивает журналистскую квалификацию младшего брата (то есть меня), и старший ответил парафразом известной байки: “Валерий, безусловно, второй журналист страны!” Тут же последовал вопрос: “Кто же первый?” Толя ответил намеренно небрежным тоном: “Первых много”. Потом мы все поняли: Анатолий и был “тем самым”, первым, потому и позволял великодушие в мой адрес, публично заявив: “Валера – мое исправленное и улучшенное издание”. Оба сына безоговорочно полагали папу воистину классиком.
Как сейчас помню творческую обстановку дома: папа читает семье очерки для “Огонька”, написанные после командировки, а мы обсуждаем. Я, как обычно, ловлю “блошки”: “У тебя, папа, рифмуется последнее слово второго абзаца с первым словом третьего, что недопустимо в очерке, папа, это же не “Кола Брюньон”. Толя закрывался с папой в другой комнате, где вели серьезный профессиональный разговор о концепции материала, о тональности. Мама была, как мы говорили, в “своем репертуаре”, то есть нашим семейным лоцманом: “Знаешь, Абраша, ты опять слабо отразил роль партии!” – под общий хохот.
Толина работа в газете была счастливой: он был кумиром и читателя, и коллег. Его боялись и уважали власти, что было лучшим подтверждением его публицистического таланта. Писал он трудно, мучительно, не похоже на современных скороспелок: сразу в газетную полосу он не хотел, да и не умел. Толя тщательно обдумывал темы, не жалея времени и себя. Однажды, встречаясь со студентами журфака, я позволил себе сравнить метод старшего брата с работой дояра. Толя действительно выдаивал своих близких и просто умных людей, подробно рассказывая им свою тему: размышляя вслух, он проверял на собеседниках ход мыслей и возможный поворот темы. Ночами и у меня дома иногда звонил телефон: Толя читал первые абзацы, выверяя тональность очерка. С присущим мне максимализмом я мог сказать: “Никуда не годится” или “Замечательно!” На что Толя отвечал: “Ничего ты не понимаешь, босяк” или “Молодец, точно!” Потом делал по-своему, и получалось прекрасно…
“Огонек”, 1998 год
 
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
В большом-большом порядке
Руководитель медиашколы Игорь ПОПОВ:

– Ася Терехова пришла в московское отделение медиашколы в 2009 году. Тогда мы набирали одну общую группу, объединившую и школьников, и взрослых. Старшему,  совершенно замечательному потомственному метростроевцу Константину Наумовичу, было 65. Ася с подружкой Александрой стали самыми младшими. Они честно сказали, что выбирают между Школой юного журналиста при МГУ и нашей. Мы предложили походить и в ШЮЖ, и к нам. В итоге они  выбрали нас.
Девочки были тихие, робкие, однако,  когда обсуждались разные вопросы, между старшим поколением и девчонками все время вспыхивали какие-то дискуссии. Очень уважительные, но были… Я из-за неравных весовых категорий старался поддержать девчат…
Тогда уже было видно, что Ася в большом-большом порядке, что для ее возраста очень много читает, что она думает прекрасно. Когда ребята начали писать какие-то тексты, выяснилось, что она и пишет хорошо. Конечно, она одна из моих любимиц…
Мы все время с ней общались. Я несколько раз зазывал Асю на проекты. Когда мы выпускали глянцевый журнал “Номер” в 2014 году, она делала интервью с интеллектуальными звездами. С режиссером Константином Богомоловым, писателем Павлом Санаевым.
Ася всегда очень тщательно, как надо, как положено, готовилась. Лопатила огромное количество текстов, смотрела интернет, биографии… И хотя она тогда была  еще студенткой, я у нее ничего не поправлял.
Я всегда помнил, что прадед Аси – отец классиков российской журналистики.
Анатолий, Валерий, Фаня и Абрам Аграновские снова все вместе, 1946 год
Медиашкола Игоря Попова добралась до северного города в 2015-м. Возможно, среди норильских “зайцев” уже есть свои Аси Тереховы
0

Читайте также в этом номере:

Душа компании (Виктор ЦАРЕВ)
В едином ритме (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Лауреаты “Белой книги” (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Там, за горизонтом (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Приятные условия (Татьяна РЫЧКОВА)
Энергетик “Надежды” (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Расход доходов (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Зарплаты вырастут (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Минимум стал больше (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Помогут увидеть новый формат (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Модель поведения (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Взять огонь на себя (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Олимп для музея (Анна РАХМАТУЛИНА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск