Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
От швейцарца Швайцера
ВСТРЕЧИ
16 февраля 2017 года, 14:25
Фото: Елена КОВАЛЕНКО
Текст: Лариса ФЕДИШИНА
– Вы осознаете, в каком уникальном месте живете? – спросил швейцарский фотохудожник Беат ШВАЙЦЕР норильских туристов. Вопрос, конечно, был с дальним умыслом, а поскольку прозвучал он почти в середине встречи, участники Клуба исследователей территории (КИТ) уже понимали, чего тебе надобно, Швайцер, и охотно открывали гостю свои “секретные” места в окрестностях Норильска.
Лауреат национальной фотопремии своей страны 2016 года, Беат Швайцер оказался в Норильске по приглашению городской Публичной библиотеки.
Старая тумбочка как отражение характера
Почти две недели молодой человек прогуливался по окрестностям, знакомился с интересными людьми и достопримечательностями Норильска, общался с профессиональными фотографами и членами фотоклуба “Таймыр”. Дал урок всем желающим, отснял материал для будущего совместного проекта с Публичной библиотекой. И в конце концов попал в Объединенную дирекцию заповедников Таймыра, где познакомился с путешественниками, исследователями территории. А норильские краеведы – с Беатом и его прелестной женой и переводчиком Анастасией Александровой. Без нее общение не получилось бы таким живым и разносторонним. Беат не говорит по-русски, хотя наш язык понимает. Дома разговаривает на швейцарском немецком и английском, на котором свободно общается и Анастасия.
Профессионально фотографией Беат Швайцер занимается десять лет, заинтересовался этим искусством еще раньше, когда участвовал в археологических раскопках, в ходе которых обязательно делаются снимки найденных предметов. Однажды, рассматривая под лупой эти археологические кадры, молодой человек подумал: интересно бы самому заняться фотографией и снять что-то необычное.
В интервью, опубликованном в одном из интернет-изданий, Беат рассказал, что за десять лет у него изменились внутренние ощущения от фотографии, идеи, сменились образцы, на которые он ориентируется.
– В начале карьеры я пытался делать черно-белые снимки в стиле классического “Магнума” (фотоагентство, созданное для распространения репортажной фотографии. – Авт.) или снимать, как Анри-Картье Брессон (французский мастер, один из самых выдающихся фотографов XX века, основоположник жанра фоторепортажа и фотожурналистики в целом. – Авт.). Но теперь я занимаюсь менее репортажной, минутной фотографией, стараюсь посвятить больше времени одному снимку, подумать над ним.
Беат интересуется российским Севером и Сибирью, хотя в его фототеке – Балканы, Приднестровье, родная Швейцария, разумеется. Которая ему видится не страной крестьян и коров, величественных гор, мощных долинных ледников, самых точных часов, какой традиционно представляет Швейцарию среднестатистический россиянин. В скобках замечу, что наручных часов у Беата нет, а горы он снимает много и охотно.
Так вот, для одного из проектов, участникам которого предложили “сфокусировать” образ своей страны, Беат снял место, где сортируют бытовой мусор. Швейцарцы – люди дисциплинированные, аккуратные. Старые телевизоры складывают к телевизорам, тумбочки – к тумбочкам, посуду к посуде. Причем пользование городской свалкой не бесплатно. Вот здесь-то Беат и поймал тот самый кадр, которым выразил свое понимание национального характера соотечественников.
Другое необычное место Швайцер нашел в 150 километрах от Мурманска. Поселок Териберка, откуда в Европу приходит газ. Интерес к российскому Северу Беат удовлетворил и на Диксоне. Фотографу не хотелось в населенный пункт, где автомобилей больше, чем жителей. Ему хотелось географической отдельности, в некотором смысле одиночества. И Беат выбрал Диксон как самый северный жилой поселок на территории Евразии, как самое удаленное место на карте, куда всего раз в неделю летает самолет и которое находится в 700 километрах от большого города.
В 2014–2015 годах выставка Беата Швайцера “Диксон. Границы льда” с успехом демонстрировалась в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, других крупных городах России и в Швейцарии.
Чем же они заняты на улице?
В Норильске Беат работал над последней частью своей “северной” трилогии. Здесь, по признанию гостя, он получил самый экстремальный опыт как фотограф, снимающий на пленку. От холода разрядилась батарейка, штатив не раскладывался. Замерзала не только аппаратура, но и руки.
– В понедельник, когда поднялся очень сильный ветер, был самый экстремальный день съемок. Тогда я оценил хорошую погоду в предыдущие дни, – рассказал Беат.
Хорошая погода – это минус 36, но тихо.
– Мне нравится архитектура в сочетании со снегом, – продолжил швейцарский гость, – многоэтажки без рекламы – особенно много я их снимал в Кайеркане, в Европе таких “чистых” домов почти не осталось. А здесь видна геометрия, чувствуется ритм архитектуры. Все это меня очень интересует.
Беат с Анастасией много гуляли по набережной озера Долгого и почти игнорировали центр города: дома сталинской эпохи можно увидеть во многих местах, а здесь озеро, гора, трубы… Красота чистого неба и торчащая из снега ржавая арматура – вполне сочетаемые объекты. В этом нет противоречий. Дома, столбы и провода складываются в композицию. А если в момент съемки в объектив попадают люди – это идеально для Беата.
Он, правда, сокрушался, что в такую погоду, как сейчас, не удалось увидеть, чем заняты норильчане на улицах. Ну, идут в магазин…
Тут своим “уловом” похвастали краеведы: кому-то удалось снять велосипедиста, едущего к туристской избе, другие запечатлелись в лыжном походе в минувшую субботу. Ничего, нашему гостю наверняка больше повезет летом: Беат намерен снимать Норильск и в теплое время года. Поэтому и обратился к знающим людям за советом: куда лучше поехать, что посмотреть летом, с кем встретиться. Пока он знает только про слет на Хараелахе и про День города. У норильчан тут же родилось немало новых идей, что очень понравилось фотохудожнику.
На встрече говорили и о работах других авторов, снимавших пространство нашего города и его окрестности. Вспомнили серию фотографий русско-латвийского мастера Александра Гронского, собранную в книгу “Норильск. Полярный день”. Как и большинство подобных фотоизданий, она вышла ограниченным тиражом, в 500 экземпляров. Один Беату удалось приобрести, заказав его в Японии.
Какой будет книга фотографа Швайцера, автор пока и сам не знает. Впереди новые съемки, новый выставочный проект, норильский. После этого Беат отберет снимки из трех северных фотоэкспедиций, подготовит короткий текст и будет готов поделиться со зрителями своими впечатлениями от российского Севера.
Это отдаленные планы. А самые ближние – вернуться домой в Берн. Беат и Анастасия уже воссоединились со своим двухлетним сыном Антоном, который две недели провел в Подмосковье у своих русских бабушки и дедушки, и пакуют чемоданы. Пора. До новых встреч!
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск