Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
С мечом в руках Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Нежный возраст
ТЕМА
13 апреля 2017 года, 16:08
Текст: Ольга ЛИТВИНЕНКО
Бизнес-тренер и профессиональный переговорщик, преподаватель МГИМО и консультант многих известных бизнесменов и федеральных политиков Екатерина ДЕМКО в рамках программы “Норникеля” “Мир новых возможностей” побывала в нашем городе с несколькими семинарами.
Встретилась она и с норильскими учителями, чтобы поговорить о детских возрастных кризисах, преимущественно подростковом – как одном из самых непростых и важных для понимания.  
Возрастной кризис – этап, через который не раз в жизни проходит любой человек. Само словосочетание “кризис возраста” пугает,  это понятие излишне демонизируют. Между тем  сложных переломных периодов не стоит бояться – нужно понимать,  что они закономерны в развитии личности и выводят ее на новые уровни.
Хорошее определение возрастным кризисам дала американская исследовательница Гейл Шихи в своей книге “Переходы”. Она пишет: “Мы похожи на омаров. Омар растет и развивается, освобождается от защитного панциря, как только тот начинает ему мешать, и становится ранимым и чувствительным до тех пор, пока не нарастет новый. Также и каждый переход на следующую ступень личностного развития заставляет человека разрушать существующую защитную структуру. Он становится ранимым и чувствительным, как эмбрион, но приобретает новую защиту и способность постепенно приспосабливаться к окружающим условиям. До следующей возрастной ступени”.
Почему именно подростковый кризис выбрали темой для встречи с педагогами? Потому что школа стоит на переднем крае коммуникации с подростками. Учителя хотя бы исключительно в силу профессиональных обязанностей должны взаимодействовать и с детьми, и с их родителями, у которых не всегда есть время и желание вникать в суть глубинных психологических проблем своего уже вроде бы подросшего и самостоятельного ребенка.
Между тем подростковый период вместе с его мощной гормональной бурей, физиологическими изменениями и психологической ломкой, которая может продолжаться несколько лет, – основополагающий в формировании будущей взрослой личности. Можно сказать, что от того, как подросток переживет этот кризис, будет зависеть его дальнейшая судьба.
– В подростковом возрасте ребенок все время находится на передовой. Единственное место, которое служит ему тылом, – это дом. А дома: “Делай уроки”, “Соберись”, “Иди поешь”, “Почему ты не положил свою форму?” Представьте, что вы приходите с работы и начинается допрос с пристрастием: “Что у тебя на работе? Ты поела? Постирала? Приготовила? Одежду сложила? Что за фильм ты смотришь? Переключи!” Вы бы сошли с ума. Ребенок ведь не репетирует жизнь, не готовится к ней – он в свои 13–15 лет уже живет, здесь и сейчас. Более того, самые важные события в своей жизни он “собирает” в возрасте с 9 до 17 лет. Эти события повлияют на абсолютно всю его дальнейшую жизнь: сможет ли он быть лидером, добиваться какого-то результата и так далее. И в этом смысле надо понимать, что к нему важно относиться точно так же серьезно, как к любому взрослому, – считает Екатерина Демко.
С читателями “Вестника” мы делимся некоторыми тезисами из ее почти трехчасового выступления, показавшимися нам интересными. Это опосредованный способ для вас тоже пообщаться с человеком, у которого за плечами огромный и бесценный опыт работы с самыми разными аудиториями.
 
– Сейчас очень модно говорить, что во всем виноваты гормоны. Я бы сказала, это очень легкое решение. И бесполезное для нас как родителей и педагогов. Дети становятся очень ершистыми, потому что они отстаивают свое мнение очень жестким способом. Угадайте, у кого они этому научились? Дети могут только копировать. На подростка навалился яркий и не совсем понятный мир, а форма поведения усвоена вот такая.
– Особенность подросткового возраста – в несовпадении у ребенка прежних представлений о себе с той реальностью, в которой он живет. Кроме того, наблюдается особое внимание к своей внешности. Гормональные изменения у девочек наступают чуть раньше, чем у мальчиков. Но и те и другие начинают реагировать. Все органы и части тела растут несимметрично. Он смотрит на себя, удивляется, начинает сравнивать себя с кумирами, оценку себе ставит низкую, уходит в себя, а порой и проваливается. Родительское “Ты у меня самый красивый” не работает, потому что в этом возрасте родители перестают быть референтной группой, ею становятся сверстники. В этот момент у родителей должно поменяться качество слушания ребенка.
 
– Очень важно продолжать общаться с ребенком. И ни в коем случае не ругать за его окружение и “плохую компанию”. Что, например, делать родителям, чтобы девочка разлюбила “неправильного” мальчика? Обычно они объясняют ей правду жизни и то, как неправильно сложится эта жизнь с этим мальчиком. Что делает девочка? Она начинает его защищать. И чем больше родители нападают, тем сильнее растет пропасть.
Мудрый родитель, если он хочет, чтобы девочка разочаровалась в мальчике, приглашает его в гости. Относится к нему уважительно. Кормит, разговаривает. И девочка сама увидит, что он, может быть, не так умен, не так обаятелен и не так хорошо воспитан.
 
– Подросткам важно казаться старше. Для них это ценность. Попробуйте отобрать у взрослого человека то, что он считает своей ценностью. Да он ее зубами будет рвать. Дочь начала краситься? Пусть. У нее будет твердая рука, сформируется недурственный навык. Как много взрослых женщин, которые не могут красиво подвести себе губы или сделать прическу.
Самое главное – обращать внимание на те интересы, которые сейчас есть у ребенка. Если ты на них наступаешь ногой, он будет с тобой драться.
 
– В 13 лет подросток испытывает амбивалентность: он становится более медлительным, у него замедляется скорость восприятия информации, а энергии при этом становится больше. Он крутится больше, а воспринимает меньше.
Происходит качественное изменение интеллекта. Переход от конкретного мышления к логическому. И он этого тоже не ожидал, он привык к какому-то другому формату. Мы же не предъявляем претензии человеку, который состарился: “Ты ж раньше это наизусть помнил”. Даже как-то это подлечиваем. А к ребенку – запросто: “Что ж ты сидеть-то спокойно не можешь!”
Мне нравятся финские школы. Там очень любопытный опыт. Например, считается, что маленький ребенок лучше усваивает информацию, если он движется. Сказку усваивает, когда крутится. Он сейчас стоит на голове, но не факт, что при этом услышит хуже, чем когда ты его посадил ровненько, а у него внутри вращаются маленькие черти.
 
–Ситуация: ребенок не хочет мыть посуду. Вам что сейчас важно? Загрузить посудомойку или чтобы ребенок вас услышал? Важно уметь договариваться с ним. Сколько вокруг нас “оглохших” детей: он тебя видит, но не слышит, у него задачи такой не стоит. Если мой муж откажется мыть посуду, я с трудом представляю, как смогу заставить его это сделать.
Или: “Эта компания научит тебя плохому”. Снова перенесите ситуацию на себя. Вы уверены, что ребенку нравится ваша компания? Ваш круг общения? В нем есть разные люди и разные формы поведения, но мы же научаемся друг друга уважать. Жизнь ребенка, особенно подростка, совершенно такая же, как у взрослого. А потом мы говорим: дети стали такими замкнутыми. Нет! Просто кто-то закрыл их на ключ. Угадайте кто.
 
– Родители пребывают в иллюзии, что их ребенок ничего не знает про секс. И вообще, когда надо об этом с ним говорить? Нас учили так, что даже вслух не произноси, там все слова плохие. Автоматически мы закладываем стресс по отношению к этой теме. И увеличиваем любопытство.
Мы не научились разговаривать. А это нужно делать. С детьми надо обсуждать все, что им интересно. Потому что ему все равно расскажут, но расскажут другими словами, с другими акцентами и примерами. Лучше пусть он сам станет носителем этой информации.
0

Читайте также в этом номере:

Пошли на эксперимент (Виктор ЦАРЕВ)
Надо думать о Норильске (Лариса ФЕДИШИНА)
Продумано, показано (Лариса ФЕДИШИНА)
Всем досталось (Лариса ФЕДИШИНА)
Разбор полетов (Анна ФИНН)
Точность превыше всего (Лариса ФЕДИШИНА)
Не будут рисковать (Татьяна РЫЧКОВА)
Есть чему поучиться (Беседовала Татьяна Ермолаева)
Бес проблем (Елена ПОПОВА)
В новых красках (Владислав ШУКШИН)
Профессия в деталях (Владислав ШУКШИН)
Вместе весело (Екатерина БАРКОВА)
Первый день рождения (Екатерина БАРКОВА)
ВластЬ или властИ? (Роман БУКВОЕДОВ)
Особый чай (Юлия КОХ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск