Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
“Мы увидели небо в алмазах”
ТЕАТР КРУПНЫМ ПЛАНОМ
7 апреля 2017 года, 13:55
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
Международный день театра 27 марта празднуют во всем мире с 1961 года. К тому времени Норильской драме уже исполнилось два десятилетия.
Какое-то время Норильский Заполярный отмечал свой профессиональный праздник премьерами. Например, в 1994 году 27 марта на сцене Норильской драмы прошла премьера “Кин IV”, с которого в театре началась эпоха горинских пьес в постановке Александра Зыкова. Через два года была “Чума на оба ваши дома”, получившая на “Театральной весне – 1997” пять высших наград. Можно сказать, что традиции Норильской драмы получать награды на краевом театральном фестивале – 20 лет. Правда, сегодняшняя версия “Театральной весны” ведет отсчет с 2009 года, что не меняет сути дела.
Лучший “Дядя Ваня”
На региональном фестивале “Театральная весна – 2017” Норильский Заполярный показал два спектакля, большой и малой форм: чеховского “Дядю Ваню” в постановке режиссера из Санкт-Петербурга Петра Шерешевского и “Королеву красоты” Тимура Файрузова по пьесе ирландского драматурга МакДонаха. Причем в список номинантов фестиваля был включен еще один “Дядя Ваня” – Красноярского драматического театра имени Пушкина. Как и Петр Шерешевский, режиссер красноярской версии Анатолий Ледуховский из приглашенных (Москва) и уже отмечен “Золотой маской”. Тем ценнее оказалась победа норильчан!
На подведении итогов в Международный день театра лучшей премьерой сезона в драме (большая форма) был объявлен норильский “Дядя Ваня”, который, как известно, в апреле едет еще и на “Золотую маску”. Лучшей мужской ролью в драматическом театре стал Иван Петрович Войницкий в исполнении заслуженного артиста России Сергея Ребрия.
“Дядя Ваня” красноярцев тоже получил “Хрустальную маску” – в номинации “За лучшую женскую роль”. Награда досталась актрисе Елене Привалихиной за роль Елены Андреевны.
Петр Шерешевский был отмечен в номинации “Лучшее музыкальное оформление в драматическом театре”, что при наличии на сцене одиннадцати фортепиано и одного рояля выглядит вполне заслуженно.
Год назад про музыкальное решение спектакля режиссер сказал, что это “подбор по исключительно эмоционально-ощущенческим критериям”, в котором ему очень помог Андрей Федоськин. (Это был последний спектакль, в афише которого теперешний столичный житель обозначен как заведующий музыкальной частью Норильского Заполярного.)
“Выгодно представляет труппу”
Перед премьерой в Норильске режиссер рассказал “ЗВ”, что в его биографии было много чеховских постановок, но “Дядю Ваню” он ставит впервые и идет в спектакле “впрямую за Чеховым”:
– Это история о том, как жить, когда потеряна вера, когда рушится модель мира, понимание, ради чего человек живет.
Есть в чеховской драматургии и прозе больная мысль, с одной стороны, ироничная, с другой – очень важная для Антона Павловича, – о том, что он и его современники – некий чернозем для того совершенного человечества, которое родится в каком-то далеком будущем через 100–200 лет.
…Получается, что Чехов мечтал о прекрасном далеко, для которого он был черноземом, а мы из сегодняшнего дня смотрим на него самого как на вершину человеческой культуры, после которой мы отправились совсем не в ту сторону.
После выхода спектакля рецензии на норильского “Дядю Ваню” появились в нескольких театральных изданиях. В одной из лучших, на взгляд автора, опубликованной в четвертом номере “Экрана и сцены” за этот год театральный критик Вера Сенькина обронила очень важную фразу о том, что в спектакле Петра Шерешевского “чеховские герои и зрители-современники смотрят друг на друга, имея за спиной общий исторический опыт. Здесь настоящее угадывает себя в прошлом и видит будущее”.
А еще критик отметила, что “Дядя Ваня” Шерешевского интересен “не только тем, что выгодно представляет одну из интересных российских трупп, но и наличием контекстуальных смыслов, связанных с памятью места”.
Плюс виртуальный зритель
О реакции на спектакль фестивальной публики “Театральной весны” пока можно прочитать только в социальных сетях. Отзывы – не просто хорошие, а восхищенные. Процитируем самый-самый – от Ольги Филюриной, которую не надо представлять норильчанам:
“...И если через тысячу лет человек будет счастлив, то в этом будет виноват и Норильский Заполярный театр драмы. Норильчане привезли на красноярскую “Театральную весну” чеховского “Дядю Ваню” в постановке Петра Шерешевского и обрушили на сцену не только поток искусственного дождя, но и всю силу настоящих актерских талантов! Спасибо, Денис Ганин, Юлия Новикова, Маргарита Ильичева, Сергей Ребрий, Нина Зыкова, Елена Кузьменко, Сергей Назимов, Степан Мамойкин, за этот спектакль! Мы увидели небо в алмазах!”
В этот раз норильского “Дядю Ваню” вместе с красноярцами и гостями города впервые в истории “Театральной весны” смотрели онлайн-зрители из 22 стран мира. (В афишу трансляций вошли еще три спектакля: “Гамлет.Next” Ачинской драмы, “Кроткая” театра из Мотыгино и “Последние дни” Минусинского драматического в постановке Сергея Потапова, знакомого норильчанам по “Оборотню” эстонского театра R.A.A.A.M.) Один из виртуальных зрителей, новосибирский режиссер Тимур Насиров, поставивший в Норильске “Братьев Ч.”, после трансляции сообщил, что спектакль ему понравился, да и вообще в победе норильчан он не сомневался.
Напомним, что на “Театральной весне – 2014” “Братья Ч.” по пьесе Елены Греминой получили “Хрустальную маску” как лучшая премьера сезона малой формы.
Петр Шерешевский прилетал из Питера в Красноярск, но только на репетицию. На подведение итогов остаться не смог и о том, что его спектакль стал лауреатом фестиваля, узнал тоже из Интернета.
Очень востребованная тема
На фестивале в краевой столице на этот раз не было главного режиссера Норильской драмы. Анна Бабанова ставит спектакль в Якутском драматическом театре. Норильский Заполярный получил специальный приз жюри за “Жди меня… и я вернусь” Бабановой по фантасмагории Владимира Зуева с формулировкой “За создание постановки, непосредственно связанной с памятью места”. Этот спектакль стал одним из самых ожидаемых в юбилейном сезоне. Его мечтали увидеть не только в Норильске. На премьеру приезжали ведущие отечественные критики. Известно, что на майский показ “Жди меня…” планируется приезд экспертов “Золотой маски – 2018”.
После премьеры в ноябре прошлого года режиссер дважды летала в Москву, чтобы рассказать театральному сообществу о работе над спектаклем. О том, что выступление Анны Бабановой на экспертно-медийном семинаре, посвященном театральной культуре России и Белоруссии, произвело фурор, “ЗВ” рассказала театральный педагог, эксперт по коммуникациям Валерия Устинова во время недавнего форума социальных технологий в Норильске:
– На семинаре были белорусы во главе с Владимиром Гостюхиным, много известных актеров столичных театров. Выступали Калягин, Миронов, Туминас, Швыдкой, Смелянский. Анна Бабанова приняла участие в сессии по репертуарной политике театра и была единственной участницей из региона. Своим рассказом о том, как создавался спектакль из жизни заключенных, и показом короткого ролика она не просто произвела мощное впечатление на всех присутствовавших, но и ответила на вопрос, ради которого собирался форум: как быть со зрителем? Развлекать его комедиями? Звать на антрепризы со звездами? Ведь если спектакль серьезный, то зритель может уйти из театра, и тому не на что будет жить… Она показала, что театр и зрителя может объединить общая история, память и очень востребованная тема человеческого достоинства.
Прощаясь, Валерия Устинова сообщила, что мечтает посмотреть “Жди меня…”. Норильчанам такая возможность представится уже 7 апреля.
До следующей “Весны”
Не осталась без наград и майская премьера прошлого сезона для малой сцены – “Королева красоты” по пьесе Мартина МакДонаха.
Режиссер Тимур Файрузов в прошлом году возил в Красноярск “Снегирей” Нины Садур по прозе Виктора Астафьева и два детских спектакля. Тогда “Конек-Горбунок” был назван лучшим спектаклем для детей, и через месяц спектакль примет участие во Всероссийском фестивале театрального искусства для детей “Арлекин” в Санкт-Петербурге. В “Снегирях” была отмечена работа Романа Лесика за роль второго плана.
На “Театральной весне – 2017” норильские актрисы Мария Нестрян и Варвара Бабаянц победили в номинации “Лучший женский дуэт в драматическом театре”.
По замыслу режиссера-постановщика, героини “Королевы красоты”, сражающиеся за любовь, только играют в “предлагаемые обстоятельства”, что делает конфликт стареющих в одиночестве женщин не таким ужасным, а даже творческим.
Обе актрисы уже получали награды за неглавные роли, но не дуэтом. Пожелаем им так же удачно сыграть и в “Коньке-Горбунке” на питерской сцене.
В апреле в театре, помимо показов на “Золотой маске” и “Арлекине”, ожидаются две премьеры на малой сцене. Названия знакомы норильчанам по январской театральной лаборатории. Это аксеновский “Блюз 116-го маршрута” и “Дорога на новую квартиру” по Довлатову. Для превращения лабораторных эскизов в спектакли в Норильск прилетают режиссеры из Санкт-Петербурга Николай Русский и Андрей Гончаров. Их эскизы заслужили на “Полярке” высокую оценку и профессиональной критики, и зрителей, и занятых в них артистов.
Будем надеяться, что эти премьеры как минимум войдут в афишу следующей “Театральной весны”.
 
Норильский хронограф
В марте мы отмечаем не только Международный день театра, но и дни рождения любимых артистов
“Свобода – это состояние духа”
22 марта 1915 года родился Георгий Жженов. Ссыльный артист Заполярного театра драмы в Норильске в 1949–1954 годах в одном из интервью сказал, что не считает годы, проведенные в лагерях и ссылках, отнятыми у него без остатка. Именно в эти годы он уяснил для себя, что главное для человека – свобода, но она – состояние духа, а не тела.
В театре на Нулевом пикете артист Георгий Жженов работал, по его словам, много активнее, чем в последнем своем театре имени Моссовета, – по 12 ролей за сезон. “Одну начал играть, а уж репетирую следующую… В кинематографе это сослужило мне добрую службу”. И принесло всенародную любовь. Как и трилогия про резидента, первый фильм которой был снят еще в 1968 году.
Народный артист СССР Георгий Жженов прожил долгую жизнь – его не стало в конце
2005-го. Незадолго до смерти он успел сняться в биографической трилогии “Русский крест” и даже приезжал для съемок в Норильск.
Все доказал
28 марта 1925 года родился Иннокентий Смоктуновский, прошедший проверку на прочность не только войной и пленом, но и по своей воле – Норильском.
На афише Второго Заполярного театра драмы и музыкальной комедии фамилия артиста появилась в 1946 году. Причем в измененном виде, да еще с опечаткой. Здесь он из Смоктуновича стал Смоктуновским.
В первый год он сыграл шесть ролей в премьерных спектаклях. В начале третьего сезона артист ушел из театра и устроился на работу в мерзлотную станцию, где продержался всего две недели. Окончательно уволился Смоктуновский из норильского театра весной 1951-го.
Известно, что в Москве он делал попытку устроиться в театр Ленинского комсомола, но безуспешно. Повезло артисту в Ленинграде. На вершину театрального Олимпа будущего народного артиста вознес товстоноговский “Идиот” 1957 года. Потом будет Гамлет в фильме Козинцева (и Ленинская премия) и много других фильмов и… театров. Спокойствие великий актер найдет, по свидетельству театрального критика Анастасии Ефремовой, во МХАТе: “ Здесь он был обожаем, уважаем, обласкан. Ему уже ничего не надо было доказывать”. Умер Иннокентий Михайлович в 1994 году.
Войницкий – Сергей Ребрий, Елена Андреевна – Маргарита Ильичева. “Дядя Ваня” (режиссер Петр Шерешевский)
На майский показ “Жди меня...” планируется приезд экспертов “Золотой маски – 2018”
0

Читайте также в этом номере:

Оценят рудный потенциал (Татьяна РЫЧКОВА)
Таможня дает слово (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
МГИМО за безопасность (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Сигнал правительству (Виктор ЦАРЕВ)
Руды дали больше (Татьяна РЫЧКОВА)
Лучше предотвратить (Владислав ШУКШИН)
SAP: год за Полярным кругом (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Без перебоев (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Строители большой “горы” (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Фасочка с фейерверком (Татьяна РЫЧКОВА)
Билеты в лето (Екатерина БАРКОВА)
На вылет в порядке очереди (Лариса ФЕДИШИНА)
Шить по средствам (Елена ПОПОВА)
Уютный двор (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Норильск станет зеленым (Екатерина БАРКОВА)
Спорт научит (Екатерина БАРКОВА)
Создать город (Екатерина БАРКОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск