“Мы увидели небо в алмазах”
ТЕАТР КРУПНЫМ ПЛАНОМ
7 апреля 2017 года, 13:55 Текст: Валентина ВАЧАЕВА
|
Международный день театра 27 марта празднуют во всем мире с 1961 года. К тому времени Норильской драме уже исполнилось два десятилетия.
Какое-то время Норильский Заполярный отмечал свой профессиональный праздник премьерами. Например, в 1994 году 27 марта на сцене Норильской драмы прошла премьера “Кин IV”, с которого в театре началась эпоха горинских пьес в постановке Александра Зыкова. Через два года была “Чума на оба ваши дома”, получившая на “Театральной весне – 1997” пять высших наград. Можно сказать, что традиции Норильской драмы получать награды на краевом театральном фестивале – 20 лет. Правда, сегодняшняя версия “Театральной весны” ведет отсчет с 2009 года, что не меняет сути дела. Лучший “Дядя Ваня” На региональном фестивале “Театральная весна – 2017” Норильский Заполярный показал два спектакля, большой и малой форм: чеховского “Дядю Ваню” в постановке режиссера из Санкт-Петербурга Петра Шерешевского и “Королеву красоты” Тимура Файрузова по пьесе ирландского драматурга МакДонаха. Причем в список номинантов фестиваля был включен еще один “Дядя Ваня” – Красноярского драматического театра имени Пушкина. Как и Петр Шерешевский, режиссер красноярской версии Анатолий Ледуховский из приглашенных (Москва) и уже отмечен “Золотой маской”. Тем ценнее оказалась победа норильчан! На подведении итогов в Международный день театра лучшей премьерой сезона в драме (большая форма) был объявлен норильский “Дядя Ваня”, который, как известно, в апреле едет еще и на “Золотую маску”. Лучшей мужской ролью в драматическом театре стал Иван Петрович Войницкий в исполнении заслуженного артиста России Сергея Ребрия. “Дядя Ваня” красноярцев тоже получил “Хрустальную маску” – в номинации “За лучшую женскую роль”. Награда досталась актрисе Елене Привалихиной за роль Елены Андреевны. Петр Шерешевский был отмечен в номинации “Лучшее музыкальное оформление в драматическом театре”, что при наличии на сцене одиннадцати фортепиано и одного рояля выглядит вполне заслуженно. Год назад про музыкальное решение спектакля режиссер сказал, что это “подбор по исключительно эмоционально-ощущенческим критериям”, в котором ему очень помог Андрей Федоськин. (Это был последний спектакль, в афише которого теперешний столичный житель обозначен как заведующий музыкальной частью Норильского Заполярного.) “Выгодно представляет труппу” Перед премьерой в Норильске режиссер рассказал “ЗВ”, что в его биографии было много чеховских постановок, но “Дядю Ваню” он ставит впервые и идет в спектакле “впрямую за Чеховым”: – Это история о том, как жить, когда потеряна вера, когда рушится модель мира, понимание, ради чего человек живет. Есть в чеховской драматургии и прозе больная мысль, с одной стороны, ироничная, с другой – очень важная для Антона Павловича, – о том, что он и его современники – некий чернозем для того совершенного человечества, которое родится в каком-то далеком будущем через 100–200 лет. …Получается, что Чехов мечтал о прекрасном далеко, для которого он был черноземом, а мы из сегодняшнего дня смотрим на него самого как на вершину человеческой культуры, после которой мы отправились совсем не в ту сторону. После выхода спектакля рецензии на норильского “Дядю Ваню” появились в нескольких театральных изданиях. В одной из лучших, на взгляд автора, опубликованной в четвертом номере “Экрана и сцены” за этот год театральный критик Вера Сенькина обронила очень важную фразу о том, что в спектакле Петра Шерешевского “чеховские герои и зрители-современники смотрят друг на друга, имея за спиной общий исторический опыт. Здесь настоящее угадывает себя в прошлом и видит будущее”. А еще критик отметила, что “Дядя Ваня” Шерешевского интересен “не только тем, что выгодно представляет одну из интересных российских трупп, но и наличием контекстуальных смыслов, связанных с памятью места”. Плюс виртуальный зритель О реакции на спектакль фестивальной публики “Театральной весны” пока можно прочитать только в социальных сетях. Отзывы – не просто хорошие, а восхищенные. Процитируем самый-самый – от Ольги Филюриной, которую не надо представлять норильчанам: “...И если через тысячу лет человек будет счастлив, то в этом будет виноват и Норильский Заполярный театр драмы. Норильчане привезли на красноярскую “Театральную весну” чеховского “Дядю Ваню” в постановке Петра Шерешевского и обрушили на сцену не только поток искусственного дождя, но и всю силу настоящих актерских талантов! Спасибо, Денис Ганин, Юлия Новикова, Маргарита Ильичева, Сергей Ребрий, Нина Зыкова, Елена Кузьменко, Сергей Назимов, Степан Мамойкин, за этот спектакль! Мы увидели небо в алмазах!” В этот раз норильского “Дядю Ваню” вместе с красноярцами и гостями города впервые в истории “Театральной весны” смотрели онлайн-зрители из 22 стран мира. (В афишу трансляций вошли еще три спектакля: “Гамлет.Next” Ачинской драмы, “Кроткая” театра из Мотыгино и “Последние дни” Минусинского драматического в постановке Сергея Потапова, знакомого норильчанам по “Оборотню” эстонского театра R.A.A.A.M.) Один из виртуальных зрителей, новосибирский режиссер Тимур Насиров, поставивший в Норильске “Братьев Ч.”, после трансляции сообщил, что спектакль ему понравился, да и вообще в победе норильчан он не сомневался. Напомним, что на “Театральной весне – 2014” “Братья Ч.” по пьесе Елены Греминой получили “Хрустальную маску” как лучшая премьера сезона малой формы. Петр Шерешевский прилетал из Питера в Красноярск, но только на репетицию. На подведение итогов остаться не смог и о том, что его спектакль стал лауреатом фестиваля, узнал тоже из Интернета. Очень востребованная тема На фестивале в краевой столице на этот раз не было главного режиссера Норильской драмы. Анна Бабанова ставит спектакль в Якутском драматическом театре. Норильский Заполярный получил специальный приз жюри за “Жди меня… и я вернусь” Бабановой по фантасмагории Владимира Зуева с формулировкой “За создание постановки, непосредственно связанной с памятью места”. Этот спектакль стал одним из самых ожидаемых в юбилейном сезоне. Его мечтали увидеть не только в Норильске. На премьеру приезжали ведущие отечественные критики. Известно, что на майский показ “Жди меня…” планируется приезд экспертов “Золотой маски – 2018”. После премьеры в ноябре прошлого года режиссер дважды летала в Москву, чтобы рассказать театральному сообществу о работе над спектаклем. О том, что выступление Анны Бабановой на экспертно-медийном семинаре, посвященном театральной культуре России и Белоруссии, произвело фурор, “ЗВ” рассказала театральный педагог, эксперт по коммуникациям Валерия Устинова во время недавнего форума социальных технологий в Норильске: – На семинаре были белорусы во главе с Владимиром Гостюхиным, много известных актеров столичных театров. Выступали Калягин, Миронов, Туминас, Швыдкой, Смелянский. Анна Бабанова приняла участие в сессии по репертуарной политике театра и была единственной участницей из региона. Своим рассказом о том, как создавался спектакль из жизни заключенных, и показом короткого ролика она не просто произвела мощное впечатление на всех присутствовавших, но и ответила на вопрос, ради которого собирался форум: как быть со зрителем? Развлекать его комедиями? Звать на антрепризы со звездами? Ведь если спектакль серьезный, то зритель может уйти из театра, и тому не на что будет жить… Она показала, что театр и зрителя может объединить общая история, память и очень востребованная тема человеческого достоинства. Прощаясь, Валерия Устинова сообщила, что мечтает посмотреть “Жди меня…”. Норильчанам такая возможность представится уже 7 апреля. До следующей “Весны” Не осталась без наград и майская премьера прошлого сезона для малой сцены – “Королева красоты” по пьесе Мартина МакДонаха. Режиссер Тимур Файрузов в прошлом году возил в Красноярск “Снегирей” Нины Садур по прозе Виктора Астафьева и два детских спектакля. Тогда “Конек-Горбунок” был назван лучшим спектаклем для детей, и через месяц спектакль примет участие во Всероссийском фестивале театрального искусства для детей “Арлекин” в Санкт-Петербурге. В “Снегирях” была отмечена работа Романа Лесика за роль второго плана. На “Театральной весне – 2017” норильские актрисы Мария Нестрян и Варвара Бабаянц победили в номинации “Лучший женский дуэт в драматическом театре”. По замыслу режиссера-постановщика, героини “Королевы красоты”, сражающиеся за любовь, только играют в “предлагаемые обстоятельства”, что делает конфликт стареющих в одиночестве женщин не таким ужасным, а даже творческим. Обе актрисы уже получали награды за неглавные роли, но не дуэтом. Пожелаем им так же удачно сыграть и в “Коньке-Горбунке” на питерской сцене. В апреле в театре, помимо показов на “Золотой маске” и “Арлекине”, ожидаются две премьеры на малой сцене. Названия знакомы норильчанам по январской театральной лаборатории. Это аксеновский “Блюз 116-го маршрута” и “Дорога на новую квартиру” по Довлатову. Для превращения лабораторных эскизов в спектакли в Норильск прилетают режиссеры из Санкт-Петербурга Николай Русский и Андрей Гончаров. Их эскизы заслужили на “Полярке” высокую оценку и профессиональной критики, и зрителей, и занятых в них артистов. Будем надеяться, что эти премьеры как минимум войдут в афишу следующей “Театральной весны”. Норильский хронограф В марте мы отмечаем не только Международный день театра, но и дни рождения любимых артистов “Свобода – это состояние духа” 22 марта 1915 года родился Георгий Жженов. Ссыльный артист Заполярного театра драмы в Норильске в 1949–1954 годах в одном из интервью сказал, что не считает годы, проведенные в лагерях и ссылках, отнятыми у него без остатка. Именно в эти годы он уяснил для себя, что главное для человека – свобода, но она – состояние духа, а не тела. В театре на Нулевом пикете артист Георгий Жженов работал, по его словам, много активнее, чем в последнем своем театре имени Моссовета, – по 12 ролей за сезон. “Одну начал играть, а уж репетирую следующую… В кинематографе это сослужило мне добрую службу”. И принесло всенародную любовь. Как и трилогия про резидента, первый фильм которой был снят еще в 1968 году. Народный артист СССР Георгий Жженов прожил долгую жизнь – его не стало в конце 2005-го. Незадолго до смерти он успел сняться в биографической трилогии “Русский крест” и даже приезжал для съемок в Норильск. Все доказал 28 марта 1925 года родился Иннокентий Смоктуновский, прошедший проверку на прочность не только войной и пленом, но и по своей воле – Норильском. На афише Второго Заполярного театра драмы и музыкальной комедии фамилия артиста появилась в 1946 году. Причем в измененном виде, да еще с опечаткой. Здесь он из Смоктуновича стал Смоктуновским. В первый год он сыграл шесть ролей в премьерных спектаклях. В начале третьего сезона артист ушел из театра и устроился на работу в мерзлотную станцию, где продержался всего две недели. Окончательно уволился Смоктуновский из норильского театра весной 1951-го. Известно, что в Москве он делал попытку устроиться в театр Ленинского комсомола, но безуспешно. Повезло артисту в Ленинграде. На вершину театрального Олимпа будущего народного артиста вознес товстоноговский “Идиот” 1957 года. Потом будет Гамлет в фильме Козинцева (и Ленинская премия) и много других фильмов и… театров. Спокойствие великий актер найдет, по свидетельству театрального критика Анастасии Ефремовой, во МХАТе: “ Здесь он был обожаем, уважаем, обласкан. Ему уже ничего не надо было доказывать”. Умер Иннокентий Михайлович в 1994 году. |
0 | Твитнуть |