Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Фасочка с фейерверком
МАСТЕРСТВО
7 апреля 2017 года, 13:44
Фото: Владислав ШУКШИН
Текст: Татьяна РЫЧКОВА
Сварка и резка нужны, пока что-то строится, а значит, всегда. От газорезчиков, чей труд напоминает новогодний фейерверк, зависят быстрые ремонты, которыми славятся предприятия “Норникеля”. Представители этой незаменимой профессии из шести подразделений “Норильскникельремонта” приняли участие в конкурсе профессионального мастерства на звание “Лучший газорезчик ООО “Норильскникельремонт”.
Есть такая профессия
Третий участок ремонтно-строительного треста в Старом городе на улице Октябрьской – именно здесь проходят соревнования. Кто, как не авторитетные члены конкурсной комиссии, может оценить важность профессии газорезчика?
– Конкурс, который проводится, неразрывно связан со сваркой, – поясняет Ирина Килевая, ведущий инженер по сварке ремонтно-монтажного специализированного треста “Норильскэнергоремонт”. – Ну а резка – неотъемлемый процесс подготовки к сварке, поэтому в составе комиссии специалисты по сварке структурных подразделений “Норильскникельремонта”, принимающих участие в конкурсе.
– Газорезчик – одна из самых востребованных профессий, – рассказывает главный сварщик ПО “Норильскремонт” Николай Шемотюк. – От нее во многом зависят сроки выполнения ремонтных работ нашим предприятием. Основная задача на первом этапе – быстро демонтировать дефектное оборудование. Этим как раз и занимаются газорезчики. От того, насколько точно они вырежут дефектные участки оборудования и подготовят к установке на их место новые, зависит время, которое потом затратят слесарь и сварщик на подготовку к сварке и заварку швов.
Для того чтобы основательно погрузиться в профессию, жизни не хватит, утверждает Николай, нужно постоянно учиться. Вот сейчас, например, сварщики и газорезчики подразделений “Норильскникельремонта” монтируют новое, незнакомое им оборудование на Талнахской обогатительной фабрике, а значит, развиваются. И так всю жизнь учатся – на практике.
Они работают на всех переделах ЗФ, на всех стратегически важных сегодня объектах, в том числе на “Надежде” и демонтаже оборудования закрывшегося никелевого завода. Демонтаж – дело для газорезчиков привычное, но чтобы демонтировать целый завод – с таким столкнуться пришлось впервые, говорит Николай.
Вадим Березиков, инженер по наладке и испытаниям СШРУ, категоричен:
– Сварка, резка будут до того момента, пока что-то будет строиться, а значит, всегда. Думаю, композитные материалы и полимеры еще не скоро вытеснят металлы. А металлы: любые узлы агрегатов, машин, конструкции зданий – нужно всегда соединять, сваривать.
Кроме того, эта профессия героическая, с элементами производственной и заполярной экзотики. Не многие могут похвалиться, что спускались под землю на глубину полутора километров на зумпф ВС-7 рудника “Таймырский”, чтобы установить площадку для клети. Причем это путешествие в недра Земли совершалось бы на бадье или двухэтажном шахтопроходческом полке, в резиновых костюмах, под рудничным “дождиком”. А вот участник конкурса – представитель треста “Норильск-шахтсервис” Алексей Штырков может.
Газорезчик с 24-го участка ремонтно-строительного треста Эдуард Хадиулин рассказывает про экзотику, которая присутствовала во время усиления бункеров на Талнахской обогатительной фабрике огромными балками весом по три тонны. “Прежде чем поднять и закрепить такую железяку, надо тщательно настроить все приспособления, такелаж, все прочее. Без резчиков, сварщиков там никак”, – рассказывает Эдуард. До ТОФ он работал на газопроводе и водопроводе, который тянется на шахту “Скалистая”.
Теория и практика
На 17 газорезчиках – непрожигаемая (огнезащитная) спецодежда и такие же надежные ботинки, каски и сварочные темные очки, защищающие глаза со всех сторон. В экипировку также входят отличного качества замшевые перчатки. Орудия труда: керосинорез, шланги, по которым поступают горючая смесь и кислород, керосиновый бачок, молоток, в сторонке на тележке большой баллон с кислородом.
– Условия приближены к боевым, – комментирует Николай Шемотюк. – Участникам – никаких поблажек, все будет как на производстве. Задача: вот на столе куски труб, их нужно ровно отрезать и сделать фаску для сварщиков.
Фаска, поясняет Николай, – это скос кромки трубы в 30 градусов. Он нужен для того, чтобы потом сварщик, соединяя два куска трубы, проварил металл на полную глубину.
Трубы – специфика РМСТ “Норильскэнергоремонт”, который в жюри представляет Ирина Килевая.
– Когда происходит ремонт трубопровода, дефектный участок необходимо вырезать и установить на его место вставку из новой трубы, – поясняет она. – Чем точнее выполнит свою работу газорезчик, тем меньше потом работы слесарю при окончательной обработке этого реза механическим способом под сварку.
– Ирина Александровна, насколько нужно быть профи, чтобы сделать эту фаску как надо?
– Вот сейчас мы и посмотрим, насколько они профи. Очень важно обеспечить перпендикулярность торца трубы. Это сегодня также является показателем качества резки, кроме угла скоса кромки и шероховатости реза.
Конкурсанты должны уложиться за 20 минут. Участники под №1 и №2 делают разметку, надевают защитные очки, берут в руки резаки. Из горелок вырывается трехцветное пламя: голубое, фиолетовое, оранжевое. Сыплются водопады “бенгальских” огней. Искры падают горячими яркими звездочками на бетонный пол и гаснут. Этот фейерверк напоминает Новый год. Участники обстукивают молотками, очищают срезы. К концу практической части на столе 17 отрезанных труб. Задача комиссии – оценить, какая из них идеального качества.
Параллельно, этажом выше, закончившие практическую часть конкурсанты выполняют тестовое задание по теории. В нем 20 вопросов. Например: какое горючее в составе пламени имеет максимальную температуру? И пять ответов на выбор: пропан, углекислый газ, ацетилен, пары керосина, пары бензина. Другие вопросы: как часто производится освидетельствование баллонов? Как влияет снижение чистоты кислорода на процесс резки?
Конкурсанты
Два претендента на призовые места набрали одинаковое количество баллов. Им задают дополнительные вопросы. И снова равный результат! Что делать? Члены комиссии решают сравнить отрезанные катушки: чья лучше. Качественнее у Анатолия Калинина, электрогазосварщика ремонтно-строительного треста. Он и признан лучшим в практике. Лучший в теории – Алексей Штырков из треста “Норильскшахтсервис”. Оба получат дополнительное вознаграждение. Но это дополнительные призы, есть еще и традиционные 1-е, 2-е, 3-е места, к которым прилагаются денежные премии. Итоговое слово с оглашением имен произносит председатель конкурсной комиссии Вадим Мишин, инженер по сварке РСТ:
– Хотелось бы заострить внимание, что учитывалась не только практическая часть, но и теоретическая, а также выполнение правил техники безопасности при выполнении работ, на чем многие сделали ошибки, которые помешали набрать достаточное количество баллов, чтобы выбиться в лидеры. На практике и в теории заострялось внимание на мелочах: осмотр аппаратуры, ее подключение и тому подобное. Места у нас распределились таким образом: 3-е место – Вячеслав Лекк, 2-е – Виталий Варзер, 1-е – Сергей Кардаполов.
Сергей Кардаполов рассказывает о своей профессии:
– Понятно, она непростая. Сами как думаете: если где-то температура под +40 оС, а вы еще с резаком. Часто ли приходилось так работать? Регулярно. Постоянные объекты – котлы и печки на “Надежде”. На что потрачу деньги? На ребенка.
Вячеслав Лекк также работает на “Надежде” и тоже принимает участие в подобных ремонтах. Собирается в отпуск на материк, деньги там пригодятся.
– Итогом я доволен, своей работой – не очень, – отвечает на вопрос “ЗВ” Виталий Варзер. – Можно было сделать получше, если бы катушки были подлиннее. Это не просто так – взял и отрезал. На работе все совсем по-другому: длина труб бывает и по 10, и по 11 метров, и по метру-полтора, но не такие маленькие. Какого диаметра трубы приходилось резать? Когда я на ТЭЦ работал, на пиковой котельной, и 1000 миллиметров резал, и 800, и 600, и 200. Сколько времени уходит на процесс? От настроения тоже зависит. Если есть настрой, то работа быстрее идет и лучше… Куда потратить призовые, пока не думал.
…И участники, и члены конкурсной комиссии покидают 3-й участок ремонтно-строительного треста. Впереди состязания представителей других профессий.
0

Читайте также в этом номере:

Оценят рудный потенциал (Татьяна РЫЧКОВА)
Таможня дает слово (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
МГИМО за безопасность (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Сигнал правительству (Виктор ЦАРЕВ)
Руды дали больше (Татьяна РЫЧКОВА)
Лучше предотвратить (Владислав ШУКШИН)
SAP: год за Полярным кругом (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Без перебоев (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Строители большой “горы” (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Билеты в лето (Екатерина БАРКОВА)
На вылет в порядке очереди (Лариса ФЕДИШИНА)
Шить по средствам (Елена ПОПОВА)
Уютный двор (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Норильск станет зеленым (Екатерина БАРКОВА)
Спорт научит (Екатерина БАРКОВА)
Создать город (Екатерина БАРКОВА)
“Мы увидели небо в алмазах” (Валентина ВАЧАЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск