Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Ликвидация безгрантности
МИР НОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
22 октября 2015 года, 14:59
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Татьяна ЕРМОЛАЕВА
В Норильске и Дудинке прошли практикумы по заполнению заявки на конкурс социальных проектов “Норильского никеля”. И эксперты, и авторы инициатив должны обладать одними и теми же знаниями, отметил ведущий семинаров – член экспертных комитетов и советов различных донорских благотворительных программ Вячеслав Бахмин.
Ежегодно в рамках благотворительной программы “Мир новых возможностей” проводится обучение основам социального проектирования. И каждый год компания пробует разные подходы.
– Сначала мы привозили в Норильск экспертов, которые делали упор в большей степени на теорию, подкрепляя ее конкретными примерами. В прошлом году использовалась игровая технология. А сейчас мы решили, что нелишне снова вернуться к теории, напомнить региональным экспертам и потенциальным заявителям, как оформляется проектная заявка, – рассказала “Вестнику” главный менеджер управления благотворительных программ департамента социальной политики ГМК Ирина Жуйкова.
Большая редкость
Еще в самом начале семинара ведущий отметил: даже хороший и актуальный проект может не стать победителем. При высокой конкуренции такое бывает. Но любому, кто пишет заявку на конкурс, хотелось бы знать, почему его проект не поддержан, какие были у экспертов замечания. Идеальный вариант – это когда есть обратная связь с проигравшими. Другое дело, что такая возможность у организаторов конкурса есть не всегда. Поэтому важно желание самих заявителей углублять свои знания.
– На самом деле конкурс – это не только грантовая поддержка каких-то проектов, но это также и школа, – подчеркнул Вячеслав Бахмин. – Для тех, кто является автором инициатив. И для экспертов тоже.
Перед тем как перейти к конкретным рекомендациям по заполнению заявок на конкурс и разбору типичных ошибок, известный российский эксперт проанализировал особенности конкурса социальных проектов “Норильского никеля”. И первое, на что обратил внимание Вячеслав Бахмин, – большое количество номинаций. В том числе редких, каких не встретишь больше нигде.
– К примеру, “Полюс роста”, нацеленная на поддержку развития НКО, у которых почти нет средств делать это самостоятельно. Или “Полюс города”, связанная с поддержкой инфраструктуры города и как следствие – с повышением уровня и качества предоставляемых услуг. А чего стоит номинация “NEW Полюс”, призванная поддержать инициативы групп молодежи, школьников, которые хотят какой-то проект осуществить, но у них нет возможности подать заявку, потому что они не юридическое лицо… Многообразие номинаций – это хорошо, потому что дает возможность организациям найти себя. Тем самым решается задача поддержки абсолютно разных инициатив на территории присутствия компании, – отметил Вячеслав Бахмин. – С другой стороны, в этом есть и свои сложности… Прежде всего для экспертов. Потому что требования к заявкам одни, а смысл проектов настолько разный, что сравнивать их между собой, чтобы выбрать лучший, непросто.
Одной из отличительных особенностей конкурса социальных проектов “Норильского никеля” является то, что участниками конкурса могут стать как НКО, так и государственные и муниципальные учреждения.
– Этого почти нигде не бывает, – обратил внимание Вячеслав Бахмин. – Сказывается специфика региона… Некоммерческих организаций здесь не так много. И тогда на передний план должны выходить муниципальные учреждения, которые тоже имеют возможность получить поддержку своих проектов.
Двухуровневая система оценки победителей, введенная организаторами конкурса с этого года, тоже, на взгляд эксперта, редкий вариант.
– Если говорить о двухуровневой системе, то гораздо чаще в стране проводятся конкурсы, где сначала подается идея проекта, изложенная коротко, – рассказал Вячеслав Бахмин. – Только после отсева те инициативы, которые кажутся организаторам наиболее перспективными, оформляются в соответствии со всеми требованиями. Но здесь другая ситуация… На территориях присутствия компании “Норильский никель” участники конкурса сразу пишут полноценные проекты. После оценки половина заявок, набравших наименьшее количество баллов, отсеивается. В то время как верхняя половина рейтинга получает возможность доработать свои проекты в соответствии с рекомендациями экспертов. Это – плюс. В итоге мы получаем более качественные заявки.
Лицо проекта
Большое внимание эксперт уделил тому, что включает в себя структура проекта. И, в частности, бюджету.
– Есть такая точка зрения, что бюджет – это лицо проекта. Некоторые эксперты даже не смотрят особо на содержательную часть заявки, а сразу доходят до бюджета и изучают, какие там есть несоответствия, – объяснял потенциальным заявителям и региональным экспертам Вячеслав Бахмин. – Идея проекта может быть отличной. Другой вопрос: сколько она будет стоить? Это очень важно – соотношение затрат и полученного результата. Всегда доноры смотрят на стоимость проекта. Если затрат меньше, а результат больше – получается эффективность. Завышения стоимости быть не должно. Ну а если цифры с потолка взяты…
В то же время требовать стопроцентной точности от заявителей, по мнению ведущего семинара, очень сложно.
– Вы тогда все проекты зарубите, если будете скрупулезно к этому подходить. Но увидеть, насколько люди в этом ориентируются и насколько грамотно и искренне написали заявку, – это возможно. Научитесь читать между строк бюджета, – посоветовал экспертам Вячеслав Бахмин.
– Что самое главное при оценке проекта? Что самое сложное? – поинтересовались слушатели семинара.
– Самое главное, чтобы то, что вам представили, было заявкой на проект. Это очень непростая задача – оценить социальный проект. Тут важнее даже не столько конкретная идея, по поводу которой написана заявка, а глубокое понимание смысла того, что такое проект. Как он устроен? Какова его структура? И каковы требования к тому, чтобы его оценить? С другой стороны, и для заявителей это проблема – чтобы то, что у тебя в голове, сложилось в видение проекта, осуществление твоей мечты. Как это изложить на бумаге, да еще в структурированном виде, да еще так, чтоб поняли те, кто ничего про вашу инициативу не знает? Вот это – большое мастерство. А потому хороших заявок не так много. Но, я думаю, если за проектом, за заявкой стоит хорошая команда, грамотно изложенная идея и желание действительно что-то изменить, то все получится.
Шаг вперед
Очень подробно эксперт остановился на квалификации исполнителей, рассказал о роли партнеров и их вкладе в реализацию проекта. О том, как оценить собственный вклад и волонтерский труд, что значит софинансирование.
– Очень важно дать правильное определение актуальности проекта. Общих фраз быть не должно. Возможно, в вашем городе актуальность инициативы понятна для всех, но как быть, если проект оценивает эксперт, живущий в другом городе? Поэтому всегда хорошо, если актуальность подтверждена официальными данными. Укажите источник этих цифр, – давал рекомендации заявителям ведущий семинара.
Одно из условий грамотно оформленной заявки – текущая деятельность организации не должна совпадать с целями, задачами и мероприятиями по проекту. Решение проблемы нельзя подменять покупкой оборудования или строительством объекта.
– Надо уметь посмотреть на свою деятельность по-другому. Что можно сделать, чтобы она стала интереснее, эффективнее, более творческой? Можно самим придумать идею, а можно посмотреть, как другие подобные организации в стране работают. Созвониться, списаться с ними, поискать информацию в Интернете… Так может родиться идея проекта. Вы делаете шаг вперед в своей ежедневной работе. И вот этот шаг вперед и есть проект, – наставлял слушателей Вячеслав Бахмин.
Еще один момент: даже если организаторы конкурса определили жесткие сроки реализации, заявители все равно должны задумываться о том, как будет развиваться проект.
– Отложенные результаты – это важно! – настаивал эксперт. – Что будет через три-пять лет? Это тема, которую должен держать в голове каждый автор проекта.
Вместе с региональными экспертами и потенциальными заявителями ведущий семинара разобрал типичные ошибки при написании проекта, подчеркнув при этом:
– Вообще, ошибки – это нормально. Не допускает их только тот, кто ничего не делает. На ошибках мы все учимся… Главное – обратить внимание на ключевые вопросы, которые авторы все время должны себе задавать: решает ли проект заявленную проблему? Соответствуют ли заявленные результаты проекта поставленным целям и задачам? Соответствует ли деятельность по проекту этой проблеме? Решает ли она эту проблему? Важно учитывать логику проекта, взаимосвязь его элементов. При соблюдении всех этих условий можно рассчитывать на успех.
После практической части обучающего семинара к Вячеславу Бахмину посыпались вопросы.
– Люди уже хорошо понимают, о чем речь, – высказалась после практикума директор Норильского местного общественного фонда поддержки молодежи “Возможность” Елена Дудченко. – Очень хорошо, что ведущий проанализировал несколько прошлогодних проектов, подробно разобрал те ошибки, которые чаще всего допускают заявители. Точечные вопросы, которые задавала аудитория, показывают, какой интерес вызывает сфера социального проектирования у организаций. И это понятно. Каждая НКО чем-то болеет, хочет что-то изменить к лучшему. А в результате – меняется жизнь в нашем городе. Большое спасибо организаторам конкурса за это.
Очень много полезной информации мы сегодня получили, – высказал единодушное мнение всех участников представитель общественной организации “Семья” Максим Минаев. – В дальнейшем все это поможет нам подготовить более грамотные проекты.
 
В тему
Вячеслав БАХМИН: “Мне очень нравится конкурс “Норильского никеля”

По окончании обучающих семинаров “Вестник” попросил известного российского эксперта поделиться своим мнением о конкурсе социальных проектов компании.
 
– Вячеслав Иванович, часто ли вам приходится оценивать конкурсы социальных инициатив?
–  Уже более двадцати лет я работаю в области социального проектирования и экспертизы. За это время больше федеральных проектов, конечно, оценивал, нежели локальных. Они самые интересные и масштабные. Но, с другой стороны, в локальных тоже есть своя прелесть. Они очень важны и нужны. Потому что делаются для местного сообщества. Я бы даже сказал, что для меня такие проекты более ценны, нежели федеральные, потому что они направлены на конкретных людей. С которыми можно наладить обратную связь, поговорить…  В то время как в федеральных проектах вы людей не знаете.
– Вы работали на площадке Мончегорска. Какие проекты вас зацепили?
–  Что удивительно, я вообще не рассчитывал, что проекты здесь будут сильные, серьезные. Но те идеи, которые я обсуждал с мончегорцами, и в самом деле очень интересные. Я бы сам с удовольствием взялся за них. Видно, что люди этим живут. Что эти инициативы давно в головах зрели. А сейчас появилась возможность их реализовать. И это замечательно. Потому что нередко бывает так, что идеи зреют, зреют –  и умирают без поддержки. А здесь такая возможность…
– Можете привести какой-то конкретный пример?
–  Вот заповедник там есть шикарный. Сотрудники его рассказывают: приходят к ним люди посмотреть, как ведут себя звери, птицы в дикой природе. Но сделать это не так-то просто! Большая удача, если в момент посещения ты кого-то увидишь, ведь звери просто так не гуляют. Поэтому появилась идея: поставить специальные камеры, которые будут круглосуточно снимать все, что происходит в заповеднике, и транслировать это через Интернет. Я предложил создать специальную службу, которая будет за этим следить. Если, к примеру, ребята видят медведя, то быстро всем звонят, пишут –  бегите, смотрите! Мы стали думать: а в чем социальная значимость такого проекта? Каковы его цели, задачи? В итоге много чего напридумывали интересного. Десятиминутный разговор –  и вот уже заповедник выходит на мировой уровень. Представляете, люди будут в Китае, Канаде, Германии видеть, как по Кольскому полуострову медведи ходят!
– Стоит отметить, что немногие крупные компании в нашей стране уделяют достаточно внимания развитию территорий своего присутствия. На взгляд эксперта, зачем компаниям вообще это нужно? К примеру, “Норильскому никелю”?
–  А зачем вообще нужна корпоративная социальная ответственность? По этому поводу, кстати, есть разные точки зрения. Одни считают, что это должно быть частью бизнеса и работать на бизнес. А другие уверены: это просто ответственность той бизнес-структуры, которая живет и работает на территории. Потому что все:  и работники предприятий, и владельцы холдинга – граждане своей страны. А значит, им должно быть небезразлично, что здесь происходит. Даже если стоит задача зарабатывать деньги, они хотят, чтобы все вокруг было хорошо. Собственно, это то, о чем мечтает любой житель России. Однако бизнес в отличие от рядового гражданина имеет реальную возможность сделать что-то, чтобы поменять жизнь к лучшему. Я сторонник именно такой позиции. Судя по тем ценностям, которые “Норильский никель” декларирует, по тем конкурсам соцпроектов, который он реализует, мне кажется, что в огромной степени и компания разделяет такой гражданский подход. Я считаю, что “Норильский никель” –  это действительно социально ответственная корпорация. Ведь чаще всего владельцы бизнеса как поступают? Они все решают за людей. Построят, к примеру, стадион или ДК, а жителям остается только сказать спасибо. “Норильский никель” со своим конкурсом социальных инициатив демонстрирует совершенно другую позицию, когда люди осознают: они сами могут менять жизнь вокруг, все в их руках. И только таким образом рождаются настоящие граждане, а не потребители.
– Вы обозначили плюсы конкурса социальных инициатив. А есть ли минусы?
–  Есть. Во-первых, конкурсы довольно сложно организовывать, и не всегда они дают объективный результат. И это не потому, что плохие эксперты или неважные проекты, или организация. Просто сама природа конкурса допускает некоторую субъективность, естественную.  Эксперты –  это все-таки личности, которые не всегда оценивают проекты беспристрастно, несмотря на все свое желание. Кроме того, конкурсные проекты, как правило, краткосрочны –  они рассчитаны на один год. Это, конечно, хорошо, но серьезные проекты должны развиваться, должны углубляться…   А это значит, что надо находить те точки роста на территориях, те перспективные направления, в которые необходимо вкладываться, чтобы они постоянно росли, тянули за собой другое. Это очень важное направление. Второе –  это когда вы опираетесь на человеческий капитал, который есть, и даете людям возможности для самореализации. Это рождает у них гражданские ощущения и в то же время создает некое ощущение стабильности: организации, которые не получили грантовую поддержку в этом году, надеются сделать это в следующем. Они учатся с каждым конкурсом, становятся более умелыми в управлении проектами. Качество заявок растет, а значит, и результаты становятся лучше.
– Можно ли сравнить это направление социальной деятельности “Норильского никеля” с опытом каких-то других российских и международных холдингов?
–  Есть компании, которые поддерживают различные начинания, проекты, но чаще всего они в рамках своих собственных программ осуществляют поддержку кого-либо или чего-либо. Что касается конкурсов, то их не так много в нашей стране…   К примеру, конкурс, который ежегодно устраивают среди корпораций форум доноров и газета “Ведомости”. Речь идет о социально ответственных корпорациях, которые проводят наилучшие программы. К слову, “Норильский никель” часто бывал в числе победителей. Другое дело, что это довольно редкая ситуация, когда обычным людям и простым организациям дают возможность реализовать в жизнь свои социальные идеи. Чаще всего компании, как я уже сказал, берут на себя инициативу в осуществлении проектов. Они, конечно, привлекают для этих целей некоммерческий сектор, другие организации, в том числе муниципальные, однако занимаются этим сами и, соответственно, всю ответственность берут на себя. Рисков в этом случае меньше. Но зато теряется та самая важная гражданская составляющая, когда люди начинают понимать, что они сами могут что-то. Что в их руках изменить свою жизнь. По этой причине мне очень нравится конкурс “Норильского никеля”. Видно, что он задуман и проработан очень тщательно. Организаторы понимают, что они делают…   Может быть, чуть-чуть завышены требования к нашим заявителям, среди которых найдется не так много профессионалов. Но конкурс очень полезный еще и тем, что он разнообразный, так как  дает возможность всем, кто работает в этом направлении, найти свою нишу и попытаться реализовать полезный для своего района, города, региона социальный проект. А это, я считаю, дорогого стоит.
Сфера социального проектирования вызывает большой интерес у норильчан
У экспертов к ведущему семинара было много вопросов
0

Читайте также в этом номере:

В перспективе – миллионы (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Воздуха будет достаточно (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Будет и тепло, и светло (Екатерина БАРКОВА)
Игра света (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Первые в области (Елена СЕВЕРНАЯ)
От мечты к карьере (Екатерина БАРКОВА)
Сколько вешать в тоннах (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
На высоте (Марина БУШУЕВА)
Юбилейный матч (Анна ФИНН)
В каждую школу (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Зеленый щит (Евгения СИДОРУК, главный специалист городского архива)
Генофонд (Валентина ВАЧАЕВА)
Все предопределено (Александр БАЕВ, ученый с мировым именем, биохимик, молекулярный биолог:)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск