Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
Экстрим по душе Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Кощей и товарищи
12 января 2017 года, 14:53
Текст: Роман БУКВОЕДОВ
В атмосфере самого долгожданного праздника детей и взрослых хотелось бы рассказать о чем-нибудь эдаком: сказочном, волшебном. Тем более что и самого меня всегда интересовали вопросы типа: “Откуда взялись Баба-яга и сестра ее Кикимора? Почему Кощей – бессмертный? Да и как правильно: Кощей или Кащей? Сегодняшняя тема – праздничная нечисть.
В тридевятом царстве, где-то на границе миров живых и мертвых, живет знаменитая бабка, которая всегда чинит Деду Морозу и Снегурочке препятствия и мешает дарить детям подарки. Считается, что  Баба-яга – оживший мертвец. А ее избушка на курьих ножках – как бы проходная в этот мир, потому и нельзя в нее войти, пока она не повернется к лесу задом. Почему на курьих ножках-то?! Мои родители рационально объясняли мне в детстве: чтобы холод от земли в дом не шел. Однако оказывается, избушка на курьих ножках указывает на обычай древних  хоронить умерших в домовинах – специальных домиках, размещенных на высоких пнях. У таких пней корни выходят наружу и действительно чем-то похожи на куриные ноги. Страх да и только! Вот чего только не придумают взрослые, лишь бы заставить детей есть кашу!
Ну, слово “баба” не вызывает недоразумений, но вот “яга”… Слово “яга” языковеды выводят от “ягать” – кричать, вкладывая в свой крик все силы. А еще кричать в смысле браниться, ругаться. Выводят “ягу” и из слова “ягая”, имеющего два значения: “злая” и “больная”. Кстати, в некоторых славянских языках “ягая” означает человека с больной ногой (помните костяную ногу Бабы-яги?). Возможно, Баба-яга вобрала в себя какое-нибудь или даже все эти значения.
“Кикимора” тоже недалека по происхождению. Слово состоит из двух частей: “кик” и “мора”. Одни исследователи считают, что первая часть, возможно, происходит от глагола “кикать” в значении кричать, плакать, причитать. Вторая часть слова – “мора” –  восходит к общеславянскому корню моръ-, означающему “смерть”.
В Вятской губернии и Поволжье среди крестьян бытовало мнение, что кикиморы – это проклятые люди. Известно также народное представление о кикиморах как о детях, похищенных нечистой силой.
Ну и как не вспомнить еще одно сказочное лицо – Кощея. Или КАщея? В словаре В. Даля это “вечный жид с прилагательным “бессмертный”. Даль пишет “КАщей” – от слова “кастИть”, что означает грязнить, гадить, пакостить. Впрочем, тот же старый добрый Даль поясняет, что КАщей впоследствии был переделан в КОщея, от слова “кости” – это русскоязычным ближе, понятнее. И действительно, этот старикашка предстает перед нами в сказках в образе непомерно худого, костлявого скряги, скупца. А что до Бессмертного, так это “фамилие такое” или, если хотите, кличка.  На самом деле смерть у него есть: на кончике иглы, игла – в яйце, яйцо – в утке… и так далее.
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск