Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Экстрим по душе Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Гостья из будущего
PolArt
12 января 2017 года, 14:15
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
В Музее Норильска продолжает работу выставка под интригующим названием “Климатическая теория живописи”. Ее автор, петербурженка Анис КРОНИДОВА, перед отъездом из Норильска рассказала “ЗВ” о себе и своем проекте, открывшем программу современного искусства в музейной резиденции PolArt.
PolArt – резиденция в Норильске, как следует из ее программы, означает не только место действия, но и возможность полярных точек зрения современных художников на северный город и его будущее. Проект Анис Кронидовой стал одним из двух победителей в объявленном арт-резиденцией всероссийском конкурсе, и в декабре 2016-го художница прилетела в Норильск для его осуществления.
– Написала проект очень быстро, и то, что сделала за две недели здесь, на месте, меня устраивает, – подводит итог первый резидент PolArt. – Результат мне нравится, но нет предела совершенству… Я очень люблю зимние пейзажи и на конкурс отправляла работы, подготовленные для выставки в Питере. Но так случилось, что моя первая персональная выставка состоялась не в Санкт-Петербурге, а в Норильске.
Объездить все
Анисия Кронидова, по ее словам, принимает участие в выставках 10 из своих 25 лет, еще со времен художественной школы. Самыми значимыми для себя считает рождественские экспозиции в Фонтанном доме и Международную биеннале графики в северной столице. В 2013-м Анис окончила художественно-промышленную академию им. Штиглица по специальности “дизайн костюма” и, как многие выпускники кафедры, стала сотрудничать с театрами и кино. За три года на ее счету набралось почти 15 названий, но главным для нее стал Инженерный театр АХЕ, созданный более четверти века назад мужем Анис, актером, режиссером, художником Павлом Семченко. С АХЕ, у которого множество разного рода наград, тесно сотрудничает, например, Антон Адасинский, знаменитый исполнитель Мефистофеля в сокуровском “Фаусте”. В Дрезден к мужу, в театр Адасинского “Дерево”, гостья северного города улетела встречать новый, 2017 год.
За свои 25 Анис Кронидова успела пожить во Франции и в Канаде, где обосновались некоторые ее родственники, но из России уезжать не собирается:
– Мне судьба уже предоставила возможность побывать в таком экзотическом месте, как Норильск, и я хотела бы еще многое увидеть. Мои прадедушка вулканолог и прабабушка гидрогеолог в свое время объездили весь Урал, были в Сибири и на Таймыре.
В окружении художницы много искусствоведов, причем научный сотрудник Эрмитажа кандидат искусствоведения Наталья Валентиновна Бродская, награжденная орденом искусства и литературы Французской Республики, приходится Анис (по отчиму) бабушкой. В общем, первой резидентке есть кем гордиться по линии происхождения и окружения, и она с полным правом может называть себя “более-менее эрудированным человеком”. Завсегдатай Эрмитажа и Лувра в Норильске была осчастливлена возможностью увидеть собрание картин всемирно известного Андрея Поздеева, о котором она много слышала от своего мужа, в свое время побывавшего в мастерской Андрея Геннадьевича в Красноярске. Как художник по костюмам, мечтающий о самостоятельной работе сценографа, Анис Кронидова не обошла вниманием и Норильский Заполярный. Правда, ей не удалось попасть на нашумевшую премьеру “Жди меня” в постановке Анны Бабановой, но, познакомившись со сценографией спектакля, она высоко оценила работу четы Атмадзас.
Идеал романтизма
И все же главным впечатлением от города для Анис Кронидовой стал он сам.
– Норильск показался мне идеалом романтизма.
Возможно, мои норильские работы кому-то покажутся наивными, но, если сто горняков придут на выставку и скажут, что пульпопровод идет не в ту сторону, я им отвечу, что для меня это не главное. Правда, мне такого пока никто и не говорил…
Медный завод Анис написала акриловой краской цвета меди:
– Кому-то покажется, что это слишком в лоб, а меня эта идея вдохновила. Я люблю арт-деко и геометрический орнамент в частности. Между техногенной графикой и орнаментами аборигенов, которые я увидела на одежде из этнографической коллекции вашего музея, я нахожу отчетливое ритмическое сходство.
Анис призналась, что про ее работы часто говорят, что они выглядят так, будто их писал интеллектуальный 40-летний мужчина:
– Они строгие, суховатые. Сегодня я стараюсь быть более экспрессивной, но пока отказаться от строгих форм у меня не получается... Что-то мне не позволяет.
Появление в экспозиции выставки откровенно сценографической городской композиции с тремя солнцами, выполненной на трехстворчатой ширме, Анис объясняет тем, что в Норильске много театрального:
– Иногда идешь – и кажется, что это декорации, а не реальный город… А небесные явления в моих работах случаются часто. Я очень их люблю. А в вашем городе можно смотреть на небо бесконечно. Я ведь молодой художник, и мне интересно делать разные работы.
Межгалактическое исчисление
Все холсты на выставке Анис Кронидовой написаны акрилом. Автор считает его хорошим современным материалом, позволяющим работать очень быстро. То, что представлено на “Климатической теории”, по ее мнению, можно назвать станковой живописью, хотя из-за акрила пейзажи выглядят графичными. Как Левитан, гостья из Питера не пишет людей. Только на одном холсте можно увидеть фигуру человека под фонарем. А еще ее работы не имеют названий: они пронумерованы.
– Названия даны в номерах. У зрителей они могут вызывать самые разные ассоциации: от исторических до каких-то личных... Мне нравятся цифры. Сейчас, например, завораживает число 10902. Для меня это звучит как межгалактическое летоисчисление.
Художник-исследователь, считает Анис, должен охватывать новые территории, что, в свою очередь, влияет на его мировоззрение и палитру.
– Для меня в Норильске на второй план отошли его земные обстоятельства, лагерная тема. Мне это было не так интересно, как, например, северное сияние, и стало понятно, почему у Козырева и Гумилева именно здесь пышным цветом расцвели их гениальные теории.
Название своего проекта художник просит не воспринимать буквально, а между тем за ним стоят знания теорий цвета Гете и Ньютона, Малевича и Кандинского и неожиданно бело-желтый зимний Норильск с его завораживающей мистической составляющей.
Заместитель директора Музея Норильска Василий Мороз, сопровождавший гостью в ее поездках по Большому Норильску, заметил, что холсты Анис по цвету ему напомнили пейзажи Николая Лоя:
Однако это совершенно другой, свежий, незамыленный взгляд на родной и такой привычный Норильск. Три недели поначалу казались серьезным сроком, но мы столько не успели показать нашей гостье. Будем надеяться, что она еще приедет к нам, может быть, не зимой, а в полярный день. Все работы, созданные Анис Кронидовой в рамках PolArt-резиденции,  остаются в дар Музею Норильска. А дома, в Санкт-Петербурге, художница намерена повторить написанное в Норильске, но уже маслом.
 
СПРАВКА
Анис КРОНИДОВА (Санкт-Петербург)
“Климатическая теория живописи”
Выставочный проект полярной арт-резиденции PolArt

Результаты работы в рамках художественного проекта/исследования. Художник с помощью визуальных средств исследовал эстетику Норильска, характерную для заполярного города цветовую гамму, композиционный ритм, состояние атмосферы зимнего Норильска, его воздушно-световой среды и их изменчивости.
Анис Кронидова – первый резидент PolArt, норильской музейной резиденции. Художник из Санкт-Петербурга. Выпускница Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица. Участница различных выставок живописи и графики, Международной биеннале графики в Санкт-Петербурге. Художник по костюмам, работала в постановках Инженерного театра АХЕ, “Провинциальных танцах” Татьяны Багановой, Гоголь-центре, Театре Школы-студии МХАТ им. Чехова, Театре им. Ленсовета и др.
Анис стала лауреатом всероссийского конкурса на участие в PolArt-резиденции и получила возможность реализовать свой проект в Норильске. Период реализации – декабрь 2016 года.
 
PolArt-резиденция
Программа Музея Норильска в области современного искусства, поддержанная администрацией города Норильска и благотворительной программой “Мир новых возможностей” компании “Норникель”. Организационный партнер – Фонд социальных программ “Территория добра”.
Цель организаторов – поддержка современных художников в их творческих поисках, развитие местного арт-сообщества и городской среды. PolArt-резиденция – это возможность для тех, кто ищет вдохновение в необычных местах и кому интересно стать агентом их изменения. “Полярная” означает не только место, Заполярье. “Полярная” означает разные взгляды на будущее северного города, мнения и видения, вплоть до самых противоположных – полярных.
Куратор программы: директор Музея Норильска Наталья Федянина.
Команда программы: Василий Мороз, Евгений Майоров, Элина Радченко.
Техническая поддержка: Дмитрий Гурьев, Виктор Романко, Александр Смирнов.
 
Музей благодарит за поддержку арт-резиденции заместителя руководителя администрации города Норильска Наталью Коростелеву, начальника управления благотворительных программ Заполярного филиала “Норникеля” Светлану Рубашкину, директора фонда “Территория добра” Наталью Солодовник.
 
Анис Кронидова о Норильске
С какими мыслями ехала в Норильск…

Норильск – легендарный город, необычный, вокруг которого постоянно складываются различные мифы…
Я представляла себе довольно мрачную и суровую картину, но это оказалось не совсем так…
Готовясь к поездке в Норильск, я думала о космическом холоде и не менее космическом техногенном ландшафте. Но оказалось не так холодно по ощущениям. А вот про полярную ночь я совсем забыла. Сейчас понимаю, что это очень существенная особенность…
 
…и как встреча с городом изменила представления о нем
Приехав в Норильск, я увидела очень современный и развитый город, будущее которого вижу интересным и светлым…
Необыкновенные природные условия, небесные явления, совершенно космическая атмосфера отодвигают советскую лагерную тему на второй план...
Больше всего меня поразил сумеречный дневной свет полярной ночи. Его сложно описать – очень специфический...
Своим климатом и расположением Норильск сильно отличается от других городов. Я вижу некий мистический, сверхъестественный оттенок в создании и истории города…
Мне всегда было интересно побывать в таком экзотическом месте, о котором я столько слышала.
Итоги мастер-класса, проведенного Анис Кронидовой для норильчан, также представлены в экспозиции “Климатической теории живописи”
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск