Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Десантура
ГОСТЬ “ЗВ”
28 февраля 2014 года, 11:57
Текст: Ольга ЛИТВИНЕНКО
В прошлом номере “Вестника” мы начали рассказ о норильчанине Викторе ШАФОРОСТОВЕ. Осенью прошлого года он демобилизовался из ВДВ в звании сержанта. Служить пошел добровольно и не жалеет об этом. Сегодня мы заканчиваем историю о том, как проходила его служба.
Десантуру Виктор не выбирал. Можно сказать, она сама его выбрала. На сборном пункте в Красноярске ребят серьезно тестировали, в том числе на физическую выносливость. Отбирали только самых лучших. Все-таки служить им предстояло в элитном подразделении Российской армии – 104-м гвардейском краснознаменном десантно-штурмовом полку 76-й гвардейской Черниговской краснознаменной десантно-штурмовой дивизии.
Первый прыжок
За год службы ярких впечатлений было много. Одно из них – первый прыжок с парашютом. Вот что о нем рассказал Виктор:
– Когда я стану старым, то, возможно, забуду, как стрелять из автомата. Но никогда не забуду, как первый раз прыгал с парашютом. У нас был ВДК – воздушно-десантный комплекс, на котором мы отрабатывали элементы прыжков, имитировали отделение от самолета, отрабатывали технику, как правильно прыгать, как избежать столкновения в воздухе с другим парашютистом, на какой бок падать при приземлении, что делать, если летишь на дерево, и что делать, если ты на дерево все-таки прилетел…
Потом ты сам укладываешь свой парашют. Под присмотром инструктора, у которого больше тысячи прыжков, но все равно страшно – вдруг неправильно уложил.
А потом едешь в автобусе – и мандраж непонятный. Не страх, а какое-то необъяснимое ощущение. Адреналин, что ли, приливает. Уже на поле смотришь, как взлетают эти самолеты, ждешь своей очереди…  Первый прыжок у всех с Ан-2 или Ми-8. Потом уже с Ил-76, когда 150 человек выпрыгивают, друг за другом, как в кино показывают. Со стороны красиво. Особенно когда четыре борта друг за другом летят и десантируются 600 человек.
– С какой высоты прыгали?
– От 600 метров до километра. Разведка прыгает затяжные прыжки, там 15 секунд свободного полета. А тут свободного падения от трех до пяти секунд, но все равно ты его ощущаешь.
В первый раз со страха можно, конечно, “краба дать” (после команды “Пошел!” упереться руками и ногами в проходе. – Авт.), но тут срабатывает желание не облажаться перед теми, кто должен прыгать за тобой.
Сначала в самолет загружаются “легкие”, потом “тяжелые”. Я был средней весовой категории и наблюдал, как первые выпрыгивают: один человек – вжж! Второй – вжж! И тут моя очередь –  смотрю вниз…
– А там гугл-мэп?
– А там непонятно что. Прыгаю, лечу – перед глазами пляшут картинки: земля-небо-земля-небо. Парашют раскрыл, стропы расправил, проморгался. Ну и потом только оценил красоту вокруг.
Из всех орудий
Разговоры о том, что за год невозможно подготовить солдата, наш сегодняшний герой считает лишь разговорами:
– Не знаю, как в других частях. Но про свой полк с уверенностью могу сказать, что за год научился многому. Регулярно были тренировки боевой готовности. Каждый день – интенсивная подготовка, ты что-то делаешь, у тебя появляются навыки. Были, конечно, и монотонные дни службы. Когда просто не замечаешь, как проходит время. Привыкаешь к этому ритму: встал – зарядка – позавтракал – пошел пострелял. Потом подготовка к десантным  прыжкам, уложил парашют, побегал, потом построение – и спать. Наверное, такой режим и дает начало собранности и терпению.
– Кормили нормально?
– Я уехал туда с весом 63 килограмма, был как стиральная доска, а вернулся – 83. Думаю, еще сказалось питание в одно и то же время на протяжении года. Вот, смотрите (листает фотоальбом в планшетнике) – это обед. Не черная икра и не трубочки с кремом, но нормальная еда. Порции хорошие, и всегда можно было выбрать из двух салатов, двух первых, двух вторых. Когда Путин приезжал, даже бифштексы давали (смеется).
К слову, визиты высшего командования и иностранных гостей в этот полк – обычное дело.
– Когда приезжали американцы, их повели к учебному полю огневой подготовки, – вспоминает Виктор. – Командир полка дал команду, чтоб “шмаляли” из всех орудий…
– А много на этом поле орудий?
– Ну, представьте, что туда  приходит две роты, у них огневая подготовка. И у каждого из этих 150 человек есть своя должность – кто-то автоматчик, кто-то гранатометчик, кто-то снайпер, кто-то наводчик орудия. Каждый при деле и занимается отработкой своих навыков… Так вот, командир велел палить из всего что есть. Так американцы даже близко не подошли к нашему полю, настолько все громыхало, гудело и сверкало. Головами покивали и уехали.
– Впечатляет, наверное.
– Да это что. Вот если бы они на “Запад-2013” приехали…
Иллюзия боя
“Запад-2013” – это настоящие большие учения стратегического уровня. Прошлой осенью они были в центре внимания всех СМИ. Учения “Запад-2013” проходят дважды в год с 2009-го. Прошлой осенью впервые прошли одновременно на территории России и Белоруссии.
Военные двух армий практиковались в защите союзного государства от террористических атак. По сценарию учений, незаконное вооруженное формирование численностью до 700 человек захватило участок побережья с небольшими населенными пунктами. На полигоне специально построили поселки Ермоловка и Трофимово, возвели более 50 макетов жилых домов, школ и торговых центров, на улицах выставили макеты автотранспорта и бронетехники.
Для розыгрыша отдельных эпизодов “Запада-2013” генералы задействовали девять общевойсковых полигонов и акваторию Балтики. Солдаты и офицеры проводили спецоперации – ликвидировали незаконные вооруженные формирования. А корабли блокировали район операции, чтобы “бандиты” не смогли уйти по морю. Кроме того, шла высадка воздушно-морского десанта.
Всего на российской территории в учениях участвовали больше 9000 военнослужащих, 180 единиц боевой техники, включая 40 самолетов и вертолетов, 10 боевых кораблей Балтийского флота.
По словам Виктора, действо было грандиозным:
– Летали вертолеты, самолеты, все взрывалось и десантировалось. БМД (боевая машина десанта – гусеничная плавающая машина, предназначенная для использования в Воздушно-десантных войсках и десантирования парашютным или посадочным способом с военно-транспортного самолета. – Авт.) ездит, все бегают, бронетехника ездит, все стреляет, кто-то орет по рации. Все настолько приближено к боевым действиям, хоть кино снимай, можно даже попутать с реальностью.
В полевом режиме жили месяц. Были палатки, полевая кухня. Она всегда славилась больше, чем полковая, – на полевой готовят сами солдаты.
– Тушенки кладут от души?
– Да, не жалеют, каша получается отборная.
Серьезные намерения
Виктор демобилизовался в звании сержанта. Для срочника, да еще в десантуре, получить сержанта – это по-настоящему круто. Большинство возвращаются рядовыми. К тому же он еще парашютист-отличник, отличник ВДВ, в армии получил разряд в многоборье – не парень, а мечта.
– У тебя есть девушка?
– Девушка была, но они ждать особо не умеют.
– Тебя это не расстроило?
– Поначалу убивался. Все-таки три года встречались, отдавал многое этому человеку. А сейчас, наоборот, рад, что так все вышло.
– Сейчас задумываешься о семье? Или рановато?
– Задумываться о семье всегда надо. Строить планы на будущее. Пусть я женюсь, когда мне будет 25–27. Но самые лучшие отношения – долговременные и проверенные. Не когда просто – о, пойдем поженимся. Через месяц или полгода после знакомства, как это сейчас бывает. Браки распадаются из-за того, что люди слишком рано начинают семейную жизнь. Не узнав друг друга.
Настырный Рембо и пес Полкан
Какая армия без комичных ситуаций. Было в армейской службе Виктора и это.
– Служил с нами пацан по кличке Рембо, – вспоминает он. – Такой здоровый-здоровый. Но малость неуклюжий, увалень. И вот проходим полосу препятствий – змейка, колючая проволока, под которой надо пролезть, все как положено. И на конечном рубеже – фасад с окном, через которое вылетаешь и делаешь кувырок.
Выходит Рембо. Бежит-бежит, спотыкается на колесе – бам-м! Носом в колесо. Любой нормальный человек пошел бы в медпункт – мало ли, вдруг нос сломал. Но не Рембо. Он встает и бежит дальше, уже по бревну, на ходу вытирает кровь. И тут у него зацепился автомат – он бам-м головой о бревно. Все уже ржут: “Прекрати, да ты че, у тебя щас обморок будет”. Нет, его злость берет, он ни слова не говоря прет дальше, через колючую проволоку. Зацепился штанами – давай из нее выпутываться. Там уже все валяются, включая офицеров. В итоге выпутывается, пролазит, бежит к окну, прыгает в него – и промахивается. Было сотрясение мозга, два месяца в госпитале пролежал. Помню, шишка на лбу была – прям как рог вырос. Но офицеры отметили его за то, что не сдавался.
А вот полковой пес Полкан бойцовостью, напротив, не отличался. Добрейшее существо и всеобщий любимец. Военнослужащие над ним прикалывались (на фото), но, конечно, беззлобно.
– Это он настолько крепко спал? – спрашиваю Виктора.
– Это ему настолько все равно.
Способ повзрослеть
Виктора Шафоростова призвали в ноябре 2012 года. Ему было 19, и он сразу решил: пойдет служить.
– Я к тому моменту, как вам сказать… вел не самый образцовый образ жизни. Я занимаюсь вокалом, это мое хобби. Выступал в “Синема-Арт-холле”, круг знакомых у меня был обширный. Общался со многими людьми, бывал в разных компаниях и сделал для себя определенные выводы. Решил, что так жить нельзя и надо что-то менять, иначе можно деградировать. Вечные гулянки, тусовки, клубы, девчонки – после армии все это отпало.
Виктор говорит, что подобная метаморфоза происходит со всеми бывшими раздолбаями и оболтусами, побывавшими в армии: они возвращаются другими людьми.
– Мне надо было сходить в армию, чтобы повзрослеть. Теперь я более осмысленно подхожу к жизни, у меня появились другие приоритеты – работа, образование, семья. После дембеля долго не мог найти работу, сейчас устраиваюсь в пожарную часть. Там условия приближены к военным, и точно так же принимаешь присягу и спасаешь людей…
– То есть ты хочешь и дальше идти по стезе службы родине?
– Пожалуй, всю жизнь жить в постоянной боевой готовности, с подрывами среди ночи, я не готов. То есть не готов связывать с этой работой свою судьбу. Но я связываю с ней определенные перспективы – например, проработать 10 лет, получить высшее образование… А пока хожу в 17-й профлицей на курсы сварщиков. Сварщики востребованы, и, думаю, летом будет очень много подработок. В пожарке работа сутки через трое. Трое суток надо же будет себя чем-то занимать.
Согласитесь, очень здравое рассуждение для 20-летнего человека, у которого еще недавно планы на будущее ограничивались вопросом: “Куда пойти вечером?”
Он это сделал
– После армии было чувство гордости – я это сделал?
– Конечно. Тем более что есть те, кто не выдерживает такой  нагрузки. Когда на тебе 30 килограммов экипировки, ты потеешь и одновременно тебе холодно, когда берцы натаптываются так, что в них хлюпает кровь… Как я поначалу не мог понять: “Что я, в армии, что ли?” – так и когда уезжал, сидел в автобусе, было изумление: “Что, все? Мне завтра не надо просыпаться в семь утра?” Ощущение  нереальности переживал где-то неделю. Было чувство, что я просто в увольнении.
Напоследок трудно удержаться и не спросить: как все-таки берет десантника держится на затылке? Это фокус или чудо? Или как в анекдоте – как прибили, так и держится?
Виктор улыбается:
– Да просто. Надеваешь – и держится.
Пес Полкан спит, а служба идет
0

Читайте также в этом номере:

Весна на пороге (Татьна РЫЧКОВА)
Персональное дело (Лариса ФЕДИШИНА)
Большие возможности (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Накопить на пенсию (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
На книги и гаражи (Лариса ФЕДИШИНА)
О людях, времени и тапках (Юлия ГУБЕЛАДЗЕ)
Мы за победу (Марина БУШУЕВА)
Рекорды Сочи (Елена КОВАЛЕНКО)
И в шутку, и всерьез (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Личности с характером (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Универсальный мастер (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Есть такая традиция (Валентина ВАЧАЕВА)
В хорошей творческой форме (Валентина ВАЧАЕВА)
Погружение (Денис КОЖЕВНИКОВ)
На всякий случай (Марина БУШУЕВА)
Вежливость как национальная особенность (Ирина ГРОЗА, кандидат психологических наук, заведующая отделом психологической поддержки Центра внешкольной работы города Норильска)
Учить лечить (Валентина ВАЧАЕВА)
Мультики для взрослых (Выбор зрителя с Юлией КОХ)
Кубик как талисман и не только (Арай КАБЫЛБАЕВА, учащаяся детской телестудия «Перемена»)
КПРФ пропускает удары (Иван ТАГАНКИН)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск