Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
В четвертом поколении Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Участок
один день с...
9 августа 2013 года, 13:51
Текст: Ольга ЛИТВИНЕНКО
Обычное утро старшего лейтенанта Олеси БАРАНОВОЙ начинается с получения оружия – табельного пистолета Макарова. У нее редкая для женщины работа: Олеся – участковый уполномоченный полиции.
Наша героиня – единственная в Норильске женщина-участковый. В кабинете, который Олеся делит с коллегой-мужчиной, обстановка почти аскетичная: два письменных стола, два компьютера, шкаф для одежды, шкаф для бумаг, сейф, небольшой бумбокс на подоконнике. Никаких дамских штучек, по которым обычно сразу безошибочно определяешь, что рабочее место принадлежит женщине. На стене вместо зеркала – карта города и стенд с ориентировками, графиком дежурств и Конституцией РФ.
Каждое утро – развод
Наши вопросы Олеся воспринимает с некоторым недоумением: то, что для нас в определенном смысле экзотика, для нее – рутина.
– Ежеутренняя планерка в дежурной части, или развод, идет  обычно минут 30. Начальник доводит до нас сводку происшествий, чтобы мы были в курсе оперативной обстановки, ставит задачи. Мы получаем материалы, уже на участке знакомимся с ними и планируем, что делать в течение дня…
Работа участкового во многом бумажная. Не потому, что больше нечем заняться, а потому, что таковы правила: все надо оформлять в соответствии со служебными инструкциями.
– Ну вот, например, – Олеся перебирает бумаги на столе, – в рапорте дежурной части указано, что по такому-то адресу в такой-то квартире ночью шумели, играла музыка. Соседи вызвали полицию. Мне надо будет сходить по этому адресу, выяснить все обстоятельства. Уведомить человека повесткой, чтобы пришел на прием. Дальше составим административный протокол и отправим на рассмотрение административной комиссии.
Звучит буднично, но подобных рапортов – целая стопка, за каждым случаем конкретные люди со своими, что называется, заморочками. И с каждым надо уметь найти общий язык.
– Или вот, традиционная для летнего времени ориентировка – ребенок ушел из дома, – мы смотрим на фотографию подростка с краткой сопроводиловкой: “такого-то числа… был одет в…”. Этих ребят на профессиональном сленге полицейские называют “уходяшками”. А есть еще “приходяшки” – те, кто, погуляв и перекантовавшись по подвалам и чердакам, сам возвращается домой.
Регулярно участковым приходится разбираться в случаях краж и грабежей. Например, в магазинах.
– В прошлом году двое неизвестных забежали в павильон на улице Лауреатов, ударили охранника, вытащили деньги из кассы, – рассказывает Олеся. – Их поймали. Сейчас значительно облегчить работу могут системы видеонаблюдения. При обходе торговых павильонов, которые еще не оборудованы такими системами, мы стараемся убедить предпринимателей, что надо установить видеокамеры и тревожную кнопку. Как правило, предприниматели следуют этому совету, потому что понимают, что это в их же интересах.
Об эффективности работы участковых уполномоченных красноречиво говорит статистика: в Норильске они раскрывают почти треть зарегистрированных преступлений.
На учете – все
Обязательная в кабинете каждого участкового вещь – паспорт участка и паспорта жилых домов. В паспорте участка перечислены все объекты и организации, расположенные на его территории. Записаны в этот журнал и специальные сведения – например, о ранее судимых лицах, о похищенном автотранспорте и других совершенных на участке преступлениях. Весь журнал поделен на главы.  В особенной части  содержатся сведения, характеризующие административный участок: “Лица, допускающие нарушения в сфере семейно-бытовых отношений”, “Лица, хронические алкоголики, состоящие на учете в учреждениях здравоохранения”, “Лица, больные наркоманией”, “Лица, психически больные, представляющие непосредственную опасность для себя и окружающих”, “Лица, уклоняющиеся от военной службы”, “Постоянно проживающие иностранные граждане без гражданства”… Всего – больше тридцати пунктов.
В паспорт жилого дома внесены   подробные сведения уже о каждой квартире и ее жильцах. Кроме основных сведений – года рождения и места работы или учебы – есть дополнительные приписки вроде “семья сейчас на Украине, в Днепропетровске”, “имеют автомобиль “Тойота Королла” номер такой-то”, “держат собаку породы ротвейлер”. Читать это жутковато: оказывается, нас всех посчитали.
Рабочее место – вокруг
Квартирные обходы “по материалам” участковые совершают каждый день. Собственно, потому их часто не бывает на рабочем месте. Хотя понятие “рабочее место” для них условно: оно не в кабинете, а по всей округе. В ведении Олеси Барановой – жилые дома по нечетной стороне улицы Лауреатов, несколько жилых домов по Талнахской, участок в районе гаражей на базе Урванцева, противотуберкулезный диспансер, все окрестные мелкие торговые точки, магазин “Эльдорадо” и еще ряд объектов. Участок проблемный – здесь много гостинок, где живет не самый благополучный контингент.
Большинство дел – так называемая бытовуха. В чем мы убеждаемся, еще даже не выйдя из кабинета: на прием пришел гражданин Н. в спортивном костюме “Адидас”. Вид у гражданина  помятый и немного виноватый. Под глазом синяк. Мужчина выпивал с двумя приятелями, слово за слово – кончилось дракой и заявлением в полицию.
В Уголовном кодексе для таких случаев предусмотрены статья 115 “Умышленное причинение легкого вреда здоровью” или статья 116 “Побои”. Если драка была без особых последствий, обидчики могут отделаться штрафом. В более тяжелом случае – отправиться на исправительные работы на срок до шести месяцев или под арест – до трех.
– Ваше дело передано в мировой судебный участок, – информирует Олеся гражданина Н. Спокойно, без каких-либо оценочных эмоций. Как врач, который сообщает пациенту, что сегодня его выписывают.
Гражданина Н. известие о мировом суде озадачивает. Помолчав, он бубнит:
– С Ивашовым и Монаховым у нас перемирие.
– В таком случае, когда вас пригласят в суд, вы должны будете написать, что примирились. И пожалуйста, объясните вашей маме, что, если она будет жаловаться…
– Она не будет! – уверяет мужчина в “Адидасе”, вежливо прощается и уходит.
Как потом выяснилось, мама этого великовозрастного сына регулярно жалуется в прокуратуру на полицию. Дескать, сын нигде не работает, ведет непотребный образ жизни, а полицейские в ус не дуют, бездельники.
Занятие для фаната
Пока Олеся ждет следующего посетителя, мы продолжаем прерванный разговор.
Не частое, но тоже вполне рядовое дело – вызов участкового на квартиру, когда соседи или родственники подозревают, что за дверью труп. Одинокие люди умирают, и их находят через несколько дней, когда по подъезду начинает распространяться характерный запах.  Участковый на месте принимает решение, что квартиру надо вскрывать, вызывает следственно-оперативную группу…
На этом моменте беседы в кабинет входит коллега Олеси Барановой. И по случаю вспоминает историю о том, как полицейские приехали домой к женщине по вызову ее приятеля. Он позвонил в дежурную часть и в ужасе сообщил, что его подруга умерла. На месте действительно обнаружили бездыханное тело, пульс не прощупывался. Пока ждали скорую, чтобы зафиксировать смерть, начали составлять акт. И тут тело неожиданно пошевелилось. Женщина оказалась жива, просто в стельку пьяна.
Спрашиваю, стало ли больше работы после того, как начали действовать новые требования. (Они определены приказом  МВД от 31 декабря 2012 года “Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции”. С 7 апреля этого года он вступил в силу. – Авт.) Наш собеседник только отшучивается:
– Да как было сто обязанностей, так и осталось.
На самом деле полномочий и обязанностей, которых действительно было и без того немало, стало еще больше. Например, теперь участковых могут задействовать в дежурных частях полиции, в следственно-оперативных группах и группах немедленного реагирования, наряду с другими сотрудниками полиции привлекать к конвоированию, к охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Кроме того, участковый уполномоченный полиции теперь может оказывать помощь своим коллегам с других участков, проводя на их территории следственные мероприятия.
– Рейдов много, нас выставляют на усиление, – продолжает Олеся. – Работы хватает, и она непростая. Но я фанат своего дела (смеется).
– А тренировки в вашем рабочем графике есть?
– Конечно. По средам у нас стрельбы в тире “Арктики”, по вторникам – физподготовка в Доме спорта “БОКМО”.* Отрабатываем приемы борьбы, закрепляем старые навыки и получаем новые. Сотрудник полиции обязан сохранять хорошую физическую форму.
Кстати, о физической форме. В прошлом году Олеся ездила в Красноярск на соревнования по легкой атлетике. Среди 40 человек она заняла десятое место. Далеко не самый плохой результат. Особенно если учесть, что ее соперниками были мастера спорта.
Конфликт длиною в жизнь
Следующая посетительница выглядит как будто удивленной, что ее вызвали к участковому.
– На вас написали заявление. Расскажите, что произошло девятого числа.
Женщина начинает возмущаться, понять поток этой речи и дальнейший разговор можно только тому, кто в курсе ситуации:
– Да они всю жизнь на меня писали! Ну, мы сидели у соседа, вдруг слышу крик на площадке. Думаю, дай выйду, может, плохо кому-то стало… Я на них тоже напишу в прокуратуру, что они занимаются самоуправством!
– Свидетели говорят, что вы были пьяная, матерились. Вы подтверждаете, что были в состоянии алкогольного опьянения?
Вопрос женщину явно озадачивает.
– С кем? Ну мы праздновали же! Потом я спустилась на первый этаж, и у меня возник конфликт…
– Надо будет составить протокол. Сейчас вы в трезвом состоянии?
– Сейчас да.
Когда посетительница уходит, Олеся поясняет:
– Со стороны это может выглядеть комично, но люди по 15–20 лет живут в гостинках, и между соседями годами могут идти войны. Это как раз тот случай. Ситуации, как правило, одни и те же: кто-то дерется, кто-то шумит, кто-то кого-то постоянно заливает, у кого-то собака воет. Своих постоянных “клиентов”, конечно, знает любой участковый.
Ее дело
Отправляемся на обход в одну из гостинок. Дверь нужной нам квартиры долго не открывают, но слышна какая-то возня. Олеся стучит еще раз. Наконец раздается “Кто там?”.
– Здравствуйте, это ваш участковый.
Щелкает замок. Дверь открыл хозяин – мужчина запущенного вида. Жестом приглашает войти. В комнате еще один мужчина и супруга хозяина. Внутри квартира выглядит так, как выглядят квартиры, в которых беспробудно пьют. На столе банка из-под паштета с бычками, блюдце с хлебом, разрезанная луковица и три рюмки. Бутылки почему-то нет. Похоже, спрятали.
– В отношении вас человек написал заявление, дело направлено в суд, – сообщает Олеся.
– В суд?! – вскидывается хозяйка. – Вот спасибо большое! Кормила-поила его!
– Да он уже синий пришел, – начинает оправдываться хозяин. – Не было такого, чтобы мы его огорчали или что-то. Накормили, напоили, он ушел. А потом пришел уже избитый, мы тут вообще ни при чем.
– Ох, увижу я его! – не унимается женщина.
Вручив повестку и объяснив все формальности, Олеся прощается. Уже на лестнице рассказывает, что человек, написавший заявление, попал в травмпункт с побоями. Сказал, что избили его в этой квартире. Кто прав, кто виноват, теперь будет разбираться суд.
– Вам ведь сообщают из больниц и поликлиник обо всех случаях телесных повреждений?
– Да, когда есть подозрение на криминал – обязательно.
На крыльце дома мы решаем, что больше не стоит болтаться под ногами и отвлекать нашу героиню от работы. Фотограф делает последние снимки. В этот момент из подъезда выходят двое подвыпивших парней, одеты в стиле “а-ля гопник классический”.
– Здравствуйте, Олеся! – говорит один из них, широко улыбаясь. – Вы фотографируйте, фотографируйте ее, она красивая! У нас самый красивый участковый.
И с этим не поспоришь.
 
*БОКМО расшифровывается несколько странно: блок обслуживания комплекса молодежных общежитий. Этот дом спорта находится по Талнахской, 68а. Изначально он был предназначен для оздоровления трудящейся молодежи, которая проживала в многочисленных общежитиях этого района города.
“Здравствуйте, это ваш участковый”
Большинство дел – так называемая бытовуха
Разговор с коллегои
0

Читайте также в этом номере:

Они приходят первыми (Беседовал Сергей Могловец)
Есть идеи, есть поддержка (Екатерина СТЕПАНОВА)
Важный шаг в развитии (Инна ШИМОЛИНА)
Показательные выступления (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
За настоящую любовь (Лариса ЛИПСКАЯ)
Норильск и голуби (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Опасная смесь (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Пост окончен (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Скучно не будет (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Гонки на равных (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Аргиш в никуда (Андрей СОЛДАКОВ)
Ни себе, ни другим (Лариса ФЕДИШИНА)
Платить по-быстрому (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Всё путем (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Дорожный эксперимент (Екатерина СТЕПАНОВА)
Зеленая, народная (Полина ИВАНОВА)
В гранит одетая река (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Карты, деньги, банкомат… (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Красота по-норильски (Юлия ГУБЕЛАДЗЕ)
Чем тоньше талия, тем… (Константин КАЛИНИН, врач-диетолог, кандидат медицинских наук)
Холодная, но живая (Екатерина БАРКОВА)
Истина где-то рядом (Выбор зрителя с Еленой КОВАЛЕНКО)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск