Драконы и политика
Книга недели. От Публичной библиотеки города Норильска
9 августа 2013 года, 15:34 Текст: Юлия КОХ
|
Так уж сложилось, что любители серьезного чтения считают фэнтези недостойным внимания жанром. По иронии судьбы эту точку зрения долго разделял американский писатель и сценарист Джордж Мартин, прославившийся впоследствии как создатель одной из величайших фэнтези-эпопей в истории современной литературы. Радикальная перемена мнения пошла на пользу – как жанру, так и самому автору, ведь книжный цикл “Песнь льда и огня” (в других переводах – “Песнь льда и пламени”) принес ему фантастический успех.
Джордж Рэймонд Ричард Мартин – писатель достаточно плодовитый, помимо уже упомянутого мной цикла он успел опубликовать великое множество рассказов и несколько фантастических романов, которые до сих пор переиздаются в различных сериях. Кроме того, автор стал идейным вдохновителем и редактором крупного межавторского проекта “Дикие карты”, в котором помимо прочих принял участие такой столп жанра, как Роджер Желязны. Однако именно “Песнь льда и огня” стала настоящей визитной карточкой писателя, затмив все предыдущие достижения Джорджа Мартина своим многотомным великолепием. Публикация первых романов “Песни...” задала новое направление современной фантастике, а сам автор получил лестное прозвище Американский Толкин (инициалы Дж.Р.Р. также не остались незамеченными). Что же такого особенного привнес писатель в устоявшиеся каноны фэнтези? Попробуем разобраться. Без главного героя… Первым делом Мартин с присущей ему решительностью отказался от большей части жанровых штампов. В романах “Песни...” вы не найдете традиционного противоборства добра и зла. Тем читателям, которые привыкли разделять персонажей на положительных и отрицательных, предстоит титанический труд – герои этих книг слишком объемны, чтобы вписаться в традиционные фэнтезийные типажи (кроме того, их чертовски много). Магия в мире “Песни...” далеко не всесильна и потому не может служить основным сюжетообразующим фактором. Вместо этого двигателем повествования становятся политические интриги, тактика и стратегия борьбы за власть, которую сами персонажи романов метко называют игрой престолов. В книгах Джорджа Мартина не нашлось места и непомерно одаренному, практически бессмертному главному герою, который предсказуемо бьет супостата на последних страницах подобных произведений. Повествование ведется параллельно от лица нескольких героев, которые оказываются втянуты в самую масштабную дворцовую интригу, какую только можно вообразить. Кто-то из них вскарабкается на вершину власти, а кто-то вынужден будет выбиваться из сил, чтобы выжить. Не буду врать, некоторые умрут – высокий уровень смертности среди самых харизматичных персонажей является ярчайшей отличительной особенностью цикла. Безжалостность автора делает и без того лихо закрученный сюжет совершенно непредсказуемым – когда понимаешь, что полюбившийся тебе герой может в любой момент отправиться к праотцам, каждую новую страницу переворачиваешь с особым душевным трепетом. Создавая материк Вестерос, ставший ареной для политических и военных конфликтов, писатель вдохновлялся Европой в период позднего Средневековья. Увлечение Джорджа Мартина шахматами наложило свой отпечаток на повествование: сюжет “Песни...” напоминает сложнейшую партию, в которой силы сторон сбалансированны и положение каждой фигуры может определить исход игры. Писатель уделяет такое пристальное внимание политическим и социальным вопросам, что его книги порой становятся похожи на исторические романы. Впрочем, несколько немаловажных особенностей мироустройства все-таки отличают Вестерос от типичного средневекового государства. Времена года здесь сменяются медленно и непредсказуемо – десятилетиями может длиться лето, но потом на смену ему придет долгая зима, и никто не знает, сколько она продлится. В середине зимы солнце не всходит годами, а с севера приходят хищные лютоволки и белые ходоки (местный аналог зомби). В прошлом в игру престолов нередко вмешивалась магия и сверхъестественные существа. Например, драконы Вестероса считались главным оружием королевской династии Таргариенов. В описываемый автором временной период влиятельные семейства предпочитают полагаться на силу оружия и денег, но все еще может измениться, ведь где-то за морем сохранились яйца практически вымерших ящеров. …и философии Живой мир с продуманной историей, правдоподобные характеры, звучный авторский слог и другие неисчислимые достоинства серии позволяют закрыть глаза на некоторые ее недостатки. Однако справедливости ради стоит упомянуть и о них. В российском издании книг можно обнаружить приличное количество стилистических ошибок, которые, вероятно, стоит оставить на совести переводчиков и редакторов. Для некоторых любителей фантастики проблемой становится сам объем вошедших в цикл романов: современные люди привыкли к краткости, и толстые тома “Песни...” их попросту отпугивают. Кроме того, уследить за множеством переплетающихся сюжетных линий не так уж просто, незначительные, на первый взгляд, события способны прямо на глазах у изумленной публики развиться в новое ответвление истории. Особо впечатлительных читателей могут оттолкнуть натуралистичные описания средневековых обычаев Вестероса (главным образом секс, насилие и разнообразные смертные казни) и резковатая лексика отдельных невоспитанных персонажей. И наконец, несмотря на всю свою многослойность, романы Джорджа Мартина все же создавались как развлекательная литература, и действие в них доминирует над идеей, разочаровывая искателей философского подтекста. Впрочем, все эти недостатки ничуть не мешают армии поклонников цикла расти с каждым днем. Популярности “Песни...” немало способствовал и успех сериала “Игра престолов”, снятого по мотивам романов. История борьбы за Железный трон еще не закончена – на данный момент автор работает над шестым и седьмым романами цикла, периодически отвлекаясь на приквелы, действие которых происходит задолго до начала основного сюжета. Пока писатель творит историю многострадального Вестероса, норильчане могут познакомиться с первыми пятью романами цикла, которые имеются в фонде норильских библиотек. |
0 | Твитнуть |