Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Практически готов
ЛИНИЯ СВЯЗИ
18 мая 2017 года, 14:57
Текст: Ростислав ЗОЛОТАРЕВ
На площадке строительства волоконно-оптической связи (ВОЛС) работы идут полным ходом. На первом участке (всего их семь) протяженностью 297 км Норильск – Снежногорск – Игарка степень готовности достигает 76 процентов.
Первый пусковой комплекс от Игарки до Норильска одновременно самый простой и трудный, говорят строители. Кабель ВОЛС здесь подвешивают на имеющиеся опоры ЛЭП, которые выстроены по тундре на протяжении 297 километров. С одной стороны, подвес кабеля не выглядит трудозатратным и сложным процессом. С другой – в работу монтажных бригад постоянно вмешивается малопрогнозируемая заполярная погода.
На первом пусковом комплексе строительства ВОЛС под Снежногорском мы оказались как раз в период затянувшейся оттепели. Добирались сюда на вертолете Ми-8 вместе с руководством компании “Единство”. В полете представилась возможность разглядеть с высоты 100 метров работу одной из бригад монтажников, которые подвешивают оптоволоконный кабель. Съемки с борта вертолета всегда завораживают. На ослепительно белом снегу рядом с одной из опор ЛЭП расположились небольшой ярко-оранжевый вездеход и звено монтажников, которые приветливо нам помахали.
Посадочная площадка в Снежногорске совсем небольшая, находится в границах поселка. Здесь делаем короткую остановку. Нас уже ждет транспорт – УАЗ “буханка”. Оперативно добираемся до одного из подразделений Норильско-Таймырской энергетической компании (НТЭК), которая является партнером проекта. В частности, именно по линиям электропередачи НТЭК на этом пусковом комплексе проводят Интернет для Норильска.
В помещении Усть-Хантайской ГЭС, выделенном под активное оборудование компании “Единство”, уже есть что посмотреть. Это один из восьми пунктов, который предназначен для обработки оптического сигнала, его усиления и передачи дальше, на следующий узел связи. Здесь установлены металлические шкафы с обустроенными внутри сетевыми стойками производства Nokia. Подобное убранство нам уже показывали в Норильске, только там оборудование “упаковано” в блок-контейнер, установленный на улице. Здесь аналогичный набор оснащения: системы автономного поддержания энергии, пожаротушения, кондиционирования, отопления, а на полу уложено антистатическое покрытие.
Осматриваем, фотографируем и едем дальше по зимней дороге к месту работы одной из бригад. Погода просто заглядение, чистое голубое небо, яркое солнце, кристальный воздух. По дороге нам показывают опоры ЛЭП, к которым уже подвешен кабель ВОЛС.
На одном из участков останавливаемся, вылезаем из “буханки”. Дальше можно ехать только на внедорожной технике. На укатанном снегу выстроились члены бригады монтажников. У всех загорелые лица, ребята увешаны страховочными системами, карабинами и инструментами. Здесь же нас познакомили с представителем технадзора, который обязан следить за соблюдением работниками правил промышленной безопасности.
На вездеходе “Тайга”, том самом, что успели запечатлеть с борта вертолета, едем к одной из опор ЛЭП – на нее как раз сейчас осуществляется подвес волоконного кабеля. Обсуждаем погоду, нам показывают раскисший зимник: в паре мест из-под снежной дороги выступает вода. Едва выбравшись из “Тайги”, под общий хохот монтажников почти по пояс проваливаемся в снежную кашу. И тут совсем не до смеха: в ботинки залилась ледяная вода. Впрочем, жизнерадостные монтажники тут же пришли на помощь, извлекли репортеров из ловушки. В общем, расхожее у тундровиков выражение “зимники встают” мы очень быстро проверили на собственном опыте.
Сами монтажники по такой местности передвигаются в основном на снегоходах и стараются вставать на ноги на укатанном месте. Но все равно часто приходится работать по пояс в снегу.
Технология подвеса
Процесс подвешивания кабеля выглядит следующим образом. К месту монтажа привозят специальное оборудование – раскаточный комплекс. На него устанавливается барабан с кабелем весом примерно 1,2 тонны. К опорам ЛЭП на высоте 22 метра монтируют специальные ролики. К концу оптоволоконного кабеля прикрепляют прочную капроновую веревку длиной до 7 км – так называемый лидер-трос. Лидер-трос поднимают на первую опору и по роликам пропускают по всем опорам ЛЭП, а за ним протягивают кабель на всю, как здесь говорят, “строительную длину”. Это примерно 6 километров 700 метров, столько намотано кабеля на барабане. Концы кабеля соединяются друг с другом специальными муфтами.
В зависимости от строительной длины (она составляет от 2 до 7 км) монтаж кабеля осуществляется в несколько этапов и длится три-четыре дня.
У одной из опор ЛЭП стоят двое монтажников. Их задача – подвес нашего интернет-кабеля. Алексей ловко взбирается по опоре на приличную высоту. К его амуниции привязан лидер-трос, он перебрасывает его через ролик. Все, часть работы сделана, за ней пойдет другая – и так еще несколько дней. Затем бригада переезжает на следующий участок.
Монтажники подрядной организации СК “Инженерные сети” Денис и Александр работают здесь с февраля 2016 года, вторую зиму.
– На этом участке нас 18 человек. Здесь мы планируем выполнить максимально возможный объем работ, какой позволит северная природа. Вы видите, что происходит с зимником. Ничего не пройдет, кроме вездеходов “Тайга”, ГТТ, ГАЗ-71. Поэтому если погода позволит, будет мороз, то проработаем по-максимуму.
Монтажники рассказывают, что в технологии подвеса есть ограничения. При температуре ниже 30 градусов мороза и ветре свыше 10–15 метров в секунду работы приостанавливаются. В первом случае может повредиться кабель, во втором – монтажник рискует жизнью. Как говорят, в декабре прошлого года из-за сложнейших погодных условий монтажные работы шли всего семь дней. А тут еще и оттепель, любые передвижения тяжелой техники по снежным просторам становятся весьма затруднительными.
Когда зимники встают
– На всем протяжении ВОЛС нам постоянно встречаются заболоченные участки, речки, озера. Можно сказать, что весь маршрут буквально состоит из такой местности. В летнее время есть много мест, абсолютно непроходимых для тяжелой техники, соответственно, сюда невозможно завезти катушки с кабелем и оборудование, – говорит руководитель компании “Единство” Татьяна Мохова. – По-настоящему работать на всей трассе становится возможным после того, как устоятся зимники, в декабре.
Весной зимники встают. Транспортировка катушек кабеля, материалов и персонала к месту подвеса кабеля становится невыполнимой задачей… Но работники не унывают, говорят, что часть работ, не связанных с транспортировкой тяжестей, можно продолжать и летом. Тем не менее погода на Крайнем Севере вносит свои коррективы на длинном пути Интернета в Норильск.
…Мы прощаемся с бригадой, залезаем в “Тайгу”. В паре мест вездеход гребет гусеницами снежно-водяную кашу, но не застревает и вывозит нас на еще сохранившийся зимник. Пора на вертолет, который перевезет нас в Игарку, где также идет работа на строительстве ВОЛС.
Каким он будет
После появления волоконно-оптической линии связи норильский Интернет будет обладать скоростью 40 гигабит в секунду. Для сравнения: сейчас мы используем спутниковый канал со скоростью в 40 раз меньше.
Всю информацию о будущем Интернете мы получаем из первых рук – от руководителей проекта. В частности, мы поинтересовались у генерального директора “Единства” Татьяны Моховой, почему, собственно, именно 40 гигабит, а не 50 или 60?
– Перед тем как приступить к работам по проекту, мы провели масштабное изу-чение потребностей региона в цифровом контенте, – отвечает руководитель компании-строителя ВОЛС. – Исследование проводило консалтинговое агентство “Константа”. Согласно проведенному анализу был получен прогноз развития Интернета в Норильске до 2025 года. Основываясь на этих данных, в настоящее время для Таймыра скорость передачи данных в 40 гигабит в секунду – это больше чем необходимо. Но если Интернет здесь вдруг получит взрывное развитие, то мы нарастим мощности активного оборудования и увеличим скорость канала. Дополнительная проводка кабеля не потребуется. В проект ВОЛС заложен очень большой резерв.
 
В следующем выпуске рубрики “Линия связи” читайте репортаж о строительстве ВОЛС на игарском участке.
 
ФАКТЫ
956 километров ВОЛС поделены на семь участков – пусковых комплексов:
1. Норильск – Снежногорск – Игарка, 297 км
2. Игарка – Прилуки (переход через Енисей), 23 км
3. Прилуки – Ванкор, 173 км
4. Ванкор – Сидоровск, 171 км
5. Сидоровск – Уренгойская ГРЭС, 221 км
6. Уренгойская ГРЭС – Новый Уренгой, 82 км
7. Игарка – Прилуки (резервный радиоканал), 14 км
Татьяна Мохова показывает оборудование ВОЛС, установленное в помещении Усть-Хантайской ГЭС
Монтажники компании СК “Инженерные сети” Денис и Александр
Кабель подвешивается на мачте ЛЭП на высоте 22 метров
0

Читайте также в этом номере:

Заполярная олимпиада (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Долгому ждать недолго (Лариса ФЕДИШИНА)
Готовь базу к лету (Лариса ФЕДИШИНА)
“Чайка” строится (Лариса ФЕДИШИНА)
Каждый второй – гений (Валентина ВАЧАЕВА)
Батл в стиле техно (Анастасия ПАПОНОВА)
Имени Бориса Ивановича (Лариса ФЕДИШИНА)
Выбрать и реализовать (Владислав ШУКШИН)
Город ждет новые проекты (Марина БУШУЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск