Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
Экстрим по душе Далее
В четвертом поколении Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Город ждет новые проекты
ИНИЦИАТИВЫ
18 мая 2017 года, 15:45
Текст: Марина БУШУЕВА
Как запустить проект и сделать город комфортнее – об этом предложил подумать норильчанам деловой клуб социальных предпринимателей Арктики. А чтобы общение получилось предметным, общественники организовали лекцию онлайн-школы городских предпринимателей Vector института медиа, архитектуры и дизайна “Стрелка”.
В работе делового клуба приняли участие начальник управления благотворительных проектов ЗФ компании “Норникель” Светлана Рубашкина, действующие и потенциальные социальные предприниматели, члены социально-конструкторского бюро, студенты Норильского государственного индустриального института. Открыл встречу исполнительный директор союза “Северные промышленники и предприниматели” Сергей Канавин.
Ведущей мероприятия выступила исполнительный директор Московского института медиа, архитектуры и дизайна “Стрелка”, руководитель онлайн-школы городских предпринимателей Vector Ольга Полищук. В 2013 году она возглавила в “Стрелке” краудсорсинг-проект “Чего хочет Москва”, а затем и Vector. С 2014-го занималась развитием Digital-направления в институте “Стрелка”. А до прихода сюда, с 2010-го по 2013 год, Ольга была шеф-редактором интернет-газеты The Village.
Город, доставшийся в наследство
– Мы все живем в унаследованном городе, неважно, построен он 30 или 300 лет назад, – начала свою лекцию Ольга Полищук. – Что это значит? Приведем в пример сундук, который достался вам от бабушки, он наполнен какими-то старыми, никому не нужными вещами. Но вы не можете их выбросить, потому что для вас они имеют свою нематериальную ценность, создающую историю вашей семьи.
С городом та же история. Он был построен тогда, когда было в два раза меньше автомобилей и не было сотовой связи. Прошли годы, мы выросли, изменились наши потребности, а город остался тем же. Инфраструктура не успевает за человеком, но это повод не для печали, а для активного использования существующего контекста, предоставляющего нам площадку для реализации идей.
Площадки для взрослых игр
– У нас в России практически нет дворовых площадок для детей от десяти лет, – приводит пример Ольга. – То есть, когда тебе исполняется десять, ты становишься маргиналом, тебе негде играть. Ты можешь сломать качели – значит, ты стал взрослым и пора пересесть на лавку. По этому поводу можно долго вздыхать, а можно сделать действительно нужный городу проект, который принесет вам прибыль.
Используй пространство
Создание “детских площадок” для взрослых Полищук и вовсе считает гениальной идей. Ведь в советское время в каждом дворе были беседки, а сегодня молодежи негде уединиться, поэтому они сидят на детских площадках, чем изрядно нервируют мамочек с малышами. С другой стороны, на детскую площадку налегают собачники, потому что места для выгула животных поблизости нет, и автомобилисты, которым не хватает парковочных мест. И город превращается в арену боевых действий. Чтобы избежать этого, руководитель онлайн-школы советует каждому предпринимателю находить эти ниши и заполнять их.
Короткая аренда
Еще один пример удачной бизнес-идеи – известный сервис короткой аренды жилья.
– Подобные проекты создавались и раньше, но они не пользовались большой популярностью, так как размещенная там информация попросту не соответствовала действительности, – рассказывает Ольга. – Создатели этого ресурса, во-первых, наняли фотографа, который стал делать профессиональные снимки сдаваемого жилья. Во-вторых, привязали сервис к социальным сетям. И в-третьих, создали систему отзывов – как на арендодателя, так и на квартиросъемщика.
Решай свою проблему
Создатели этого сервиса в первую очередь хотели решить свою проблему. Ребята снимали жилье в Сан-Франциско, где очень дорогая аренда. Они часто ездили в командировки, им было жалко, что квартира большую часть времени простаивает. В итоге они не только решили свой вопрос и заработали денег, но и за несколько лет улучшили инфраструктуру в спальных районах Сан-Франциско, а потом и других городов. Так как более 70% пользователей ресурса сдают жилье за пределами центра. И путешественники стали тратить средства рядом со съемным жильем.
Дом на дереве
Несколько лет назад москвич Иван Митин создал первое антикафе. Его новаторская идеея – брать деньги за время, проведенное в клубе, а не за чай, кофе или какую-то услугу.
– Иван совершенно непохож на дельца и может часами читать наизусть Бродского. Чем он, собственно, и занимался, – рассказывает Ольга. – Члены книжного клуба, в котором состоял Иван, собирались в разных кафе Москвы раз в неделю и обсуждали прочитанные ими произведения. Когда клуб вырос до 25 человек, новых перестали принимать, так как заказывали они немного, а сидели долго. И тогда Ивану пришла в голову идея. Он снял помещение, назвал его “Дом на дереве” и стал брать деньги за посещение.
– На этом примере мы также видим, что, для того чтобы быть успешным, не надо решать ничего глобального. Если вы решите всего одну свою личную проблему,  то, скорее всего, ваш бизнес будет успешен.
Нужна своя инфраструктура
Однако, несмотря на то что отличная жизненная идея антикафе захватила Россию, количество прогоревших проектов было очень существенным. Почему? Потому что идея должна быть помещена в правильный контекст. Исполнительный директор института медиа, архитектуры и дизайна “Стрелка” приводит пример Владивостока:
– Двое предпринимателей выкупают помещение на главной улице города, где очень красиво, окна с видом на Тихий океан, и открывают там антикафе. И три месяца у них нет посетителей. Они не понимают почему. А все дело в том, что средний чек на этой улице – полторы тысячи рублей. Там располагаются бизнес-центры, дорогие рестораны, и у тех, кто там прогуливается, нет никакой необходимости платить поминутно и играть в настольные игры. Впрочем, через некоторое время на острове Русский открывается кампус Дальневосточного государственного университета, и рядом с ним нет никакой инфраструктуры. Наши предприниматели собираются с мыслями и открывают антикафе рядом с университетом, за три месяца оно полностью окупается.
Я люблю тебя, погреб
В каждом городе есть свои достопримечательности. Где-то это храм, построенный несколько веков назад, а где-то – палисадник на крыше многоэтажки, появившейся в прошлом году. Нет городов без достопримечательностей. Просто иногда их нужно поискать. В прошлом или в настоящем.
Например, Кемерово получил свое максимальное развитие во время Великой Отечественной войны, так как туда активно эвакуировали жителей городов, где шли военные действия. Естественно, изначально он застраивался бараками, рядом с которыми за отсутствием холодильников строили погреба для хранения варений, солений и прочей продукции. Потом взамен бараков построили многоэтажные дома, но погреба остались и стали предметом самоидентификации кемеровчан.
– Для них это часть их истории, – говорит Ольга Полищук. – Я смотрела спектакль, посвященный погребу. Если вы видели фильм “Париж, я люблю тебя”, то вот это также серия новелл, посвященных любви к погребу.
Впрочем, своей увлекательной истории достоин не только город, но и любой товар. Ведь сегодня мы платим не столько за сам продукт, одежду, косметику или услугу, сколько за историю о семейном счастье, успехе, здоровье и красоте.
Новый проект за 10 минут
По окончании лекции действующие и потенциальные социально ответственные предприниматели приняли участие в командной игре Models of Impact.
– Она позволяет за 10 минут придумать новый проект, используя заготовки существующих бизнес-моделей, – говорит Ольга Полищук. – Участником может стать как опытный предприниматель, так и новичок, не имеющий никакого отношения к бизнесу. Models of Impact развивает предпринимательский образ мышления и помогает взглянуть на собственный проект с другой стороны и понять, какие сильные стороны вы еще не задействовали.
Конечно, в рамках прошедшей встречи ведущей удалось лишь познакомить слушателей с тем, как находить идеи и создавать новые проекты. Более 30 членов и гостей делового клуба Норильска узнали, что собственное дело – это не только способ реализоваться самому, но и возможность создать полезные проекты, делающие жизнь окружающих интереснее или удобнее. Это касается как коммерческих, так и некоммерческих инициатив жителей или бизнес-компаний. Мастерская по ремонту обуви, прокат велосипедов, приложение для поиска ресторанов, летний фестиваль, благотворительная акция, кофейня или автомойка – все они решают насущные проблемы. Главное – знать, где и для кого можно открыть свое дело и какие у этих людей потребности и желания.
В завершение Ольга Полищук отметила, что ее приятно удивила норильская публика. Все участники делового клуба предлагали креативные и интересные идеи, и очень хотелось бы, чтобы хотя бы часть из них стала реальными проектами.
0

Читайте также в этом номере:

Заполярная олимпиада (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Практически готов (Ростислав ЗОЛОТАРЕВ)
Долгому ждать недолго (Лариса ФЕДИШИНА)
Готовь базу к лету (Лариса ФЕДИШИНА)
“Чайка” строится (Лариса ФЕДИШИНА)
Каждый второй – гений (Валентина ВАЧАЕВА)
Батл в стиле техно (Анастасия ПАПОНОВА)
Имени Бориса Ивановича (Лариса ФЕДИШИНА)
Выбрать и реализовать (Владислав ШУКШИН)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск