Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
Экстрим по душе Далее
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Площадка для новых практик
О ЧЕМ ПИШУТ
1 октября 2015 года, 14:44
Текст: Алексей БУЛАНОВ
С запуском Быстринского ГОКа не только пополнится дефицитный бюджет края и появятся новые рабочие места, но и будет создана инфраструктура для дальнейшего развития региона.
Темпами строительства Быстринского ГОКа недавно интересовался президент РФ Владимир Путин в рамках официального визита в Забайкальский край. Как отметил губернатор края Константин Ильковский, речь также шла о бюджетном дефиците и темпах строительства новых крупных объектов. Связь между этими двумя темами очевидна. Запуск новых промышленных объектов означает новые поступления в бюджет и улучшение социальной ситуации в регионе. В этом контексте Быстринский ГОК, который по плану должен заработать в 2017 году, представляет особый интерес, ведь с выходом на проектную мощность он будет приносить в бюджет Забайкалья порядка 8 млрд рублей в год, а расчетное время его выработки составляет примерно 30 лет.
Один в поле
Отличительная черта Быстринского проекта “Норникеля” – сочетание масштабности месторождения и необходимых для его разработки инвестиций со сложностью географического положения. Фактически ГОК строится в чистом поле, где нет ни коммуникаций и жилья, ни инфраструктуры и электричества. Все эти проблемы компании приходится решать в ходе реализации проекта.
Аналогичных проектов, осуществляемых частными компаниями, в России сегодня практически нет. По мнению экспертов, частный бизнес в условиях кризиса не рискует начинать какие-либо стройки, подразумевающие крупные инвестиции. “Таких масштабных проектов практически с нуля, без инфраструктуры и в такой удаленности давно не было в российской металлургии”, –  говорит старший аналитик RMG Securities Андрей Третельников.
Быстринское месторождение входит в десятку крупнейших в мире (2,1 млн тонн меди, 7,6 млн унций золота, 34,1 млн унций серебра и 67 млн тонн магнетитового железа), являясь одним из первоклассных активов “Норникеля”. Так называют добычные проекты, способные принести более миллиарда долларов выручки и обеспечивающие рентабельность по EBITDA выше 40% –  у Быстринского этот показатель равен 50%, а запасов хватит примерно на 30 лет.
В этой ситуации “Норникель” совершает весьма патриотический шаг. Он не только развивает собственное производство, но и в условиях кризиса поддерживает экономику страны значительными бюджетными вливаниями и созданием новых рабочих мест. Позволить себе это может только компания с очень высоким уровнем управления и стратегического планирования. По словам Андрея Третельникова, “такой проект является своего рода испытанием на зрелость, он требует от компании очень хорошего менеджмента, способного привлечь необходимый объем инвестиций. Реализация его очень сложна еще и потому, что из-за многокомпонентности задач каждая фаза может в реальности занять значительно больше времени, чем рассчитывалось”.
В то же время успешность проекта станет настоящим доказательством эффективности реформ, проведенных внутри ГМК “Норильский никель”, и ее системы управления. Когда бизнес хорошо управляется, он генерирует достаточно денег, чтобы даже в условиях экономической нестабильности при низких ценах на сырье (металлы) выполнять взятые на себя обязательства и реализовывать столь крупные проекты.
По словам вице-президента “Норильского никеля” Андрея Бугрова, Быстринский ГОК –  это “2350 рабочих мест, и за срок освоения проекта примерно 500 млрд рублей платежей в бюджеты всех уровней. Плюс современное предприятие с соблюдением всех требований сохранения окружающей среды. Оно станет флагманом на этой территории, потому что территория будет развиваться. Дорогу железную построили и влево, и вправо. Теперь можно добраться и до других месторождений и в случае коммерческой целесообразности начинать их разработку”.
Все-таки построили
Несмотря на экономический кризис, все работы на Быстринском идут по графику и в соответствии с бюджетным планом. Справиться с трудностями в сооружении объекта с чистого листа помогает то, что осуществляется оно в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП) по освоению минерально-сырьевых ресурсов Забайкальского края, что предполагает софинансирование государством строительства транспортной и энергетической инфраструктуры. Андрей Бугров на Восточном экономическом форуме во Владивостоке назвал проект освоения Быстринского месторождения и строительства ГОК в Забайкальском крае, возможно, самым успешным проектом ГЧП в России. В результате сегодня главный ход железной дороги уже построен, остались лишь дополнительные работы. На участке “Норникеля” (в соответствии с инвестиционным соглашением между компанией и государством обе стороны самостоятельно достраивают свои участки) осталось выполнить работ всего на 290 млн рублей –  при обязательствах компании вложить 8,059 млрд рублей и общей стоимости дороги 32,2 млрд рублей. Судя по темпам осуществления работ, “Норникель” и государство достроят свои участки железной дороги к лету следующего года.
С электроснабжением (этот вопрос год назад вызывал наибольшие трудности) все тоже решено. “Норильский никель” профинансирует строительство энергоинфраструктуры, а ФСК ЕЭС впоследствии их выкупит (первые 2,4 млрд рублей вернутся в компанию уже в 2017 году).
Достигнуты финальные договоренности с ФСК ЕЭС о сроках и стоимости строительства высоковольтной линии от Харанорской ГРЭС до Быстринского ГОКа; создана компания, которая будет реализовывать проект, подобрана и уже начала работу специальная проектная команда. Финансироваться проект будет за счет кредита ВТБ.
Как заявил в ходе своей поездки на Дальний Восток председатель правления ПАО “ФСК ЕЭС” Андрей Муров, “по Быстринскому проекту в настоящий момент проходят корпоративные процедуры”.
В “Норникеле” считают, что, несмотря на трудности реализации проекта с чистого листа, в нем есть и сильные позитивные стороны. Быстринский ГОК –  это классический гринфилд, который реализуется с нуля и в буквальном смысле строится в чистом поле. Нет никакого “наследства” созданных ранее мощностей, предыдущих технологических решений, ничто не ограничивает свободу. В то же время ГОК располагается в отдаленной местности, поблизости нет развитого горнорудного кластера, поддерживающих смежных отраслей и т. д. Это делает необходимым использовать надежное оборудование, которое позволяет максимально автоматизировать процессы, а также привлекать высококвалифицированный персонал. В “Норникеле” говорят, что Быстринский проект станет плацдармом для применения лучших практик компании.
Китайцы уже в деле
Лучшее подтверждение перспективности проекта –  внимание к нему российских финансовых институтов и азиатских партнеров. Недавно наблюдательный совет Внешэкономбанка (ВЭБ) одобрил выделение “Норникелю” восьмилетнего кредита на 5,383 млрд юаней (около 900 млн долларов) для реализации проекта “Быстринский ГОК”.
“С учетом финансирования Внешэкономбанка проект будет полностью профинансирован до момента его ввода в эксплуатацию. Партнерство с Внешэкономбанком станет еще одним подтверждением высокого взаимного доверия между ГМК и государственными институтами развития, а сам проект –  важным примером эффективного взаимодействия государства и бизнеса”, –  заявил первый вице-президент, исполнительный директор ГМК “Норильский никель” Павел Федоров.
Проявляют большой интерес к Быстринскому проекту и китайские партнеры. По словам президента “Норникеля” Владимира Потанина, по мере продвижения проекта число желающих поучаствовать в нем растет: “Что касается азиатских, в частности китайских, компаний и банков, то они проявляют интерес к финансированию данного проекта. Чем ближе мы подходим к точке его запуска, тем меньше риски, а значит, больше вероятность финансирования под лучшие условия”. Так, в начале сентября стало известно, что в освоении Быстринского месторождения намерен участвовать Экспортно-импортный банк Китая (Эксимбанк). ВЭБ и Эксимбанк в ходе официального визита Владимира Путина в КНР заключили меморандум о взаимопонимании. Кроме того, по словам Андрея Бугрова, есть и другие потенциальные китайские партнеры, занимающиеся импортом цветных металлов, с которыми “Норникель” ведет переговоры.
 
“Эксперт”, 28 сентября 2015 года
0

Читайте также в этом номере:

Закон должен работать (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Эффективно и открыто (Виктор ЦАРЕВ)
Наука без границ (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Здоровое открытие (Наталья УСКОВА)
Алхимия современности (Марина БУШУЕВА)
Дым без огня (Елена ПОПОВА)
В стиле боинга (Мария ГРИГОРЬЕВА)
День на день не похож (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Сердечный прием (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
О наболевшем (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
На самом высоком уровне (Валентина ВАЧАЕВА)
В гости на досуге (Денис КОЖЕВНИКОВ)
База открытых дверей (Юлия ГУБЕЛАДЗЕ)
Сезон закрыт (Анна ФИНН)
Услышь ближнего своего (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Опасен, потому что… (Валентина ВАЧАЕВА)
Абстрактный принцип мирового зла (Лев ГУМИЛЕВ, доктор исторических наук, крупный авторитет в области этнографии, истории восточных народов)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск