Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Первоклассные ребята
ШКОЛЬНАЯ ПОРА
31 августа 2017 года, 15:44
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Впервые школьный звонок для норильских детей прозвенел 78 лет назад. С тех пор 1 сентября городские гимназии, лицеи, школы ежегодно открывают двери для своих учеников. И для каждого из них День знаний становится праздником, особенно для тех, кто переступает порог своего класса первый раз.  “Заполярный вестник” спросил у ребят, которые уже учатся, только собираются в школу, и у тех, чье 1 сентября было много лет назад, что значит для них этот день.
Кира ЕРОХИНА, завтра пойдет в 1-й класс:
– Завтра праздник, я пойду в школу. Мне будут давать задания, которые нужно решать. Хотя я уже была там, меня готовили к учебе. Это гимназия. Там много детей, большой класс и небольшой уголок для учителя, где ручки и тетради. Мою учительницу зовут Алена Владимировна, у нее черные волосы, и она очень добрая. Она все рассказывает и не кричит, когда дети шалят, а объясняет, как поступать правильно. И когда я дырку в тетради прорисовала, она меня не ругала, но я не буду так больше делать. Я уже умею писать в тетради аккуратно, мы занимались с мамой. Еще в школе учеников вызывают к доске, чтобы они сами мелом написали пример и решили его. В первый раз все волнуются, когда подходят к доске, но потом успокаиваются.
Я умею считать, писать немного и читать по слогам. Очень стихи люблю, даже в конкурсах участвую. А в школе научусь еще лучше, там много знаний. Если учиться хорошо, то ты будешь все понимать, знать, как использовать разные вещи, зачем они и как они работают. Будешь богатым и сможешь купить себе большую квартиру, машину. Может быть, я стану ветеринаром. Но я не операции буду делать, а осматривать животных, выяснять, что у них болит, и говорить другим врачам, как лечить.
А рядом с гимназией у нас небольшой парк, там стоят статуи – герои из сказок Пушкина. Он написал про Кота, который ходит по цепи, про Золотую Рыбку... Там и рыбка есть, и сам писатель на скамейке сидит. А мне больше всего нравится Царевна Лебедь, я зимой ее лизнула и примерзла. Меня спасали теплой водой.
Хорошо, что в моем классе будут друзья из детского сада – Лева, Валентин, Даша и Злата. Но я и новых друзей найду. Буду с ними на переменках играть, разговаривать, рассказывать что-нибудь интересное.
 
Тимофей ПОПОВ, ученик 2-го класса, герой материала “ЗВ” за 01.09.2016:
– 1 сентября в первом классе, если честно, я не очень-то запомнил. Было много детей, много цветов. Представление на сцене. Нас в этот день не в гимназии за партами, а в ГЦК собрали. Мама с папой, как и другие родители, тоже в зале сидели. И брат Федор с ними. И тетя. У мамы на глазах от счастья слезы выступили… Не знаю, может, она свою молодость вспомнила, пока взрослые на сцене что-то про “школьную пору” говорили. А я никак не мог понять: что они все такого “чудесного” в этой поре находят? На уроках сиди смирно. На переменах не бегай. Игрушек, если только ты сам не принес, нет. Планшет с собой брать нельзя. По мне, так лучше бы у детей все время были летние каникулы. Ну или на худой конец актировки. Я даже братишку Федора потом предостерег, что его через два года это ожидает. Но он, кажется, еще не до конца понял.
В этом году, наверное, 1 сентября все то же самое будет: цветы, представление, праздничный обед в столовой… Единственная разница, что я этот день встречу уже в другой гимназии, куда перешел в конце первого класса. Мама почему-то снова волнуется. Ну а я совершенно спокоен!
 
Ева ГОЛОВАНЬ, ученица 2-го класса, героиня материала “ЗВ” за 01.09.2016:
– В прошлом году в школу я идти не хотела, боялась. Хотя для меня 1 сентября не было “первый раз в первый класс”, потому что я ходила на подготовительные занятия. Но оказалось, здесь совсем не страшно: нас встречала Ирина Петровна, мой учитель, она добрая и веселая, а еще в классе оказались мои лучшие друзья из детского сада. Было очень интересно: сначала концерт, потом нас водили по классам, где проводили викторины и конкурсы. Потом все первые классы пошли на улицу, там Ирина Петровна раздала воздушные шары, которые мы выпустили в небо, загадав желания. Шаров было много, разного цвета, когда они полетели вверх, было очень красиво!
А еще запомнилось, что в столовой нас ждал горячий чай с вкусными пирожками. Одна стена здесь – большое зеркало, но не настоящее, а похожее на кривое, в общем, оно искажает отражение немного, и мы строили рожицы, было весело!
Помню, переживала, что у меня выпадет передний зуб к 1 сентября, но все обошлось, и я могла улыбаться, и улыбалась много, потому что праздник получился отличный!
 
Дарья КОРОСТЕЛЕВА, выпускница 2018 года, корреспондент MediaШколы:
– Мое знакомство со школой… В этот день меня рано разбудили, это мне не понравилось! Даже спокойно поесть не дали. Потащили в ванную, завили волосы и самое страшное – нацепили банты: в детстве меня частенько дразнили Чебурашкой из-за ушей, и в самый важный день из меня сделали подобие этой игрушки! Слезы градом. Следующее испытание – белые колготки. Вы удивитесь: что в этом такого? Для меня это сигнал тревоги. Дело в том, что лет в пять кот прокусил мне ногу, дедушка пытался приободрить и шутил, что кот укусил меня из-за таких красивых белых ножек...
Я сидела на стуле и надеялась, что про меня забудут. Увы, сестра начала уговаривать пойти на праздник. Я понимала, что в детский сад вернуться не могу, оставался один вариант – топать в школу. Здесь ожидал приятный сюрприз: практически все одноклассники оказались моими детсадовскими друзьями. Плюс по окончании мероприятия всем первоклашкам подарили  сумки с канцелярскими принадлежностями, прописи и книжку. Это меня подкупило. Еще и огромный торт ждал дома. А кот в этот день мне не встретился.
 
Александра ХАЛЛЯЕВА, выпускница 2018 года, корреспондент MediaШколы:
– Для меня этот день начался очень тяжело: приготовления с раннего утра, беготня родителей, трудный выбор бантов, цветов, и идти в школу перехотелось. Но мы уже тут, стоим с мамой и папой у самого входа, и ощущение, будто проще остаться у двери на весь день, чем войти внутрь – в другой, новый мир, где много маленьких и больших, таких разных и интересных людей, которые с годами станут родными.
Сам праздник меня, первоклашку, конечно, не впечатлил: длинные речи учителей, пугающие наставления на будущее, очередь детей для фото с мэром, да и первые уроки были слишком простыми. Зато порадовал школьный завтрак – это было пирожное, такое обманчивое, потому что больше пирожных в школе нам не давали, но такое вкусное.
А самым волнительным оказалось торжественное открытие кабинета: все стояли и с нетерпением ждали, когда уже можно будет войти и занять свои места. Елена Владимировна Березовская, наш замечательный учитель, разрезала красивую ленточку, кусочек которой каждый потом увидел в своей открытке. Когда официальная часть закончилась, меня ждали поздравления от родителей дома. Они каждый раз как-то особенно поздравляют с началом учебного года. И теперь, когда я уже на пороге 11-го класса и сама буду выводить первоклассников, чтобы они услышали свой первый , а я свой последний первый звонок, я не жду ни пирожных, ни поздравлений, просто радуюсь, что еще школьница.
 
Дмитрий САВЕЛЬЕВ, заместитель командира отдельной роты ДПС ГИБДД отдела МВД России по городу Норильску:
– Наверное, каждый человек запоминает свое первое 1 сентября на всю жизнь. Вот и я, хотя прошло уже 30 лет, как сейчас помню и торжественную линейку, и свою первую учительницу, и сборы в школу.
Началось все еще летом. Один из самых ответственных моментов – покупка школьной формы. Наши мамы, моя и моего друга Сереги, вместе с нами ходили по магазинам, долго примеряли, выбирали и наконец купили. У Сереги она была с синими шевронами, а у меня с красными. А накануне линейки было еще одно ответственное мероприятие – покупка цветов.
И вот 1 сентября. Мы с другом в новеньких формах, с букетами наперевес: он с гладиолусами, а я с астрами, держась за руки родителей, идем в школу. Конечно, волновались. Надо сказать, что в этой школе – №10 – учились еще мои родители, и для меня это имело огромное значение. Не забыть и торжественную линейку, где нам выдали красочные дипломы первоклассников – мама до сих пор его хранит, и первый звонок, и экскурсию по школе. На стендах – фотографии учителей, которые когда-то работали там, многие из них учили еще моих родителей.
Наша первая учительница Галина Ивановна была очень строгой, никаких поблажек нам не давала. К первому классу я уже умел читать по слогам, но писать не очень. Тем, кто хорошо учился, Галина Ивановна выдавала так называемые ленинские тетрадки. То есть в образцовую тетрадку вкладывался портрет Ильича, это было самым большим достижением. К сожалению, у меня таких тетрадок не было.
Запомнился мне еще прием в октябрята, но это уже позже происходило. Вообще школьная пора самая замечательная, жаль, что она не повторяется.
 
Эдита КУЧКИНА, норильчанка со стажем (на фото – справа):
– Писать я училась на полях книг, бумаги не было. В 1945 году пошла в первый класс в разбитом, искореженном после налетов городе Купянске Харьковской области – в русскую  железнодорожную школу возле разрушенного депо. Ее разграбили во время оккупации, парт не было. Для нас парту смастерил дальний родственник дядя Архип. Это была слишком большая роскошь – сидеть за ней одной, поэтому вместе со мной за эту парту сел мой старший двоюродный брат Виталий, которому пришлось пойти в первый класс с опозданием на год. Школа не обеспечивалась дровами, их приносили родители. Столовой не было, завтракали тем, что положат в сумки мамы. В классе учился один мальчик из детского дома, учительница просила делиться с ним едой. Каждый понемногу – и мы его обкормили. Не было портфелей, я ходила на занятия с матерчатой сумкой. В отдельный мешочек ставила чернильницу-непроливайку, мы писали перьями. А у Виталия портфель был, его привезла ему мама, которая служила в воинской части бухгалтером. Потом тетя Марина привезла из Германии и подарила портфель и мне – яркий, красивый, цвета “электрик”. Зимой я прокатилась на нем с горки, и он развалился. Это был покрашенный картон. Какое счастье, что сейчас у детей, когда они идут в школу, есть все, что нужно.
 
ФАКТЫ
В 1939-м, когда Норильск получил статус рабочего поселка, перед строителями поставили, как сегодня кажется, невыполнимую задачу: за 20 дней возвести школу. Однако  к 1 сентября  первое учебное заведение в поселке Норильск было открыто. Позже к деревянному зданию школы на улице Озерной пристроили спортивный зал. В 1947 году в Норильске работали две десятилетки. Спустя год менее чем за три месяца построили здание школы №3 на улице Горной в Старом городе, в 50-м открыли четвертую (через 42 года она преобразовалась в многопрофильную гимназию №4). За следующие четыре года в Норильске открылось пять средних и начальных школ, четыре семилетних и две школы рабочей молодежи. В их числе в 1952 году открылась и школа №5 (сейчас это гимназия). Каждое новое учебное заведение могло принять все большее количество детей.
* * *
Каких только соревнований не придумывали во времена Советского Союза! Например, устраивали краевые соревнования по подготовке школ к новому учебному году. Наш северный город удерживал знамя победителя с 1954-го по 1962 год. Норильску состязание понравилось, поэтому в том же 1962-м было объявлено собственное соревнование. Активное участие в конкурсе принимали директора школ, учителя, родительские комитеты – все старались добиться победы.  
* * *
В 1965–1966 годах началась самая серьезная перестройка образования: усилены основные предметы, в школе появились факультативы, а объем трудовых дисциплин сократили. Был взят курс на создание специализированных школ, интернатов, образовательных учреждениий физико-математического и естественно-научного направлений.
* * *
В 1973 году появилась кабинетная система обучения в специально оборудованных классах. В школе №17 открылся первый в городе лингафонный кабинет.
* * *
В Норильске всегда большое внимание уделялось эстетическому воспитанию. Специальные образовательные блоки разрабатывались для уроков истории, литературы, музыки, изобразительного искусства.  В практику многих школ широко внедрялись разные формы творческого воспитания: музыкальные лектории, пионерские филармонии, клубы юных музыкантов и искусствоведов. В 1987 году на базе 41-й школы открылась первая средняя общеобразовательная школа с эстетическим уклоном. Такая концепция предполагает слияние двух учебных заведений (общеобразовательной и школы искусств) в одном комплексе. Принимали в такую школу детей творческих, музыкально одаренных и тех, кто имел хорошие физические данные для занятий хореографией.
* * *
 
Использованы материалы Норильского городского архива
Кира ЕРОХИНА
Тимофей ПОПОВ
Ева ГОЛОВАНЬ
Дарья КОРОСТЕЛЕВА
Александра ХАЛЛЯЕВА
Дмитрий САВЕЛЬЕВ
Эдита КУЧКИНА (на фото – справа)
0

Читайте также в этом номере:

Радиальные изменения (Екатерина СТЕПАНОВА)
Серьезная консолидация (Татьяна РЫЧКОВА)
Как в первый газ (Марина БУШУЕВА)
Молодо – не зелено (Наталия НИКОЛАЕВА)
Праздник для покорителей (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Скромный мастер (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Хорошо сидим (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Не на заборе написано (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
В ответе за каждого (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Раскрыть старую тайну (Валентина ВАЧАЕВА)
На десятилетия вперед (Владислав ШУКШИН)
Дело всей страны (Анна ФИНН)
Смотрите, где чистый воздух (Татьяна СОКОЛОВА)
Эффект от шоу (Анна ФИНН)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск