Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Мы верим твердо в героев порта
ХРОНОГРАФ
31 августа 2017 года, 15:32
В этом году Дудинский морской порт свой 80-летний юбилей будет праздновать одновременно с 350-летием со дня основания Дудинки. Двойные торжества пройдут 16 и 17 сентября.
Cпециально к дате ”ЗВ”  вспомнил несколько знаковых для юбиляров имен.
Вольнонаемных было мало
В 2017-м исполнилось 100 лет со дня рождения одного из первых начальников Дудинского порта почетного гражданина Таймыра Василия Ксинтариса.
В Дудинку будущего первого заместителя председателя Госснаба СССР перевели в 1941 году из Норильска, куда он попал после окончания института Госплана СССР. Там в его семье появился второй ребенок – дочь. Прежде чем стать начальником порта (1947–1948), Ксинтарис работал в плановом отделе, был заместителем начальника, а в 1948-м получил назначение на должность начальника “Норильскснаба”, которым командовал (с перерывом) до 1957 года.
В последний раз на Таймыр Василий Ксинтарис прилетал в 2001 году на 100-летие Авраамия Павловича Завенягина, с которым какое-то время соседствовал в Норильске. Не стало Грека, как называли Василия Николаевича друзья, в 2004-м. Через два года в Москве вышла книга, посвященная Василию Николаевичу, в которой была опубликована  история о том, как начальник Дудинского порта Василий Ксинтарис в 1948 году получил телеграмму министра внутренних дел Круглова. Министр приказывал разгрузить силами вольнонаемных английский пароход с польским цементом. Причем на разгрузку четырех тысяч тонн давалось 96 часов:
– Сильно озадачила нас эта телеграмма. Дело в том, что в Дудинском порту вольнонаемных было всего человек 120–150, и все это были “взбесившиеся домохозяйки” – так иногда мы называли жен командного состава, которые не имели специальности, работали экономистами, в торговле, в кадрах. А нужны были крепкие мужики, человек 160, тогда, может быть, и справились бы с разгрузкой цемента за четверо суток. Что делать?
Ксинтарис дальше вспоминал, что он и его окружение решили одеть заключенных и охрану в хорошую спецодежду и сказать всем правду: и про запрет министра, и про 96 часов… В итоге пароход был разгружен за 72 часа.
– Когда он отошел от причала Дудинского порта, открылась удивительная картина: на воде плавали белый хлеб, пакеты, сигареты… Негры и белые бросали нашим людям, как собакам, хлеб, шоколад и даже колбасу, но никто ничего не взял…  
 
Дамба Кизима
Первый год работы в Дудинском порту Александра Кизима, как он потом писал, стал для него годом потрясения от ледохода:
– Начальник порта Владимир Николаевич Ли, главный инженер Владислав Анатольевич Баранов, главный механик порта Леонид Афанасьевич Сабеев позвали меня посмотреть, как идет ледоход, в рубку диспетчерской порта.
Это было зрелище не для слабонервных! Ледовые поля в полтора метра толщиной прут над водой, круша все и вся… В это время первые руководители порта бегали по рубке, радуясь, что один угадал, до какой отметки спусковой дорожки портальных кранов дошла ледовая масса, другой предрекал, что упадет столб и заденет угол здания… Это потрясло меня больше, чем сам ледоход! Они угадывали разрушительную силу ледохода, а не защищались от нее!
Инженер-конструктор Новосибирского проектного института, успешно защитивший исследование по развитию Дудинского порта, в 1969 году получил приглашение на работу в Дудинку. Через год, после отставки Владимира Ли, 37-летний Александр Кизим занял  место начальника порта, причем сам предложил свою кандидатуру. И оставался на этой должности дольше всех своих предшественников и преемников – 18 лет.
В историю порта 70–80-е вошли как годы больших свершений. Став начальником порта, Кизим, чтобы защитить речные причалы от паводков, на свой страх и риск приступил к строительству дамбы. Первая была ледяной и неудачной. Зато следующий проект, официально значащийся в планах 1974 года, позволил портовикам впоследствии экономить миллионы рублей на ремонте причалов. Это рукотворное гидротехническое сооружение, сделанное по принципу слоеного пирога, в котором до определенной высоты чередуются замороженные льдом  грунт, опилки, гравий, сразу было признано уникальным. Во время строительства один из  коллег Кизима по проекту по просьбе местных кагэбэшников писал анонимки, в которых обвинял начальника порта в неминуемом срыве навигации. В результате разборок (в Генпрокуратуре СССР) комиссия пришла к выводу, что дамба рассчитана и построена безопасно… Анонимщика, занимавшего бывшую должность Кизима (начальник конструкторского отдела порта), он уволил, но из списка авторов проекта не вычеркнул. А дамбу до сих пор называют “кизимовской”.
Ну и самое главное. При Кизиме  стала реальностью сначала продленная, а затем и круглогодичная навигация, о которой мечтали все портовики, а вскоре, в 1982-м, Дудинский порт получил официальный статус морского.
В 1988-м Александр Кизим перешел в Дудинский инженерно-гидротехнический центр, где работал до трагической гибели в  2005 году. После смерти имя почетного гражданина Дудинки и Таймыра было присвоено детско-юношеской спортивной школе Дудинки  и теплоходу, работающему в порту.
 
Тринадцатый по счету
Когда Лонгина Хана в 1988-м выбрали начальником порта, он считался его ровесником. Шесть десятилетий Дудинский порт вел свой отсчет от 8 декабря 1944 года, когда распоряжением Совета народных комиссаров он вошел в состав вновь организованного хозрасчетного управления снабжения. (После выхода из “Норильскснаба” в  конце 1990-х была установлена новая дата основания порта – 3 ноября 1937 года, в соответствии с которой в 2017-м отмечается 80-летие предприятия.)
Тринадцатый начальник порта впервые был не назначен, а выбран коллективом (в Норильске в это время  директором НГМК избрали Анатолия Филатова). К тому времени сын известного на Енисее капитана Андрея Хана, репрессированного в 1937-м  и сосланного на Таймыр, много лет работал в порту. Уже в 15 лет был разнорабочим, затем электромонтером “Портстроя”. Окончив Новосибирский институт инженеров водного транспорта, вновь вернулся в Дудинский порт, чтобы продолжать работу вплоть до 2001 года.  Градообразующему предприятию в очередной раз повезло с руководителем, хотя время новому начальнику досталось непростое, перестроечное. Грузооборот падал, людей сокращали, начались задержки с выплатами. Только личный авторитет Лонгина Хана не позволял портовикам, не получавшим зарплату, останавливать работу. Несмотря на трудности, за 13 лет руководства Хана в порт поступила новейшая техника: автопогрузчики “Кальмар”, первые мобильные краны “Либхерр”. При нем был достроен музей истории порта. Лонгин Хан брал на себя ответственность за рискованные, но необходимые мероприятия. Например, за доставку топлива зимой на Диксон и в Хатангу.
В 1994-м порт и его начальник одновременно отметили золотые юбилеи. К этому времени в состав Норильского комбината вошел Диксонский морской порт, ставший структурным подразделением Дудинского. В 2001 году Лонгин Хан перешел в команду Александра Хлопонина, став заместителем губернатора Таймыра.
В последние годы почетный гражданин Таймыра жил в Подмосковье и до 2015 года, когда его не стало, часто прилетал на родину порыбачить, поохотиться.
 
“Лесник” – значит с лесозавода
“…В те теперь уже далекие времена лесное хозяйство было самым большим подразделением в Дудинском порту. Не только по объемам поступления и перевозки грузов, переработке древесины на пиломатериалы, числу работающих людей, но и по величине производственных и складских площадей. Его территория простиралась от совхоза Полярный до складов портснаба (некоторые стоят сейчас с той поры) и зданий овощехранилищ, построенных в более позднее время.
На месте причалов спецгрузов и причалов высокой воды (теперь это 5-й производственно-перегрузочный комплекс) тогда обсушивались плоты леса по большой воде сразу же после ледохода. Весь тот участок назывался совхозным логом. Ежедневно методом обсушки на нем выгружали один плот. Зачастую два. Но были навигации, когда успевали (если подъем воды в реках Енисей и Дудинка был высоким и держался долго) обсушить три плотокаравана леса…
С первых дней своего освобождения я стал работать диспетчером…”.
Это цитата из последней книги дудинского литератора Николая Одинцова “Таймыр студеный”.
В 1939 году на правом берегу в устье речки Дудинки была организована лесобиржа Дудинского порта. Ее основная задача – прием и выгрузка круглого леса  из плотов, которые отправляют из Стрелки на Ангаре и Ярцево. Бревна распиливались на Дудинском лесозаводе, директором которого долгие годы, с 1973-го по 2008-й,  был известный на Таймыре человек – Николай Алексеевич Одинцов. Его стаж “лесника”, как называют в порту тех, кто работает на лесозаводе,  следует считать с 1946 года, когда 23-летнего зека, арестованного за антисоветскую агитацию в 1941-м, привезли в поселок на берегу Енисея. После освобождения здесь же, в Дудинке, была окончена вечерняя школа, за которой последовал Ленинградский лесотехнический институт. Свою долгую и плодотворную жизнь на Севере почетный гражданин Дудинки и Таймыра стал фиксировать на бумаге с конца 1994 года, в 71 год. За свой первый очерк “Святые берега” автор удостоился премии имени Огдо Аксеновой, а год отъезда из Дудинки – 2010-й – был ознаменован биографическим сборником  “Таймыр студеный”. В 2013-м Таймырский краеведческий музей отметил 90-летие земляка юбилейным вечером, связавшись по скайпу с городом Балабаново, куда переехали супруги Одинцовы. В это время там находились и представители Дудинского порта, специально прилетевшие в Калужскую область, чтобы поздравить  бывшего коллегу с круглой датой. К сожалению, это был последний прижизненный юбилей Николая Алексеевича. Он скончался в один год с Лонгином Ханом.
Василий Ксинтарис
Александр Кизим
Лонгин Хан
Николай Одинцов
0

Читайте также в этом номере:

Радиальные изменения (Екатерина СТЕПАНОВА)
Серьезная консолидация (Татьяна РЫЧКОВА)
Как в первый газ (Марина БУШУЕВА)
Молодо – не зелено (Наталия НИКОЛАЕВА)
Праздник для покорителей (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Скромный мастер (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Хорошо сидим (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Не на заборе написано (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
В ответе за каждого (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Раскрыть старую тайну (Валентина ВАЧАЕВА)
На десятилетия вперед (Владислав ШУКШИН)
Дело всей страны (Анна ФИНН)
Смотрите, где чистый воздух (Татьяна СОКОЛОВА)
Эффект от шоу (Анна ФИНН)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск