Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
С мечом в руках Далее
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:05 На Талнахской обогатительной фабрике теперь обитают карпы, золотые рыбки и рыбы-телескопы
14:05 Участники Ethno Fashion Tour осмотрели достопримечательности Норильска
11:35 В Норильске решают, как сделать жизнь в зимних городах лучше
10:35 «Норникель» получил премию журнала «Сноб» «Сделано в России – 2019»
10:15 В Норильске досрочно включат новогоднюю иллюминацию
Все новости
Октановые числа
Экономика и бизнес
26 сентября 2013 года, 14:58
Текст: Ольга ЛИТВИНЕНКО
В России вновь дорожает бензин. На автозаправках Норильска цены пока остаются прежними. “Вестник” выяснил, из чего складывается цена бензина и какие новшества ожидают норильских автомобилистов.
С августа потребительские цены на автомобильный бензин в России  растут на 0,2–0,4% в неделю.  Росстат фиксирует удорожание бензина десятую неделю подряд.
К настоящему времени средняя цена бензина выросла до 30,5 рубля за литр. Удорожание отмечено в 65 центрах субъектов РФ, в том числе в 22 – более чем на 1%. Незначительное снижение цен зафиксировано во Владивостоке, Брянске, Пскове и Ханты-Мансийске.
Сейчас на московских АЗС бензин марки АИ-92 стоит от 29 до 30,5 рубля за литр, марки АИ-95 и выше – от 31,5 до 34,5 рубля. В Санкт-Петербурге за АИ-92 водители платят от 29,4 до 30,6 рубля, за АИ-95 и выше – от 32 до 34 рублей.
На этом фоне Норильск выглядит “отстающим”. У нас автотопливо летом даже подешевело. В мае АИ-95 у нас стоил 
40 рублей, АИ-92 – 36 рублей за литр. В июле цены снизились до 37 и 35 рублей соответственно и пока остаются такими же.
Сезон закупок
В Норильске своя специфика ценообразования. Сюда завозить топливо приходится сразу на весь межнавигационный период.
– Мы работаем с так называемыми “длинными деньгами”, – рассказал “Вестнику” генеральный директор автозаправочной фирмы “Арктур Альянс” Игорь Руденко. – Закупки начинаем в марте и продолжаем до конца навигации. Покупаем, стараясь найти для себя оптимальную цену, то есть самую низкую. Две недели назад купили последнюю партию бензина.
Тут стоит пояснить, что нефтеперерабатывающие заводы сами топливом не торгуют. Они принадлежат разным нефтяным компаниям, у которых действуют торговые представительства. Например, у Роснефти это “Красноярскнефтепродукт”, нефтяная компания “Башнефть” реализует свою продукцию через дочернее сбытовое подразделение “Башнефть-регион”. У “Газпрома” представительство в Кемерово – “ГазпромКузбасс”
– Мы выбираем те представительства, которые расположены  ближе к нашему региону, – говорит Игорь Руденко. – У них, с учетом железнодорожного тарифа, цена получается ниже, чем в среднем по рынку. Кроме того, в этом году очень перспективно заработал механизм биржи. Его давно хотели применить, хотя на нашем несбалансированном рынке нефтепродуктов сделать это было непросто. Но правительство и антимонопольный комитет все-таки настояли на том, чтобы нефтяные компании начали участвовать в бирже и выставлять свои объемы. Это удобно: ты сам видишь цену и можешь фиксировать ее. В этом году часть топлива мы приобрели на бирже, часть – через трейдеров.
Сложности маркетинга
Продолжая разговор о норильской специфике ценообразования, Игорь Руденко подчеркивает, что кроме расходов на железнодорожную перевозку в цену бензина заложены и другие составляющие. На материке можно, грубо говоря, пригнать бензовоз, продать это топливо за неделю и купить следующую партию, вот и весь маркетинг. Поэтому сети материковских АЗС способны оперативно реагировать на изменение цен, которое  происходит на рынке нефтепродуктов (а цены на этом рынке скачут постоянно, и к этому мы еще вернемся).
Норильские автозаправщики, как уже было сказано, покупают топливо сразу большим объемом – на всю осень, зиму и весну. Кроме железнодорожного тарифа в расходы входят еще несколько статей. Это приемка топлива на нефтебазу (в нашем случае – в Красноярске или Лесосибирске), хранение на нефтебазе, погрузка в судно, водный фрахт по Енисею из Красноярска или Лесосибирска в Дудинку, затем приемка в Дудинском морском порту и хранение в резервуарах Таймырской топливной компании, выгрузка и железнодорожная перевозка в Норильск. За все это надо платить.
Из всех составляющих дороже всего обходится  перевалка в Дудинке и хранение на топливных складах, на это уходит около 40% накладных расходов.
– В затратную часть прибавьте еще стоимость банковских кредитов, которые мы ежегодно привлекаем, – продолжает Игорь Руденко. – Их составляющая в накладных расходах доходит до 30%.
– Норильские водители часто жалуются, что в нашем городе на бензин космические цены. Понятно, что  автозаправки, как любые коммерческие предприятия, не могут работать себе в убыток. Но справедливо ли убеждение, что они буквально обдирают водителей?
– Если бы я был простым водителем и не вникал в экономику, то, наверное, тоже так говорил бы. Но здравомыслящий человек, знакомый с вопросами снабжения, прекрасно понимает, что чудес не бывает. И цены в Норильске вовсе не космические, а зачастую даже ниже, чем в других регионах, куда есть возможность доставлять топливо, к примеру, по зимникам.
– В Красноярске сейчас бензин стоит 29 рублей…
– А у нас 35. Шесть рублей – это как раз та разница в накладных расходах, которая существует между нами и материком.
Цены не удержать
Говоря о росте цен на автотопливо, эксперты часто используют термин “сезонное повышение”. Обычно имеется в виду посевная и уборочная страда – время, всегда требующее дополнительные топливные ресурсы.
На сезонный рост цен в России в определенной степени влияет и северный завоз. С весны и до конца навигации бензином и дизельным топливом надо обеспечить Таймыр, Якутию, Магаданскую область, Сахалин и Камчатку. В это время цены растут. Но в ноябре образуется некоторый профицит топлива. И если мировой рынок нефти не растет, то цена может даже  снижаться.
Впрочем, снижение или просто замораживание цен на бензин происходит довольно редко и под влиянием административных рычагов. К примеру, в конце 2011-го – начале 2012 года цены на бензин оставались стабильными: правительство дало особое указание нефтяным компаниям в предвыборный период, чтобы не увеличивать социальную напряженность.
Но долгое директивное удержание цен на топливном рынке, когда продавцов заставляют работать с рентабельностью, близкой к нулевой, просто невозможно. В итоге это негативно сказалось бы на всей  экономике страны.
Перспектива роста
Здесь мы подошли к еще одному вопросу, которым часто задаются обыватели: “Почему в нефтедобывающей державе такое дорогое автотопливо?” И добавляют: “Если мы добываем нефть, то и бензин у нас должен стоить дешево, как в Америке”.
Между тем эксперты называют такое утверждение равносильным тому, как если сказать, что если мы добываем золото, то и ювелирные изделия из него должны стоить дешево. И сравнение с Америкой тоже считают неуместным: в этой стране доля налогов в цене бензина составляет около 10%, но такая незначительная фискальная составляющая в стоимости бензина есть только в США. А дешевый бензин в Саудовской Аравии и Венесуэле – это волевое популистское решение местных властей, и ни к чему хорошему оно не приведет.
В европейских странах* и в России автотопливо облагается немалыми налогами, их доля доходит до 60%. То есть, оплачивая бензин, больше половины его цены мы отдаем в казну государства.
Жителям Европы бензин обходится в 1–1,5 евро за литр. В нефтедобывающей Норвегии цены на бензин несколько выше среднеевропейских. А самый дорогой бензин в мире сейчас в Турции – 2,5 доллара за литр.
В России стоит ожидать, что доля налоговых сборов со временем вырастет и дотянется до европейского. Следовательно, цена на бензин тоже продолжит расти. В ближайшее время в нашей стране запланировано очередное увеличение акцизов на моторное топливо. В 2012-м акцизы пересматривали дважды – 1 января и 1 июля. Правительство утвердило повышение акцизов также с 1 января 2013-го и с 1 января 2014 года.
Обойтись без бензиновых налогов Россия не может. Иначе придется существенно сокращать бюджетные расходы.
Для примера: весной 2011 года правительство экстренно повысило пошлины на бензин. Это произошло в разгар топливного кризиса и рассматривалось как временная мера. Кризис миновал, однако государство пошлины не снизило – до 2015 года эта процентная ставка заложена в доходы. Возвращение пошлин к прежнему уровню приведет к тому, что бюджет будет терять 30–40 миллиардов рублей в год.
 
*Так повелось после Второй мировой войны, когда понадобилось много денег на восстановление разрушенных дорог. Средства собирали за счет отчислений от продажи топлива. То есть логично строили дороги за счет тех, кто по ним ездит. Система прижилась, и теперь бюджеты европейских стран сильно зависят от налогов на топливо.
 
Стабильности нет
Топливный рынок трудно назвать сбалансированным. И цены на нем могут меняться по многу раз в течение каждого сезона по массе причин. Например, из-за периодически возникающего дефицита.
С нехваткой автотоплива на рынке оптовики сталкиваются регулярно. Дефицит возникает тоже по разным причинам, к примеру из-за северного завоза, и тоже влияет на цены.
В апреле этого года на российский топливный рынок пришли нефтепродукты из Белоруссии. Благодаря этому цены весной снизились. Так, в прошлом году осенью бензин в Красноярске стоил 36–38 тысяч за тонну. В течение зимы цена стабилизировалась и к марту установилась в пределах 34 тысяч за тонну. Потом, в связи с приходом белорусского топлива, цены пошли вниз, и в июне бензин можно было купить уже по 29 тысяч за тонну.
В июле поставки из Белоруссии прекратились, и это немедленно сказалось на ценах.
– Теперь давайте посмотрим, что нам предлагает Ачинск на бирже, – комментирует Игорь Руденко, открывая Интернет. – Сегодня 92-й бензин уже стоит 35,5 тысячи, вот такой подъем. Дефицит есть, и можно предположить, что цены будут расти.
Ложка меда
Норильчане помнят, что в мае этого года на автозаправках города закончился бензин марки АИ-95. Навигация еще не началась, и привезти новую партию не было возможности. Автовладельцы беспокоятся, не повторится ли такая ситуация и будущей весной.
– Думаю, что не повторится, – успокаивает Игорь Руденко. – В прошлом году навигация закрылась слишком рано из-за низкого уровня воды в Енисее. Мы просто не успели привезти достаточно топлива. В нынешнюю навигацию уже доставили 20 тысяч тонн. Этого должно хватить.
На вопрос, когда будет очередное повышение цен, Игорь Руденко отвечает, что в ноябре на норильских заправках подорожает дизельное топливо. Это связано с переходом на арктическую марку дизтоплива, с более высокими параметрами замерзания.
Что касается дальнейшего роста, то все будет зависеть от ситуации на топливном рынке. Хотя многие норильчане не понимают, почему заправщики повышают цены в течение зимы, если купили все топливо еще летом.
– Это не прихоть, а необходимость для нормального функционирования бизнеса, – объясняет Игорь Руденко. – Если цены на рынке вырастут, предположим, процентов на 10–15, то мы, как недотируемое предприятие, тоже должны будем цены поднять. Для того чтобы увеличить свои оборотные средства и заработать деньги, на которые потом купить бензин, который подорожал. Такая вот цепная реакция. Иначе нам попросту не хватит средств, чтобы купить планируемый объем топлива в следующем году.
Кстати, из приведенных цифр (см. таблицу) видно, что автотопливный сектор далек от сверхприбылей: совокупно на всех этапах производственной цепочки, от добычи до продажи на АЗС, прибыль составляет около 20%.
Есть и две приятные новости для норильских автолюбителей. Первая: в этом году на городских заправках впервые появится высокооктановый бензин АИ-98. Вторая: автозаправочные станции  предложат новый вид сервиса. Водителям в мороз и ветер не придется выходить из авто – бак будут наполнять рабочие-заправщики.
– Мы когда-то практиковали такую услугу, и она пользовалась большим спросом у норильчан, – говорит Игорь Руденко.
 

Из чего складывается заводская цена бензина
1. Себестоимость добычи – 9%.
2. Затраты на перевозку от места добычи на завод – 2%.
3. Затраты на переработку – 6%.
4. Расходы на розницу – 11%.
5. Налоги 50–60% (ставки налогов периодически меняются, но в целом удельный вес фискальной составляющей остается в этих пределах).
6. Совокупная прибыль (по всем этапам производственной цепочки, от добычи до реализации на АЗС) – 20%.
 
Из чего складывается цена бензина на коммерческих АЗС в Норильске
1. Стоимость самого топлива, устанавливаемая на заводе.
2. Железнодорожный тариф до нефтебазы в Красноярске или Лесосибирске.
3. Погрузочно-разгрузочные работы на нефтебазе.
4. Хранение на нефтебазе.
5. Водный фрахт до Дудинки.
6. Погрузочно-разгрузочные работы в Дудинском порту.
7. Хранение на складах Таймырской топливной компании.
8. Доставка из Дудинки в Норильск по железной дороге.
9. Банковские проценты по привлеченному кредиту.
10. Торговая наценка.
В этом году на норильских заправках впервые появится бензин марки АИ-98
0

Читайте также в этом номере:

Встреча берегов (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Мусор – за основу (Лариса МИХАЙЛОВА)
Банк на заводе (Елена ПОПОВА)
Золотые мастера (Денис КОЖЕВНИКОВ)
На кране только девушки (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Что сделал Урванцев? (Лариса ФЕДИШИНА)
Сокол снова покорен (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Секрет в “обечайке” (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Особое внимание (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Правила сохранения жизни (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Не надо фальши! (Лариса ФЕДИШИНА)
Покоя нет (Лариса МИХАЙЛОВА)
Работа не на дядю (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Богатый улов (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск