Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Курс на Север
ОСВОЕНИЕ СЕВЕРА. ТЫСЯЧА ЛЕТ УСПЕХА
1 марта 2018 года, 14:16
Фото: Владислав ШУКШИН, Марина ПЕШКОВА
Текст: Елена ПОПОВА
В Таймырском краеведческом музее при поддержке “Норникеля” прошла презентация художественной выставки писателя, капитана дальнего плавания Виктора Конецкого “Север в фарватере”, которая будет работать до 21 апреля. Вместе с другими посетителями экспозиции “Вестник” открыл для себя личность известного петербуржца с новой стороны.
Это мероприятие – часть масштабной программы “Норникеля” “Освоение Севера. Тысяча лет успеха”. Компания предоставила жителям Норильска и Таймыра уникальную возможность познакомиться с малоизвестной гранью таланта Виктора Конецкого.
– Его рассказы и акварели, повести и графика – своего рода “лента Мёбиуса”, плоскости которой перетекают друг в друга. Поэтому идея выставки, в которой соединились бы фрагменты литературных произведений и живопись, подсказана им самим. “Север в фарватере” – это и вектор, и главная тема, – так объяснила задумку автор идеи и куратор выставки доктор исторических наук Юлия Кантор.
Специально по этому случаю из Санкт-Петербурга в Норильск прилетела профессиональный библиограф, литератор, редактор, личный секретарь мужа-писателя Татьяна Акулова-Конецкая. За день до официального открытия выставки в Дудинке она провела в библиотеке Норильска творческую встречу с читателями.
Моряк, писатель, художник
Сказать, что зал был полон, – значит ничего не сказать. Книги Виктора Конецкого знают все, а тем более представители старшего поколения. Кто не зачитывался его повестями “Завтрашние заботы”, “Среди мифов и рифов”, “Соленый лед”, “Морские сны”?.. Или романом-странствием в восьми книгах “За Доброй Надеждой”? Многие из этих произведений изданы не только в России, но и за рубежом. Опасный мир штормов, таинственные глубины океана, неизведанные земли – все это, безусловно, есть в творчестве Виктора Конецкого. Но не это главное. Его писательский интерес сосредоточен в первую очередь на душевной жизни. Тонкий психологизм – вот то, что является отличительной чертой прозы капитана дальнего плавания.
– Виктора Викторовича часто спрашивали: кем вы себя в большей степени ощущаете – моряком или писателем? Но для него и то и другое было важно.
Увековечение памяти писателя и сохранение его культурного наследия Татьяна Акулова-Конецкая считает своим долгом. После смерти мужа она учредила и возглавила Морской литературно-художественный фонд имени Виктора Конецкого. Много лет посвятила изучению истории знаменитого писательского дома на улице Широкой в Петербурге, где жил ее супруг и десятки его собратьев по перу.
– Рассказывать о нем, с одной стороны, очень легко, потому что биография у этого человека необычайно интересная. А с другой – сложно: в жизни большую роль играют детали. Одно могу сказать точно: Виктор Викторович состоялся и как моряк, и как писатель, и как художник.
Моложавая, энергичная гостья из Питера охотно делилась с норильчанами подробностями биографии и творческой жизни своего мужа. Рассказывала о его детстве, о том, как он начинал службу на Северном флоте, о первых литературных опытах, о съемках фильмов – экранизаций произведений Виктора Конецкого – “Полосатый рейс”, “Путь к причалу”, “Тридцать три” и других.
– Родственники, о которых Виктор Викторович много писал в своих книгах, – люди необычные, яркие. Отец его служил в годы Первой мировой войны санитаром в военно-полевом госпитале. Тетушка, научившая его читать первые книги, много лет выступала в Императорском театре, потом в труппе Дягилева. Другая тетушка более двадцати лет пела в том же театре, теперь уже известном как Мариинский. Умерли они в годы блокады Ленинграда. А Виктора с братом и матерью в марте 1942-го переправили по льду Ладожского озера на Большую Землю и далее в Ташкент, где семья находилась до осени 1944 года.
Война, блокада, голодное детство оказали большое влияние на становление личности будущего писателя. Татьяна Акулова-Конецкая вспоминает: когда Виктор Астафьев со всей серьезностью заявил, что Ленинград нужно было сдать, а жертва в полтора миллиона человек, на его взгляд, совершенно неоправданна, Конецкий пришел в неистовство. Казалось, его негодованию по поводу того, что кто-то посмел так подумать, не будет конца. Даже умирая, он признался, что не простил немцам ту войну.
– В 1945-м отец устроил Виктора в Ленинградское военно-морское подготовительное училище, хотя тот поначалу не испытывал к морскому делу ни малейшего интереса, – рассказывала Татьяна Валентиновна. – Но впоследствии отношение изменилось – Виктор Викторович до конца жизни был благодарен своему флотскому опыту, поскольку все его произведения так или иначе связаны с морем.
С 1953-го по 1955 год Конецкий служил в аварийно-спасательной службе Северного флота. Наблюдения, сделанные им в это время, позже легли в основу новеллы “Путь к причалу” и одноименного фильма. Писатель был глубоко убежден, что лучшие моряки получаются из сельских ребят. Еще один любопытный факт биографии: в марте 1955 года, когда Виктору Конецкому было всего 25 лет, он руководил перегоном рыболовецких сейнеров по Северному морскому пути из Петрозаводска до Петропавловска-Камчатского. Это был первый в истории переход каравана малых судов в условиях Арктики. К слову, в том же году петербуржец вступил в Литобъединение при Ленинградском отделении Союза писателей СССР.
– Литераторство Виктор Викторович считал тяжким трудом. Свой первый рассказ он переписал 21 раз. При этом практически ничего не придумывал, не умел врать даже на бумаге… Как писатель, он был не только тонким художником, но и философом. И в этом секрет успеха – его книги помогают жить. В них много юмора – в жизни Виктор Викторович был грустным человеком, но всегда говорил, что писатель обязан поддерживать в читателе оптимизм, – вспоминала гостья из Петербурга.
Конецкий прошел путь от четвертого помощника капитана до капитана дальнего плавания. Работал на научно-исследовательском судне “Нерей”, теплоходах “Вацлав Воровский”, “Челюскинец”, “Невель” и других. Ходил в плавание от Арктики до Антарктики, побывал в портах разных стран мира, но при этом всегда подчеркивал: Север занимает особое место в его душе.
– С первого дня нашего знакомства я слышала названия: Дудинка, Игарка, Таймыр, Певек, Тикси, Анадырь, Зеленый мыс… Он никогда не забывал, какой ценой далось освоение Северного морского пути. По-особенному относился к местным жителям. И всегда повторял, что в Арктике есть нечто космическое, внеземное. Признаюсь: приехав в Дудинку и увидев воды Енисея, это ночное северное небо, я поняла, что он был прав. В этих местах есть какая-то тайна.
“Любите море. Оно живое”
Разговор о многогранной личности Виктора Конецкого продолжился на другой день в Таймырском краеведческом музее, где состоялось торжественное открытие выставки “Север в фарватере”. В Дудинку Татьяна Акулова-Конецкая привезла из своей личной коллекции более 30 работ своего супруга. Здесь же можно увидеть личные вещи и семейные фото писателя. И даже чудом уцелевшие во время блокады ранние его рисунки.
– Виктор Конецкий с детства мечтал стать художником. Но – не случилось. Вернулся он к живописи только в конце 70-х годов. – Счастливым я его видела не за письменным столом, а за мольбертом, – рассказывала Татьяна Акулова-Конецкая. – Очень он любил акварель. И только в последние годы стал пробовать масло.
Удивительно, но Виктора Конецкого вдохновляли не только морские пейзажи. Зимний лес, лесная аллея, сухие листья, зеленая веточка в вазе… На его рисунках немало видов Петербурга, Ладога. В этих простых, но удивительно трогательных работах ощущается та же исповедальная манера автора, что и в книгах. Вот, к примеру, “Адмиралтейский канал. Вид из окна дома”.
– Виктор Викторович тосковал по каналу Круштейна, которому теперь вернули имя – Адмиралтейский. В этом доме он родился и пережил самую страшную блокадную зиму 1941–1942 годов. Отсюда он ушел в военно-морское училище. Здесь мама ждала его с Северного флота, здесь были написаны первые его книги, – пояснила Татьяна Акулова-Конецкая.
Рядом с каждой живописной работой – отрывок из произведений Виктора Конецкого. Что неудивительно, ведь писатель сам признавался: картины – это продолжение его книг.
“Мы любим не воду, а ощущение свободы, которое дарят моря. Наш плененный дух всегда мечтает о свободе, хотя мы редко даем себе в этом отчет”, – что лучше этого отрывка из повести “Соленый лед” может передать впечатление от картины “Закат”? А вот еще: “Любите море. Ведь оно живое. Иногда я даже разговаривал с ним... Бывало, стоишь на вахте с ноля часов до четырех, глядишь на эту бездонность, и с души уходит вся муть...”
– В море он мечтал о земле, а на суше – о водных просторах. Поэтому темы пейзажей чередуются, – объясняла Татьяна Акулова-Конецкая. – Виктор Викторович также очень любил натюрморты. Как и у всех людей, много лет связанных с Севером, у него было особенное восприятие красоты. Ему нравилось, когда в доме стояли букеты цветов. Если мы выезжали за город, на природу, то муж брался за кисти и краски. А в море он, кстати, мало писал. В основном все создавалось уже в Петербурге, по памяти. Исключением стали работы “Игарка” и “Диксон”, написанные им на берегу во время длительной остановки судна. То же самое касается и книг, которые рождались не в море, как считают многие, а дома, за письменным столом. В плаваниях Виктор Викторович обычно вел дневники.
Картины Конецкого выставлялись в России на нескольких персональных и групповых выставках живописи, однако для многих гостей “Север в фарватере” стал настоящим открытием.
– Я не знал, что Виктор Конецкий был еще и художником, хотя книги его читал, – признался “Вестнику” капитан дизель-электрохода усиленного ледового класса “Заполярный” Дмитрий Бердников.
Шум волн, крики чаек, соленые брызги, океанские закаты и рассветы – все это как никому близко морякам, уроженцам Мурманска, которые пришли в этот день на открытие выставки. Впрочем, и у самих дудинцев интерес большой – столицу Таймыра Виктор Конецкий посещал не единожды.
– Последний раз муж был в Дудинке в октябре 1986 года на “Кингисеппе”. Он прощался с морем, точно зная, что уже никогда не выйдет в плавание. Об этом его книга “Последний рейс”, которую он написал через несколько лет. Сам писатель считал, что она не удалась. И все-таки я рада, что она есть, ведь это часть реальной биографии писателя, – добавила Татьяна Акулова-Конецкая.
По словам петербурженки, ей очень понравились Норильск и Дудинка. И в первую очередь замечательные, душевные люди, которые здесь живут.
– Спасибо компании “Норникель”! – поблагодарила Татьяна Акулова-Конецкая. – Организовать на Таймыре выставку, привезти сюда картины было непросто. Я рада, что здесь, на Севере, люди получили возможность познакомиться с творчеством писателя Виктора Конецкого, которого как художника при жизни мало кто знал.
Специально по этому случаю из Санкт-Петербурга в Норильск прилетела профессиональный библиограф, литератор, редактор, личный секретарь мужа-писателя Татьяна Акулова-Конецкая
Виктор Конецкий: “Мы любим не воду, а ощущение свободы, которое дарят моря. Наш плененный дух всегда мечтает о свободе, хотя мы редко даем себе в этом отчет”
В Дудинке Татьяна Валентиновна побывала на дизель-электроходе “Заполярный”
Татьяна Акулова-Конецкая: “Я рада, что здесь, на Севере, люди получили возможность познакомиться с творчеством писателя Виктора Конецкого, которого как художника при жизни мало кто знал”
0

Читайте также в этом номере:

Полный газ (Владислав ШУКШИН)
Все пути отмечены (Татьяна РЫЧКОВА)
От человека к человеку (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
И в прозе, и в стихах (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
По следам Мишки из книжки (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Здесь нужны идеи (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Депутаты в “Арене” (Полина ЛЮБИМАЯ)
И все-таки центр есть (Яна АНДРЕЕВА)
“Фудзи” и другие проекты (Владислав ШУКШИН)
Про нас (Анна САРАФАНОВА)
Какого цвета Норильск? (Анна РАХМАТУЛИНА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск