Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Кодекс для Арктики
ИНИЦИАТИВЫ
5 июля 2018 года, 15:27
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Виктор ЦАРЕВ
Депутаты Госдумы предложат правительству РФ создать координирующий центр развития арктической территории России и Северного морского пути (СМП). Эксперты уверены, что целенаправленный и комплексный подход к решению этой стратегической для страны задачи способен обеспечить широкую диверсификацию экономики северных территорий, создать новые рабочие места, активизировать освоение российского нефтегазоносного арктического шельфа и стабильно поддерживать темпы роста производительных сил районов Крайнего Севера.
ФЕДЕРАЦИЯ
В Дудинке прошло заседание круглого стола “Стратегическое планирование развития территорий, являющихся опорными пунктами развития Северного морского пути”, в котором приняли участие депутаты Государственной Думы РФ, представители законодательных и представительных органов государственной власти, субъектов РФ, компании “Норникель”. Ключевой вопрос дискуссии – какими совместными усилиями власть и бизнес могли бы форсировать процесс развития Арктики в целом, ее опорных территорий и Севморпути как глобальной водной артерии.
Эксперты отметили, что СМП можно считать практически освоенным. Задача настоящего времени – превратить его в полноценную транспортную магистраль с развитой портовой инфраструктурой, уникальность которой станет залогом развития экономики как данного региона, так и страны в целом, а также одним из действенных инструментов, необходимых для достижения национальных целей и стратегических задач развития России, определенных в указе президента РФ.
Однако, по мнению участников круглого стола, на пути к достижению цели стоит ряд проблем, требующих скорейшего разрешения. В частности, планомерное развитие Севморпути невозможно без выстраивания единой системы государственно-частного управления транспортной артерией, определяющей единые организационно-правовые, административные, экономические подходы. В первую очередь речь идет о формировании единого органа управления, который бы занимался контролем и координацией мероприятий, реализуемых государственными структурами, органами местного самоуправления и коммерческими организациями по развитию СМП и населенных пунктов – опорных точек.
Итогом обсуждения темы стали подробные рекомендации, которые планируется утвердить на ближайшем заседании Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Госдумы.
– Мы направим правительству РФ, руководству Государственной Думы, профильным министерствам рекомендации круглого стола с конкретными предложениями по совершенствованию местного законодательства, принятию конкретных шагов и мер, направленных на развитие арктических территорий и в первую очередь населенных пунктов, которые являются опорными точками Северного морского пути – главной нашей арктической транспортной артерии, – сказал председатель Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Государственной Думы Алексей Диденко.
Самым главным является вывод о том, что требуется один координирующий центр развития арктической территории и Северного морского пути как неотъемлемой инфраструктурной части Российской Арктики. Предстоит определиться, каким он будет – управляющей компанией, полноценным оператором или будет функционировать в режиме свободного порта, какие сегодня уже действуют в 21 муниципальном образовании России. В любом случае есть понимание, что необходимо предпринимать конкретные меры и двигаться дальше.
Второй важный аспект, который обсудили участники круглого стола, – единый подход в правовом регулировании. Законодательство, в той или иной мере касающееся Арктики, сильно разрознено. Оно затрагивает десять регионов РФ, и у каждого свои специфика и ряд нормативно-правовых актов. Таким образом, унификация законодательства в сфере развития Севморпути и Арктики крайне необходима – таков еще один вывод участников круглого стола.
Третья тема, достаточно болезненная и давно назревшая, – трансформация межбюджетных отношений территориальных организаций и муниципалитетов на Севере, в местах малонаселенных и труднодоступных.
– Поскольку сегодняшние межбюджетные отношения предполагают подушевое финансирование на территориях, где плотность населения ниже, чем в континентальной части, то, конечно, северные территории всегда будут в проигрышном положении по сравнению с южными регионами. В этой сфере нужно пересматривать законодательство. Функционирование и оказание всего комплекса услуг, как и реализация публичных обязательств муниципалитета и региона в таких условиях невозможны. Северным территориям необходима дополнительная поддержка из региональных и федерального бюджетов, – заявил Диденко.
Российские законодатели при планировании мер поддержки для Севера будут опираться на указ президента РФ, касающийся стратегического развития Арктики. Горизонт планирования составляет шесть лет.
– Мы постараемся на этом отрезке принять не только законы, но и конкретные меры, и довести до завершающей стадии конкретные проекты, которые существенно улучшат экономику муниципалитетов опорных пунктов Севморпути.
 
ТАЙМЫР
О перспективах социально-экономического развития Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района рассказал глава Таймыра Сергей Ткаченко:
– Таймыр обладает потенциалом для экономического роста, обусловленным наличием богатых природных ресурсов, Севморпути, а также интересами государства и добывающих компаний в Арктике. В целях повышения эффективности и диверсификации экономики Арктики, ориентированной на развитие Севморпути, на базе четырех добывающих центров: Диксонского центра угледобычи и Усть-Енисейского центра нефтегазодобычи, а в перспективе – Хатангского и Авамского центров нефтегазодобычи – будет создана Таймыро-Туруханская опорная зона. Но без развития и модернизации транспортной инфраструктуры выйти на новые темпы освоения и добычи полезных ископаемых проблематично.
Как подчеркнул руководитель территории, наличие в документах федерального уровня прогнозов по восстановлению и усилению Севморпути позволяет говорить, что в перспективе он получит новый виток развития, связанный с реализацией прежде всего интересов государства, а также хозяйствующих субъектов, занимающихся разработкой и добычей полезных ископаемых.
Развитие Севморпути и сопряженной транспортной системы “Енисей-СМП”, арктического порта Хатанга, строительство порта на мысе Таналау, угольного терминала “Чайка” в районе мыса, а также создание на Диксоне мультимодального транспортного узла позволят снять транспортные ограничения, сдерживающие экономическое развитие территории.
– Нельзя оставить без внимания широко обсуждаемый сегодня проект по созданию нового международного маршрута Европа – Западный Китай. Объемы торговли азиатских стран со странами Европы являются перспективными для организации перевозок. Целесообразно рассмотреть вариант включения объектов транспортной инфраструктуры Дудинки и Диксона в логистическую цепочку этого международного маршрута. Реализация данных направлений повысит инвестиционную привлекательность территории и будет способствовать росту добывающей промышленности, – подчеркнул Сергей Ткаченко.
При освоении Арктической зоны, по его словам, нельзя обойти вниманием вопросы экологии. В проекте концепции федеральной программы для Таймыра “Ликвидация накопленного экологического ущерба” в прошлые годы на ликвидацию ущерба в Диксоне и Хатанге предусматривались средства в сумме одного миллиарда рублей. Вместе с тем в утвержденную программу данные мероприятия так и не вошли.
– Считаю необходимым вернуться к этому вопросу и включить названные мероприятия в соответствующую федеральную программу. И хотя в последнее время экологии Арктики уделяется все больше внимания, ситуация требует комплексного подхода, – подчеркнул Сергей Ткаченко, при этом добавил, что при освоении арктических территорий должны быть учтены интересы коренных малочисленных народов.
Глава Таймыра также отметил, что залогом повышения качества жизни населения и инвестиционной привлекательности территории является объединение возможностей и действий всех уровней власти: федеральной, региональной и муниципальной, в том числе и финансовых возможностей.
– Арктика, ее бескрайние возможности и запасы – это достойное завтра Российского государства, а значит, и арктических регионов, таких, как Таймыр. Но чтобы это завтра было масштабным и мощным, как наша Россия, начинать осуществлять планомерные стратегические мероприятия нужно уже сегодня, – сказал Сергей Ткаченко.
 
“НОРНИКЕЛЬ”
Одной из ключевых задач, которые необходимо решать в арктическом регионе, “Норникель” считает повышение качества жизни людей. Несмотря на то, что развитие территории является приоритетной задачей государства, компания, которая более 80 лет ведет свою деятельность в Арктике, не может стоять в стороне от этого процесса.
Позицию “Норникеля” по актуальным проблемам обозначил директор Департамента федеральных и региональных программ компании Андрей Грачев. Он привел примеры государственно-частного партнерства в вопросах, касающихся развития северных территорий.  
– Что такое Арктика для России? Это 22 процента территории, на которой всего лишь 2 миллиона человек производит 25 процентов экспорта России и 15 процентов валового внутреннего продукта. Гораздо интереснее, что такое Арктика для России в международном плане, когда такие страны, как Польша, Китай, Индия, Сингапур, Южная Корея, Япония уже получили статус наблюдателей в Арктическом совете.
Ключевые подходы РФ отображены в указе президента об основах государственной политики регионального развития России до 2025 года. Главная цель – повышение качества жизни людей независимо от территории проживания, сокращение различий в уровне социально-экономического развития, инфраструктурного обеспечения регионов. И мы понимаем, что люди, проживающие в Арктике, производящие такое количество продукции, должны жить не хуже, чем на материке. Мы понимаем также, что в Арктике много проблем, потому что люди не имеют такого доступа к качественным услугам, которые существуют на материке. Поэтому тема единых стандартов качества жизни для нас очень важна, – сказал Андрей Грачев.
Он также отметил: несмотря на то что развитие региона является приоритетной задачей государства, компания “Норникель”, которая больше 80 лет ведет свою деятельность на территории Арктики, не может стоять в стороне от этого процесса. Так, в сентябре 2017 года в Норильск (а сегодня и в Дудинку) пришел скоростной интернет. Таким образом компания решила проблему информационного неравенства, построив волоконно-оптическую линию связи протяженностью 956 километров. “Норникель” старается делать все, чтобы люди жили и трудились в комфортных условиях.    
Ярким примером государственно-частного партнерства является ремонт аэропорта Норильска: государство выделило 9 миллиардов рублей, “Норникель” – 3 миллиарда на реконструкцию взлетно-посадочной полосы.
Другой общественно значимый проект развития – “Комфортный Таймыр” –  компания инициировала совместно с руководством муниципального района. Речь идет о строительстве свыше двух тысяч квадратных метров жилья в Тухарде. Этот поселок образовался путем стихийного расселения коренных малочисленных народов на территории, прилегающей к дочернему предприятию “Норникеля” – “Таймыргазу”. Мы надеемся, что в 2020 году все население Тухарда будет жить в современных комфортных домах. На строительство поселка компания выделила порядка 90 миллионов рублей, – рассказал эксперт.
На международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге “Норникель” подписал с Мурманской областью соглашение о государственной поддержке инвестиционной деятельности при реализации стратегического проекта программы реконфигурации производства Кольской ГМК. Он предусматривает снижение для компании ставки по налогу на имущество и прибыль, сохранение рабочих мест, повышение экологичности производства. Проект рассчитан на пять лет, вложения компании – 25,69 миллиарда рублей. Рост доходов в бюджет Мурманской области за счет предоставления “Норникелю” преференций составит более 8 миллиардов рублей.
Особая тема – развитие Северного морского пути. “Норникель” недавно открыл новый перегрузочный терминал в Мурманском морском порту. Грузопоток здесь вскоре достигнет полутора миллионов тонн в год (почти в два раза выше, чем до реконструкции).
Это все положительные примеры очень большой работы и эффективного взаимодействия. Но есть и проблема – недостаточно четкое правовое регулирование процесса. Необходим закон, который определяет единые правила ведения бизнеса в Арктике. Сейчас профильными вопросами занимается и Министерство экономического развития, и Министерство транспорта, и Госкомиссия по вопросам развития Арктики. А должен быть единый центр. Конечно, это случится не сразу. Действовать можно пошагово, главное – начать двигаться в этом направлении. Если сейчас по каким-то причинам нельзя принять закон об Арктической зоне, то, вероятно, подготовкой к этому могло бы стать принятие Арктического кодекса.
Для компании очень важно системное взаимодействие. Свою стратегию развития “Норникель” вписывает в стратегию развития страны и регионов присутствия компании, делая ее таким образом частью стратегии развития Русского Севера. Это и есть точка синергии, которая позволит совместными усилиями решать самые сложные задачи освоения российской Арктики, – заключил Андрей Грачев.
Алексей Диденко: “Необходим один координирующий центр развития арктической территории и Северного морского пути как неотъемлемой инфраструктурной части Российской Арктики”
Андрей Грачев: “Действовать можно пошагово, главное – начать двигаться в этом направлении. Если сейчас по каким-то причинам нельзя принять закон об Арктической зоне, то, вероятно, подготовкой к этому могло бы стать принятие Арктического кодекса”
Сергей Ткаченко: “Без развития и модернизации транспортной инфраструктуры Дудинского порта выйти на новые темпы освоения и добычи полезных ископаемых проблематично”
Андрей Грачев: “Компания решила проблему информационного неравенства, построив волоконно-оптическую линию связи протяженностью 956 километров. “Норникель” старается делать все, чтобы люди жили и трудились в комфортных условиях”
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск