Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
С мечом в руках Далее
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Как на свете без мечты прожить?
ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ
26 октября 2017 года, 14:46
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Лариса ФЕДИШИНА
Интересно, когда в семье Моисеевых рождались дети, Бог одаривал их талантами или предопределял будущее ремесло? Кому быть столяром-краснодеревщиком, кому рыбаком или монтажником. Да таким, чтобы дело в умелых руках спорилось и сердце радовало. Ветеран производственного объединения “Норильскремонт” Василий МОИСЕЕВ уверен, что у поморов особенный склад характера, недаром их земляк Михайло Ломоносов, сам человек многосторонний, трудолюбивый, и другим наказывал: “Всяк делу своему со тщанием внимай”.
Город Онега в Архангельской области, где родился Василий Моисеев, расположен в устье одноименной реки, в семи километрах от Онежской губы Белого моря. Удивляться ли, что, когда пришло время в армии служить, юноша просился на флот. Но Моисеева отправили в сержантскую школу в Арзамас. “Значит, там нужнее был”, – говорит Василий Афанасьевич. Потом попал в воинскую часть в Горьковской области. К концу службы старшим сержантом был, заместителем командира взвода, начальником караула ходил. Один из его земляков тоже “ходил”. Как-то раз зовет Василия и говорит: “Мы тебя записали по комсомольской путевке в Норильск”. Тогда вербовщики от Норильского комбината приезжали во многие воинские части. Возражать против такого распределения сержант Моисеев не стал: на три месяца раньше на дембель можно было уйти, да и не думали молодые люди на Крайнем Севере надолго задерживаться. Однако “Надежда” Моисеева зацепила. Впрочем, не только она.
– Приехали мы в мае 1978 года, в разгар строительства второй очереди металлургического завода, – вспоминает Василий Афанасьевич. – Плавильного цеха не было, одни колонны торчали. Меня сначала на общестроительные работы отправили, а это сами знаете, что такое: лопата, метла. Мне не понравилось. Я сразу курсы сварщиков от “Таймырэнергостроя” окончил, но вакансий по специальности не было. Пришлось плотником-бетонщиком трудиться. Тоже не мое. Перевелся в красноярское управление “Сибтехмонтаж” в бригаду Виноградова на монтаж металлоконструкций. Эта работа по мне. Очень быстро четвертый разряд получил. Поработал три года с финскими специалистами, они шефмонтаж оборудования вели на заводе, занимался монтажом электрофильтров “Флект”.
Финны научили молодого парня работать как должно, и эти знания очень пригодились  Моисееву уже на действующем металлургическом предприятии.
– А тут я свою суженую нашел, не поверите – в тундре, – улыбается собеседник. – Так и остался в Норильске.
Но до этой самой важной встречи в его жизни случился знаменитый лыжный поход.
Со мной, но без меня
Как говорит Василий Афанасьевич, он со школьных лет был заядлым туристом, в Онеге это увлечение очень поощрялось, как  и занятие беговыми и горными лыжами. Моисеев в этом тоже преуспел. А тут в кайерканском общежитии, куда селили молодых строителей “Надежды”, он познакомился с ребятами, которые организовывали поход в Хатангу. Василий загорелся этой идеей, нашел несколько серьезных аргументов, чтобы его приняли в уже сформированную команду. Взял отпуск за свой счет, как и товарищи по группе, сам шил одежду, покупал лыжи. И в марте 1980 года пять молодых кайерканцев, в их числе Иван Бобровский, руководитель группы, Дмитрий Химей, Василий Моисеев, стартовали в Хатангу. Без раций, навигаторов GPS. Рассчитывали исключительно на свои силы и знания. В мае достигли намеченной точки.
Об этом походе отважных туристов в городской газете появилась статья на всю полосу, но фамилия Моисеева в ней не упоминалась. Василий Афанасьевич до сих пор не может без упрека говорить о недобросовестном корреспонденте. Оказывается, тот взял у Ивана Бобровского путевой журнал, в который список группы был занесен, еще когда планировали идти вчетвером. Журнал переписывать не стали, так и “обошлись” без Моисеева.
– Обидно было: вроде я товарищей не подвел, прошел с ними 1200 километров, – говорит  Василий Афанасьевич. Позднее “Огонек” дал в сокращении статью о лыжном походе в Хатангу, и там нашего героя не упомянули. Зато на фото, подписанных “Кайеркан – Хатанга. 1980 год”, Василий Афанасьевич хорошо узнаваем. За участие в этом лыжном переходе каждого из пятерых норильских туристов наградили почетной грамотой за подписью начальника “Таймырэнергостроя” Анатолия Закопырина и руководителей общественных организаций специального управления строительства. – Внукам на память останется, – улыбается Моисеев.
Увлечение лыжами Василий Афанасьевич не оставил до сих пор, по примеру отца и сын Алексей занимался горными лыжами и всю свою семью приохотил. В этом году с женой и дочерьми, шести и четырех лет, Алексей отправился в поход в Саяны. Как говорит дед, внучки тоже покорили трехтысячник. Сам глава большой семьи с женой постоянно бывает на “Оль-Гуле”, до недавнего времени участвовал в корпоративных стартах “Лыжня “Норильского никеля”. Был серебряным призером в соревнованиях ветеранов. Теперь не бегает на лыжах, просто ходит. И вообще семья предпочитает другой вид отдыха на природе.
Татьянин день
Редкий норильчанин не любит тундру. В 80-е годы отдых в окрестностях города был самым распространенным способом провести досуг. На природе праздновали и дни рождения. У Мосеева он 5 июля, в этот день именинник с ребятами поехал в избушку на речке Балгактох. По соседству оказалась компания девушек, а в ней – Татьяна.
– У каждого мужчины складывается в голове эталон женщины. Для меня тогда эталоном была Наталья Варлей, – говорит Моисеев. – Красавица, комсомолка, спортсменка. Мы стали играть в волейбол, я смотрю, а Татьяна играет так хорошо. Да еще как срезала мяч – и мне в нос попала.
Зацепила, словом. А дальше слово за слово, нашлись общие темы. Потом каждый выходной стали ездить на “свое” место. Через две недели подали заявление в загс в Кайеркане: в Норильске пришлось бы два месяца ждать регистрацию, а в поселке только месяц. С тех пор 37 сентябрей прошло.
Татьяна Николаевна Моисеева много лет работала крановщицей в домостроительном комбинате, весь Кайеркан построила. И вместе с мужем – большую дружную семью. В которой трое детей и четверо внуков. Сколько вместе пережили супруги Моисеевы, пожалуй, только они и знают. В трудные 90-е годы, когда зарплату задерживали, наличных денег не было, а банковских карт еще не существовало, семья иногда выживала за счет рыбы, которую ловил Василий Афанасьевич, и кулинарных хитростей Татьяны Николаевны. А еще – золотых рук Моисеева: все, что необходимо в хозяйстве и в домашнем обиходе, он делал сам. Этим и подрабатывал. Но в Норильске, замечает Василий Афанасьевич, гладко все прошло в сравнении с материком.  
– Татьяна Николаевна прекрасная хозяйка, заботливая жена, как говорят, хранительница очага, – рассказывает о жене мой герой. – Она прирожденный педагог, с детьми умеет ладить. И я хорошо себя чувствую благодаря жене. Знаете, чем мы старше становимся, тем ближе и ближе друг к другу, – признается Василий Афанасьевич.  
Он надеждинский
Моисеев однолюб не только в личной жизни. Почти вся трудовая жизнь его тоже связана с одним объектом – “Надеждой”.  Завод он строил, потом в качестве слесаря-монтажника обслуживал фильтры “Флект”, которые раньше собирал.
– С Юрием Александровичем Филипповым работал, когда он еще не директором НМЗ, а мастером у нас был, потом стал начальником сушильного отделения, начальником цеха. Два раза не подписывал мне перевод с завода. Я все объяснял, что монтаж – это мое дело, мне нравится чертежи читать, я в них разбираюсь, – приводит аргументы собеседник.
Как я понимаю, Моисееву всегда хотелось видеть результаты своего труда. Они есть на всех металлургических переделах Заполярного филиала. В 1987 году Василию  Афанасьевичу предложили работу в тресте “Норильскреммонтаж” у Шанаева, пошел не задумываясь. И опять попал на НМЗ, на участок №39 к Алексею Гончарову, лучшему, по мнению Моисеева,  начальнику участка за время работы в коллективе ремонтников.
– Гончаров был грамотным специалистом, новатором производства, в коллектив невозможно было устроиться: существовал конкурс, – продолжает собеседник. Десятилетие участка отмечали во Дворце культуры: Гончаров пробил. Такой праздник был! Через пять лет тоже в ДКК собирались, лучшие силы городской самодеятельности давали концерт в честь дня рождения участка по капитальному строительству. Теперь это участок №10 по ремонту основных фондов Надеждинского металлургического завода. И Моисеев здесь трудится электрогазосварщиком пятого разряда. В плавильных цехах, пожалуй, нет закутка, где бы он не работал.
– Действительно, хороший, грамотный специалист, – говорит начальник участка №10 производственного объединения “Норильскремонт” Евгений Преображенский. – Такой солидный производственный стаж!
– В бригаде есть ветераны, кто еще раньше пришел в коллектив: Геннадий Парфенов, наш бригадир, электрогазосварщики Андрей Сарыкин  и Андрей Лосев тоже давно работают, – перечисляет Василий Афанасьевич. Коллеги со стажем в коллективе остаются, а вот ветеран Моисеев подал документы на увольнение по социальной программе “Норильскникельремонта”. Говорит, что уходить нужно, пока человек здоров. А главное, пока у него много планов. К тому же связь с коллективом у нашего героя не прерывается: в “ННР”, в центральной диспетчерской, работает старшая из дочерей, Анна Рыжова. У нее, кстати, сыновья подрастают.
В кругосветку бы
– Есть у меня мечта уйти в кругосветное путешествие на яхте. Не какой-нибудь, а построенной своими руками. Может, нельзя, чтобы мечта эта сбылась, надо с ней просто жить, – рассуждает Василий Афанасьевич. Пока яхту не построил, только модели кораблей, можно на лодке на реку Дудинку пойти. Разумеется, с Татьяной Николаевной:
– Лучше напарника, чем жена, мне не надо. Она все умеет. Хоть на веслах, хоть рыбу почистить, хоть сварить.
У друга их сына в Иркутске яхта есть. Василий Афанасьевич уговаривал парней пойти на ней по морям. Они не возражают, но и не особо рвутся. В конце концов, можно взять яхту в аренду и хотя бы в Средиземное море уйти, это вроде самый реальный пока вариант.
Впрочем, много у Василия Афанасьевича и других планов. В Иркутске, на родине Татьяны Николаевны, мужчины Моисеевы построили дом. Алексей сам его проектировал. Есть в Иркутске и квартира. В ней, говорит мой герой, скорее всего, и поселятся они с женой:
– Михайло Ломоносов, мой земляк, сказал, что могущество России прирастать будет Сибирью. Вот мы и собираемся в Сибирь.
0

Читайте также в этом номере:

Снимите это немедленно (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Знак качества (Виктор ЦАРЕВ)
Закупить правильно (Виктор ЦАРЕВ)
Есть предложения? (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Без них далеко не уедешь (Владислав ШУКШИН)
Состыковано, сварено (Лариса ФЕДИШИНА)
Званые гости (Елена ПОПОВА)
Дополняй реальность (Марина БУШУЕВА)
Полезное знакомство (Мария СОКОЛОВА)
И арбузный снеговик (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Проигравших нет (Виктор ЦАРЕВ)
Будем радовать победами (Андрей ДЕГАНОВ)
Спортивный характер (Мария СОКОЛОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск