Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
Экстрим по душе Далее
«Легендарный» матч Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Дороги, которые мы выбираем
АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ
26 октября 2017 года, 14:39
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Елена ПОПОВА
В последнее воскресенье октября в нашей стране отмечается День работников автомобильного транспорта. А в автотранспортном объединении “Центральная автотранспортная контора” в эти дни готовятся к празднованию еще более значимого события – 80-летнего юбилея. О том, чем дышит сегодня одно из старейших предприятий, страницах его прошлого и перспективах развития наш разговор с директором АТО “ЦАТК” Андреем ВЕРХОЛЁЗОВЫМ.
Логично было предположить, что в кабинете руководителя автотранспортного объединения я увижу большинство типов машин, которые эксплуатируются сегодня в ЦАТК. Модели 90-тонного самосвала и погрузчика Caterpillar, экскаваторов Liebherr и Volvo, бульдозеров этих же фирм… Внушительная коллекция!
– Чаще всего модели привозят в подарок предприятию дилеры, которые обслуживают технику, – вносит ясность хозяин кабинета и добавляет: – Хотя это еще не вся коллекция. Часть машин мы отдавали почти на год на выставку в музей… К празднику планируем их все здесь расставить.  
– Хотя это, наверное, будут не все типы техники, которая работает в ЦАТК, – высказываю я предположение.
– Не все… – соглашается Андрей Верхолёзов. – В парке ЦАТК сейчас 403 машины. Масштабное обновление техники, начатое в 2010 году, продолжалось в течение нескольких лет. Наше предприятие принимало непосредственное участие в реализации проекта по реконструкции и перевооружению Талнахской обогатительной фабрики, и для строительства нового хвостохранилища к нам дополнительно поступило 20 единиц. Произошла почти полная замена автосамосвалов БелАЗ грузоподъемностью 45 тонн – теперь вместо них работают карьерные 55-тонные и 90-тонные автосамосвалы Caterpillar. Обновился парк тяжелой бульдозерной и погрузочной техники. Появились новые автоцистерны, бортовые и специальные автомобили, виброкатки и автогрейдеры. Перечислять можно долго. По сути, в каждом подразделении ЦАТК сегодня работают новые машины.
 
Такая разная техника
– Андрей Анатольевич, что сегодня входит в структуру ЦАТК?

– Сразу отмечу: специфика нашего предприятия – большая разбросанность парка техники по НПР. Это позволяет сократить время подъезда машин к заказчику и в итоге добиться большей производительности труда. Так, первая колонна обеспечивает перевозку грузов карьера рудника “Заполярный”, цементного и медного заводов. Вторая занимается доставкой технологических растворов на металлургические и обогатительные переделы ЗФ, а также взрывчатых материалов на рудники. Третья колонна перевозит грузы “Кайерканского” и Надеждинского металлургического завода. Здесь работают самые большие автосамосвалы в НПР – Caterpillar-777 грузоподъемностью 90 тонн. А еще в этой колонне трудятся необычные автомобили – вездеходы “Трэкол” на пневмоходу. Они могут проехать по любому снегу и болоту к самым недоступным объектам в тундре. В 2014 году подразделение получило четыре таких вездехода для обслуживания трубопроводов НОФ. А в колонне №5, расположенной на площадке Надеждинского металлургического завода, за последние пять лет появилось 28 единиц новой бульдозерной и погрузочной техники, грейдеров и универсальных дорожных машин. Основу шестой колонны составляют электрические экскаваторы – “монстры” весом более 100 тонн. Они используются для погрузки руды, породы НОФ, шлака медного завода, серы НМЗ. В 2013 году колонна получила три новые машины ЭКГ-5А, а также гидравлический дизельный экскаватор Caterpillar. И, наконец, новое подразделение ЦАТК, в которое вошли существовавшие ранее колонна №4 и участок большегрузного транспорта, – колонна №7 в Талнахе. Она обеспечивает карьерными автосамосвалами и строительно-дорожной техникой всю талнахскую промплощадку.
– Можете перевести труд всех подразделений в цифры?
– Парк автомобилей ЦАТК ежегодно перевозит от 20 до 25 миллионов тонн груза. При этом доля технологических грузов Заполярного филиала в общих грузоперевозках АТО составляет более 90 процентов.
– Очистку дорог от снега тоже выполняет ЦАТК?
Да, этим занимается управление автомобильных дорог и снегоборьбы, которое с 2005 года входит в состав автотранспортного управления. УАДиС обслуживает автодороги и производственные площадки предприятий ЗФ, чтобы в любых погодных условиях необходимые технологические грузы вовремя поступали на предприятия. Кроме всего прочего, это подразделение обеспечивает очистку от снега, противогололедные мероприятия, ямочный летний ремонт и отвечает за ремонт и обслуживание линий освещения на трассе Норильск – Алыкель. Отмечу также, что в структуру ЦАТК входит и флот пассажирских судов. Он этим летом также заметно обновился. Для доставки работников ЗФ и РОКС “Норникеля” и членов их семей к турбазам на озере Лама компания закупила четыре катера КС-162. Они заменят старые “Зори”, каждая из которых проработала в среднем 30 лет. Эксплуатация двух новых “каэсок” началась в июле. Еще два катера – их вот-вот должны доставить в Норильск – спустим на воду будущим летом.
 
Специально для Севера
– Такое сложное многофункциональное предприятие трудно соотнести с автотракторным парком и конной базой в составе транспортной конторы, с создания которой в 1937 году и начала свой отсчет история ЦАТК. Изменения за 80 лет космические!

– Очень сильно предприятие за эти годы изменилось, вы правы. Техника сегодня совсем другая. Я, приехав в Норильск в 1986 году, еще застал водителей, которые в 60–70-е годы прошлого века работали на 25-тонных МАЗах – так называемых “четвертаках”. У этих машин в кабине даже отопительной системы не было предусмотрено. Как люди за рулем грелись? Наливали дизельное топливо в ведро и поджигали солярку. Водители после смены все черные от копоти были… Это потом уже в Белоруссии начали выпускать более усовершенствованные 30- и 45-тонные БелАЗы. А я на предприятие устроился, когда здесь уже работали немецкие “Магирусы” и даже белорусские самосвалы грузоподъемностью 80–110 тонн. БелАЗы, конечно, неплохие машины… Но под эти самосвалы необходим был ремонтный комплекс, а по сути – мини-завод по изготовлению и реставрации крупногабаритных запасных частей. В ЦАТК тогда работали настоящие умельцы. Собственно, по-иному в прежние годы было и нельзя – техника была не столь надежна, как сегодня. При том что логистика – намного хуже. Это сейчас ледоколы “Норникеля” постоянно курсируют по Севморпути, самолетов больше летает… В крайнем случае всегда можно решить вопрос с доставкой в Норильск необходимых деталей. Хотя по большому счету глобальных сложностей с ремонтом техники у нас нет. Большегрузные Caterpillar обслуживает официальный дилер – компания “Восточная техника”.
– Производители учитывают наши климатические особенности и нагрузку машин в условиях Крайнего Севера?
– Конечно. Для этого пишется техническое задание. Машины, которые приходят в Норильск, имеют “северный пакет” – двойные стекла, дополнительное утепление и так далее. Техника постоянно модернизируется, с каждым годом становится все более надежной и производительной. Экскаваторы, погрузчики последних моделей имеют электронное управление, оборудованы джойстиками.
– Проблема с обучением кадров возникает? Или молодежь, привыкшая к гаджетам, все схватывает на лету?
– Чтобы управлять такой техникой, необходимо иметь высокую квалификацию и стаж как минимум три – пять лет. Отбор водителей на большегрузную технику серьезный. Поэтому новичок, только устроившийся на предприятие, обычно начинает работать на старых моделях машин под руководством опытных наставников. Кадровая проблема главным образом для нас заключается в том, что готовых специалистов в Норильске не найти. В училищах города по нашему профилю водителей не готовят. Людей, которые устраиваются в объединение, приходится учить с самых азов. Несколько лет назад, к примеру, особенно остро ощущалась в ЦАТК нехватка машинистов бульдозеров. Мы набирали группы кандидатов, которых затем обучали в корпоративном университете “Норильский никель”. К сожалению, не все из тех, кто получил корочки, представляли себе, что такое производство, и в течение короткого времени такие сотрудники покинули предприятие. Порой молодежь приходится не только учить управлять машиной, но еще и морально воспитывать. И наши опытные работники стараются это делать в духе тех традиций, которые десятилетиями формировались в ЦАТК.
– А сколько всего на сегодня работников в объединении?
– В штате почти 1300 человек. На следующий год эта цифра несколько уменьшится. С чем это связано? Идет естественный отток кадров – работники, которые воспользовались корпоративной программой “ДКП”, уезжают на материк. С учетом того, что возведение хвостохранилища на ТОФ завершено, потребности в дополнительных кадрах у нас нет. Хотя в перспективе, возможно, ситуация изменится. Планы у компании масштабные. А это значит, что парк большегрузного автотранспорта со временем может возрасти.
 
Глобальные задачи
– На многих предприятиях Заполярного филиала существуют свои музеи, на “Надежде” к примеру… Вы не планируете такой создать у себя? История ЦАТК богата событиями, наверняка у вас есть какие-то раритеты.

– Была такая мысль о музее… Но подходящее помещение найти непросто. Хотя экспонаты, вы правы, у нас есть – в архиве ЦАТК хранится много уникальных старых фотографий и документов. С другой стороны, модели 40- и 80-тонного БелАЗов, которые установлены на постаментах  перед управлением ЦАТК и на центральной площадке, – чем не музей под открытым небом? В советские годы эти машины, изготовленные службой главного механика и авторемонтным цехом ЦАТК, выезжали на праздничные демонстрации с флагами и транспарантами. Примерно в те же годы мастера нашего предприятия соорудили “революционный броневик” – он долго стоял за нашим подшефным третьим лицеем. Инициатором создания необычных машин стал бывший директор автотранспортного объединения Валентин Константинович Поляков. В годы его правления, я считаю, начался настоящий подъем предприятия. Многое было сделано по совершенствованию производства и социально-бытовой базы ЦАТК. Началось строительство здания управления АТО и турбазы на Ламе, бетонирование территорий и  реконструкция гаражей, авторемонтно-механической службы, складов, бытовых помещений, энерговооружение предприятия. Появились парные для рабочих, тренажерный зал… После того как Валентин Константинович уехал руководить санаторно-курортным комплексом “Озеро Белое”, начатые им преобразования продолжили в разные годы другие директора ЦАТК – Григорий Гаврилович Клок, Николай Степанович Насонов, а также мой предшественник Владимир Васильевич Букаткин, на плечи которого легли еще более глобальные задачи.
– Вы имеете в виду реорганизацию предприятия?
– Да, и причем она происходила не единственный раз. В прежние годы строительства в НПР много велось, и под каждую организацию создавался свой парк техники. Экономически это было нецелесообразно. Поэтому в 1997-м под руководством Владимира Васильевича произошло объединение 14 автохозяйств: ДХО “Норильскторг”, гаражей ТОФ, аглофабрики, медного и никелевого заводов, “Норильскавтоматики” и других переделов. Еще через два года к ним присоединился грузовой автотранспорт профилактория “Валек”, в 2000 году – АТЦ “Надежды”, а в 2002-м – бывшее АТК управления строительства. Все это позволило оптимизировать численность работников, более рационально использовать транспорт, минимизировать затраты. А в 2007 году автотранспортное объединение пережило очередную реорганизацию: ЦАТК передала во вновь созданные дочерние зависимые общества легковой парк и грузовой транспорт общего назначения, приняв в свой состав всю технику, задействованную на технологических переделах Заполярного филиала.
– На 80-летний юбилей предприятия приедут ветераны, бывшие руководители ЦАТК?
– К сожалению, Валентина Константиновича Полякова сегодня уже нет в живых, а другие бывшие директора объединения по разным причинам не смогут приехать в Норильск. Жаль, конечно… Тем не менее мы ждем на праздник бывших заместителей – Сергея Анатольевича Скрипко, Григория Григорьевича Огорилко и бывшего главного механика объединения Евгения Николаевича Писарева.
– Что пожелаете своему коллективу в канун праздника?
– Стабильной работы и развития – как технического, так и личностного. Счастья, здоровья, успехов на многие годы. И всегда бодрого настроения! Хочется, чтобы люди шли на работу с удовольствием. А мы со своей стороны постараемся сделать все от нас зависящее, чтобы так оно и было.
0

Читайте также в этом номере:

Снимите это немедленно (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Знак качества (Виктор ЦАРЕВ)
Закупить правильно (Виктор ЦАРЕВ)
Есть предложения? (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Без них далеко не уедешь (Владислав ШУКШИН)
Состыковано, сварено (Лариса ФЕДИШИНА)
Званые гости (Елена ПОПОВА)
Дополняй реальность (Марина БУШУЕВА)
Полезное знакомство (Мария СОКОЛОВА)
И арбузный снеговик (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Проигравших нет (Виктор ЦАРЕВ)
Будем радовать победами (Андрей ДЕГАНОВ)
Спортивный характер (Мария СОКОЛОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск