Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Дотянуться до нуля
ПРЯМАЯ ЛИНИЯ
21 декабря 2017 года, 12:36
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Лариса СТЕЦЕВИЧ
Вопросы обеспечения промышленной безопасности и охраны труда на производстве всегда актуальны. Несмотря на то что с каждым годом в этом направлении на всех предприятиях “Норникеля” проводится все более интенсивная работа с применением различных нестандартных подходов, профильные задачи остаются приоритетными.
Вот и на последней прямой линии в “ЗВ” речь вновь шла о культуре безопасности на производстве и о реальности достижения нулевого травматизма. На вопросы наших читателей отвечал  Станислав ЩЕРБАКОВ, начальник управления охраны труда и промышленной безопасности ООО “Норильскникельремонт”.
– Станислав Владимирович, что такое культура безопасности? И из чего она складывается?
– Культура безопасности – составная часть общей культуры производства и представляет собой совокупность видов деятельности администрации и поведения персонала, нацеленных на обеспечение безопасности производственных процессов. В этом направлении “Норильскникельремонт” ведет массированную работу и, в принципе, показывает неплохую положительную динамику. Главное – есть системная деятельность с использованием различных инструментов управления, таких как внедрение единых подходов по ключевым направлениям безо-пасности труда и производственных процессов. Ожидаемый результат придет, когда все без исключения руководители и персонал будут вовлечены в работу по управлению безопасностью, когда каждый из нас будет участвовать в планомерной, кропотливой деятельности по выстраиванию эффективной системы.
Ведь что такое культура безопасности? Это прежде всего квалификационная и психологическая подготовленность всех лиц, при которой обеспечение безопасности производства –  приоритетная цель и внутренняя потребность, приводящая к самосознанию, ответственности и самоконтролю при выполнении всех работ.  
Основные требования безопасности: исправная техника, качественные средства индивидуальной защиты, система правил, что можно, а чего нельзя делать, и грамотное отношение к вопросам обеспечения безопасного производственного процесса. Кроме того, или, правильнее сказать, прежде всего это и работа с персоналом – в частности, вопросы обучения. И сегодня в “Норильскникельремонте” этому уделяется большое внимание.
– Наш читатель, линейный мастер В.Н. интересуется, какие положительные плоды приносят усилия работников вашего подразделения. Или все только для галочки?
– Главная цель – это отсутствие травматизма. И тут надо говорить не только о нашем управлении, но и обо всей команде, начиная от генерального директора и заканчивая линейными работниками. Вопросами безопасности труда должны заниматься все, а не специалист по ТБ, стараясь в многотысячном коллективе обеспечить сохранность жизни и здоровья каждого. В обществе действует система управления промышленной безопасностью, закрепленная соответствующим положением, в котором все эти моменты прописаны. Сейчас идет оценка того, как они исполняются на местах, по различным параметрам, включая психологические. На основании полученных результатов будут сделаны рекомендации для улучшения ситуации.
Что касается вопроса, приносят ли плоды наши общие, подчеркиваю, усилия по промышленной безопасности и охране труда, то однозначно скажу: приносят. Итоги года подводить рано, впереди еще больше недели, да и новогодние праздники для нас время, когда требуется повышенное внимание ко всей производственной обстановке. Однако статистика одиннадцати месяцев показывает, что результаты хорошие. Но и это не дает нам право расслабляться. В “ННР”действительно делается колоссальная работа по совершенствованию системы управления охраной труда и промбезопасностью, но если допущен хоть один несчастный случай, значит, существуют в системе белые пятна, которые мы и пытаемся заполнить.
Но одними мерами контроля и предупреждения травматизма ограничиваться в современных условиях нельзя. Наша задача – повышать уровень производственной культуры персонала, неотъемлемой частью чего является ответственное отношение к технике безопасности. Мы обязуем своих сотрудников отказываться от работы в небезопасных условиях, и с начала этого года таких случаев было 77. В каждом из них комиссия подтвердила обоснованность отказов, что тоже говорит в пользу повышения культуры безопасности на наших производствах. С другой стороны, в 2017-м за нарушения Кардинальных правил безопасности у нас был уволен 81 работник.
 
Кнутом и пряником
– Какие инновации были внедрены в этом году в системе охраны труда и техники безопасности в подразделениях “Норильск-
никельремонта”?

– Если я начну перечислять все, что делается у нас для совершенствования системы управления ОТиПБ, то, боюсь, не хватит газетной полосы.
А вот отметить хотелось бы то, что в этом году “ННР” получил аккредитацию в Минтруда и соцзащиты РФ на право обучения работников и работодателей по вопросам охраны труда, тем самым у нас  отпала необходимость привлечения сторонних аккредитованных организаций для проверки знаний своих сотрудников и их обучения.
Также в десяти производственных корпусах подразделений смонтированы стационарные анкерные системы для обеспечения безопасности выполнения работ на высоте (кровля, подкрановые пути). В следующем году мы планируем продолжить оснащение собственных производственных баз стационарными средствами коллективной защиты.
В “Норильскникельремонте” внедрена компьютерная форма тестирования сотрудников по окончании проведения инструктажей на рабочих местах.
Порядка 70 раскомандировок оснащены телевизионными мониторами для трансляции видеоматериалов по охране труда и промышленной безопасности, детальной проработки технологии производства работ.
В обществе разработан регламент стажировки вновь назначенных инженерно-технических работников (в том числе на исполнение обязанностей).
С целью повышения ответственности и мотивации для начальников участков разработаны Кардинальные правила безопасности, которые определяют условия роста уровня оплаты – от 30 до 100 процентов. То есть по истечении двух лет работы без нарушений начальник участка получит зарплату в два раза больше.
– В прошлом году в “Норильскникельремонте” впервые прошел смотр-конкурс профессионального мастерства “Лучший специалист по охране труда”, а почему в этом не проводили? – спрашивает Валентина М.
– Мы рады, что этот конкурс привлек внимание наших работников, но решили проводить его один раз в два года.
Зато в этом году мы организовали смотрконкурс “Видеоинструктаж по безопасности труда”, соревнования профессионального мастерства “Лучший газорезчик”, “Лучший электромонтер”, “Безопасность работ на высоте”. Кроме того, я думаю, многим понравился и смотр – конкурс поделок работников и наших детей “Специальная одежда будущего”.
И вообще, мы решили как можно больше внимания уделять  подрастающему поколению, тем, кто, возможно, в будущем придет к нам на производство и продолжит семейные династии. Поэтому мы организовали экскурсию для детей на полигон по безопасному выполнению работ на высоте и учебный класс по оказанию первой медицинской помощи.
 
Словесной не место кляузе
–  С 2014 года в подразделениях “Норильскникельремонта”  проводится поведенческий аудит безопасности (ПАБ), заимствованный у фирмы DuPont. Всем инженерам – от мастера до главного инженера – необходимо провести четыре аудита в месяц. Любопытно, а в DuPont такая же периодичность и кто его там проводит? Еще хотелось бы знать, как часто (теоретически хотя бы) отдельный рядовой работник может попадать под процедуру ПАБ? Почему в “Норильскникельремонте” из четырех ежемесячных ПАБ только один может быть без замечаний, а остальные три с замечаниями (иначе они не вносятся в систему), для чего искусственно подтасовывается эта статистика? – негодует И.Б.

– В фирме DuPont принято любое посещение производственных объектов руководителями всех уровней сопровождать проведением бесед и ПАБ с работниками.
Тяжело спрогнозировать, сколько раз в год это может случиться с одним сотрудником. Это зависит от многих факторов: численности бригады (участка), травматизма на участке, допускал ли ранее работник опасные действия или трудился в опасных условиях, какая динамика наблюдается на участке по результатам проверок (аудитов) и так далее. Боюсь ошибиться, но в среднем три раза в год.
Хочу подчеркнуть, что ПАБ – неотъемлемая форма контроля за поведением  сотрудника при выполнении производственных процессов. Аудит безопасности предполагает под собой оценку действий работника и получение обратной связи от него. В обществе действительно введен регламент частоты проведения ПАБ не менее четырех раз в месяц, подчеркну – не менее, то есть больше – сколько душе угодно. А на самом деле каждое посещение производственного объекта предполагает общение с сотрудником на рабочем месте, и это тоже можно расценивать как поведенческий аудит безопасности.
К сожалению, у нас еще не тот уровень культуры производства, чтобы говорить о стопроцентных безопасных действиях работника или безопасных условиях, в которых он трудится. Статистика показывает, что даже на участках повышенной опасности, где должно быть особое внимание к охране труда, выявляются ситуации, которые при определенных обстоятельствах могут привести к травмам.
Еще большее сожаление вызывают руководители, формально проводящие проверки и тем самым дискредитирующие саму идею ПАБ. Именно для таких существует ограничение, которое не даст ответственному лицу возможности пообщаться с сотрудниками, не выходя из кабинета, и скрыть возможные неблагоприятные последствия.
– Мелкие порезы, царапины, ушибы или возможные происшествия – разве это повод главным инженерам цехов оформлять отчеты с расследованием и фотографиями? С какой целью был спущен план по микротравмам? По факту имеем лживую статистику: абсолютное большинство предъявляемых микротравм придуманы, чтобы выполнить план и не лишиться премии. Возможно ли отменить решение по учету микротравм на производстве? – интересуется один из работников общества.
– Во-первых, расследованием микротравм занимается постоянно действующая комиссия, но никак не главный инженер подразделения. Во-вторых, говорить о том, что на количество микротравм спущен план – это абсурд. Как можно спрогнозировать микротравму, выдумать какие-то обстоятельства, а потом расследовать?!
Ну а вообще, по результатам расследования происшествия формируется не только отчет, но и информационный бюллетень с приложением фотографий (порез, ссадина, синяк). По всем микротравмам ведется статистика, делается определенный анализ, проводятся корректирующие мероприятия.
– Уже внедрено пять стандартов: “Поведенческий аудит безопасности”, “Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты”, “Расследование происшествий”, “Изоляция источников энергии” и “Работы на высоте”. Какие еще стандарты ожидать? – спрашивает Александр Н.
– Всего действуют 11 стандартов. Причем не пять, а восемь перешли в разряд практического применения. Ожидается внедрение стандарта “Управление изменениями”.
– Когда у нас будет более качественная обувь, чтобы в огне не горела и в воде не тонула? – вопрос от мастера О.П.
– Чтобы в огне не горела и в воде не тонула, будет тогда, когда такую обувь изобретут. Мы сразу ее закупим.
А вообще хочу сказать, что в обществе обеспечению спецодеждой уделяется большое внимание. На одного работника в год затрачивается около 60 тысяч рублей. Достаточно сказать, что у нас порядка 240 видов различной спецодежды, спецобуви и СИЗ. Все они, в том числе и обувь, прежде чем попасть в закуп, проходят опытно-промышленные испытания в реальных производственных условиях. К примеру, в 2016 году мы заменили линейку резиновых сапог, на которые были нарекания. На сегодняшний день замечаний по поводу неудовлетворительного их качества я еще не слышал.
 
АВС – взгляд со стороны
– Насколько, на ваш взгляд, актуально проведение аудитов второй стороной, дают ли они положительные результаты? – спрашивает Виктор Сергеевич Г.

– Любая практика дает результаты. АВС – это взгляд со стороны наших коллег из других предприятий компании. Прежде всего это обмен наработанными практиками. Поэтому рекомендации, выданные аудиторами, для нас важны и способствуют в принятии корректирующих мер. Конечно, и здесь, как бы хороша ни была идея, как и в любом новом деле, возникают шероховатости. Мы над этим работаем, стараемся учитывать все недостатки. Хочу отметить, что на сегодня сама процедура проведения аудита видоизменилась. Стали больше внимания уделять деталям, глубже смотреть в систему.
– Для налаживания взаимопонимания между инженерами по ОТиПБ и линейными руководителями участков, повышения профессиональных навыков тех и других в “ННР” проходит ротация кадров. Инженер по ОТиПБ в течение двух месяцев трудится в роли заместителя начальника производственного участка, а тот исполняет его обязанности. Насколько этот опыт удачен, будете ли его продолжать? – вопрос от линейного мастера Н.П.
– Как показывает практика, данные перестановки в дальнейшем положительно сказываются на работе как специалистов охраны труда, так и линейных руководителей. То есть и тот и другой смотрят на себя и своего коллегу с разных сторон. Оба набираются опыта: одни –  производственно-хозяйственного, другие – в области ОТиПБ. И уже разговаривают на одном языке, проявляют больше взаимопонимания, взаимоуважения. В результате польза производству. Так что мы и дальше планируем развивать эту практику.
– Спасибо, Станислав Владимирович, за беседу. И последний вопрос от всех: “Когда же наступит эра нулевого травматизма, чего для этого не хватает?”
– Хочу еще раз напомнить, что безопасность и охрана труда – это постоянная, ежедневная, кропотливая работа с людьми. Мы стараемся к каждому найти свой ключик, свой подход и научить выполнять свое дело безопасно.
Что касается нулевого травматизма, то на самом деле это амбициозная цель, и мы путем реформаторских идей пытаемся к ней приблизиться. Развитие культуры безопасного производства и в дальнейшем ее устойчивое функционирование, повышение уровня самосознания работников, понимания, что каждый несчастный случай можно предотвратить, – вот те задачи, которые перед нами стоят.
И кстати, 12 декабря этого года состоялось подписание меморандума между Министерством труда и социальной защиты РФ и Международной ассоциацией социального обеспечения о присоединении России к движению Vision Zero, или “Нулевой травматизм”. Так что стремление это уже будет не только нашей целью, но целью всей страны.
 
ОТ РЕДАКЦИИ
Уважаемые читатели, проект “Прямая линия” завершил свою работу в 2017-м. Его авторы поздравляют норильчан с наступающим Новым годом и желают здоровья и благополучия. До новых встреч и интересного общения в 2018-м!
0

Читайте также в этом номере:

Опыт ваш незаменим (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Высшая школа (Валентин ПЕТРОВ)
Год экологии продолжится (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Диплом с “зеленым” отличием (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Конкурентоспособны? Очень (Татьяна РЫЧКОВА)
Информационная этика (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Поймай посадку (Татьяна РЫЧКОВА)
“Классика” на высоте (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
Мы изменим этот мир (Татьяна РЫЧКОВА)
Подвластный разуму (Марина БУШУЕВА)
Россия – это Север (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Как выглядит добро (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Есть куда танцевать дальше (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Победа на одном дыхании (Ольга ЛИТВИНЕНКО, Наталия НИКОЛАЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск