Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Без штрафа и упрека
ПРЯМАЯ ЛИНИЯ
7 августа 2017 года, 15:22
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Лариса СТЕЦЕВИЧ
Ежедневно каждый из нас в качестве потребителя вступает в различные правовые отношения: покупая товары, мы заключаем договор купли-продажи; открывая кран с водой – пользуемся коммунальными услугами; приобретая билет в общественном транспорте – заключаем договор перевозки. Всегда ли мы довольны? Залогом успешного регулирования отношений между покупателем и продавцом может стать только неукоснительное исполнение Закона “О защите прав потребителей”, уверена заместитель начальника отдела мониторинга потребительского рынка и защиты прав потребителей УПРИУ администрации Норильска Людмила ЛОЗИНСКАЯ.
И моральный ущерб
Почти каждый из нас в жизни сталкивается с неприятными ситуациями, когда приобретаемый товар не соответствует ожиданиям – ломается, не выполняет своих функций; исполнитель нарушает условия договора – установленные сроки, выполняет работу некачественно; перевозчик теряет багаж, задерживает рейс и так далее. Для таких случаев в 1992 году и был принят Закон РФ “О защите прав потребителей”. Но, несмотря на то что многим из нас известно о существовании этого закона, пользуются им далеко не все.
Людмила Лозинская, принявшая участие в прямой линии “ЗВ”, рассказывает: в структуре администрации Норильска уже давно работают специалисты по защите прав потребителей. Они оказывают необходимую консультацию и помощь в составлении претензий, помогают подготовить исковые заявления в суд. Ежегодно в отдел обращаются более полутора тысяч горожан. Любопытно, что и сами продавцы хотят знать о своих правах и возможности защититься от слишком ретивых и не всегда правых покупателей. В год от них в отдел поступает более ста обращений.
Мы попросили Людмилу Лозинскую ответить на вопросы наших читателей.
– Людмила Георгиевна, помогите, пожалуйста, разобраться в ситуации. Норильчанка Елена А. купила холодильник, который через некоторое время сломался. Покупка дорогостоящая, покупательница решила вернуть товар. Однако в магазине отказались принять назад неисправный холодильник, мотивируя это отсутствием упаковочной тары. Кто прав?
– В соответствии с Законом “О защите прав потребителей” каждый потребитель имеет право на качественный и безопасный для жизни, здоровья и имущества товар, на возврат товара или его замену, компенсацию расходов, связанных с товаром ненадлежащего качества, а также другие гарантии, которые предоставляет этот закон. В данном случае есть два варианта. Если мы предъявляем претензии изготовителю, то речь, конечно же, может идти о замене товара или ремонте. Если предъявляем претензии продавцу, то вправе потребовать ремонт, замену или деньги. При этом наличие упаковочной тары никакой роли не играет. В законе говорится лишь о возврате товара, комплектующих и составных частей изделия. Упаковочная тара в этот перечень не входит. Коробку хранить необязательно.
– А что делать, если все-таки продавец отказывается принять товар и вернуть деньги?
– Нужно обращаться в суд. Для сведения: холодильник, согласно Закону “О защите прав потребителей”, относится к перечню технически сложных товаров, таких как микроволновая печь, кофемашина или сотовый телефон. В случае если вы, купив товар из этого перечня, в первые 15 дней со дня покупки обнаружите недостаток, то имеете право потребовать ремонт, замену или деньги – на выбор. А если же поломка произошла через 15 дней, то можно рассчитывать на ремонт. При этом необходимо помнить, что максимальный срок ремонта – 45 суток. Если продавец не уложился в указанное время, то он обязан либо заменить товар, либо вернуть вам деньги – на ваше усмотрение. И никакие отговорки, что холодильник куда-то отправляли на ремонт и не успели вернуть, не имеют законной силы. Вас не должно это касаться, это забота продавца.
В качестве примера могу привести ситуацию: норильчанин купил телефон за 16 990 рублей, оказавшийся неисправным. Покупатель вернул телефон продавцу, который должен был его отремонтировать. Но сроки ремонта затянулись, тогда мужчина потребовал, согласно закону, деньги. Однако в этом ему отказали. Норильчанин обратился к нам в отдел, и мы помогли составить ему исковое заявление в суд, который признал неправоту продавца и взыскал в пользу покупателя уже 44 100 рублей. В эту сумму входят и пени – неустойка, которая составляет один процент от стоимости товара за каждый день, и моральный ущерб. Более того, если продавец добровольно не выполняет законные требования потребителя, он будет платить штраф.
– В магазине одной из торговых сетей отказываются принимать оплату по терминалу. При этом продавец ведет себя по-хамски, скандалит. На замечания администратора зала не реагирует, продолжает вести себя с покупателями неуважительно. Ситуация повторяется неоднократно. Имеет ли право продавец отказывать в оплате покупки по безналичному расчету? Куда обратиться в таком случае?
– Статья 16.1 Закона РФ “О защите прав потребителей” прямо гласит: “Продавец обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя”. При оплате товаров продавцу запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов.
При невозможности оплаты товаров путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя либо нарушении иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров, статьей 14.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. Она влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15 000 до 30 000 рублей, на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 рублей.
 
Для удобства покупателей
– Людмила Георгиевна, очень много вопросов от читателей по поводу уровня обслуживания. Например, читательница М. спрашивает: “В некоторых магазинах прилавки с товаром расположены слишком близко друг к другу, проходы узкие, пройти невозможно. Однажды мой маленький сын задел на витрине банку с кофе, которая упала и немного надкололась. Должна ли я оплачивать этот товар?

– Нет, не должна: виноваты работники магазина, которые не обеспечили безопасный доступ к товару. Если продавцы все же настаивают на возмещении ущерба, то покупатель вправе составить акт о случившемся, а магазин пусть подает в суд и требует возмещения убытков. Согласно Гражданскому кодексу, в магазинах самообслуживания продавцы обязаны предоставить покупателям удобные подходы к размещенному товару. Если торговая точка предоставляет нам право выбора, значит и условия для этого они должны обеспечить.
– Есть еще один подобный вопрос: в магазине кассы расположены очень неудобно: люди постоянно толкают друг друга, ругаются. Кто за это отвечает? Сколько ни говорила в магазине, все без толку”.
– Ваш вопрос о неудобстве при расчетах за товары следует довести до руководителя магазина. Сделать это можно либо оставив ваши замечания в книге отзывов и предложений, либо направив свои замечания и предложения заказным письмом с уведомлением в адрес предприятия.
Мы есть то, что едим
– “Почему в некоторых магазинах продают просроченную “молочку”? Например, прихожу 20 июля, беру йогурт или сметану, у которых срок годности до 20 июля, но эти товары все равно держат на прилавке. Обратилась к продавцу, а он отвечает, что сегодня 20-е, значит, товар еще не просрочен. Кто прав?” – спрашивает Антонина Петровна К.
– Данный вопрос в компетенции Роспотребнадзора. Для сведения добавлю, что одним из критериев качества пищевых продуктов является срок годности. Некачественные пищевые продукты не подлежат реализации, они утилизируются или уничтожаются. Административная ответственность за реализацию некачественных пищевых продуктов предусмотрена статьей 14.4 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа:
на граждан в размере от 1000 до 2000 рублей;
* на должностных лиц – от 3000 до 10 000 рублей;
* на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 10 000 до 20 000 рублей;
* на юридических лиц – от 20 000 до 30 000 рублей.
Так что если видите некачественный товар на прилавках, не молчите, обращайтесь в надзорные органы.
– “Кто проверяет качество овощей в торговых палатках? Такое впечатление, что никто, и цены там ставят, какие хотят. И арбузы режут грязными ножами, а народ все равно берет”, – возмущается Степан Николаевич.
– При поступлении на продовольственный рынок плодоовощная продукция в обязательном порядке должна иметь декларацию соответствия, подтвержденную накладными. Декларации на плодоовощную продукцию выдают специализированные лаборатории, имеющие государственную аккредитацию. Оценка качества овощей и фруктов в основном производится органолептическими методами, а при возникновении подозрения на ядовитость, зараженность или фальсификацию применяются лабораторные методы.
Согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов СП 2.3.6.1066-01, утвержденным Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.09.2001 №23, “не допускаются к реализации продукты, загрязненные землей, опилками, соломой, с посторонними запахами и вкусом, а также дряблые, раздавленные, поврежденные вредителями, грызунами, загнившие, с плесенью, подмороженные”. Равно как недопустима и продажа бахчевых культур частями и с надрезами. Если видите такие нарушения, обращайтесь в Роспотребнадзор.
 
Добро пожаловаться
– Вопрос по поводу услуг: “Сдавала шубу в химчистку, но качество меня не устроило. И почистили плохо, и денег взяли немало. Куда обращаться? Прямо в суд?”

– Что касается денег, то здесь без комментариев, потому что политика ценообразования не в компетенции нашего управления. А вот качество оказания услуг подпадает под действие Закона “О защите прав потребителей”. На что здесь советую обратить внимание… Первое: если вещь испортили окончательно, то есть порвали, разодрали, и носить ее нельзя, потребитель может требовать двукратную стоимость вещи и возмещения убытков. Второе: когда плохо почистили, то есть остались грязные пятна, потребитель вправе требовать устранения недостатков за счет химчистки. Для этого в адрес руководства предприятия необходимо написать претензию. Если отказываются – подавайте в суд.
При сдаче вещи в химчистку оценивается ее изношенность и состояние, составляют квитанцию. Если вам вернули испорченную шубу, первое, что вы делаете, – пишете претензию, в которой указываете все недостатки и требуете их устранить, если это возможно. Либо возместить ущерб, как уже говорилось выше, в двукратном размере стоимости изделия. И получаете ответ, в котором вам, к примеру, объясняют, что делали все как положено, а возникшие недостатки – не по их вине. Тогда вы обращаетесь в независимую товароведческую экспертизу, а затем в суд. Экспертиза, конечно, стоит денег, но если вы будете правы, то через суд сможете вернуть свои средства. Экспертиза бывает досудебная и потребованная решением суда.
И еще один момент, на который стоит обратить внимание: в некоторых химчистках требуют подписать квитанцию, что вы не имеете претензий, иначе вам не возвращают вещь. Но как вы ее можете забрать, если изъяны налицо? В этом случае вы должны потребовать составить акт, где подробно опишете все недостатки. Если в составлении акта вам отказывают, лучше вещь не забирать, а сразу писать исковое заявление в суд.
0

Читайте также в этом номере:

Особый случай (Анна ФИНН)
Права для багажа (Виктор ЦАРЕВ)
Полная загрузка (Виктор ЦАРЕВ)
Рисковая тема (Виктор ЦАРЕВ)
Мыслить генштабно (Виктор ЦАРЕВ)
Учесть тактику (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Все по плану (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Без заявки (Виктор ЦАРЕВ)
Воспитают рублем (Анна САРАФАНОВА)
Озеленим заново (Варвара СОСНОВСКАЯ)
Сделать и сдать (Татьяна РЫЧКОВА)
Взрослые игры (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
Успеть за 60 минут (Яна АНДРЕЕВА)
Делу время, Suzuki час (Марина БУШУЕВА)
Капуста как деликатес (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Приключения электроники (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
АКВАлето (Татьяна СОКОЛОВА)
Детям тут место (Анастасия ПАПОНОВА)
Поход продолжался 22 суток (Роман БУКВОЕДОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск