Высокая РОБОТоспособность
ДЕТСТВО БЕЗ ГРАНИЦ
![]() |
15 ноября 2018 года, 15:31 Фото: Елена ПОПОВА Текст: Елена ПОПОВА
|
Самые необычные роботы в мире сегодня умеют оперировать, вести философские беседы и даже обладают человекоподобной мимикой. Создать когда-нибудь собственную уникальную разработку – мечта большинства учеников “Робоникеля”, образовательного проекта “Норникеля” и школы робототехники Cyber Class. “Заполярный вестник” побывал на занятии детской группы.
Непогода в воскресный день не стала поводом для актировки. Все ученики “Робоникеля” оказались в сборе. В утренней, младшей, группе – дети 11–13 лет. Что их всех объединяет, если не считать страсти к робототехнике и конструированию? Они – любопытны. Их фантазия, что называется, без тормозов. В школе эти дети отдают предпочтение математике и физике, что, возможно, и помогло им пройти нынешней осенью серьезный отбор на курс. Среди мальчишек я вижу только одну девочку. Она представляется: “Даша Севастьянова. Пятый класс. Гимназия №4”. Научиться рассчитывать движения роботов и программировать их на взаимодействие с окружающими объектами и друг с другом – ее мечта. А пока нужно хотя бы разобраться с пультами управления и датчиками. Жужжание колес Lego-роботов, подсоединенных к ноутбукам, растворяется в гуле голосов. Преподаватель из Москвы Дмитрий Синченко просит тишины. – Сложный материал лучше всего помогает усвоить метод ассоциаций. Когда говорят про блок ожидания, какая у вас в голове картинка появляется? Stop. Правильно! А какой механизм этот принцип отражает? Шлагбаум – отлично! С блоком ожидания то же самое – пока не будут соблюдены определенные условия, дальше мы не пройдем. Для человека, далекого от программирования и роботостроения, термины “датчики касания”, “переключатели”, “моторы EV3” ни о чем не говорят. Но для детей, похоже, ничего удивительного. – А почему в обучении используется Lego? – отвлекаю на минутку Дмитрия, пока ребята выполняют задание. – Это универсальная платформа. Для того чтобы дети собирали роботов сами, делали корпусы, передачи, сервоприводы, их нужно научить 3D-моделированию, конструированию, выполнять расчеты на прочность конструкций. Программы Lego Education (WeDo и EV3) зарекомендовали себя как одни из лучших. – А вы сами давно увлекаетесь робототехникой? – В выпускных классах, перед тем как поступать в МГТУ им. Баумана на кафедру робототехники и комплексной автоматизации, я готовил задание на олимпиаду: занимался разработкой конструкций автоматизированных средств, помогающих людям с ограниченными возможностями. И уже с первого-второго курса вуза начал преподавать робототехнику. Заблудились в Пекине В Норильске, входящем в шестерку северных городов – участников благотворительного образовательного проекта “Робоникель”, – дети обучаются робототехнике второй год подряд. Группы сборные – в числе ребят есть и “второкурсники”. Для них Дмитрий припас новые задания. – Сейчас ничего сложного на занятиях нет, – признается пятиклассник Степан Харченко. – А в прошлом году очень трудно пришлось на соревнованиях: наши роботы должны были распределить фрукты по цвету и доставить их в нужное место. Мы этих роботов делали, наверное, недели две-три. Степана сегодня можно назвать человеком бывалым. Летом вместе с одноклассником Денисом Усковым он участвовал в первенстве по робототехнике КРОК, которое проходило в Москве. Юные норильчане тогда заняли первое место в номинации “РобоДебют”. В Китае ребятам повезло меньше. – На RobotChallenge в Пекине было столько участников! Больше 60 стран. Естественно, мы волновались. Даже чуть не заблудились, когда за аккумулятором пошли. На дистанции наш робот показал среднюю скорость. Кто стал победителем? Китайский школьник. – В Бухаресте тоже было много соперников, но у них были обычные роботы, не из Lego, – присоединяется к нашему разговору шестиклассник Максим Пластунов, на днях вернувшийся с RoboChallenge в Румынии. – Может, по-вашему, когда-нибудь робот абсолютно во всем заменить человека? – Нет, – качает головой Максим. – В каких-то профессиях может! – не соглашается с ним Денис Мирошников. – Кстати, в Москве есть искусственный интеллект, который отвечает на все звонки, поступающие в диспетчерскую такси, –приводит пример Денис Усков. За новинками в сфере робототехники мальчишки следят. – А реально в будущем создать таких роботов, которые будут испытывать те же эмоции, что и люди? – мне вспоминается сентиментальный робот Валли из одноименного мультика. Однозначного ответа на этот вопрос у юных Кулибиных нет. – Но вообще я читал про такой искусственный интеллект, который умеет запоминать слова, подстраиваться под человека и разговаривать с ним на разные темы, – задумчиво говорит один из мальчишек. Четвероногие и двуногие Дмитрий Синченко, за день до этого проводивший занятия в Дудинке, а чуть раньше – в Заполярном Мурманской области, не случайно отметил, что “у северных детей глаза горят”. Почти все ученики “Робоникеля”, как выяснилось, мечтают в будущем стать изобретателями, программистами, инженерами-робототехниками. – Я бы хотел создать универсального робота – помощника по дому, который мог бы пылесосить, мыть полы и посуду, – признается пятиклассник Никита Чернов. – И массаж умел делать!.. – хохочут мальчишки. Шутки шутками, но в мире уже известен робоврач, который может быстро анализировать данные о заболеваниях, обрабатывать их и выдавать точные результаты диагностики. – А вас какой робот больше всего поразил? – вопрос после урока преподавателю. – Разработка Boston Dynamics – антропоморфные и биоморфные роботы, которые имеют ту же анатомию, что и человек, и животное. Эти четвероногие роботы умеют бегать, ориентироваться на улице и в закрытом пространстве, преодолевать препятствия в виде бордюров и лестниц, а некоторые модели могут брать предметы и даже вставать после падений. Многие разработки охотно берут на вооружение военные, хотя и не только они. Робототехника давно проникла в нашу жизнь. Пример? Сейчас повсеместно на всех производствах в России ведется автоматизация. Автоматические конвейерные линии, станки с ЧПУ – это по сути те же роботы, которые выполняют задачи самостоятельно, оператор только контролирует процесс. Или автоматические беспилотные летательные аппараты, танки, автопилот в самолетах, электромобиль “Тесла”… – Среди учеников “Робоникеля” есть те, у кого, на ваш взгляд, может быть большое будущее в этой сфере? – Таких детей видно сразу. Они просят более сложные задания, остаются после занятий, приходят на дополнительные консультации. Конечно, очень важна база, которую ребенок получил в школе. С другой стороны, если есть огромное желание, мотивация, то ученик сможет сам наверстать те знания, которых ему не хватает. И здесь можно только порадоваться за норильчан. Во всех крупных российских городах сегодня обучают робототехнике. И очень круто, что у детей с отдаленных территорий, с Крайнего Севера, теперь тоже есть возможность для развития. |
0 | Твитнуть |