Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
«Легендарный» матч Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Высокая РОБОТоспособность
ДЕТСТВО БЕЗ ГРАНИЦ
15 ноября 2018 года, 15:31
Фото: Елена ПОПОВА
Текст: Елена ПОПОВА
Самые необычные роботы в мире сегодня умеют оперировать, вести философские беседы и даже обладают человекоподобной мимикой. Создать когда-нибудь собственную уникальную разработку – мечта большинства учеников “Робоникеля”, образовательного проекта “Норникеля” и школы робототехники Cyber Class. “Заполярный вестник” побывал на занятии детской группы.
Непогода в воскресный день не стала поводом для актировки. Все ученики “Робоникеля” оказались в сборе. В утренней, младшей, группе – дети 11–13 лет. Что их всех объединяет, если не считать страсти к робототехнике и конструированию? Они – любопытны. Их фантазия, что называется, без тормозов. В школе эти дети отдают предпочтение математике и физике, что, возможно, и помогло им пройти нынешней осенью серьезный отбор на курс.
Среди мальчишек я вижу только одну девочку. Она представляется: “Даша Севастьянова. Пятый класс. Гимназия №4”. Научиться рассчитывать движения роботов и программировать их на взаимодействие с окружающими объектами и друг с другом – ее мечта. А пока нужно хотя бы разобраться с пультами управления и датчиками.
Жужжание колес Lego-роботов, подсоединенных к ноутбукам, растворяется в гуле голосов. Преподаватель из Москвы Дмитрий Синченко просит тишины.
– Сложный материал лучше всего помогает усвоить метод ассоциаций. Когда говорят про блок ожидания, какая у вас в голове картинка появляется? Stop. Правильно! А какой механизм этот принцип отражает? Шлагбаум – отлично! С блоком ожидания то же самое – пока не будут соблюдены определенные условия, дальше мы не пройдем.  
Для человека, далекого от программирования и роботостроения, термины “датчики касания”, “переключатели”, “моторы EV3” ни о чем не говорят. Но для детей, похоже, ничего удивительного.
– А почему в обучении используется Lego? – отвлекаю на минутку Дмитрия, пока ребята выполняют задание.
– Это универсальная платформа. Для того чтобы дети собирали роботов сами, делали корпусы, передачи, сервоприводы, их нужно научить 3D-моделированию, конструированию, выполнять расчеты на прочность конструкций. Программы Lego Education (WeDo и EV3) зарекомендовали себя как одни из лучших.
– А вы сами давно увлекаетесь робототехникой?
– В выпускных классах, перед тем как поступать в МГТУ им. Баумана на кафедру робототехники и комплексной автоматизации, я готовил задание на олимпиаду: занимался разработкой конструкций автоматизированных средств, помогающих людям с ограниченными возможностями. И уже с первого-второго курса вуза начал преподавать робототехнику.
Заблудились в Пекине
В Норильске, входящем в шестерку северных городов – участников благотворительного образовательного проекта “Робоникель”, – дети обучаются робототехнике второй год подряд. Группы сборные – в числе ребят есть и “второкурсники”. Для них Дмитрий припас новые задания.
– Сейчас ничего сложного на занятиях нет, – признается пятиклассник Степан Харченко. – А в прошлом году очень трудно пришлось на соревнованиях: наши роботы должны были распределить фрукты по цвету и доставить их в нужное место. Мы этих роботов делали, наверное, недели две-три.
Степана сегодня можно назвать человеком бывалым. Летом вместе с одноклассником Денисом Усковым он участвовал в первенстве по робототехнике КРОК, которое проходило в Москве. Юные норильчане тогда заняли первое место в номинации “РобоДебют”. В Китае ребятам повезло меньше.
– На RobotChallenge в Пекине было столько участников! Больше 60 стран. Естественно, мы волновались. Даже чуть не заблудились, когда за аккумулятором пошли. На дистанции наш робот показал среднюю скорость. Кто стал победителем? Китайский школьник.
– В Бухаресте тоже было много соперников, но у них были обычные роботы, не из Lego, – присоединяется к нашему разговору шестиклассник Максим Пластунов, на днях вернувшийся с RoboChallenge в Румынии.
– Может, по-вашему, когда-нибудь робот абсолютно во всем заменить человека?
– Нет, – качает головой Максим.
– В каких-то профессиях может! – не соглашается с ним Денис Мирошников.
– Кстати, в Москве есть искусственный интеллект, который отвечает на все звонки, поступающие в диспетчерскую такси, –приводит пример Денис Усков.
За новинками в сфере робототехники мальчишки следят.
– А реально в будущем создать таких роботов, которые будут испытывать те же эмоции, что и люди? – мне вспоминается сентиментальный робот Валли из одноименного мультика.  
Однозначного ответа на этот вопрос у юных Кулибиных нет.
– Но вообще я читал про такой искусственный интеллект, который умеет запоминать слова, подстраиваться под человека и разговаривать с ним на разные темы, – задумчиво говорит один из мальчишек.
Четвероногие и двуногие
Дмитрий Синченко, за день до этого проводивший занятия в Дудинке, а чуть раньше – в Заполярном Мурманской области, не случайно отметил, что “у северных детей глаза горят”. Почти все ученики “Робоникеля”, как выяснилось, мечтают в будущем стать изобретателями, программистами, инженерами-робототехниками.
– Я бы хотел создать универсального робота – помощника по дому, который мог бы пылесосить, мыть полы и посуду, – признается пятиклассник Никита Чернов.
– И массаж умел делать!.. – хохочут мальчишки.
Шутки шутками, но в мире уже известен робоврач, который может быстро анализировать данные о заболеваниях, обрабатывать их и выдавать точные результаты диагностики.
– А вас какой робот больше всего поразил? – вопрос после урока преподавателю.
– Разработка Boston Dynamics – антропоморфные и биоморфные роботы, которые имеют ту же анатомию, что и человек, и животное. Эти четвероногие роботы умеют бегать, ориентироваться на улице и в закрытом пространстве, преодолевать препятствия в виде бордюров и лестниц, а некоторые модели могут брать предметы и даже вставать после падений. Многие разработки охотно берут на вооружение военные, хотя и не только они. Робототехника давно проникла в нашу жизнь. Пример? Сейчас повсеместно на всех производствах в России ведется автоматизация. Автоматические конвейерные линии, станки с ЧПУ – это по сути те же роботы, которые выполняют задачи самостоятельно, оператор только контролирует процесс. Или автоматические беспилотные летательные аппараты, танки, автопилот в самолетах, электромобиль “Тесла”…
– Среди учеников “Робоникеля” есть те, у кого, на ваш взгляд, может быть большое будущее в этой сфере?
– Таких детей видно сразу. Они просят более сложные задания, остаются после занятий, приходят на дополнительные консультации. Конечно, очень важна база, которую ребенок получил в школе. С другой стороны, если есть огромное желание, мотивация, то ученик сможет сам наверстать те знания, которых ему не хватает. И здесь можно только порадоваться за норильчан. Во всех крупных российских городах сегодня обучают робототехнике. И очень круто, что у детей с отдаленных территорий, с Крайнего Севера, теперь тоже есть возможность для развития.  
В Норильске и Заполярном обучение началось в 2017 году. В сентябре этого года к ним присоединились Никель, Дудинка, Мончегорск и Чита
0

Читайте также в этом номере:

Распутал финский узел (Лариса ФЕДИШИНА)
Управлять и справляться (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Не жалко поделиться (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Наездов не будет (Татьяна РЫЧКОВА)
Своя территория (Варвара СОСНОВСКАЯ)
Самолетом, поездом… (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Будет новый мир (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Аэропорт: есть три варианта (Лариса МИХАЙЛОВА)
Нам все больше дороги дороги (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Мало снега (Лариса ФЕДИШИНА)
Легкие на подъем (Евгения СТОРОЖКО)
Когда начнется Новый год (Евгения СТОРОЖКО)
Опытным путем (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Добрый человек (Татьяна РЫЧКОВА)
Нужны друг другу (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Для самых маленьких (Владислав ШУКШИН)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск