Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Всегда в пути
КО ДНЮ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКА
2 августа 2018 года, 15:22
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Татьяна РЫЧКОВА
Какая там тройка – у них в управлении до шести тысяч лошадиных сил. Мчатся сейчас эти кони по железной дороге навстречу летнему солнцу. По сторонам зеленые лиственницы и березки, малиновые цветы иван-чая и желтые головки пижмы, впереди – копры талнахских рудников…
Накануне Дня железнодорожника “Вестник” совершил маленькое путешествие на тепловозе вместе с машинистом Георгием Потрибным и его помощником Максимом Бакулиным.
Тепловозов, которые круглосуточно, ежесменно разъезжаются по железным дорогам НПР, в цехе подвижного состава Предприятия технологического железнодорожного транспорта 31 единица. Это 21 маневровый тепловоз и 10 магистральных двухсекционных локомотивов. Вес первых – от 120 до 180 тонн, мощность – от 1200 до 2000 лошадиных сил. Вес вторых – 138 тонн, мощность каждой секции – 3000 лошадиных сил.
Маневровые трудятся на локальных производственных площадках. Основная нагрузка в НПР возлагается на магистральные тепловозы, которые следуют из Талнаха в Норильск, на Нулевой пикет, в Дудинку и обратно. Вес поездов достигает 4000 тонн. Они всегда в пути. Если остановятся даже ненадолго, порвется производственная цепочка Норильского комбината.
Состав локомотивных бригад порядка 250 человек. Актировок у машинистов, их помощников и составителей поездов не бывает. Зимой случается вести составы при очень ограниченной видимости. Иногда преградой становится “грязный снег”. Так на железнодорожном сленге называются большие переметы снега. Здесь на помощь приходит специализированная техника предприятия.
Среди железнодорожников ходят забавные анекдоты про погоду, рожденные жизнью. Вот, например, в начале 1990-х случилась черная пурга и все пути замело. Прямо по рельсам к стоявшему тепловозу подъехала грузовая машина. Водитель грузовика выскочил и закричал: “Что вы тут делаете? Это наша дорога!”
Тепловоз, на котором нам разрешено ознакомиться с работой локомотивной бригады, находится в Талнахе. Мы едем туда на дежурном автомобиле по автодороге вместе с машинистом-инструктором Валерием Шкуриным, который знакомит нас с историей и работой железной дороги.
В другом мире
Вот и парк “Талнах” станции “Комсомольская”, где нас ждет поезд, рассчитанный на двойную тягу магистральных тепловозов серии 2ТЭ116. На двойную потому, что преодолеть следует большой затяжной подъем до станции “Комсомольская” и поднять 3150 тонн. Это ангидрит, входящий в состав закладки, и десять вагонов с оборудованием для рудника “Комсомольский”.
Валерий Шкурин знакомит нас с машинистом тепловоза Георгием Потрибным и его помощником Максимом Бакулиным.
По железным дорогам НПР Георгий Георгиевич ездит 37 лет, вид имеет молодцеватый. В профессию попал просто. Сначала в Норильск по комсомольской путевке приехал старший брат и устроился на железную дорогу. За ним последовал средний брат, а затем и Георгий. К ним присоединились представители подросшего молодого поколения, и династия выросла до пяти человек. Общий трудовой стаж семьи на Норильской железной дороге – целое столетие.
У помощника машиниста Максима Ивановича 25 лет норильского железнодорожного стажа. В годы перестройки он пробовал стать бизнесменом. Не понравилось. Ушел на железную дорогу – и своим выбором доволен. Основная его обязанность – быть штурманом. Он помогает машинисту в вождении поезда, по ходу подсказывает: “Переезд свободен! Можно ехать”. Или: “Слева помеха!” (Это когда машина на переезде собирается проскочить перед носом тепловоза.) Максим Иванович также сможет заменить машиниста, если понадобится, или подсобить в случае аварийной поломки.
На пульте управления машиниста тепловоза много разных приборов и выключателей. Есть контроллер управления и сразу два тормозных крана. Один отвечает за тормоза вагонов, второй – за тормоз локомотива. Приборы на панели показывают давление, масло, топливо, нагрузку. О том, что он управляет сейчас шестью тысячами “лошадей”, Георгий Георгиевич говорит как о чем-то обыденном.
Из кабины тепловоза железнодорожный путь кажется совсем узеньким. Обман зрения. Мы едем в гору (это называется “уклон”) по направлению к руднику “Комсомольский”. Слева по курсу белеет градирня “Маяка”. По обе стороны состава – рощицы молодых лиственниц и березок, малиновые соцветия иван-чая, желтые – пижмы. Слева виднеются копры “Комсомольского”. Пересекаем речку Талнашку, оставляя позади дорожных рабочих в оранжевых жилетах. Вот птички выпорхнули с обочины и умчались ввысь. Они живут совсем в другом мире!
– На работу едешь как на праздник! – гордо говорит Георгий Георгиевич. – Маршруты все время разные, но постоянно природа вокруг. Вот парни наши в Талнахе недавно видели двух маленьких медвежат.
Только ехать надо потихоньку, имея в виду своеобразный грунт и центровку думпкаров. А зимой, рассказывает Максим Иванович, сугробов на этом пути бывает до окошек.
– Мысли какие-то посторонние, когда машинист ведет состав, крутятся в голове?
– Нет! Какое там! – восклицает Георгий Потрибный. – Только вперед, и чтобы безопасность была. Видите же, как машины себя ведут на переездах.
Перегон “Маяк” – “Комсомольская” пройден. Тепловозы рассоединяют. Теперь у каждого свой путь. Так же как у нас – обратно в редакцию.
Изобретательные люди
Профессиональный праздник у них раз в году, а у дежурной железнодорожного переезда Талнах – Валек Ларисы Дегтярь – все лето. На этот раз на смену сюжетным композициям у домика дежурных пришла летняя беседка, сооруженная Ларисой из пластиковых бутылок. Пока в мире ломают голову (или игнорируют проблему), что делать с бэушным пластиком, захламляющим планету, Лариса придумала такую вот эстетическую утилизацию.
Машинисты вообще очень изобретательные. В свое время было придумано, как в пургу, когда автомобильная дорога закрыта, доставлять людей с “Надежды” в город специальным составом по железной дороге. Идея не получила практического применения из-за сложности утверждений-согласований.
Одна из железнодорожных историй советских времен тоже имеет отношение к особенностям северного климата. Пионеров везли в Дудинку для отправки в пионерлагерь “Таежный”. Было это 10 июня. Со станции “Октябрьская” электричка отправилась в теплый летний день, благополучно миновала Кайеркан и Алыкель, но на подходе к станции “Тундра” началась полоса холода. Машинист немедленно включил обогрев, и поезд с детьми благополучно прибыл в теплую Дудинку, только проверяющий, увидев вагоны в снегу, удивился: “Где это вы были?!”
В те же времена электрички ходили по маршруту Норильск – Дудинка. В начале 1990-х ставили вместе три электропоезда, вспоминает Валерий Шкурин, так много было желающих отправиться на Енисей за корюшкой. Данный вид железнодорожного транспорта питается от электроэнергии, и однажды зимой, когда в проводах внезапно пропало напряжение, вагоны стали остывать. Прямо посреди тундры, в минус сорок. В поезде были дети. Что придумали железнодорожники? В составе имелся вагон-рефрижератор для доставки в Дудинку продуктов. Туда, включив режим на обогрев, и поместили детей.
Теплом веет не только от людей, работающих на железной дороге, но даже от названия турбазы железнодорожников – “Полустаночек”. Здесь в ближайшие выходные они и отметят свой профессиональный праздник. А многие встретят его в дороге.
Стаж работы семьи Георгия Потрибного на Норильской железной дороге – 100 лет
Вот где спрятаны 3000 лошадиных сил. Максим Бакулин проверяет уровень масла в двигателе
Горы, деревья и даже медведи – картинки в окне тепловоза всегда разные
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск