Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Владимир ЛАРИН: “Полагаю, что главные достижения у меня еще впереди”
ПОРТРЕТ РЕЗИДЕНТА
20 августа 2015 года, 15:21
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Беседовала Марина Бушуева
Мудрый и стратегически верный ответ одного из постоянных слушателей норильского клуба-лектория “Обогатительная фабрика”, ответ человека, который никогда не останавливается на достигнутом. А между тем он сам – ученый с мировым именем. Его рукой были обозначены границы Путоранского заповедника на карте России. У него есть свое мнение на любой вопрос, сдобренное неподражаемым чувством юмора. Продолжаем рубрику “Портрет резидента” интервью с Владимиром ЛАРИНЫМ.
– Кто вы? По профессии и в жизни.
– По профессии я зоолог. МГУ. Биофак. Кафедра зоологии позвоночных. Это самая престижная и самая консервативная кафедра. Наверное, этот мой выбор был предопределен, так как первый год своей жизни я провел в стенах общежития МГУ. И в 18 лет вернулся туда студентом.
И по жизни я зоолог. Это и привело меня в свое время в Норильск. Именно здесь обитал крайне интересный подвид – путоранский снежный баран. И на ту пору он был совершенно не исследован. И мне, тогда амбициозному мальчишке, пришла в голову такая блажь – этот вопрос закрыть. Что, собственно, и сделал. Угрохав на это лучшие годы жизни, проведя их в горах. В 1992 году защитил кандидатскую диссертацию “Снежный баран плато Путорана” и стал международным экспертом по этому подвиду.
Хотя сказать, что путоранский баран изучен полностью, нельзя. Это далеко не так. И если бы появился здесь амбициозный и упрямый исследователь, я бы это очень приветствовал и очень ему помогал.
– Ваши любимые занятия, хобби.
–  Человек делает хорошо и очень хорошо то, что ему очень нравится. При этом любому из нас приходится выполнять по жизни много другой работы, которая не очень нравится. И только азарт подвигает человека на что-то большое.
Я исследователь таймырской фауны. В этом моя работа, мои увлечения и моя жизнь. Только здесь, на Таймыре, масса интересных вещей, которые недоступны во многих других регионах. Куда бы мы ни повернули голову, мы увидим примеры этого. И тут столько всего не исследовано, что хватит не то что на меня, но на десятки поколений россиян. То, что мы видим сегодня, – это, конечно, обедненная фауна. Но нет ничего невозможного в ее восстановлении. Уже сейчас реально восстановлен овцебык. Сумасшедшими темпами идет становление якутского лесного бизона. И у меня мечта увидеть животных, обитавших здесь когда-то, вживую, а не на картинках великих классиков.
– Чем вы гордитесь? Ваши достижения.
– Я полагаю, что у меня это еще впереди. Если говорить о том, что уже случилось, то на сегодня у меня 35 лет прямого трудового стажа. И на карте Российской Федерации обозначены заповедники. Второй по площади и первый по земельным ресурсам – это, разумеется, заповедник Путоранский. Мне посчастливилось принять участие в его проектировании в 1986 году. Тогда я очень гордился, что его границы нанесены моей рукой. Они не только остались по сию пору, но и приобрели статус объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. К чему я тоже приложил руку.  
– Сколько лекций “Обогатительной фабрики” посетили? Какие больше всего запомнились, понравились? Чем?
– Я с великим удовольствием общаюсь с детьми пяти-шести лет, потому что меня интересует формирование мышления людей, которые будут править бал в середине текущего века. Точно так же мне очень интересны люди, успешные сегодня. Это, конечно, взрослые люди. И это те, которые являются спикерами “Фабрики”. Мне интересно, как они достигают своих вершин, что они имеют изначально и что получается на выходе.
Я посетил все лекции, которые были во время моего присутствия на территории. Все спикеры крайне разноплановы. Мне больше всего понравилась лекция Олега Лаврова, доктора медицинских наук. Блестящий лектор, ученый, практик. После первой части его блестящей лекции я спросил, правильно ли я понял его основную мысль: “Если у вас часто и сильно болит голова, то начинайте с ней дружить”? Он рассмеялся и сказал: “Да, так оно и есть. “Болит голова” надо понимать широко”.
Людмила Норсоян – очень интересная дама. Некоторые, кто ее слушал, сказали: “В чем же ее инновации? Она ничего не придумала!” Я приведу такой пример. Недавно, впервые за последние 26 лет, проходила научная конференция НИИ сельского хозяйства Крайнего Севера, и там великолепно сказал глава Норильска Олег Геннадьевич Курилов, что НИИСХ придумали много чего, но мало что внедрили. А вот Людмила Норсоян, может, и не много чего придумала, зато все это внедрила в жизнь. К слову, с “придумать” у нас на Руси проблем не было никогда. Вот бы еще все эти идеи воплотить в жизнь.
– Чего ищите на “Фабрике”? Дает ли вам это проект?
– Я расскажу один случай из своей жизни. Порядка тридцати лет тому назад, когда я работал в НИИСХ, у нас у всех были лайки, и, когда рождались щенки, было принято их представлять. По этому поводу случались ужасные скандалы, обиды и прочее. Как-то речь шла об одном щенке, мужики заспорили, и один сказал: “Хорош кобелек, но ума бы ему добавить”. Хозяин щенка начал бычиться. И тут мой потрясающий шеф Борис Михайлович Павлов разрядил конфликт, сказав: “Добавить ума любому из нас не повредит”. Так вот и в отношении “Обогатительной фабрики”. Она соответствует своему названию.
И мне “Фабрика” нравится по целому ряду причин. Во-первых, она необычна, она интересна и в чем-то провокационна. Если не образовываться в разных направлениях, то существует возможность заковыряться в собственном мирке, докатиться до величия, а по сути – стать дураком. “Фабрика” здорово бьет по ушам, потому что видишь принципиально иных людей, с иными подходами. Однозначно полезно.
Во-вторых, в городе есть определенная интеллектуальная тусовка, это достаточно узкий круг. На “Фабрике” все-таки я вижу новые, незнакомые мне лица, больше молодых, а значит – больше тех, кто мыслит иначе. И это очень хорошо.
–  А что бы вы изменили?
– Там, где дело касается творчества, я крайне деликатен и стараюсь туда вовсе не лезть. Потому что стоит туда сунуть нос чуть грубо – и все может прекратиться. Так что идет как идет, и дай Бог ей здоровья.
– Как думаете применить полученные знания? Есть ли замыслы, проекты, мечты, которые хотели бы реализовать?
– На “Обогатительной фабрике” я обогатился таким понятием как “социальный капитал”. Это твои связи на территории, в хорошем смысле слова.
Если же говорить о мечтах, то сегодня в России действует 12 хозяйств, где разводят овцебыков. Большинство ферм находятся в Якутии. Мне бы очень хотелось, чтобы в Норильске появилась такая ферма. Не столько для добывания пуха или мяса, сколько для развития туризма. Чтобы люди могли увидеть это животное вживую. Все, наверное, помнят овцебыка Гришку – люди приходили просто на него посмотреть. Гришка вызывал неподдельный восторг и у детей, и у взрослых.
– Чего вам не хватает для того, чтобы эти планы реализовать?
– У Валерия Кравца есть потрясающая книжка про овцебыков – “Исполины тундры”. А кто будет заниматься исполинами? Ну конечно, титаны. И они еще не так давно были на территории. Для того чтобы овцебыков привезли сюда, нужны были Трюдо, Косыгин, Забродин. Для того чтобы они тут размножились, нужен был Якушкин. Для того чтобы о них узнали, нужен был Кравец. А в последнее время титанов нет, поэтому и с исполинами не очень. А у якутов они есть. И это я не про “Алроса”, хотя деньги они на это выделяют, а про фанатически увлеченных и преданных делу людей. Про которых сейчас вышел в прокат фильм “Территория”. Идите смотрите – и все станет понятно.  
Мне легко начать ныть, что раньше все было лучше. Но несколько лет назад, когда я еще был директором Путоранского заповедника, мне на голову свалилась компания эмгэушников, это были молодые ребята и девушки, либо без пяти минут кандидаты наук, либо только защитившиеся, либо аспиранты. Высочайший уровень подготовки, знание нескольких иностранных языков, очень увлеченные ребята. Другое дело, что их сюда что-то должно манить.
– Кого бы вы хотели увидеть в качестве спикера? Без ограничений фантазии, набрасывайте “врассыпную, шрапнелью”, как говорит Татьяна Толстая.
– Для меня этот вопрос серьезный. И если мы говорим с вами серьезно, то меня вполне бы устроил Конфуций. Я бы его ни о чем не спрашивал, а только слушал с великим почтением и вниманием.
А так, очень много людей, наших с вами современников, которые живут в этом реальном грешном мире и достигают реальных успехов. Очень хотелось бы увидеть на лектории специалиста по среднему и высшему образованию, который бы мог рассказать, что нас ждет в ближайшие годы в этой области.  
 

 
Овцебычок Гришка и Владимир Ларин
В исследовании таймырской фауны работа, исследования и вся жизнь Ларина
0

Читайте также в этом номере:

Слышно, как небо зовет (Лариса ФЕДИШИНА)
Новый “немец” (Мария ГРИГОРЬЕВА)
Буровые Пелятки (Николай ЩИПКО)
Нам сделают тепло (Лариса ФЕДИШИНА)
Клади асфальт, пока горячо (Татьяна РЫЧКОВА)
С перерывом на дождь (Лариса ФЕДИШИНА)
И домам нужна крыша (Вера КАЛАБЕКОВА)
Не доверяй и проверяй (Анна ГОРБУНОВА, старший специалист Отдела МВД РФ по г. Норильску)
Показали зуб (Николай ЩИПКО)
Мамонты собрались в музее (Любовь ВАГАНОВА, начальник отдела по связям с общественностью ФГБУ “Объединенная дирекция заповедников Таймыра”)
Охота на молодняк (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Азбука для жкх (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Край готовится к Универсиаде (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск