Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
«Легендарный» матч Далее
В четвертом поколении Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Клади асфальт, пока горячо
Эх, дороги
20 августа 2015 года, 14:39
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Татьяна РЫЧКОВА
Лето-осень – пора дорожных ремонтов. “ЗВ” наблюдал, как укладывают новый асфальт на трассе Алыкель – Дудинка, и узнал, кто и как проверяет качество покрытия.
Наверное, любой водитель авто в НПР мечтает прокатиться в Дудинку по гладенькой, ровненькой дороге – посмотреть на Енисей и портальные краны, зайти в Таймырский краеведческий музей. Не говоря уже о том, что трасса имеет стратегическое значение. По ней в город-порт везут продукцию “Норильского никеля” для отправки потребителям по реке и Северному морскому пути. В Дудинку доставляются необходимые компании технологические грузы и продовольствие для жителей полуострова и НПР в частности. И если Дудинский морской порт принято сравнивать с артерией, питающей Таймыр, то автомобильная трасса Алыкель – Дудинка, без сомнения, важная составляющая этого понятия.
Недавно бригада “Заполярного вестника” прокатилась по дудинской дороге, отправившись в столицу Таймыра на празднование Дня коренных народов мира. Второй целью поездки значился репортаж о состоянии покрытия и дорожном ремонте на этом участке артерии.
Поворот на Дудинку. Первые гладкие, уже отремонтированные километры вскоре переходят в ухабы и ямы. Да, условия для путешествия не самые комфортные…
Трасса Алыкель – Дудинка протяженностью 54,3 км построена более четверти века назад. В 2006–2007-м были отремонтированы шесть километров – с нулевого по шестой, то есть со стороны Дудинки. Начиная с 2013 года ремонт на ней осуществляет ООО “ИЛАН-Норильск”. В 2014-м предприятие отремонтировало восемь километров, в планах нынешнего года еще 21.
Ликвидируют сегрегацию
Мы приближаемся к Дудинке. 6–16-й километр. По левой, уже приведенной в порядок стороне в город-порт едут машины. На правой половине дороги ведутся асфальтоукладочные работы. Подъезжающие самосвалы, что называется, с колес перегружают горячий черный асфальт в перегружатель Weller. Внизу этого сооружения крутится шнек, такой же, как в обычной бытовой мясорубке, только габаритный. Рядом с ремонтируемым участком – жарко, на полосе – липко. Один из рабочих поливает лопату водой, чтобы нейтрализовать эти явления.
Из перегружателя асфальт попадает в укладчик Bomag и ровным рыхлым слоем высотой сантиметров 20 ложится на дорогу. В процесс не медля вступают три катка Bomag. Бодренько снуют взад-вперед, укатывают покрытие. В процессе задействована в основном бригада из Дагестана, сезонные рабочие, вот уже третье лето подряд приезжающие в НПР на четыре летне-осенних месяца. Один парень бегает и измеряет температуру асфальта, другой прокалывает накатанный слой штырем, проверяет глубину укатки.
– Все так четко, рассыпают ровненькой дорожкой, уплотняют оперативно. Это обычная технология? – вопрос адресован Геннадию Латынцеву, заместителю генерального директора “ИЛАН-Норильск” по производству.
– В этом году мы купили перегружатель. Это новая технология, – отвечает Геннадий Васильевич. – Асфальтовый завод работает в 86 километрах от этого участка. Очень большая дальность ходки бетона, асфальт в кузове остывает неравномерно, а перегружатель его перемешивает. Очень важно, чтобы температура укладки была равномерной и не ниже 110–120 градусов. Новая технология помогает избежать сегрегации.
Они работают по принципу “куй железо, пока горячо”.
Всего в этом году на трассе Алыкель – Дудинка будет приведен в порядок 21 километр дорожного покрытия, рассказывает Латынцев, в 2016-м ремонт будет полностью закончен. Путь до столицы Таймыра станет намного привлекательнее.
– Надолго хватит этого ремонта? У нас же мерзлота…
– На материке срок ремонта 10–12 лет, а здесь просадки, оттаивает… Мы отвечаем только за покрытие. Лет пять-шесть оно простоит.
Проверят на износостойкость
Ремонт дорог ведется и в городе. Порядка 140 тысяч квадратных метров – таковы планы “Норильскавтодора” (заказчика) и “ИЛАН-Норильска” (подрядчика) на это лето. На сегодняшний день сделано 80 тысяч. Уже заасфальтировали улицу Нансена, Хантайскую, Талнахскую, Кирова, Павлова, Московскую, две тысячи метров на Набережной.
Полностью приведена в порядок Талнахская – от Пушкина до Павлова. Именно здесь, на четной стороне улицы, поблизости от магазина “Арбат”, журналистам рассказывают, как ведется учет отремонтированных участков и проверка их качества. Подъехали важные персоны: заместитель начальника управления “Норильскавтодор” Александр Аношкин, заместитель начальника управления городского хозяйства по транспорту и дорожной деятельности Валерий Цыбульский, представитель ООО “ИЛАН-Норильск” Геннадий Латынцев.
Главный специалист отдела сохранности автомобильных дорог и безопасности дорожного движения “ИЛАН-Норильск” Сергей Бойцов рассказывает, как считают объемы выполненных работ – площади отремонтированного покрытия. С помощью геодезического прибора тахеометра. Очень удобно, не нужно ходить, как когда-то, с рулетками или мерным колесом. Тахеометрическая съемка – более точный и более быстрый способ измерения. Площадь сразу видно на дисплее, можно перенести информацию в компьютер.
Для проверки качества покрытия делаются вырубки, из асфальта вырезают квадратики размером 20х20 см. В лаборатории “ИЛАН-Норильска” и “Норильскавтодора” их проверяют на уплотнение, влагонасыщаемость и прочая. Все эти показатели влияют на износостойкость. Нечетную сторону уже проверили, сделали семь вырубок, и на одном из участков обнаружился брак – недоуплотнение на один процент. В итоге “ИЛАН-Норильск” выплатил штрафные и дал городу гарантию на пять лет вместо стандартных трех по участку, где не прошла вырубка, поясняет Александр Аношкин.
Сергей Бойцов рассказывает о возможных причинах недоуплотнения. Возможно, машина с горячим асфальтом по каким-то причинам задержалась в пути, например сломалась.
Получилось нарушение технологии по времени. Вырубки участка, на котором мы находимся, экспертизу качества прошли благополучно.
City Bus придет на помощь
После тахиметрической съемки заасфальтированные участки проходят контроль на ровность сначала с помощью метровой рейки, затем – прибора под названием толчкомер.
Чтобы познакомиться с его работой, журналистов приглашают в лабораторию на колесах. Машина трогается с места. Для измерения неровностей толчкомеру нужна определенная скорость – 50 км в час. Установленный на заднем мосте приборчик передает показания на компьютер, находящийся в салоне. Это своего рода кардиограмма здоровья покрытия. На экране появляются столбики, слегка отличающиеся по высоте. Если амплитуда колебаний не соответствует разрешенным допускам, работа не принимается. Исследуемый участок четной стороны улицы Талнахской проходит экзамен на ровность благополучно. На сегодня проверено порядка 40 процентов отремонтированного покрытия, говорит Сергей Бойцов. Впереди еще три объекта, крупных дефектов нет, мелкие устраняются в процессе работы.
В придачу к ровным дорогам жители НПР получат 33 новые пластиковые автобусные остановки от “Норильскавтодора”, называет цифру Александр Аношкин. Эти сооружения частично защитят от дождя и ветра, в них можно присесть на скамейку. И на голову не прилетит бычок или бутылка, которые наши горожане иногда любят выбрасывать в окно.
Одна женщина из Талнаха прислала письмо по поводу пластиковых остановок, рассказывает Аношкин, мол, это показуха. Но теплые остановки – совсем другая цена вопроса. Потребуется подвести к ним коммуникации, поставить охрану, чтобы поздно вечером они не превратились в криминогенные точки, да и просто мусорные свалки. От себя добавим: всю Арктику куполом не накроешь, а за некомфортные погодные условия жители Крайнего Севера получают доплату. Проблему решит и грамотно подобранная одежда. Теплых остановок в этом году все же прибавится: на Талнахской, 12а, в длительном ремонте остановка “Детская больница”, которую восстанавливают после того, как здесь “потрудились” вандалы.
Другая проблема, которая время от времени всплывает на поверхность, – слишком долгий срок ожидания автобусов. Зимой это накладно для здоровья. Решить ее сегодня помогает спутниковая навигация и приложение City Bus (“Городской автобус”), которое можно загуглить и скачать из Интернета, поясняет Александр Аношкин, извлекая из кармана мобильник:
– Находим остановку, нажимаем – оп! Автобус 5б на этой остановке в направлении медного завода будет через пять минут. Через восемь будет 14б, через 18 – 6-й.
У непродвинутых пользователей Интернета есть выбор: или стоять и ждать автобус в мороз на остановке, или повысить компьютерную грамотность, заглянуть в City Bus и отправиться греться в ближайший магазин, если по каким-то причинам в расписании происходит задержка.
Скоро дорога до Дудинки станет намного привлекательнее
Все отремонтированные покрытия проходят двойной контроль
0

Читайте также в этом номере:

Слышно, как небо зовет (Лариса ФЕДИШИНА)
Новый “немец” (Мария ГРИГОРЬЕВА)
Буровые Пелятки (Николай ЩИПКО)
Нам сделают тепло (Лариса ФЕДИШИНА)
С перерывом на дождь (Лариса ФЕДИШИНА)
И домам нужна крыша (Вера КАЛАБЕКОВА)
Не доверяй и проверяй (Анна ГОРБУНОВА, старший специалист Отдела МВД РФ по г. Норильску)
Показали зуб (Николай ЩИПКО)
Мамонты собрались в музее (Любовь ВАГАНОВА, начальник отдела по связям с общественностью ФГБУ “Объединенная дирекция заповедников Таймыра”)
Охота на молодняк (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Азбука для жкх (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Край готовится к Универсиаде (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск