Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Стой здесь, паровоз
ИНТЕРЕСНО
8 ноября 2018 года, 14:07
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Лариса ФЕДИШИНА
Последний рейс в Норильске паровоз серии 9П совершил в декабре 1972 года. В ноябре 2018-го один из его собратьев официально стал экспонатом музея развития Норильской железной дороги.
Торжественное открытие памятника-паровоза состоялось во вторник на привокзальной площади. Паровоз 9П прибыл с юга Краснодарского края в октябре. По воде его доставили в Дудинку, оттуда привезли в Норильск и поставили на площадку музея под открытым небом. Каждый экспонат здесь хозяевам по-своему дорог и связан с определенным отрезком пути, пройденного норильскими железнодорожниками. Маневровый паровоз серии 9П начал работать в Норильске в военном 1941 году.
Компактный и неприхотливый, мощный и надежный, этот паровоз-труженик стал одним из символов становления и развития горно-металлургического комбината. Как отметил на открытии новой городской достопримечательности Олег Елисеев, и. о. директора Заполярного филиала ГМК, она появилась в память о норильских железнодорожниках, которые в тяжелейших условиях развивали наш комбинат.
– Мне хочется сказать слова благодарности Предприятию железнодорожного технологического транспорта, которое сохраняет свою историю, и пожелать музею ПТЖТ процветания и пополнения новыми образцами, – обратился Олег Елисеев к горожанам. – Сегодня коллектив железнодорожников единственный в промрайоне перевозит материально-технические ресурсы, рудное сырье и работает стабильно. На таких маневровых паровозах создавалось кадровое ядро норильских железнодорожников.
На постамент паровоз был установлен 24 октября, о чем свидетельствует документальная запись. Новому экспонату дали время привыкнуть к месту на площади и “вжиться в роль” памятника, после чего устроили торжественное открытие.
– Вы смогли создать на нашей территории еще одну точку культурно-исторического притяжения, – сказал Андрей Малков, заместитель главы Норильска. Он поблагодарил энтузиастов, которые в свое время занялись созданием музея истории Норильской железной дороги, сумели получить поддержку руководства Заполярного филиала и продолжают развивать это благородное дело. К слову, и Олег Елисеев, и Андрей Малков ознакомились с экспонатами музея внутри здания управления предприятия и оставили пожелания в книге посетителей.
Как известно, железнодорожные перевозки в Норильске начинались узкоколейными паровозами. Позже их заменила более мощная техника. Двигалась она уже по широкой колее, и случилось это 65 лет назад. Тогда же появилось красивое здание, в котором располагается управление ПТЖТ.
– Этим замечательным событиям в Норильске – началу движения по широкой железнодорожной колее и открытию вокзала – посвящено установление нового памятника, – сказал Александр Гороховский, руководитель Предприятия железнодорожного технологического транспорта. – Я благодарен руководству компании за то, что нам дали возможность таким образом отметить труд норильских железнодорожников, кто более 80 лет ведет по рельсам свои составы, ремонтирует полотно, обеспечивает бесперебойную работу северной дороги.
На поиски нового экспоната для музея под открытым небом ушло не меньше трех лет. Зато железнодорожники получили то, что задумали. Появление в Норильске паровоза 9П можно считать символичным: именно этой серией закончилась паровозная история нашей железной дороги. По словам Александра Гороховского, последний такой паровоз работал на никелевом заводе почти до конца 1972 года.
Добавим, что музей под открытым небом начал формироваться в 2011 году. Первым экспонатом стал электровоз серии IV-КП-I 031. Затем здесь появились головная секция пассажирского электропоезда ЭР-1 229 – электричка, затем еще одна, автомотриса АС-1А – “красная дрезина”, которая возила руководство комбината, и служебная автомотриса АС-3М. В августе нынешнего года на постамент подняли тепловоз электрический маневровый – ТЭМ-2-УМ. И  развитие музея, считает Александр Гороховский, продолжится.
 
ФАКТЫ
Паровозы нормальной колеи 9П строились в период с 1936-го по 1957 год на Коломенском, Новочеркасском и Муромском заводах.
Паровоз 9П называли танком-паровозом по причине отсутствия у него тендера и размещенных по обеим сторонам котла емкостей (баков) для хранения запасов воды и топлива. В качестве топлива использовался мазут, а с приходом тепловозов – сливаемое с них отработанное масло. Масса паровоза в рабочем состоянии составляла 55 тонн.
За счет своей компактности паровоз 9П легко вписывался в кривые малого радиуса и был более пригоден для работы на горных дорогах, подъездных путях предприятий, в населенных пунктах и вообще везде, где рельсовый путь имел сложный профиль. Бандажи колес второй оси не имели гребней, это было сделано для облегчения прохода кривых малого радиуса (до 40 метров). В отличие от тендерных паровозов, приспособленных для ровного движения в одном направлении, паровозы-танки одинаково хорошо двигались как передним, так и задним ходом.
0

Читайте также в этом номере:

Эффект на миллионы (Татьяна РЫЧКОВА)
Сопромат и физика на ощупь (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Он слышит музыку металла (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Что в имени тебе моем? (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
ОтРОБОТали на все сто (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Знают, как готовить (Марина БУШУЕВА)
Помогите вылезти из сугроба (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Жить свою жизнь (Марина БУШУЕВА)
Уроки круглый год (Лариса ФЕДИШИНА)
Штучная работа (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Девочка или мальчик? (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Искусство объединять (Валентина ВАЧАЕВА)
Клуб оправдал надежды (Андрей ДЕГАНОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск