Искусство объединять
ПОДРОБНОСТИ
8 ноября 2018 года, 14:53 Фото: Юлия РИМСКАЯ Текст: Валентина ВАЧАЕВА
|
Как попасть на четыре площадки, где одновременно проходят самые интересные события “Ночи искусств – 2018”, каждый из театральных и музейных завсегдатаев 4 ноября решал по-своему. Корреспондент “ЗВ” решил пропустить спектакль “Норильские анекдоты”, уже виденный на премьерном показе, и отправиться в художественную галерею, где в это же время стартовала программа “Пространство времени”.
Строго по теме Хотелось еще раз посмотреть выставку из собрания Строгановской академии и семейного архива Александра Родченко, продиктовавшую тему “Ночи искусств” и в галерее, и в музее. Галерейная программа “Пространство времени” на фоне живописи, графики, фотографий и дизайна русских конструктивистов Александра Родченко, Варвары Степановой и их соратников логично посвящалась искусству и культурным событиям 20–30-х годов прошлого века. Для проведения акции в экспозиции появились ограждения, а отдельные предметы на время переместились в депозитарий, хотя действие разворачивалось в зале с фотографиями Родченко. На их фоне парад физкультурников от преподавателей и воспитанников ДЮСШ №2 открыл программу, а через два часа танцевально-спортивный клуб “Норд-Данс” закрыл ее тустепом… Живая пирамида сменялась музыкальным перформансом, узнаваемыми советскими скульптурами, которые создавались зрителями-волонтерами. Параллельно ведущая Елена Ефремова и образовывала, и развлекала гостей акции, среди которых были дети. Вместе со взрослыми они читали Маяковского, чей известный фотопортрет работы Родченко встречает посетителей при входе в зал. Изображали скульптурную группу известного Сталинградского фонтана “Бармалей”. Пели и танцевали. Причем все в рамках заданной темы и хронологии. Строго в тему проводились и традиционные галерейные мастер-классы для школьников. Созданием памятных открыток в стиле конструктивистов руководили участницы творческого объединения “Галакс”, а за соседним столом стильные украшения ребятишки собирали с помощью мастера из центра “Виктория”. Третья мастерская разместилась в отдельном зальчике, где не было произведений искусства, они только создавались под руководством и с участием графического дизайнера Оксаны Девочкиной. Первый арт-резидент этого сезона готовит на норильском материале серию урбанистических пейзажей “Белое на белом”. Методом их создания художник, четыре года живущая в Будапеште, и делилась с норильчанами. – У меня своя техника. На выставке, которую я готовлю, все будет абсолютно природное. Для этого я собираю остатки растений, землю, шлак, уголь и вмешиваю это в шпатлевочно-клеевую массу. В результате должны появиться, и они уже есть, композиции про ваш город экстремальной белизны. Своей выставкой Оксана Девочкина рассчитывает привлечь внимание к проблемам экологии вообще и в Норильске в частности. Она считает, что современный художник не должен быть, по ее выражению, ванильным. В ХХI веке важно затрагивать темы, которые могут изменить мир в лучшую сторону. Кстати, еще один гость, приехавший в наш город для проведения авторских мастер-классов по изобразительному искусству, придя на “Ночь искусств” в галерею, долго не мог поверить, что здесь экспонируются подлинные работы русских конструктивистов. Когда проверил и поверил, то бурно радовался за своих бывших земляков. Что посеешь Мечтами о Норильске продолжилась “Ночь искусств” в музее на Ленинском, 14, превращенном стараниями его сотрудников в масштабный городской парк. Многие под впечатлением от прошлогодней акции, посвященной 100-летию Октября, даже предпочли музей театру. На этот раз за три часа посетителям предлагалось посмотреть шесть выставок, принять участие в ботаническом симпозиуме и создании парковых скульптур, пройти виртуальный квест и обучение в школе танцев знаменитой Олеси Шендрик, а в финале – поучаствовать в музейной посевной. Но сначала, как и положено в парках, звучала живая музыка. Играл оркестр колледжа искусств под управлением Николая Петрова. Под музыку каждый выбирал себе подходящее место и занятие. Особым вниманием пользовалась выставка под названием “Виртуальный город”, на которой архитектор “Норильскпроекта” Александр Дмитриев продемонстрировал фрагменты будущей компьютерной игры про Норильск. Летом этого года в юбилейном спецвыпуске “ЗВ” рассказал, что в нашем городе идет разработка компьютерной игры, которую автор пока называет визуальной новеллой о Норильске. За три месяца проект пополнился новыми рисунками, сделанными вручную из папье-маше, чтобы история не выглядела слишком глянцевой. По сценарию в виртуальном городе возможны два варианта развития событий: в лучшую или худшую сторону. Специально к выставке Александр Дмитриев разработал квест по виртуальному Ленинскому проспекту и в первые два часа ее работы были выявлены победители, правильно ответившие на все десять вопросов. Кстати, совершить “прогулку” можно будет и после акции. Выставка продолжит работу до конца ноября. Музей не был бы музеем, если бы не воспользовался случаем представить материалы по теме из собственных фондов. Правда, выставка “Норильские парки. Начало” организована и при участии городского архива, но все фотографии скверов, парков, зон отдыха 40–50-х годов прошлого века взяты из собрания музея. Первый парк в поселке появился на стадионе, открытом в 1942 году. Там же через три года была выстроена ажурная танцевальная площадка. На фоне эскизов несохранившейся реликвии прошел отчетный концерт школы танцев Олеси Шендрик. Там же в режиме реального времени команды создали две парковые скульптуры, оставшиеся в экспозиции. Все это время в парке живыми скульптурами работали волонтеры театра-студии “Нота”. Все они были участницами прошлогоднего проекта, принесшего “Ночи искусств” в Норильске без преувеличения всероссийскую известность. Кто-то из написавших об этом событии даже назвал происходившее художественным образом 100-летия Октябрьской революции. В 2018-м профессиональный костяк “Ноты”, родивший с музейщиками этот самый образ, был задействован в акции на своем рабочем месте – в Норильской драме. Под занавес в музее провели посевную. Какой парк без озеленения? Все желающие, получив по горшочку с землей, вытянули пакетики с семенами. А что у кого вырастет, организаторы планируют узнавать по фотографиям, присланным в адрес музейной посевной. По артериям человечности На старте Ночи искусств директор музея Норильска Наталья Федянина пообещала, что акция будет кочевой, тем более что в этом году к традиционным площадкам добавилось здание будущего Арктического музея современного искусства. В бывшем Доме торговли на Комсомольской, 37, прошла премьера постановки Марины Акишиной “Артерии Арктики”. По словам режиссера, спектакль не только об экологии, жизни народов, связи человека с природой, но и “о движении жизни по артериям человечности в каждом из нас”. Марина Акишина, впервые побывавшая в Норильске в мае этого года в PolArt-резиденции, дала создаваемому в Норильске уличному театру абсурда многообещающее название – “В ожидании солнца”. В нем объединились люди разных профессий, интересующиеся современным искусством, что абсолютно соответствует слогану Всероссийской “Ночи искусств – 2018”: “Искусство объединяет”. “Артерии Арктики”, в свою очередь, соединили в себе инсталляции, авангардную моду, конструкции, архитектуру, скульптуру, карнавал и маски, музыку, живопись, пластику, хореографию, арт-видео, фотографии. В многослойном спектакле Марины Акишиной прекрасно и многозначно все: и замысел, и воплощение, и даже площадка бывшего Дома торговли, ставшая на время домом театра. После показа к артистам и режиссеру подходили первые зрители со словами благодарности. Кто-то спрашивал о том, как попасть в театр, предлагал волонтерскую помощь. На своей странице в “Фейсбуке” Марина Акишина пообещала повторить спектакль для тех, кто хотел, но не смог попасть на “Артерии Арктики”, и перечислила всю свою команду поименно, а также организации и учреждения северного города, оказавшие помощь в создании постановки. В том числе и Музей Норильска, чью акцию спектакль свободного арт-художника поднял на самый высокий уровень. |
0 | Твитнуть |