Сделаны у нас
МАСТЕРСТВО
30 августа 2018 года, 15:34 Фото: Николай ЩИПКО Текст: Татьяна РЫЧКОВА
|
Еще в детстве они успели починить газонокосилку, велосипед или мотоцикл, а теперь ремонтируют сложнейшие машины и агрегаты “Норникеля”. В “Норильскникельремонте” прошел очередной конкурс профмастерства – на звание лучшего слесаря общества.
Есть такая профессия Девиз популярного сегодня интернет-сайта “Сделано у нас” – “Нам есть чем гордиться!”. Здесь рассказывают о достижениях в сфере отечественной промышленности. В противовес мнению, что в России разруха. Для НПР это утверждение и вовсе не годится. У нас все крутится-вертится, модернизируется, ремонтируется. Потому что есть люди, которые не допускают, чтобы что-то ломалось. А если нет в наличии нужной запчасти, а она очень нужна, они могут изготовить ее быстро и качественно. Или сделать уникальные ремонты, позволяющие сэкономить основному производству миллионы. Какими качествами должны обладать такие мастера? Многими. Нервная и психическая устойчивость. Способность сконцентрировать внимание, так как ремонты на переделах ЗФ часто идут без остановки основного производства, а рядом работают другие агрегаты. Требуется также хорошее техническое и пространственное мышление, для того чтобы мысленно проникнуть в механизмы. Понадобятся хорошее зрение и координация движений, точный глазомер и суставно-мускульное чувство, позволяющее ощутить и контролировать силу нажимных движений. “Сделаны у нас”, “Нам есть чем гордиться!” – это про них и про нас. Еще бы: они ремонтируют печи взвешенной плавки высотой с восьмиэтажный дом, котлы ТЭЦ – сооружения под 30 метров в высоту и нескончаемой длины – и прочие потрясающие взор конструкции. Для их технического обслуживания и ремонтов нужна целая армия. Только в объединении “Норильскремонт” порядка 2600 работников, – рассказывает Владимир Витман, главный механик этого подразделения и председатель конкурсной комиссии. – Они трудятся на всех переделах Заполярного филиала, занимаются наладкой, ремонтами и обслуживанием технологического оборудования. В конкурсе принимают участие двое моих ребят, а также представители ремонтно-строительного треста, специализированного шахтно-ремонтного управления, треста “Норильскшахтсервис”, РМСТ “Норильскэнергоремонт” и ПО “Норильсктрансремонт”. Теория и практика Практическое задание для участников – изготовить крышку кронштейна. Кронштейн – конструкция для крепления на вертикальной плоскости деталей и узлов машин и устройств, например подшипников. Крышка, как явствует из чертежей, приготовленных для конкурсантов, – маленький металлический прямоугольник с четырьмя отверстиями с резьбой. Задание не самое сложное, поясняет Владимир Витман, на работе эти ребята делают операции покруче, но есть нечто, всех объединяющее: – У нас же конкурс слесарей. Профиль у всех участников разный, они обслуживают разные подразделения, разное оборудование, поэтому было решено предложить им задание по слесарной работе, а не связанное напрямую с производством. А обработку заготовки должен выполнять любой из конкурсантов. Орудия их труда – сверлильный и заточный станки, а также различные инструменты, которые нужно выбрать из разложенных на столе. Значение имеет и диаметр сверла, и направление, заданное при работе. Важно, чтобы не было смещения отверстия при сверлении. Заготовку тоже нужно выбрать правильную – не слишком маленькую и не большую. Иначе или вовсе не дотянешь до заданного размера или придется долго стачивать металл. Они должны знать все эти нюансы и слесарные хитрости, говорит Витман. На задании по теории участники отвечают на 20 тестовых заданий. Например, с какой периодичностью должны проводиться плановые ремонты, сплавом каких металлов является сталь, почему перегреваются подшипники, что защитит детали от коррозии в агрессивной среде, что делать, если в агрегате появились вибрация или шум. Есть вопросы и не производственные, а связанные с правилами оказания первой помощи. Они входят в группу тестов по охране труда. На вопрос, можно ли в их работе что-то делать машинально или нужно сначала подумать головой, все конкурсанты единодушно отвечают: “Машинально нельзя, нужно подумать”. Лучше уделить какие-нибудь полчаса на изучение схемы, потому что работают они с техникой, которая стоит миллионы. Машинально – чревато последствиями. Сначала ДОР – динамическая оценка риска, потом работа. Замена гидравлических рукавов – только по РИОРу. Колесо качать – только в клетке. Были случаи, что обода выскакивали, клетку мяло, но стальные прутья выдерживали, и люди оставались живы-здоровы. С точки зрения ТБ ухо всегда надо держать востро. Конкурсанты С призванием к профессии большинство участников конкурса определились еще в детстве. Важным фактором все называют наличие в семье мужчин, любящих повозиться с техникой. Тимур Рамазанов из ПО “Норильсктрансремонт” (он приводит в порядок станочное и крановое оборудование) свои самые первые ремонты сделал в гараже “Строймеханизации” (сейчас это подразделение ЦАТК, 5-я колонна), где трудился его отец: – Он меня с собой на работу водил, и, наверное, с того времени у меня любовь к механизмам. Представитель СШРУ Максим Соловьев, ныне ремонтирующий самоходное дизельное оборудование, в 14 лет починил гидравлический цилиндр от газонокосилки. Потому что рядом был хороший наставник – дядя. Первым, что починил Сергей Тихонов с участка капитальных ремонтов СШРУ, был велосипед. Мальчик учился в пятом классе, и его тоже вдохновлял пример дяди, мастера на все руки, работавшего в автопредприятии. После школы был “Запорожец”: снял и “откапиталил” двигатель. Сейчас занимается тем же, только в более крупных масштабах. На его участке делают капитальный ремонт самоходного дизельного оборудования рудников: полностью его разбирают и собирают уже с новыми запчастями. Юрий Гевчук из ремонтно-строительного треста – “каматчик”. Обслуживает высоконапорные установки “Камат”, очищающие внутреннюю поверхность трубопроводов от технологической грязи. Работа повышенной опасности, с высоким давлением – 500 атмосфер. Его отец, бульдозерист, с техникой знакомил с детства, рассказывает Юрий. Поэтому еще в школьные годы мальчик собственноручно ремонтировал велосипеды и мотоциклы. Александр Дик, представитель ПО “Норильскремонт”, в восемь лет перебрал двигатель мотоцикла “Минск”. Объясняет: – Я с пяти лет в гараже. У меня семья кузнецов: дед кузнец, отец кузнец. Семья родом из алтайского поселка. Вместе с Александром на участке по ремонту и обслуживанию техники, которая гребет у “Надежды” шлак и грузит песок, работает много его земляков. Перебрались в Норильск в поисках работы, живут в Кайеркане. После безработицы на родном Алтае им очень нравится стабильность Норильского промрайона. Что радует участников конкурса на службе? На этот вопрос они отвечают по-разному. Когда начальник хвалит. Когда все идет по плану и нет проблем с запчастями. Когда вся техника предсказуемая. Когда не подводят смежники, вместе с которыми отвечаешь за ремонт. Конкурс завершен. Комиссия оглашает имена победителей. Первое место – у Тимура Рамазанова, представителя ПО “Норильсктрансремонт”, второе – у слесаря-ремонтника с этого же предприятия Тофика Муслимова, третье место занял Александр Дик из династии кузнецов, работающий в объединении “Норильскремонт”. Сергей Тихонов из специализированного шахтно-ремонтного управления был признан лучшим в теории. Лучшим в практике – Юрий Гевчук из ремонтно-строительного треста. Не зря слесарная работа нравилась им еще в детстве. Подвиги на производстве берут начало оттуда. |
0 | Твитнуть |