Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
Экстрим по душе Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Сделаны у нас
МАСТЕРСТВО
30 августа 2018 года, 15:34
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Татьяна РЫЧКОВА
Еще в детстве они успели починить газонокосилку, велосипед или мотоцикл, а теперь ремонтируют сложнейшие машины и агрегаты “Норникеля”. В “Норильскникельремонте” прошел очередной конкурс профмастерства – на звание лучшего слесаря общества.
Есть такая профессия
Девиз популярного сегодня интернет-сайта “Сделано у нас” – “Нам есть чем гордиться!”. Здесь рассказывают о достижениях в сфере отечественной промышленности. В противовес мнению, что в России разруха. Для НПР это утверждение и вовсе не годится. У нас все крутится-вертится, модернизируется, ремонтируется. Потому что есть люди, которые не допускают, чтобы что-то ломалось. А если нет в наличии нужной запчасти, а она очень нужна, они могут изготовить ее быстро и качественно. Или сделать уникальные ремонты, позволяющие сэкономить основному производству миллионы.
Какими качествами должны обладать такие мастера? Многими. Нервная и психическая устойчивость. Способность сконцентрировать внимание, так как ремонты на переделах ЗФ часто идут без остановки основного производства, а рядом работают другие агрегаты. Требуется также хорошее техническое и пространственное мышление, для того чтобы мысленно проникнуть в механизмы. Понадобятся хорошее зрение и координация движений, точный глазомер и суставно-мускульное чувство, позволяющее ощутить и контролировать силу нажимных движений.
“Сделаны у нас”, “Нам есть чем гордиться!” – это про них и про нас. Еще бы: они ремонтируют печи взвешенной плавки высотой с восьмиэтажный дом, котлы ТЭЦ – сооружения под 30 метров в высоту и нескончаемой длины – и прочие потрясающие взор конструкции. Для их технического обслуживания и ремонтов нужна целая армия.
Только в объединении “Норильскремонт” порядка 2600 работников, – рассказывает Владимир Витман, главный механик этого подразделения и председатель конкурсной комиссии. – Они трудятся на всех переделах Заполярного филиала, занимаются наладкой, ремонтами и обслуживанием технологического оборудования. В конкурсе принимают участие двое моих ребят, а также представители ремонтно-строительного треста, специализированного шахтно-ремонтного управления, треста “Норильскшахтсервис”, РМСТ “Норильскэнергоремонт” и ПО “Норильсктрансремонт”.
Теория и практика
Практическое задание для участников – изготовить крышку кронштейна. Кронштейн – конструкция для крепления на вертикальной плоскости деталей и узлов машин и устройств, например подшипников. Крышка, как явствует из чертежей, приготовленных для конкурсантов, – маленький металлический прямоугольник с четырьмя отверстиями с резьбой. Задание не самое сложное, поясняет Владимир Витман, на работе эти ребята делают операции покруче, но есть нечто, всех объединяющее:
– У нас же конкурс слесарей. Профиль у всех участников разный, они обслуживают разные подразделения, разное оборудование, поэтому было решено предложить им задание по слесарной работе, а не связанное напрямую с производством. А обработку заготовки должен выполнять любой из конкурсантов.
Орудия их труда – сверлильный и заточный станки, а также различные инструменты, которые нужно выбрать из разложенных на столе. Значение имеет и диаметр сверла, и направление, заданное при работе. Важно, чтобы не было смещения отверстия при сверлении. Заготовку тоже нужно выбрать правильную – не слишком маленькую и не большую. Иначе или вовсе не дотянешь до заданного размера или придется долго стачивать металл. Они должны знать все эти нюансы и слесарные хитрости, говорит Витман.
На задании по теории участники отвечают на 20 тестовых заданий. Например, с какой периодичностью должны проводиться плановые ремонты, сплавом каких металлов является сталь, почему перегреваются подшипники, что защитит детали от коррозии в агрессивной среде, что делать, если в агрегате появились вибрация или шум. Есть вопросы и не производственные, а связанные с правилами оказания первой помощи. Они входят в группу тестов по охране труда.
На вопрос, можно ли в их работе что-то делать машинально или нужно сначала подумать головой, все конкурсанты единодушно отвечают: “Машинально нельзя, нужно подумать”. Лучше уделить какие-нибудь полчаса на изучение схемы, потому что работают они с техникой, которая стоит миллионы.
Машинально – чревато последствиями. Сначала ДОР – динамическая оценка риска, потом работа. Замена гидравлических рукавов – только по РИОРу. Колесо качать – только в клетке. Были случаи, что обода выскакивали, клетку мяло, но стальные прутья выдерживали, и люди оставались живы-здоровы.
С точки зрения ТБ ухо всегда надо держать востро.
Конкурсанты
С призванием к профессии большинство участников конкурса определились еще в детстве. Важным фактором все называют наличие в семье мужчин, любящих повозиться с техникой.
Тимур Рамазанов из ПО “Норильсктрансремонт” (он приводит в порядок станочное и крановое оборудование) свои самые первые ремонты сделал в гараже “Строймеханизации” (сейчас это подразделение ЦАТК, 5-я колонна), где трудился его отец:
– Он меня с собой на работу водил, и, наверное, с того времени у меня любовь к механизмам.
Представитель СШРУ Максим Соловьев, ныне ремонтирующий самоходное дизельное оборудование, в 14 лет починил гидравлический цилиндр от газонокосилки. Потому что рядом был хороший наставник – дядя.
Первым, что починил Сергей Тихонов с участка капитальных ремонтов СШРУ, был велосипед. Мальчик учился в пятом классе, и его тоже вдохновлял пример дяди, мастера на все руки, работавшего в автопредприятии. После школы был “Запорожец”: снял и “откапиталил” двигатель. Сейчас занимается тем же, только в более крупных масштабах. На его участке делают капитальный ремонт самоходного дизельного оборудования рудников: полностью его разбирают и собирают уже с новыми запчастями.
Юрий Гевчук из ремонтно-строительного треста – “каматчик”. Обслуживает высоконапорные установки “Камат”, очищающие внутреннюю поверхность трубопроводов от технологической грязи. Работа повышенной опасности, с высоким давлением – 500 атмосфер. Его отец, бульдозерист, с техникой знакомил с детства, рассказывает Юрий. Поэтому еще в школьные годы мальчик собственноручно ремонтировал велосипеды и мотоциклы.
Александр Дик, представитель ПО “Норильскремонт”, в восемь лет перебрал двигатель мотоцикла “Минск”. Объясняет:
– Я с пяти лет в гараже. У меня семья кузнецов: дед кузнец, отец кузнец.
Семья родом из алтайского поселка. Вместе с Александром на участке по ремонту и обслуживанию техники, которая гребет у “Надежды” шлак и грузит песок, работает много его земляков. Перебрались в Норильск в поисках работы, живут в Кайеркане. После безработицы на родном Алтае им очень нравится стабильность Норильского промрайона.
Что радует участников конкурса на службе? На этот вопрос они отвечают по-разному. Когда начальник хвалит. Когда все идет по плану и нет проблем с запчастями. Когда вся техника предсказуемая. Когда не подводят смежники, вместе с которыми отвечаешь за ремонт.
Конкурс завершен. Комиссия оглашает имена победителей. Первое место – у Тимура Рамазанова, представителя ПО “Норильсктрансремонт”, второе – у слесаря-ремонтника с этого же предприятия Тофика Муслимова, третье место занял Александр Дик из династии кузнецов, работающий в объединении “Норильскремонт”. Сергей Тихонов из специализированного шахтно-ремонтного управления был признан лучшим в теории. Лучшим в практике – Юрий Гевчук из ремонтно-строительного треста.
Не зря слесарная работа нравилась им еще в детстве. Подвиги на производстве берут начало оттуда.
 
Практическое задание для участников – изготовить крышку кронштейна
Орудия их труда – сверлильный и заточный станки, а также различные инструменты
На задании по теории участники отвечали на 20 тестовых заданий
0

Читайте также в этом номере:

Следят за равновесием (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Безопасные приоритеты (Лариса ФЕДИШИНА)
Все начинается с горы (Виктор ЦАРЕВ)
Полет к центру планеты (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Норильск – город дружный (Лариса ФЕДИШИНА)
И блоху подкуют (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Надежная крыша (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Мастер карт (Елена ПОПОВА)
Всем занять позиции (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Умные игры (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Победил безопасный труд (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Морской регистр проверит (Татьяна РЫЧКОВА)
От добра к добру (Лариса ФЕДИШИНА)
Игра по-крупному (Екатерина СТЕПАНОВА)
И целого мира мало… (Елена ПОПОВА)
На двух полушариях (Анна САРАФАНОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск