Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
С мечом в руках Далее
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Научат считать деньги
ШКОЛА БИЗНЕСА
4 декабря 2014 года, 14:36
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Марина БУШУЕВА
Норильские старшеклассники получат возможность разбираться в финансовой составляющей жизни благодаря программе “Школа городских компетенций”, реализуемой Фондом Кудрина при поддержке компании “Норильский никель”.
Специфика жизнедеятельности моногородов, образованных вокруг градообразующих промышленных предприятий, требует особых подходов к социализации детей и подростков. Промышленные корпорации заинтересованы в закреплении перспективных молодых людей на местах в качестве стратегического кадрового резерва. Разработчики проекта “Школа городских компетенций” Фонда Кудрина по поддержке гражданских инициатив предложили на Форуме социальных технологий комплексную стратегию, содержательно сфокусированную на формировании у подрастающего поколения современных городских компетенций.
– Сегодня мы ставили перед собой две задачи. Во-первых, дать информацию о том, какие программы мы реализуем, и пригласить управление норильского образования к сотрудничеству. Во-вторых, показать формат будущего городского фестиваля, который будет посвящен проблемам развития города, личным финансам, проблемам городского хозяйства и профориентации. Если говорить кратко, это будет игра, которая позволит школьникам увидеть, в чем они ориентируются, а в каких областях есть пробелы, – рассказывает научный руководитель проекта Александр Прутченков.
Новые экономические отношения
На презентацию проекта “Школа городских компетенций” пришли специалисты управления образования, учителя и учащиеся начиная с восьмого класса – ведь именно им предстоит участвовать в программе Фонда Кудрина. Погрузиться в необычную “Школу” можно было сразу же после презентации проекта – ребята, предварительно разделившись на команды, приняли участие в экономической викторине, где нужно было ответить, какой футбольный клуб носит название денежной единицы, как называется ожерелье из монет и на другие вопросы, связанные с экономикой. После надо было решить экономическую задачу – вычислить переплату по кредиту. И напоследок составить памятку, объясняющую гражданам риски, связанные с хранением личных сбережений дома в наличной форме.
– Когда я был школьником, моя мама работала токарем на заводе, приходила всегда уставшая и, наливая мне суп, говорила: “Толя, когда вырастешь, будь учителем. Работа в хорошем месте, зарплата приличная, люди тебя уважают, а главное – отвел свои часы и занимайся, чем хочешь”. Слышу смех педагогов в зале. Но, даже несмотря на такую рекламу, учителем я быть не хотел. И стал кадровым офицером, окончил академию разведки, был командиром группы спецназа. Но так сложилась судьба, что в конце своей военной карьеры я стал учителем – директором лицея-интерната для детей погибших офицеров. И первая проблема, с которой мы столкнулись, открывая этот интернат, было иждивенчество. Дети ничего не берегли, а только требовали, – рассказывает историю появления “Школы городских компетенций” ее директор Анатолий Ермолин.
Изменить позицию удалось за один день. В школе-интернате были введены экономические отношения. Дети за свой труд зарабатывали игровые деньги, которые можно было тратить на реальные вещи в пришкольном магазине. В итоге школьники выжили из интерната всех уборщиц, потому что сами хотели зарабатывать мытьем полов, научились считать деньги, беречь чужой труд и экономить.
Сегодня по такому же принципу действует летний лагерь “Умный город”, куда смогут попасть и наиболее одаренные школьники из Норильска. В “Умном городе” можно открыть свой бизнес или устроиться на работу по найму, там необходимо платить налоги и арендовать помещение. В общем, все как в обычной жизни, только в ускоренном режиме.
– Один мальчик открыл страховую компанию, но клиенты к нему не шли. Подходило время платить налоги, а юный предприниматель был в полном убытке. Я смотрел, как он день ото дня становится все печальнее и грустнее. И мне было его искренне жаль. Однажды я пошел смотреть соревнования по экстремальному плаванию – когда необходимо проплыть дистанцию в бассейне не раздеваясь – и увидел там этого парня, он пересчитывал пачку денег и выглядел довольным. Оказалось, что он закрыл страховую контору и стал сдавать за деньги свою одежду участникам заплыва. Ребенок понял, что, если бизнес не рентабелен, необходимо искать другую нишу. К сожалению, многие взрослые предприниматели этого не понимают, – рассказывает Анатолий Ермолин.
Ближе к жизни
Как говорит его коллега Александр Прутченков, та информация, которая сегодня дается в школе, несколько оторвана от реальной жизни. Ребенок может сдать ЕГЭ на пять, но совершенно не ориентироваться в финансовом рынке, который сегодня стремительно меняется, не понимать, как делаются расчеты в системе ЖКХ, как рассчитать переплату по ипотеке. Многие из школьников просто не представляют структуру управления городом. Для того чтобы закрыть эти пробелы и была создана “Школа городских компетенций”, которая погружает ребенка в микрогород, где он сможет освоить принципы жизни в городском пространстве.
– После новогодних каникул мы приедем в Норильск на несколько дней, чтобы провести проектировочный семинар для преподавателей. Мы не собираемся им ничего навязывать, а постараемся вместе опереться на те сильные традиции, которые есть у каждой школы, и спроектируем что-то, что поможет школам органично включить экономическую и социальную тематику в свою работу. Это может быть факультативный курс, клуб или система мероприятий с участием родителей. Поверьте, многие родители сегодня недовостребованны. Я что-то знаю, умею, а школа не приглашает. То есть приглашает, чтобы прибить полку или еще что-то сделать. Но я, например, высококлассный юрист. Я не хочу прибивать полку, но я мог бы прочитать лекцию для детей или для педагогов на тему, как действовать в той или иной ситуации, – говорит Александр Прутченков. – Это может проходить и в рамках профориентационной деятельности. Родители могут приходить и рассказывать о своих профессиях. Потому что наша основная задача – помочь ребенку полюбить свой город. Тогда он останется здесь после окончания вуза, захочет работать в “Норильском никеле”. Но любить можно только в том случае, если ты его хорошо знаешь.
В рамках “Школы” также запланирован обучающий курс финансового и жилищного просвещения школьников и их родителей, городской турнир по личному финансовому планированию и уже упомянутый летний лагерь профориентации и довузовской подготовки “Умный город”.
– В основном мы работаем со школьниками начиная с восьмого класса. Но есть какие-то проекты и для учащихся 5–7-х классов, они будут реализованы в рамках летних пришкольных лагерей. Это специальные задания, которые размещаются в Интернете, но ответы на них ребенок будет искать в черте города. По завершении проекта “Школа городских компетенций”, который продлится полтора года, очень хотелось бы, чтобы старшеклассники, которые в нем участвовали, сформировали клуб единомышленников – ребят, которые любят свой город. К слову, эти дети могут помочь в образовании учащихся из среднего школьного звена, передавать им свой опыт, – говорит Прутченков.
Для школьников, присутствовавших на презентации проекта, встреча оказалась не только интересной, но и полезной.
– Наша команда, как мне кажется, справилась достаточно успешно с заданием. Хотя некоторые термины я услышал впервые. Но задачи подобного типа мы регулярно решаем в лицее. Так что особых затруднений в практическом задании не было, – говорит девятиклассник первого лицея Николай Лужков.
Его одноклассник Даниил Рейнер добавил, что программа заинтересовала.
– Конечно, было бы здорово отправиться в летний лагерь и пожить там. Мы планируем и дальше участвовать в мероприятиях “Школы социальных компетенций”, потому что знания финансовой составляющей жизни необходимы даже в том случае, если ваша профессия никак не связана с финансами, – отметил Даниил.
От кого-то из них зависит будущее Норильска
0

Читайте также в этом номере:

Идеи в жизнь (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Каким Норильску быть (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Принципы горожанина (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
От идеи до модели (Дарья РУСИНА)
Добрым быть легко (Марина БУШУЕВА)
Зебра на дороге! (Екатерина БАРКОВА)
Год на 100% (Екатерина БАРКОВА)
Память о лучших (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Красиво, интересно и сладко (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Все начинается с печей (Татьяна РЫЧКОВА)
Желание побеждать (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Дела житейские (Екатерина БАРКОВА)
Экзаменом единым (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
Норильские львы (Елена ПОПОВА)
Нескучный сад (Екатерина БАРКОВА)
Это все его родня (Аркадий ВИНИЦКИЙ)
Москва – Питер (Юлия КОХ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск