Научат считать деньги
ШКОЛА БИЗНЕСА
4 декабря 2014 года, 14:36 Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ Текст: Марина БУШУЕВА
|
Норильские старшеклассники получат возможность разбираться в финансовой составляющей жизни благодаря программе “Школа городских компетенций”, реализуемой Фондом Кудрина при поддержке компании “Норильский никель”.
Специфика жизнедеятельности моногородов, образованных вокруг градообразующих промышленных предприятий, требует особых подходов к социализации детей и подростков. Промышленные корпорации заинтересованы в закреплении перспективных молодых людей на местах в качестве стратегического кадрового резерва. Разработчики проекта “Школа городских компетенций” Фонда Кудрина по поддержке гражданских инициатив предложили на Форуме социальных технологий комплексную стратегию, содержательно сфокусированную на формировании у подрастающего поколения современных городских компетенций. – Сегодня мы ставили перед собой две задачи. Во-первых, дать информацию о том, какие программы мы реализуем, и пригласить управление норильского образования к сотрудничеству. Во-вторых, показать формат будущего городского фестиваля, который будет посвящен проблемам развития города, личным финансам, проблемам городского хозяйства и профориентации. Если говорить кратко, это будет игра, которая позволит школьникам увидеть, в чем они ориентируются, а в каких областях есть пробелы, – рассказывает научный руководитель проекта Александр Прутченков. Новые экономические отношения На презентацию проекта “Школа городских компетенций” пришли специалисты управления образования, учителя и учащиеся начиная с восьмого класса – ведь именно им предстоит участвовать в программе Фонда Кудрина. Погрузиться в необычную “Школу” можно было сразу же после презентации проекта – ребята, предварительно разделившись на команды, приняли участие в экономической викторине, где нужно было ответить, какой футбольный клуб носит название денежной единицы, как называется ожерелье из монет и на другие вопросы, связанные с экономикой. После надо было решить экономическую задачу – вычислить переплату по кредиту. И напоследок составить памятку, объясняющую гражданам риски, связанные с хранением личных сбережений дома в наличной форме. – Когда я был школьником, моя мама работала токарем на заводе, приходила всегда уставшая и, наливая мне суп, говорила: “Толя, когда вырастешь, будь учителем. Работа в хорошем месте, зарплата приличная, люди тебя уважают, а главное – отвел свои часы и занимайся, чем хочешь”. Слышу смех педагогов в зале. Но, даже несмотря на такую рекламу, учителем я быть не хотел. И стал кадровым офицером, окончил академию разведки, был командиром группы спецназа. Но так сложилась судьба, что в конце своей военной карьеры я стал учителем – директором лицея-интерната для детей погибших офицеров. И первая проблема, с которой мы столкнулись, открывая этот интернат, было иждивенчество. Дети ничего не берегли, а только требовали, – рассказывает историю появления “Школы городских компетенций” ее директор Анатолий Ермолин. Изменить позицию удалось за один день. В школе-интернате были введены экономические отношения. Дети за свой труд зарабатывали игровые деньги, которые можно было тратить на реальные вещи в пришкольном магазине. В итоге школьники выжили из интерната всех уборщиц, потому что сами хотели зарабатывать мытьем полов, научились считать деньги, беречь чужой труд и экономить. Сегодня по такому же принципу действует летний лагерь “Умный город”, куда смогут попасть и наиболее одаренные школьники из Норильска. В “Умном городе” можно открыть свой бизнес или устроиться на работу по найму, там необходимо платить налоги и арендовать помещение. В общем, все как в обычной жизни, только в ускоренном режиме. – Один мальчик открыл страховую компанию, но клиенты к нему не шли. Подходило время платить налоги, а юный предприниматель был в полном убытке. Я смотрел, как он день ото дня становится все печальнее и грустнее. И мне было его искренне жаль. Однажды я пошел смотреть соревнования по экстремальному плаванию – когда необходимо проплыть дистанцию в бассейне не раздеваясь – и увидел там этого парня, он пересчитывал пачку денег и выглядел довольным. Оказалось, что он закрыл страховую контору и стал сдавать за деньги свою одежду участникам заплыва. Ребенок понял, что, если бизнес не рентабелен, необходимо искать другую нишу. К сожалению, многие взрослые предприниматели этого не понимают, – рассказывает Анатолий Ермолин. Ближе к жизни Как говорит его коллега Александр Прутченков, та информация, которая сегодня дается в школе, несколько оторвана от реальной жизни. Ребенок может сдать ЕГЭ на пять, но совершенно не ориентироваться в финансовом рынке, который сегодня стремительно меняется, не понимать, как делаются расчеты в системе ЖКХ, как рассчитать переплату по ипотеке. Многие из школьников просто не представляют структуру управления городом. Для того чтобы закрыть эти пробелы и была создана “Школа городских компетенций”, которая погружает ребенка в микрогород, где он сможет освоить принципы жизни в городском пространстве. – После новогодних каникул мы приедем в Норильск на несколько дней, чтобы провести проектировочный семинар для преподавателей. Мы не собираемся им ничего навязывать, а постараемся вместе опереться на те сильные традиции, которые есть у каждой школы, и спроектируем что-то, что поможет школам органично включить экономическую и социальную тематику в свою работу. Это может быть факультативный курс, клуб или система мероприятий с участием родителей. Поверьте, многие родители сегодня недовостребованны. Я что-то знаю, умею, а школа не приглашает. То есть приглашает, чтобы прибить полку или еще что-то сделать. Но я, например, высококлассный юрист. Я не хочу прибивать полку, но я мог бы прочитать лекцию для детей или для педагогов на тему, как действовать в той или иной ситуации, – говорит Александр Прутченков. – Это может проходить и в рамках профориентационной деятельности. Родители могут приходить и рассказывать о своих профессиях. Потому что наша основная задача – помочь ребенку полюбить свой город. Тогда он останется здесь после окончания вуза, захочет работать в “Норильском никеле”. Но любить можно только в том случае, если ты его хорошо знаешь. В рамках “Школы” также запланирован обучающий курс финансового и жилищного просвещения школьников и их родителей, городской турнир по личному финансовому планированию и уже упомянутый летний лагерь профориентации и довузовской подготовки “Умный город”. – В основном мы работаем со школьниками начиная с восьмого класса. Но есть какие-то проекты и для учащихся 5–7-х классов, они будут реализованы в рамках летних пришкольных лагерей. Это специальные задания, которые размещаются в Интернете, но ответы на них ребенок будет искать в черте города. По завершении проекта “Школа городских компетенций”, который продлится полтора года, очень хотелось бы, чтобы старшеклассники, которые в нем участвовали, сформировали клуб единомышленников – ребят, которые любят свой город. К слову, эти дети могут помочь в образовании учащихся из среднего школьного звена, передавать им свой опыт, – говорит Прутченков. Для школьников, присутствовавших на презентации проекта, встреча оказалась не только интересной, но и полезной. – Наша команда, как мне кажется, справилась достаточно успешно с заданием. Хотя некоторые термины я услышал впервые. Но задачи подобного типа мы регулярно решаем в лицее. Так что особых затруднений в практическом задании не было, – говорит девятиклассник первого лицея Николай Лужков. Его одноклассник Даниил Рейнер добавил, что программа заинтересовала. – Конечно, было бы здорово отправиться в летний лагерь и пожить там. Мы планируем и дальше участвовать в мероприятиях “Школы социальных компетенций”, потому что знания финансовой составляющей жизни необходимы даже в том случае, если ваша профессия никак не связана с финансами, – отметил Даниил. |
0 | Твитнуть |