На пленэре
Норильск творческий
13 сентября 2013 года, 16:33 Текст: Ольга ПОЛЯНСКАЯ
|
Каждый год в начале осени на городских улицах можно наблюдать непривычную, почти экзотическую для Норильска картину – детей, рисующих местные пейзажи с натуры. Для учеников художественной школы сентябрь – время уроков на пленэре. На одном из таких занятий побывали корреспонденты “Вестника”.
На материке практическая работа по курсу пленэра в детских художественных школах проводится в начале лета, после экзаменов. Это логичное продолжение классных учебных занятий по рисунку, живописи и композиции. Норильск и в этом отличается от материка – у нас уроки на открытом воздухе проходят не в конце, а в начале учебного года. – Мы вынуждены следовать особому графику, потому что в июне большинство наших учеников уезжает из города, – объясняет преподаватель Надежда Пенцак. – Весной на открытом воздухе работать тоже не получается – на улицах слишком сыро и еще достаточно холодно. Более или менее приемлемым для пленэра сезоном в наших условиях остается осень. Впрочем, осень в Норильске чаще всего тоже сырая, холодная и при этом непродолжительная. Две недели в году – примерно такой запас времени есть для уроков, которые считаются едва ли не самыми важными в обучении живописи. Если натура позволяет Осень переменчива, и поймать погоду получилось не сразу. В один из солнечных дней мы с педагогами школы договорились было встретиться у музея, но к назначенному часу зарядил дождь. Юные художники, взяв изобразительные принадлежности, отправились в выставочный зал музея – рисовать чучела северных животных. – Однажды было такое, что мы приехали в тундру, расположились, приготовились – и пошел снег, – вспоминает преподаватель Елена Чакина. – Так что планы приходится менять буквально на ходу, и у нас всегда предусмотрен запасной вариант – куда пойти, если погода не позволит проводить урок на открытом воздухе. Вот ребята из старших классов сейчас рисуют с натуры в здании автовокзала. У них более сложные задания, на линейную перспективу, с изображением человеческих фигур. Ученица седьмого класса художественной школы Настя Кублик корпит над рисунком росомахи. Сделав несколько штрихов, задумывается. – Сотри эту тень, она здесь не нужна, – подсказывает преподаватель. Настя считает, что рисовать на пленэре гораздо интереснее, чем в классе. В “художку” она ходит с четвертого класса, и ей нравится. Но в будущем Настя не видит себя в роли профессионального художника или дизайнера. – Рисую больше для себя, – говорит девушка. По-честному В минувший понедельник нам все-таки повезло – выдался относительно теплый день. У шестиклассников урок пленэра проходит на бульваре Влюбленных. – Здравствуйте! – встречает корреспондентов Елена Чакина. – А у нас сегодня рисунок. Пока мы, стараясь никому не мешать, рассматриваем графические эскизы, над которыми трудятся ребята, Елена Чакина рассказывает нам о значении занятий на открытом воздухе. – На пленэре наши ученики учатся воспринимать натуру в крупномасштабном трехмерном пространстве, вычленять из нее важное и интересное, передавать цветотональные особенности с учетом конкретного освещения и погодных условий. Эскизы, которые мы создаем на пленэре, ребята потом используют для написания картин уже в классах… Мы, пользуясь случаем, задаем несколько дилетантских вопросов. – А разве нельзя написать картину не по эскизу, а “из головы”? – Шишкин своим ученикам говорил: “Не надо ничего придумывать, природа уже все придумала за нас”. Невозможно держать в голове все многообразие состояний природы. Среди русских художников только один мог писать картины по памяти, это Айвазовский. У него была феноменальная память. То есть теоретически взять и “просто нарисовать” картину можно, но это будет неправдивая живопись. А художник должен быть честным. Один живописец 15 лет делал наброски и собирал материал для будущего полотна. В итоге его не написал. Так что все не так просто, как кажется тем, кто просит художника: “Нарисуй, ну что тебе стоит”. – Те картины, что продаются в сувенирных отделах, всякие букеты сирени и тигры, кажется, написаны именно “из головы”… – Ну и вы же видите, насколько это неинтересно? Просто художественному восприятию и вкусу надо учить с малолетства, и делать это должны профессионалы. – Сейчас здесь дети рисуют мостик с разных точек. Они сами выбирают место и ракурс? – Да, мы только им говорим, что именно должно быть на рисунке, какая часть городского пейзажа. – А какие они используют материалы? – Совершенно разные. Если выполняют рисунок, то сангину, пастель, восковые мелки, простые карандаши… – Существует “красивая” и “некрасивая” натура? – Для художника – нет, ему интересно абсолютно все. Я, например, считаю, что у нас в Норильске самое красивое небо. Где еще можно увидеть такое невероятное световоздушное пространство и такие фантастические переходы от облаков к клубам заводского дыма! Кстати, индустриальный пейзаж тоже есть в нашей учебной программе, в старших классах. – Что сложнее всего изображать? – Линейную перспективу и фигуру человека, особенно в движении. Поэтому фигуру в пейзаж мы вводим тоже в старших классах. Органично ее вписать в рисунок – задача непростая, и если не учесть определенные закономерности, то вся картина лишится пластичности и “распадется”. – Научиться рисовать может любой человек? – При желании – да. Рисуют все! Одна из читательниц “ЗВ” поделилась с нами необычным опытом. Летом прошлого года, находясь в Москве, она случайно попала на мастер-класс по рисунку для всех желающих. Трехчасовое занятие проходило в парке Горького, наставниками были преподаватели московских вузов. Такие открытые уроки академического рисунка, живописи и основ композиции на пленэре уже обычное дело в столице. Мы узнали, что в Норильске есть частная художественная мастерская, которую посещают взрослые норильчане. Но об этом “Вестник” расскажет в другой раз. Справка “ЗВ” Пленэр (от французского en plein air – “на открытом воздухе”) – правдивое отображение в живописи красочного разнообразия натуры, проявляющегося под открытым небом, при активном влиянии воздуха и естественного освещения. Возведению пленэра в один из принципов изобразительного искусства художники обязаны импрессионистам. Именно они подняли этюды, выполненные на природе, до уровня самостоятельных картин. Выход с мольбертом, холстом и красками за пределы мастерской стал революцией в искусстве, а впоследствии – основой живописи. |
0 | Твитнуть |