“Лего” для великанов
ЕСТЬ ТАКАЯ СЛУЖБА
8 февраля 2018 года, 12:23 Фото: Николай ЩИПКО Текст: Татьяна РЫЧКОВА
|
Они неуловимые и мобильные, как ниндзя. Еще бы: их 38 человек, а кранов, которые нужно разобрать-собрать-перевезти из одного места НПР в другое, почти 100. И это не конструктор “Лего”, на который тоже требуется какое-то время. Их “детальки” весом до двадцати тонн! И работать с ними нужно, невзирая на порою сложные погодные условия, зачастую на высоте 20-этажного дома. Про некоторые секреты участка монтажа и ремонта грузоподъемных и перегрузочных машин – УРМ ГПМ – объединения “Норильсктрансремонт”, входящего в состав общества “Норильскникельремонт”, узнавал “Заполярный вестник”.
Год назад “ЗВ” рассказывал о башенном кране КБ-515.18 с поворотной башней – производства могилевского завода “Строммашина”, который помогает строить перинатальный центр рядом с оганерской больницей. Этот “журавлик” подает строительные конструкции и бетонный раствор для возведения монолитного каркаса и перекрытий зданий. Габариты подъемного сооружения вызывают уважение: высота – 50 метров, или 16 этажей (можно нарастить ее до 72 метров, это уже 24 этажа). Длина стрелы – 60 метров. Скорость подъема грузов – от 28 до 56 метров в минуту. Опорный контур – 8,5 на 8,5 метра. Общая масса крана – 169 тонн, а отдельных монтируемых элементов – до 10 тонн. Высота установки кабины – начиная от 22 метров. Предполагалось, что в декабре 2017-го этот красавец переедет на следующий объект, но строительство центра продолжается, и башенный кран по-прежнему несет свою службу. Новое задание редактора – написать о секретах монтажа этих гигантских “конструкторов”. Как и в прошлый раз, попытки добраться до неуловимых “ниндзя” удаются не сразу – ведь они так загружены. И вот наконец мы в Старом городе, в кабинете и.о начальника УРМ ГПМ Магомеда Магомедова. Он очень занят, закрывает наряды, и через 15 минут убегает на объект, но все же успевает ответить на несколько вопросов “ЗВ”. Особая каста – Магомед Адуевич, где работают краны, которые вы обслуживаете, и сколько их? – Работают на всех переделах комбината. Например, “Норильскому промышленному транспорту” принадлежат 45 башенных кранов; есть и внутренние, мостовые, которые ходят в цехах по рельсам, их 28. Портальных кранов, какие можно видеть на ПЕСХ, – 25 штук. Кроме этого, мы еще обслуживаем краны, которые принадлежат рудникам. В суровых климатических условиях у нас монтируются-демонтируются в основном башенные краны, такие как на перинатальном центре, и еще самоходные, на гусеничном ходу в стреловом или башенно-стреловом исполнении. Их мы тоже разбираем, перевозим на новое место на трале, лесовозе, спецвозе и там собираем. Это называется перебазировка. Если в процессе эксплуатации возникают какие-то поломки, мы устраняем их согласно аварийным заявкам. – На сколько частей делится конструкция? – Смотря какой кран и какой высоты. Заказчик заранее оговаривает, сколько метров ему нужно, от этого зависит, сколько секций башни мы поставим. Однозначного ответа нет. Максимальная высота может быть 120 метров, но это возможно на летних работах, крайне редко. В основном заказывают пониже. – Какими “винтиками” собирается великанский “Лего”? – Болтовыми соединениями. Секции крепятся восьмью болтами. Они вот такого диаметра и вот такой длины (показывает размеры примерно сантиметров 40. – Авт.). – И ваши отчаянные хлопцы сидят на высоте и крутят эти болты… Холодно, ветер, полярная ночь… – Что касается холода, ветра и прочих “прелестей” норильской погоды, то мы трудимся в таких же условиях, что и работники других профессий на внешних работах. Крайний Север для всех одинаков. Но есть и особенность – основной объем задач, которые мы решаем, связан с высотой. Вместе с тем строительные площадки в основном освещены. Люди обеспечиваются специальной зимней одеждой – костюмами “Монблан”, поверх надевают страховочные привязи, чтобы обезопасить себя от падения. Все монтажники подъемно-транспортного оборудования и слесари по ремонту перегрузочных машин имеют удостоверения о праве работать на высоте, все пристегиваются. – Лично вам приходилось там бывать? – Я практически каждый раз туда поднимаюсь, проверяю, смотрю. Ощущения? По погоде. И ветер бывает, и холод, и сама по себе высота не очень приятная вещь, когда качает там, наверху. – Должны быть какие-то особые показания по здоровью? – Конечно, ежегодно все рабочие проходят медкомиссию. Бывают ограничения по высоте: медицинские противопоказания, например, по зрению. А бывает, что человек, особенно из новичков, сам признается, что у него фобия – страх высоты. Если такого оставляют на участке, он выполняет вспомогательные работы внизу. – Непростой труд… Но, ощущения после того, как работа выполнена, наверное, непередаваемые! – Это правда. Скажу больше, у наших ребят со временем вырабатывается профессиональное самоуважение. Среди других участков, я вижу со стороны, они себя чувствуют особой кастой. Потому что выполняют действительно опасную работу. Условия сложнее, чем у многих других специалистов-ремонтников. – Каков возраст ваших героических коллег? – Есть и молодые, и среднего возраста, самому старшему под пятьдесят. У нас если человек чувствует, что уже не потянет, то сам уходит. Был бригадир 60 с лишним лет, но он работал внизу: показывал, рассказывал, передавал опыт. – Рост и вес для монтажников кранов имеет значение? – Нет. По габаритам главное, чтобы страховочная привязь подходила. Кто не поместится в нее, для этого участка не подходит. На складе самая большая привязь – примерно на 56-й размер. – Год назад мы наблюдали, как по крану у перинатального центра взбирается наладчик. Специалист с интересной фамилией Сенатор настраивал прибор безопасности – ограничитель нагрузки крана. Люди каких еще профессий занимаются обслуживанием этих машин? – На установке и ремонте кранов работают монтажники, слесари, электромонтеры, электрогазосварщики и наладчики. Геннадий Сенатор – из числа тех, кого “Норильсктрансремонт” ежегодно отправляет на материк на специальные курсы по наладке приборов безопасности, которые устанавливают в кранах. Он у нас один из лучших электромонтеров по обслуживанию и наладке оборудования этой техники. Из авторитетных людей могу назвать также бригадира, самого старшего и самого опытного монтажника Андрея Николаевича Желтова. – Чего бы пожелали своим ребятам? – Конечно, не помешало бы, чтобы всегда благоприятствовала погода. Еще удачи! Работы без травматизма и зарплаты хорошей! Первые ощущения Посторонние на монтаж кранов не допускаются, да и если бы вдруг разрешили взять интервью у монтажников на высоте, пожалуй, можно было бы умереть от страха. Поэтому мы рады, что есть возможность спросить у одного из этих героических людей, на пять минут заскочившего в кабинет Магомедова, что он чувствует там, наверху. Александру Бутовину 31 год. Из них в профессии – почти десять. Попал сюда по программе “Рабочая смена” с испытательным сроком полгода. Остался. С третьего разряда перевели на четвертый, потом на пятый. Успел заработать немало почетных грамот и благодарственных писем. – Александр, каковы были ощущения после первого подъема? – Высоко, страшно, голова кружится. Потом привыкаешь со временем, но все равно, и после стольких лет работы бывает порой страшновато. Это нормально. Если человек перестает бояться, может произойти какая-нибудь неприятность. Александр Бутовин демонтировал-монтировал краны на всех заводах и фабриках НПР, но на вопрос о секретах этого процесса в суровых климатических условиях отвечает, что нет их, никаких секретов. Когда порывы ветра достигают 15 метров, никто на работу и не гонит. Опасно, запрещено. Сильная парусность уже и при десяти метрах в секунду. В такие моменты монтажники занимаются подготовкой к переброске кранов. Важно работать добросовестно, соблюдать ТБ и наверстывать упущенное из-за непогоды время. Но это не секрет, добавляет Александр, такое отношение к любимому дело – залог успеха в любой профессии. ФАКТ Максимальная высота крана, который может трудиться на площадках Норильска, – 120 метров. Но задействовать такого великана возможно только на летних работах. |
0 | Твитнуть |