Лабораторная поверка
ОБРАЗОВАНИЕ
14 мая 2015 года, 15:47 Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ Текст: Валентина ВАЧАЕВА
|
Доступность высшего образования в России сделала актуальным вопрос его качества. О том, как решается эта проблема в отдельно взятом вузе страны, рассказал “ЗВ” Григорий РОГАЛЬСКИЙ, заведующий кафедрой бухгалтерского учета и финансов Норильского индустриального института.
– По нашему убеждению, очень серьезно повышает качество обу- чения научная работа студентов. Чтобы это реализовать, в вузе должны быть специализированные структуры. Например, научно-исследовательские лаборатории при кафедрах. В 2012 году на кафедре бухгалтерского учета и финансов была организована лаборатория социально-экономических исследований проблем монопрофильных муниципальных образований. В ее работу вовлекаются преподаватели, изучающие наиболее актуальные научные проблемы. Во время учебного процесса они транслируют их студентам. И затем совместно проводятся исследования, лучшие результаты которых выносятся на конференции в виде научных докладов, публикуются в виде статей. Общим результатом этого является просто более тесное адресное взаимодействие преподавателей и студентов, развитие различных компетенций учащихся, которые делают их более конкурентоспособными на рынке труда. Руководит лабораторией доцент кафедры, кандидат экономических наук Роман Анатольевич Кулян.
За идею – В конце апреля в институте прошла научно-практическая конференция, в том числе и секция “Муниципальная экономика”. Каковы ее итоги? – Стало очевидно, что выкристаллизовалась технологическая схема. С первокурсниками на одних и тех же научных семинарах работают не только преподаватели, но и студенты старших курсов. Набираются общие информационные базы для выполнения статистического анализа, проведения теоретических исследований и другие. Более опытные студенты показывают, как работать с научными материалами, тем, кто только начал интересоваться наукой. Те, в свою очередь, осваивают методику. Получается, ребята выигрывают дважды. Знания, полученные во время учебы, претворяются в жизнь в творческом процессе. Они эту работу презентуют, участвуют в обсуждении и учатся публично доказывать свою точку зрения. На очередной научной конференции по итогам работы лаборатории в 2015 году в присутствии представительного жюри – руководителей и ведущих специалистов городской администрации – прозвучали девять докладов, сопровождавшихся хорошо иллюстрированными презентациями. Всех присутствовавших, в том числе и членов жюри, заинтересовала “Разработка системы оценки рисков дестабилизации социальной сферы моногорода”. Ее авторы, студентки Ольга Иванова и Алина Стрябчева, начинали исследование на первом курсе. По результатам прошлого года они представили работу на конкурс, объявленный Министерством финансов РФ, и попали в число победителей. Причем первое место исследовательницы получили в номинации “За идею”. Идея же заключалась в том, что при формировании бюджета нужно учитывать мнение жителей, для чего следует проводить специализированный опрос. На вузовской конференции победительницы продемонстрировали, как проводить социологический опрос и как скорректировать бюджет, взяв нормативные показатели бюджетной обеспеченности и фактическую обеспеченность. Надо сказать, что и доклад, и презентация исследования вызвали оживленный интерес среди членов жюри. Когда в обсуждении научных результатов участвуют потенциальные работодатели, они начинают этих ребят видеть в качестве своих будущих коллег, запоминают, оценивают и к завершению обучения точно понимают, кто из них есть кто. – Можно предположить, что это исследование заказано городской администрацией? – Нет, никаких заказов администрация нам не давала, но ее представители в жюри признали, что исследование актуально, подчеркнув, что студентки самостоятельно сумели найти необходимую информацию и сделать правильные выводы. – Среди докладчиков были вузовские преподаватели? – Да, и это необходимо. Конференцию открыл Роман Анатольевич Кулян, обозначивший проблему мотивации студентов через практическую деятельность. Одним из слабых мест сегодняшнего вузовского обучения является недостаточная практическая подготовка студентов. Программа бакалавриата предполагает значительное (вполовину по сравнению с программами подготовки специалистов) сокращение часов, отведенных на практику. В результате у студентов резко сокращается мотивация к учебе. Изменить мы ничего не в силах, но у нас есть возможность заключения договоров с работодателями, в рамках которых студентам предоставляются рабочие места на неполный рабочий день. Ребята при этом на регулярной основе участвуют в работе конкретных организаций. Речь идет не столько о заработке, сколько о легальном присутствии в организации, где они могут заниматься профессиональной деятельностью. Сейчас у нас практикуется волонтерство, но без системы. Ее как раз и предложил Роман Анатольевич. Кстати, он руководит и направлением, которым занимаются Ольга Иванова и Алина Стрябчева. – Для кого из участников конференция-2015 стала итоговой? – В этом году выпускается Александра Злобина. Она сделала доклад по содержанию своей дипломной работы. Из многих работ на тему автоматизации бухгалтерского учета выпускница продемонстрировала самый интересный подход, проанализировав все существующие программные продукты. Чем они интересны, чего им не хватает в целом и что в них нужно улучшить. При этом в работе отмечены все улучшения, внедренные главным информационно-вычислительным центром Заполярного филиала. Анализ программного обеспечения проводился дипломницей на примере Надеждинского металлургического завода. Плюс налогообложение – Первых бакалавров кафедра выпустила в прошлом учебном году. Вы знаете, как они устроились? – Вместе с последними специалистами в прошлом году впервые выпускались и бакалавры. Никто из них не остался без работы. Считается, что бакалавр заведомо слабее специалиста, но за четыре года мы даем тот же объем знаний, что в свое время специалистам за пять лет. Чтобы студент мог успешно его усвоить, стараемся развивать технологии обучения и тщательнее отбирать абитуриентов. – Значит, проблем с трудоустройством выпускников-бакалавров нет? – В Норильске сложился устойчивый дефицит персонала. Причем дефицит и количественный, и системный, когда не хватает людей конкретных профессий. Например, остро ощущается нехватка электромехаников и врачей. И готовить их на месте в полном объеме мы не можем, и привлечь нечем. Но ведь работа из-за этого не останавливается. Проблема решается перераспределением функций между работающими сотрудниками. Если среднестатистический бухгалтер обрабатывает один участок, то в Норильске он работает на двух-трех участках и способен больше в два-три раза обработать документов. Выпускник материковского вуза, как правило, к этому не готов, в отличие от нашего, прошедшего практику на предприятии. Для него это норма. Именно поэтому наши выпускники очень востребованы на материке. – Но молодежь уезжает учиться в другие города и редко возвращается... – Если мы начнем оценивать условия Норильска, то по многим параметрам город живет не хуже других территорий. Молодежь, которая знает, что ее обеспечивают родители, заинтересована уехать под предлогом обу- чения желательно в крупный город, где есть хорошая молодежная тусовка. Там интереснее. Стоит задуматься о том, как улучшить качество жизни в Норильске для молодежи. Взрослые здесь уже чем-то заняты, новый приток сил – это наша молодежь. И только они будут развивать территорию. Никто сюда не приедет извне. Поэтому надо сохранять имеющиеся кадры и делать привлекательной территорию для молодежи, в том числе создавая новые направления образования. – Новые направления образования? Например? – Например, коллектив нашей кафедры решил создать еще один профиль подготовки. Мы долго думали, каким он должен быть. И остановились на налогах и налогообложении. У этого профиля есть большие перспективы. Начать хотели бы уже со следующего учебного года. – А где вы найдете преподавателей, если приток специалистов со стороны ограничен? – Если откроется магистратура, то проблемы с кадрами не будет. Магистр – это вторая ученая степень. Для вуза с точки зрения улучшения кадрового состава это очень полезное приобретение. Но основой являются действующие преподаватели кафедры. |
0 | Твитнуть |