Где тяжело – там они
ПРОМПЛОЩАДКА
6 декабря 2018 года, 16:27 Фото: Николай ЩИПКО Текст: Лариса СТЕЦЕВИЧ
|
Есть в специализированном шахторемонтном управлении “Норильскникельремонта” особая служба – инженеры по наладке и испытаниям, которых называют нейрохирургами от техники. Их всего 14 человек. Это наиболее квалифицированные специалисты, которые ремонтируют самую высокоточную технику, имеют дело с компьютерами, электрическими и гидравлическими системами.
Все самоходное дизельное оборудование минерального сырьевого комплекса Заполярного филиала – под надежным патронажем специалистов специализированного шахторемонтного управления “Норильскникельремонта”. На каждом руднике Заполярного филиала есть свой участок СШРУ, всего их восемь – это немногим более 350 слесарей-ремонтников, токарей, сварщиков, наладчиков. Как рассказал Александр Краус, начальник производственного отдела СШРУ, они ремонтируют все подземные машины, передвигающиеся на пневмоколесном ходу, причем все ремонты и обслуживание производятся прямо на месте, то есть под землей: – Это погрузочно-доставочные машины (ПДМ), самоходные буровые установки, доставщики взрывчатки и горюче-смазочных материалов, а также вся остальная вспомогательная техника. Например, только на “Октябрьском” порядка 120 единиц техники. Не так давно мы организовали и цех капитальных ремонтов. Как я уже говорил, в основном все ремонты мы ведем прямо на месте, под землей, но для особо сложных случаев есть наземный цех капремонтов, где агрегаты разбираются до винтиков и шурупчиков, неисправности устраняются – и самоходки вновь готовы к работе. Кроме того, есть в СШРУ и особая служба – инженеры по наладке и испытаниям, которых называют нейрохирургами от техники, их всего 14 человек. Это наиболее квалифицированные специалисты, которые ремонтируют самую высокоточную технику, имеют дело с компьютерами, электрическими и гидравлическими системами. Разбиты они на мобильные группы и работают по всем переделам ЗФ. – Это раньше было: в машине стартер, генератор – завели и поехали, – улыбается Александр Владимирович. – А сегодня джойстики, мини-компьютеры, системы RCS – у машин фирмы Epiroc (бывшая Atlas Copco), и VCM – у машин Sandwik (для автоматизации процессов бурения и отгрузки), система CAN-bus для передачи команд от оператора к машине через компьютер. Так что все не так просто. Поэтому и родилась идея создать этакую мобильную бригаду из числа своих опытных специалистов, а также приглашенных из фирм – производителей техники. Понять, отчего ПДМ в самый нужный момент с места не трогается, иногда совсем не просто, вот и вызывают инженеров-“нейрохирургов”. А крестный отец всех этих умельцев – Владимир Николаев, который о ремонте импортной подземной техники знает все. Благодаря ему при СШРУ несколько лет назад был создан учебный центр для подготовки высококвалифицированных наладчиков и грамотных слесарей. Он собрал под свое крыло наиболее талантливых инженеров, подготовил их по собственной системе и патронирует до сих пор. Все они прошли обучение, получили информацию о самоходной подземной технике разных фирм, которую он сам собирал годами, без малого 40 лет. Представляете, какие там энциклопедии! The Godfather наладчиков В своем учебном центре Владимир Николаев и бог, и царь, и воинский начальник. Заходим тихонько, боясь помешать, во вроде бы обыкновенный класс, где кругом схемы, и на рабочем столе Николаева тоже схемы, а также компьютеры (именно во множественном числе) и экзаменационные билеты. В Норильск Николаев приехал в 1979 году и устроился в строительное управление “Талнахпромстрой” мастером. Затем работал на “Комсомольском” бурильщиком шпуров, а с 2004 года – сервисным инженером в “Атлас Копко”. Через три года перешел в “Норильскникельремонт” инженером по наладке. Прежде чем стать учителем для норильских “нейрохирургов”, Николаев сам много учился. Как начал с 1971 года в Павлодарском монтажном техникуме, так и не останавливается по сей день, хотя кажется, что о самоходках он знает все. Есть в его зачете наш НИИ, где он получил диплом инженера-механика, и Уральская горная академия, в которой освоил специальность горного электромеханика. И сертификаты: DML45, PitWiper (штат Техас, США), ROC (Оребро, Швеция), Сaterpillar R-1300, R-1600, R-1700, R-2900, AD-45 (Восточная техника, Норильск). Кроме всего прочего в его активе есть и сертификат переводчика с английского языка от Норильского учкомбината. – Владимир Александрович, а технический английский язык – это так, для общего развития или необходимый инструмент для инженеров-наладчиков? – Это необходимость. Английский язык, гидравлика, электрика – это одно целое. Например, главный файл по регулировкам буровой каретки DD-421 пришел на английском языке. У меня есть сертификат, дающий право переводить пособия по импортной технике с английского на русский в нашей компании. В техникуме и институте учил немецкий, а английский пришлось осваивать через “сэлф эдьюкейшн” – самостоятельно. И всем, кто у меня учится, рассказываю, что у меня всегда был англо-русский словарик в шахте. Обычный, маленький, разговорный. Лупа, магнитик – на случай, если гаечку уронил, и словарик. И зеркальце еще от зубного врача, чтобы повернуть, если не видно что-то в пульте. Все это продается в наборе для автоэлектрика. Его ученики: все слесари, электрослесари, слесари-ремонтники, сменные механики СШРУ – могут прийти к нему в любое время: – Информацию по всем машинам я перебрасываю им на флешки, чтобы можно было и дома посмотреть. Конечно, электрослесарям и инженерам по наладке сейчас легче. На мониторе в кабине в случае неисправности высвечивается Error (ошибка), открываем ноутбук и смотрим, какой модуль отвечает за данный код неисправности (Caterpillar). Или к примеру, погрузчики и самосвалы фирм Sandwik и Atlas Copco (сейчас фирма называется Epiroc) третьего поколения – компьютеры в них сами все пишут на экранах: у Sandwik это и название электронного блока, который надо проверить на выходной сигнал, и номер актуального кода, и даже время и смена, когда случилась неисправность. У фирмы Epiroc совсем просто: здесь электронный блок, где отсутствует связь CAN или неисправен датчик, за который он отвечает, окрашивается в красный цвет. Стоит только навести на него курсор и нажать клавишу Enter, как на дисплее машины увидим неисправность. На машинах фирмы Сaterpillar алгоритм другой: например, что означает выскочивший на дисплее код 0631 (СID)? Машина не может выехать из забоя – нет заднего хода. Что ж она будет ехать, если, посмотрев в справочник, находим: не работает соленоид (электрогидравлический клапан) №1 заднего хода. Следующий шаг: открываем электрическую схему и проверяем проводку или сам клапан – зависит от кода FMI. Многие ребята после моих лекций и индивидуальных занятий стали настоящими профи. Теперь приходят машины, оснащенные электронными блоками. Вот, изучаем систему RCS, VCM. Кто это изучил и у кого свои машины с электронным блоком, скачивают такие программы для своих легковушек через Интернет, говорят спасибо и ремонтируют сами. Конечно, объять необъятное невозможно, как говорил Козьма Прутков, главное – чтобы у человека было желание учиться, и тогда все получится, – подводит итог Владимир Николаев. ЦИТАТА Владимир Николаев: “Многие ребята после моих лекций и индивидуальных занятий стали настоящими профи. Конечно, объять необъятное невозможно, как говорил Козьма Прутков, главное – чтобы у человека было желание учиться, и тогда все получится”. |
0 | Твитнуть |