Четверг,
6 декабря 2018 года
№48 (4666)
Заполярный Вестник
На краю Севера Далее
Друзья и годы Далее
Сова, собака и многое другое Далее
Шесть в одном Далее
Лента новостей
15:05 Норильску требуются врачи, медсестры и охранники
14:05 Норильская выставка «Два сердца» стала победителем профессиональной премии «Музейный Олимп»
12:50 Школьники из Норильска и Дудинки представили свои изобретения в Красноярске
11:25 Эксперты высоко оценили отчет «Норникеля» об устойчивом развитии
10:05 Проект Follow Up Siberia получил признание профессионального сообщества
Все новости
Где тяжело – там они
ПРОМПЛОЩАДКА
6 декабря 2018 года, 16:27
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Лариса СТЕЦЕВИЧ
Есть в специализированном шахторемонтном управлении “Норильскникельремонта” особая служба – инженеры по наладке и испытаниям, которых называют нейрохирургами от техники. Их всего 14 человек. Это наиболее квалифицированные специалисты, которые ремонтируют самую высокоточную технику, имеют дело с компьютерами, электрическими и гидравлическими системами.
Все самоходное дизельное оборудование минерального сырьевого комплекса Заполярного филиала – под надежным патронажем специалистов специализированного шахторемонтного управления “Норильскникельремонта”. На каждом руднике Заполярного филиала есть свой участок СШРУ, всего их восемь – это немногим более 350 слесарей-ремонтников, токарей, сварщиков, наладчиков.
Как рассказал Александр Краус, начальник производственного отдела СШРУ, они ремонтируют все подземные машины, передвигающиеся на пневмоколесном ходу, причем все ремонты и обслуживание производятся прямо на месте, то есть под землей:
– Это погрузочно-доставочные машины (ПДМ), самоходные буровые установки, доставщики взрывчатки и горюче-смазочных материалов, а также вся остальная вспомогательная техника. Например, только на “Октябрьском” порядка 120 единиц техники.
Не так давно мы организовали и цех капитальных ремонтов. Как я уже говорил, в основном все ремонты мы ведем прямо на месте, под землей, но для особо сложных случаев есть наземный цех капремонтов, где агрегаты разбираются до винтиков и шурупчиков, неисправности устраняются – и самоходки вновь готовы к работе.
Кроме того, есть в СШРУ и особая служба – инженеры по наладке и испытаниям, которых называют нейрохирургами от техники, их всего 14 человек. Это наиболее квалифицированные специалисты, которые ремонтируют самую высокоточную технику, имеют дело с компьютерами, электрическими и гидравлическими системами. Разбиты они на мобильные группы и работают по всем переделам ЗФ.
– Это раньше было: в машине стартер, генератор – завели и поехали, – улыбается Александр Владимирович. – А сегодня джойстики, мини-компьютеры, системы RCS – у машин фирмы Epiroc (бывшая Atlas Copco), и VCM – у машин Sandwik (для автоматизации процессов бурения и отгрузки), система CAN-bus для передачи команд от оператора к машине через компьютер. Так что все не так просто. Поэтому и родилась идея создать этакую мобильную бригаду из числа своих опытных специалистов, а также приглашенных из фирм – производителей техники.
Понять, отчего ПДМ в самый нужный момент с места не трогается, иногда совсем не просто, вот и вызывают инженеров-“нейрохирургов”. А крестный отец всех этих умельцев – Владимир Николаев, который о ремонте импортной подземной техники знает все. Благодаря ему при СШРУ несколько лет назад был создан учебный центр для подготовки высококвалифицированных наладчиков и грамотных слесарей. Он собрал под свое крыло наиболее талантливых инженеров, подготовил их по собственной системе и патронирует до сих пор. Все они прошли обучение, получили информацию о самоходной подземной технике разных фирм, которую он сам собирал годами, без малого 40 лет. Представляете, какие там энциклопедии!
The Godfather наладчиков
В своем учебном центре Владимир Николаев и бог, и царь, и воинский начальник. Заходим тихонько, боясь помешать, во вроде бы обыкновенный класс, где кругом схемы, и на рабочем столе Николаева тоже схемы, а также компьютеры (именно во множественном числе) и экзаменационные билеты.
В Норильск Николаев приехал в 1979 году и устроился в строительное управление “Талнахпромстрой” мастером. Затем работал на “Комсомольском” бурильщиком шпуров, а с 2004 года – сервисным инженером в “Атлас Копко”. Через три года перешел в “Норильскникельремонт” инженером по наладке.
Прежде чем стать учителем для норильских “нейрохирургов”, Николаев сам много учился. Как начал с 1971 года в Павлодарском монтажном техникуме, так и не останавливается по сей день, хотя кажется, что о самоходках он знает все. Есть в его зачете наш НИИ, где он получил диплом инженера-механика, и Уральская горная академия, в которой освоил специальность горного электромеханика. И сертификаты: DML45, PitWiper (штат Техас, США), ROC (Оребро, Швеция), Сaterpillar R-1300, R-1600, R-1700, R-2900, AD-45 (Восточная техника, Норильск). Кроме всего прочего в его активе есть и сертификат переводчика с английского языка от Норильского учкомбината.
– Владимир Александрович, а технический английский язык – это так, для общего развития или необходимый инструмент для инженеров-наладчиков?
– Это необходимость. Английский язык, гидравлика, электрика – это одно целое. Например, главный файл по регулировкам буровой каретки DD-421 пришел на английском языке. У меня есть сертификат, дающий право переводить пособия по импортной технике с английского на русский в нашей компании. В техникуме и институте учил немецкий, а английский пришлось осваивать через “сэлф эдьюкейшн” – самостоятельно. И всем, кто у меня учится, рассказываю, что у меня всегда был англо-русский словарик в шахте. Обычный, маленький, разговорный. Лупа, магнитик – на случай, если гаечку уронил, и словарик. И зеркальце еще от зубного врача, чтобы повернуть, если не видно что-то в пульте. Все это продается в наборе для автоэлектрика.
Его ученики: все слесари, электрослесари, слесари-ремонтники, сменные механики СШРУ – могут прийти к нему в любое время:
– Информацию по всем машинам я перебрасываю им на флешки, чтобы можно было и дома посмотреть. Конечно, электрослесарям и инженерам по наладке сейчас легче. На мониторе в кабине в случае неисправности высвечивается Error (ошибка), открываем ноутбук и смотрим, какой модуль отвечает за данный код неисправности (Caterpillar).
Или к примеру, погрузчики и самосвалы фирм Sandwik и Atlas Copco (сейчас фирма называется Epiroc) третьего поколения – компьютеры в них сами все пишут на экранах: у Sandwik это и название электронного блока, который надо проверить на выходной сигнал, и номер актуального кода, и даже время и смена, когда случилась неисправность. У фирмы Epiroc совсем просто: здесь электронный блок, где отсутствует связь CAN или неисправен датчик, за который он отвечает, окрашивается в красный цвет. Стоит только навести на него курсор и нажать клавишу Enter, как на дисплее машины увидим неисправность. На машинах фирмы Сaterpillar алгоритм другой: например, что означает выскочивший на дисплее код 0631 (СID)? Машина не может выехать из забоя – нет заднего хода. Что ж она будет ехать, если, посмотрев в справочник, находим: не работает соленоид (электрогидравлический клапан) №1 заднего хода. Следующий шаг: открываем электрическую схему и проверяем проводку или сам клапан – зависит от кода FMI.
Многие ребята после моих лекций и индивидуальных занятий стали настоящими профи. Теперь приходят машины, оснащенные электронными блоками. Вот, изучаем систему RCS, VCM. Кто это изучил и у кого свои машины с электронным блоком, скачивают такие программы для своих легковушек через Интернет, говорят спасибо и ремонтируют сами. Конечно, объять необъятное невозможно, как говорил Козьма Прутков, главное – чтобы у человека было желание учиться, и тогда все получится, – подводит итог Владимир Николаев.
 
ЦИТАТА
Владимир Николаев: “Многие ребята после моих лекций и индивидуальных занятий стали настоящими профи. Конечно, объять необъятное невозможно, как говорил Козьма Прутков, главное – чтобы у человека было желание учиться, и тогда все получится”.
0
Последние отзывы на форуме «ЗВ» (всего 2)
Макс, 4 дн. назад в 17:57
батанят в школе а без опыта не научишь. там много руками работать надо чтобы понимать
Nickel, 5 дн. назад в 20:22
Это ж сколько "ботанить" надо, чтобы таким человеком стать! Круто!
Добавить комментарий
Ваше имя:
Соберите пазл:

Введите в поле код из 6 символов, отображенных в виде изображения.
Собирать идеально - не обязательно, просто приблизительно соберите картинку (должен быть включен JavaScript).
Совет: для того чтобы не вводить каждый раз код, указанный на картинке — зарегистрируйтесь на форуме и авторизуйтесь, при этом все новые сообщения, написанные вами, будут автоматически публиковаться от указанного при регистрации имени.

Читайте также в этом номере:

Выгода от ума (Виктор ЦАРЕВ)
Нужный ноль (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Риск под контролем (Федор АНДРЕЕВ)
Борьба за легендарный кубок (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
В отличной форме (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Оценили гостеприимство (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Лучшие в сети (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Миллиард на экономию (Татьяна РЫЧКОВА)
Горд и счастлив (Татьяна РЫЧКОВА)
Это только начало (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Аэропорт Николая Урванцева (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Праздник из снега и льда (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Кто ждет новоселья? (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Подарки для города (Виктор ЦАРЕВ)
Давайте договариваться (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
О самом интересном в мире (Варвара СОСНОВСКАЯ)
Время выбирать (Елена ПОПОВА)
Сети вам в помощь (Татьяна РЫЧКОВА)
Вышли на сцену (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Уют на краю земли (Виктор ЦАРЕВ)
Воспитание творчеством (Валентина ВАЧАЕВА)
Где искать праздник? (Мария СОКОЛОВА)
Гора для двоих (Анна САРАФАНОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск