Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Если бы не война
Я ПОМНЮ. Я ГОРЖУСЬ
9 апреля 2015 года, 14:39
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
Более 70 лет живет и работает в Норильске Набиля Султангареева. Возможно, сегодня она единственная, кто видел на сцене Норильского Заполярного театра Иннокентия Смоктуновского, чье 90-летие недавно отметили во всем мире. Витольд Непокойчицкий, Лидия Миненко, Михаил Потапов, Валерий Буре, Андрей Старостин – список норильских знаменитостей и именитостей, ставших норильчанами, о которых может рассказать преподаватель общего фортепиано детской школы искусств, можно продолжать бесконечно.
– Меня познакомили со Смоктуновским на избирательном участке, который находился в здании театра на Горной улице. Я была агитатором, а Кешу ко мне приставили провожатым, чтобы ходил со мной по балкам... Это был 1947 год, и он только что приехал в Норильск. Во время выборов в театре шли концерты, спектакли. На один из них с его участием Кеша меня и пригласил. Помню, он так достоверно сыграл какого-то мерзавца, что я еще долго находилась во власти этого образа.
В следующий раз бывшего артиста Норильского Заполярного театра Набиля Султангареева увидела уже в Москве, в кинотеатре. Какой это был фильм, сейчас уже не вспомнит. Возможно, “Убийство на улице Данте” Ромма, где Смоктуновский сыграл эпизод, может, “Солдаты” по прозе Виктора Некрасова. Известно, что великий Товстоногов взял артиста на роль князя Мышкина после того, как увидел Смоктуновского-Фарбера в “Солдатах”.
Как Вишневская
Набиля в это время училась в Московской консерватории и сообщила подружкам по общежитию, что посмотрела фильм с участием знакомого артиста. Разыскать будущую знаменитость в столице ей не пришло в голову, о чем она, впрочем, не жалеет. Тогда студентку вокального отделения больше занимало собственное будущее. Часто слушая  в Большом театре Галину Вишневскую, она знала, к чему ей стремиться. Беда пришла, откуда не ждали: у будущей певицы на связках образовались узлы.
– Если бы не война, я бы поступила в консерваторию лет на десять раньше, и, может быть, жизнь сложилась бы совсем по-другому, – как-то обронила она.
Набиля пела всегда и везде: дома, за работой в проектном отделе вместе с остальными копировщиками. Однажды в ДИТРе она обратилась к руководителю вокальной группы Марии Константиновне Мухановой, оперной певице, бывшей солистке Всесоюзного радиокомитета, с просьбой позаниматься с ней. Мария Константиновна тогда решила, что 17-летней девушке нужно подождать. Зато через десять лет при случайной встрече в Москве, узнав о несчастье с голосом, предложила помочь и даже хотела познакомить Набилю с известной певицей Ниной Дорлиак. Но девушка отказалась от помощи и вскоре вернулась в Норильск. Здесь она вновь оказалась под крылом своего первого наставника пианиста Николая Васильева. Николай Борисович, под аккомпанемент которого сотрудница проектного отдела пела романсы, народные песни и арии из опер, к тому времени возглавил первую в городе музыкальную школу.  
Проектный отдел
Впервые в Норильск девушка приехала во время войны, в 1943-м, из Красноярска. Ее отца комиссовали по болезни со службы в военном городке. В семье было четверо детей. Старшего, Наиля, в 1942-м призвали в армию. Две дочери, в том числе и Набиля, оставив школу, пошли работать в пошивочную мастерскую.
– Чтобы прокормить семейство, мама сдавала кровь. Мы с сестрой перешивали одежду. Я и себе сшила курточку из портянок отца и перешила пальто из подарка знакомой. Когда папу отправили на работу на Север, родные решили, что с ним должна поехать я. Через год сюда же приехала младшая сестра, чтобы учиться в техникуме, а я отпросилась в отпуск и привезла маму.
Почти одиннадцать лет Набиля проработала в проектном отделе, будущем “Норильскпроекте”. Ее принимал на работу первый руководитель отдела Александр Шаройко.
– Когда Александр Емельянович узнал, что мне всего 16 лет, засомневался, но все-таки взял меня в отдел копировщицей. Нас было немного: Октябрина Непомнящая, Марк Хасдан, Сима Чалкин, Петя Сичевой, Вера Гуляева, Толя Мальцев и я. Работали посменно. С 9 до 23 часов с перерывом на два часа днем и так же ночью. Приходилось делать все – от простейших геологических разрезов до чертежей оборудования. Ночью копируем и поем в свое удовольствие. В дверях иногда появлялся Александр Емельянович. Послушает и уйдет к себе. Замечаний нам никогда не делал, хотя его кабинет был напротив.
Отдельно хранит память Набили Султангареевой воспоминания о Михаиле Георгиевиче Потапове, авторе снегозащитных щитов.
– Бригадир нашей транспортной группы Валентин Никонович Скалигеров дал задание сделать альбом всех вариантов снегозащитных заборов Потапова. Каждый чертеж в уменьшенном виде, работа почти ювелирная. Пока я корпела над этими чертежами, Михаил Георгиевич не раз подходил ко мне, согнется – был высоким – и что-нибудь непременно подскажет, посоветует.  Очень хвалил меня за старание и упорство.
Стала Беллой
После войны, в 1946-м, семья Султангареевых перебралась с Заводской на улицу Севастопольскую. Трехэтажное здание рядом с будущим театром, как и сам театр, до наших времен не сохранилось, но осталась память о квартире на две семьи с длинным, “как кишка”, коридором. Потом Султангареевы несколько раз меняли адрес, пока не осели в доме на Ленинском, 5.
Норильск 40–50-х годов, несмотря на военные и послевоенные трудности, вспоминается Набиле Ахмедовне как лучшее время жизни. Работа, учеба, занятия вокалом, концерты в ДИТРе, спорт и мечта о большой сцене. Сегодня к своему возвращению в ставший родным Норильск ветеран труда с почти 70-летним стажем относится по-разному. Иногда жалеет, что не осталась в Москве. Неизменной остается преданность делу, которому она служит все эти годы.
– Когда я вернулась в Норильск, сегодняшнего здания музыкальной школы, а потом и училища на Богдана Хмельницкого еще не было. Каким оно будет, я знала со слов Николая Борисовича Васильева, который водил меня на строительство. В школу я пришла через пять лет после ее открытия. В этом году ей исполняется 60. Из них 55 – мои…
Столько же лет Набилю Ахмедовну зовут Беллой, чтобы детям было удобно. Три десятилетия она преподавала им музыкальную литературу. В последние годы  перешла на общее фортепиано. Дети, работа продолжают составлять смысл жизни этой хрупкой, но такой стойкой женщины. Ученики Беллы Ахмедовны до сих пор вспоминают своего преподавателя музлитературы как талантливого педагога, а коллеги и друзья признаются, что рядом с ней считали себя защищенными:
– Если надо, она надевает свои медали (“За доблестный труд в Великой Отечественной войне”, учрежденную в 1945-м, и ко всем юбилеям Победы. – Авт.) и идет по инстанциям.
С фотографией брата
Свои медали ветеран труда хранит вместе с наградами брата Наиля, военного радиста призыва 1942 года. Семье Султангареевых несказанно повезло: единственный сын и брат прошел всю войну и выжил. Правда, после Победы домой вернулся не сразу, по словам сестры, служил еще пять лет. Домом в 1950-м для него тоже стал Норильск. Демобилизованный воин сразу же нашел работу в поселке и поступил на вечернее отделение горно-металлургического техникума. Больше полувека прожил в Заполярье бывший фронтовик. Местом работы Наиля Султангареева почти все это время была “Норильскавтоматика”, где его до сих пор вспоминают добрым словом. Последний праздник Победы фронтовик отметил в 2006-м. Осенью его не стало. С уходом из жизни брата, болевшего последние 19 лет, из формулы норильской жизни Беллы Султангареевой ушло понятие “семья”. Теперь и сестры, обосновавшиеся в Днепропетровске, оказались временно недоступны. Но любимица военного и послевоенного Норильска не сдается. На 9 Мая она планирует выйти на улицы своего города с фотографией брата. Тем более что у него, как и у народного артиста, тоже юбилей – 90-летие со дня рождения. Пожелаем же его сестре, бойцу трудового фронта, как можно дольше оставаться в строю.
 
В ДИТРе на праздничном концерте. За роялем – композитор Борис Татаринов. На обороте снимка надпись: “На долгую память талантливой Беллочке от Б.Татаринова”
С подругой из проектного отдела Верой Гуляевой: “Мы были мужественные. Не ныли, не жаловались, а работали, учились, пели...”
На стадионе “Динамо” после легкоатлетических соревнований 26 июня 1949 года. Набиля – вторая справа
Братом-фронтовиком гордилась вся семья Султангареевых
Глава города Олег Курилов вручил нашей героине медаль “70 лет Победы в Великой Отечественной войне”
0

Читайте также в этом номере:

Инженеры будущего (Татьяна РЫЧКОВА)
Деловые предложения (Мария ГРИГОРЬЕВА)
Работа в основных цехах (Ростислав ЗОЛОТАРЕВ)
Новый транспорт – хорошо (Лариса ФЕДИШИНА)
Поговорим о рекламе (Марина БУШУЕВА)
Знатоки нюансов (Татьяна РЫЧКОВА)
Дела сердечные (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Как март прожили (Лариса ФЕДИШИНА)
Определенная пенсия (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Ваша личная телеминута (Марина БУШУЕВА)
Есть ли есть? (Елена ПОПОВА)
До и после Театральной (Лариса ФЕДИШИНА)
Один день с епископом (Татьяна РЫЧКОВА)
Русский никель в документах (Юлия МИЗИНА, библиотекарь НТБ)
Помянуть добром (Рубрику ведет Валентина ВАЧАЕВА)
Люди и звери (Лариса ФЕДИШИНА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск